Сувениры — это реклама?
(Мошкович М.)
(«ЭЖ-Юрист», 2007, N 18)
СУВЕНИРЫ — ЭТО РЕКЛАМА?
М. МОШКОВИЧ
Мария Мошкович, эксперт «ЭЖ-Юрист».
Письмом от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@ Федеральная налоговая служба разослала по своим подразделениям ряд писем Федеральной антимонопольной службы для использования в работе.
Как известно, одной из необходимых черт рекламы является ее адресованность неопределенному кругу лиц. В связи с этим ФАС разъяснила, что данный признак означает лишь отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена.
Поэтому распространение неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге всегда должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации (авторучки, футболки, пакеты, календари и пр.) в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена (письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624).
Данная позиция весьма любопытна, так как ранее сувениры не всегда признавались рекламой. Считалось, что если сувенирная продукция передается конкретным лицам, например во время проведения деловых встреч, то затраты организации не могут быть квалифицированы в качестве рекламных — в силу определенности круга получающих лиц (письмо МНС России от 16.08.2004 N 02-5-10/51).
Кроме того, по мнению ФАС, нанесение логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию всегда осуществляется в рекламных целях, независимо от дальнейшего распространения этой продукции сотрудникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в том числе на безвозмездной основе. Ко всем подобным случаям применяются положения подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ (освобождение от НДС передач в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей) (письмо ФАС России от 23.01.2006 N АК/582).
Но при этом если указанная продукция используется сотрудниками организации в их непосредственной работе, то нанесенная на нее информация не будет рассматриваться в качестве рекламы и на нее не будут распространяться требования законодательства о рекламе (письмо ФАС от 30.10.2006 N АК/18658).
——————————————————————