Юридическая ответственность как средство регулирования правоотношений в сфере рекламы
(Алексеева С. С.) («Реклама и право», 2011, N 1)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ
С. С. АЛЕКСЕЕВА
Алексеева С. С., аспирант кафедры международного частного и предпринимательского права Саратовской государственной академии права.
В условиях роста экономической стабильности современной России одним из важнейших ее элементов является реклама. Трудно представить себе успешную реализацию большинства товаров и услуг, особенно новинок, без хорошей рекламной поддержки. Для упорядочения общественных отношений в сфере рекламы в современном российском законодательстве сложилась определенная система норм, которая их регулирует. При этом большинство правовых норм содержит соответствующие санкции, устанавливающие ответственность за нарушение правил, прописанных гипотезой и диспозицией. Ни одно правило, определенное законодателем в качестве нормы поведения, не может считаться жизнеспособным, если не установлена ответственность за отступление от него. Поэтому ответственность следует считать одной из составляющих механизма правового регулирования общественных отношений, без которого он не может нормально функционировать. Современное российское законодательство о рекламе, в том числе и об ответственности за его нарушение, является сравнительно новым, как и сложившаяся за последние двадцать лет в стране система рыночных отношений. В связи с этим изучение ответственности за нарушения законодательства о рекламе как средстве правового регулирования соответствующих отношений является достаточно актуальным. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о рекламе, являясь по своей природе одним из средств правового регулирования и разновидностью юридической ответственности, имеет общие для данного правового явления признаки. Данные признаки содержатся в общем понятии юридической ответственности, согласно которому это установленная в особом процессуальном порядке обязанность субъекта, совершившего правонарушение, претерпевать адекватные лишения личного, имущественного или организационного характера, предусмотренные санкцией юридической нормы. Исходя из данного понятия, определяются следующие признаки юридической ответственности: она установлена государством с помощью правовой нормы; фактическим основанием и моментом ее возникновения является правонарушение; связана с санкциями, которые выражаются в возложении обязанности на субъекта правонарушения, объективно носящей для него негативный характер; данные обязанности возлагаются с помощью особого государственного карательного аппарата; юридическая ответственность осуществляется в особых процессуальных формах <1>. ——————————— <1> См.: Кулапов В. Л. Проблемы теории государства и права. Саратов, 2006. С. 343 — 346.
Указанное видение сущности юридической ответственности изложено применительно к традиционному ее пониманию — ретроспективной ответственности — ответственности за уже имевшие место действия. При этом, не вдаваясь в полемику сторонников существования позитивной и ретроспективной ответственности либо только одной ретроспективной, следует отметить, что для любого субъекта правоотношений сдерживающим от совершения правонарушения мотивом является возможность применения к нему мер ответственности. Данный мотив возникает не только по причине знания лица о предшествовавших случаях привлечения к ответственности за аналогичные деяния, но и вследствие осведомленности субъекта об установленных законом санкциях за совершение таких действий. Таким образом, следует признать, что ответственность существует и в позитивном аспекте — как ответственность за будущее поведение. При этом к позитивной ответственности применимы все вышеуказанные признаки юридической ответственности. Так, по мнению И. Н. Синякина, юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права <2>. ——————————— <2> См.: Синякин И. Н. Понятие и признаки юридической ответственности // Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 1997. С. 543.
Наиболее признанной классификацией юридической ответственности является ее деление по характеру применяемых санкций на три основных вида: уголовную, административную и гражданско-правовую. Кроме указанных существуют и другие виды ответственности: гражданско — и уголовно-процессуальная, налоговая и т. д. Но к нарушениям законодательства о рекламе они прямого отношения не имеют. Итак, исследование ответственности за нарушение законодательства о рекламе наиболее удобно проводить, опираясь на указанную классификацию ответственности по видам применяемых санкций. При этом каждый вид ответственности необходимо исследовать, исходя из вышеуказанных признаков ответственности. То, какой именно вид ответственности применим в каждом конкретном случае, необходимо определять в зависимости от того, какая именно правовая норма нарушена, какой характер носило правонарушение по совокупности субъективных и объективных признаков (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона), какие неблагоприятные последствия предусмотрены для правонарушителя, каким госорганом и в каких процессуальных формах они будут осуществляться. Первым и наиболее строгим видом ответственности является уголовная ответственность. В российском уголовном законодательстве не существует специальных норм, предусмотренных для правонарушений в сфере рекламы. При этом следует учитывать, что неправомерные действия в сфере рекламных правоотношений довольно часто наносят имущественный ущерб. В связи с этим, определяя уголовно-правовую норму, предусматривающую ответственность в сфере рекламных правоотношений, необходимо обратиться к нормам о преступлениях против собственности, так как именно данные преступления в первую очередь связаны с причинением имущественного ущерба. Преступлением против собственности, которое может воплощаться в деяниях, связанных с правоотношениями в сфере рекламы, может быть мошенничество, т. е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Чтобы проиллюстрировать подобное преступление на конкретном примере, достаточно вспомнить рекламные мероприятия знаменитых финансовых пирамид АО «МММ», ЗАО «Русский дом «Селенга» и т. д. Так, недобросовестные организаторы этих структур через свои рекламные акции обещали баснословные прибыли потенциальным вкладчикам. При этом данным лицам было заранее известно, что они не смогут своим вкладчикам обеспечить обещанные проценты, и они не собирались возвращать доверенные им вкладчиками денежные средства, «о наличии умысла, направленного на хищение путем мошенничества, свидетельствует, в частности, заведомое отсутствие у лица реальной финансовой возможности исполнить обязательство» <3>. Также преступники знали, что большинство российских граждан еще не успели адаптироваться к новым реалиям современной жизни и, ослепленные возможностью немалой и легкой прибыли, с охотой отдадут свои «кровные». Таким образом, в данном случае имелись все признаки хищения чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием. При этом обман, как один из обязательных признаков мошенничества, являющийся сообщением недостоверной информации потерпевшему, получал свое воплощение в рекламных роликах, в рекламе в печатных изданиях, на радио. ——————————— <3> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».
Давая характеристику уголовной ответственности за совершение мошенничества, путем обмана через сообщение недостоверной информации в рекламе, необходимо отметить, что она установлена при помощи правовых норм. Первой нормой является содержащийся в ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» запрет на недостоверную рекламу. Вторая норма содержится в ст. 159 УК РФ, которая запрещает сообщение недостоверной информации лицу, с целью причинения ему имущественного ущерба с корыстной целью. Состав мошенничества как уголовного правонарушения, которое может быть связано с недостоверной рекламой, характеризуется следующими признаками: субъект — физическое лицо, достигшее возраста привлечения к уголовной ответственности (16 лет), которое может понимать фактический характер своих действий и руководить ими; субъективная сторона — как желание причинить имущественный ущерб путем обмана или злоупотребления доверием с корыстной целью; объект — общественные отношения, связанные с обеспечением неприкосновенности всех видов собственности; предмет преступного посягательства — имущество, которое переходит из владения обманываемого лица тому, кто совершает обман, либо другому лицу; объективная сторона — действия по распространению недостоверной информации через рекламу и по получению чужого имущества. Следует отметить, что при установлении факта причинения имущественного ущерба и его размера могут возникать определенные трудности объективного характера. Так, в случае финансовых пирамид с этим не может возникнуть больших трудностей, так как обманутый вкладчик лишается своих средств, которые он доверил. Суммой невозвращенных денежных средств будет измеряться имущественный ущерб. Однако имущественный ущерб может причиняться потребителям товаров и услуг, которые приобретают их, будучи введенными в заблуждение относительно их характеристик. При этом потребитель получает определенный товар либо услугу в обмен на полученные от него денежные средства, но не того качества, на которое он рассчитывал. В итоге потребителю причиняется определенный имущественный ущерб, размер которого установить достаточно сложно. Кроме того, обманутому потребителю причиняется и моральный ущерб, который зачастую для потребителя более неприятен, чем имущественный. В итоге налицо совершение общественно опасных деяний через недостоверную рекламу, за которые виновные лица всей полноты ответственности не несут. В связи с этим представляется целесообразным введение в уголовное законодательство норм, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства о рекламе, в случаях, когда такие деяния несут общественную опасность в виде возможности умышленного причинения существенного имущественного либо морального ущерба. Завершая характеристику уголовной ответственности за совершение правонарушений в сфере рекламы, следует отметить, что она реализуется через установленные уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательствами процессуальные формы органами следствия, судом и органами, исполняющими уголовные наказания, путем привлечения лица к данной ответственности и применения к нему уголовного наказания либо иных установленных уголовным законодательством мер. Следующим видом юридической ответственности является административная ответственность. Данный вид ответственности за совершение правонарушений в сфере рекламы установлен в первую очередь ст. 14.3 КоАП РФ. Кроме нормы, содержащейся в указанной статье, основанием для применения административной ответственности за совершение правонарушений в сфере рекламы является законодательство о рекламе. Согласно ст. 4 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона; отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Таким образом, переходя к характеристике административного правонарушения в сфере рекламы, следует указать на то, что с объективной стороны оно будет характеризоваться несоблюдением одного из требований к рекламе, установленных Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», а также принятыми в соответствии с ним подзаконными актами. Указанный Закон определяет круг нарушений таких противоправных действий, за которые возможно наступление ответственности. Так, рекламодатель и рекламораспространитель, помимо прочего, несут ответственность за недобросовестную, недостоверную рекламу. При этом данные деяния не несут в себе признаков уголовного правонарушения. Объектом административного правонарушения в сфере рекламы является стабильность общественных отношений в сфере рекламы. Предмет — права и законные интересы отдельных лиц, которые нарушаются в результате подобного правонарушения. С субъективной стороны административные правонарушения в сфере рекламы могут характеризоваться как умышленной формой вины, так и неосторожностью. Субъектом административного правонарушения в сфере рекламы может быть физическое лицо, достигшее возраста привлечения к уголовной ответственности (16 лет), которое может понимать фактический характер своих действий и руководить ими, или юридическое лицо. При этом существенный характер имеет то, является ли физическое лицо должностным (либо индивидуальным предпринимателем, которые в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ приравниваются к должностным лицам) либо субъектом правонарушения является юридическое лицо. Так, административная ответственность за правонарушения в сфере рекламы предполагает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей. Административная ответственность за правонарушения в сфере рекламы осуществляется в процессуальной форме производства по делам об административных правонарушениях. К органам, которые вправе участвовать в осуществлении указанной процессуальной формы, относятся органы, которые вправе возбуждать производство по данным делам и рассматривать их по существу. К первым относятся должностные лица органов внутренних дел, должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, должностные лица налоговых органов, должностные лица федерального антимонопольного органа, его территориальных органов — вправе составлять протоколы об указанном административном правонарушении. Кроме того, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим КоАП РФ. Рассматривать по существу дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3 КоАП РФ, могут федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. В случае совершения указанного правонарушения несовершеннолетним (хотя такое на практике трудно встретить) рассмотрение данного дела по существу будет отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кроме того, субъектом производства по делам об административных правонарушениях в сфере рекламы может быть суд. Это возможно в случае подачи на постановление по делу об административном правонарушении жалобы либо принесения прокурором протеста. Жалобы и протесты по указанным делам рассматривают суды общей юрисдикции — в случае, когда к ответственности был привлечен гражданин или должностное, лицо либо арбитражные суды — когда субъектом правонарушения выступает индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Кроме ст. 14.3 административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе предусмотрена ст. 5.9 КоАП РФ — за нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности на которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах. Также в КоАП РФ имеется ст. 6.13 об ответственности за рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, кроме пропаганды применения в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний соответствующих инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в области здравоохранения и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Данная норма от ст. 14.3 КоАП РФ отличается размерами и характером применяемых санкций, а также тем, что рассмотрение их по существу отнесено к компетенции судов общей юрисдикции. К нормам, устанавливающим ответственность за совершение нарушений законодательства о рекламе, можно отнести положения ст. 19.4 и 19.5 КоАП РФ, которые предусматривают административную ответственность за невыполнение законных распоряжений и предписаний федерального антимонопольного органа и его территориальных органов, которые предусмотрены гл. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе». При этом данные нормы направлены, во-первых, на обеспечение нормальной работы указанных органов, которая, в свою очередь, направлена на поддержание стабильности правоотношений в сфере рекламы. С определенной долей условности административную ответственность, установленную ст. 20.25, можно считать ответственностью за нарушения законодательства о рекламе — в случае неуплаты лицом, привлеченным к административной ответственности по ст. 14.3 либо ст. 19.4, 19.5 КоАП РФ. Это связано с тем, что законодательством о рекламе предусмотрено право федерального антимонопольного органа и его территориальных органов привлекать виновных лиц к административной ответственности. При этом в случае неуплаты лицом штрафа административное наказание фактически не исполняется, что не способствует профилактике будущих аналогичных правонарушений и нормальной работе указанных органов. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в сфере рекламы основана как на нормах о деликтных обязательствах гражданского права, так и на собственно законодательстве о рекламе. Согласно ч. 1, 2 ст. 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе). Правонарушение, за совершение которого следует применение гражданско-правовой ответственности, должно иметь своим последствием причинение ущерба имущественным либо личным неимущественным интересам. Реализуется данная ответственность через возложение на правонарушителя обязанности по возмещению указанного ущерба и (или) опровержению недостоверной рекламы через гражданско-процессуальную форму, предусмотренную гражданским и арбитражным процессуальным законодательствами соответствующими судебными инстанциями, а также органами, исполняющими судебные решения по гражданским делам. В соответствии с ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» в случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. Кроме того, ст. 33, 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» и Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» предусмотрено производство по делам, возбужденным по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. При этом по результатам рассмотрения указанных дел, в случае установления нарушения законодательства о рекламе, могут быть приняты следующие решения о: выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе; необходимости применения мер уголовной либо административной ответственности; необходимости обращения с заявлением в судебный орган. При этом выдача предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе хоть и связано с возложением на правонарушителя определенных обязанностей, но мерой ответственности не является, так как целью возложения этой обязанности является устранение нарушения закона, а не применение санкций к нарушителю. В данном случае антимонопольный орган принимает меры лишь по пресечению рекламы, а не привлечению к ответственности нарушителя законодательства о рекламе <4>. Решение же о необходимости привлечения нарушителя законодательства о рекламе к административной или уголовной ответственности либо обращения с заявлением в конечном счете реализуется через указанные виды ответственности. По этой причине нельзя говорить о том, что данная процессуальная форма связана со специальным видом ответственности — помимо перечисленных выше. ——————————— <4> См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 августа 1999 г. N 83/99.
Таким образом, юридическая ответственность в сфере рекламы — это установленная в особом процессуальном порядке обязанность субъекта, совершившего нарушение законодательства о рекламе, претерпевать адекватные лишения личного, имущественного или организационного характера, предусмотренные санкциями уголовного, деликтного законодательства либо законодательства об административных правонарушениях. При этом в механизме правового регулирования отношений, возникающих в сфере рекламы, уголовная ответственность является самым суровым ее видом, данный вид ответственности в настоящее время на практике применяется достаточно редко и требует своего дальнейшего совершенствования путем введения в уголовное законодательство дополнительных составов преступлений. Административная ответственность включает в себя несколько составов правонарушений, которые связаны с различными по своей объективной стороне неправомерными деяниями. Гражданско-правовая ответственность за нарушения законодательства о рекламе каких-либо самостоятельных материальных и процессуальных форм не имеет, но может быть успешно реализована заинтересованными лицами путем обращения в судебные инстанции с соответствующими заявлениями.
——————————————————————