Муниципальное правотворчество в информационной сфере

(Соколова О. С.) («Административное и муниципальное право», 2011, N 9)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

О. С. СОКОЛОВА

Соколова Ольга Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент филиала Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

Статья посвящена исследованию законодательных основ, определяющих пределы муниципального правового регулирования информационных отношений, и сложившейся практике муниципального правотворчества в информационной сфере на примере городских округов и муниципальных районов. Сформулированы выводы об административно-правовом характере муниципального правотворчества в информационной сфере. Предлагается закрепить в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» унифицированный объем правотворческих полномочий исполнительно-распорядительных и представительных органов местного самоуправления в данной сфере, что снизит риски развития информационного неравенства муниципальных образований, обеспечит системность процессов их информатизации.

Ключевые слова: информационный, компетенция, правотворчество, правоотношения, муниципальный, местное, полномочия, устав, регулирование, сайт, домен.

Municipal law-making in the sphere of information O. S. Sokolova

The article is devoted to the study of legal grounds defining the borders of municipal regulation of information-based relations and established practice of municipal law-making in the sphere of information based on the example of urban and municipal districts. The author of the article makes certain conclusions regarding administrative law nature of municipal law-making in the sphere of information. The author also suggests that the Federal Law ‘On General Principles of Organization of the Local Self-Government in the Russian Federation’ should specify the unified volume of law-making powers granted to executive and representative authorities of local government in this sphere. It would allow to reduce the risk of development of information inequality of municipal units and to ensure the consistency of informatization processes.

Key words: information, competence, law-making, legal relations, municipal, local, powers, charter, regulation, site, domain.

Активность процессов формирования новой муниципальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей процесс местного самоуправления, требует надлежащего правового регулирования. В связи с этим представляется крайне важным исследовать и определить пределы муниципального правотворчества в информационной сфере исходя из границ, определенных действующим законодательством, и с учетом практики муниципального правотворчества. При определении муниципальных информационных отношений как объекта административно-правового регулирования следует учитывать общее назначение местного самоуправления, которое закреплено в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <1> (далее — Закон о местном самоуправлении) — это самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. ——————————— <1> См.: СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Однако сфера местного самоуправления намного шире, чем решение только вопросов местного значения. Поэтому и муниципальное правовое регулирование выходит за пределы отношений, складывающихся только по поводу решения вопросов местного значения. Это следует из определения муниципального правового акта, сформулированного законодателем в ч. 1 ст. 2 Закона о местном самоуправлении. Муниципальный правовой акт (нормативный или индивидуальный) может быть принят непосредственно населением муниципального образования либо органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления: — по вопросам местного значения; — по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ; — по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления. Следовательно, объектом правового регулирования со стороны органов местного самоуправления (или непосредственно населения) являются не только отношения в сфере решения вопросов местного значения, но и в сфере других видов деятельности, входящих в компетенцию муниципальных образований и тесно связанных с государственным управлением. Широкий подход к определению объекта муниципального правового регулирования распространен в науке муниципального права. Так, А. Е. Гавришев правотворческую компетенцию муниципального образования определяет как совокупность установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований полномочий муниципального образования по принятию нормативно-правовых актов по вопросам местного значения и переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий <2>. ——————————— <2> См.: Гавришев А. Е. Муниципальное правотворчество в Российской Федерации: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 9.

Н. А. Антонова правотворчество органов местного самоуправления рассматривает в качестве правовой деятельности по созданию, изменению и упразднению обязательных правил поведения по вопросам, находящимся в ведении муниципального образования на постоянной или временной основе, в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований. Н. А. Антонова выделяет три группы таких вопросов: вопросы местного значения, вопросы реализации отдельных государственных полномочий, вопросы, которые органы местного самоуправления не обязаны, но могут брать к своему ведению <3>. ——————————— <3> См.: Антонова Н. А. Некоторые вопросы определения сферы правотворчества органов местного самоуправления // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2009. N 3. С. 63.

Представляется, что объектом муниципального правового регулирования следует признать любые общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации органами местного самоуправления всей компетенции муниципального образования, определенной федеральными законами, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований. Законом о местном самоуправлении в ст. 7 содержатся два существенных ограничения в муниципальном правотворчестве. Во-первых, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты только на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ. Во-вторых, если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт РФ либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, вопрос о соответствии данного нормативного акта указанным выше нормативным актам разрешается соответствующим судом. До вступления в силу соответствующего решения суда принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ не допускается. Рассмотрим далее объем компетенции муниципальных образований в информационной сфере. Круг вопросов местного значения, связанных с информационными отношениями, в Законе о местном самоуправлении определен фрагментарно. Для муниципальных районов и городских округов это ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (п. 15 ч. 1 ст. 15, п. 26 ч. 1 ст. 16), для поселений, муниципальных районов и городских округов — деятельность в сфере архивного дела (п. 17 ч. 1 ст. 14, п. 16 ч. 1 ст. 15, п. 22 ч. 1 ст. 16). Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 17 данного Закона к числу полномочий органов местного самоуправления относит учреждение печатного средства массовой информации. Вместе с тем из федеральных законов, регулирующих отношения в сфере информации, следуют более широкие полномочия органов местного самоуправления в информационной сфере. К таким законам следует отнести Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <4>, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «О персональных данных» <5>, Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <6>, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» <7> и другие федеральные законы.

——————————— <4> См.: СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448. <5> См.: СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451. <6> См.: СЗ РФ. 2008. N 52. (ч. 1) Ст. 6249. <7> См.: СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.

Однако для издания муниципальных правовых актов в определенных данными федеральными законами сферах необходимо закрепление соответствующей компетенции в уставах муниципальных образований, что, как было отмечено выше, следует из определения муниципального правового акта в Законе о местном самоуправлении. Данная компетенция в уставах муниципальных образований не конкретизирована в отношении сферы информационных отношений — уставы муниципальных образований чаще всего содержат общую формулировку, воспроизводящую норму Закона о местном самоуправлении, закрепленную в ч. 2 ст. ст. 14.1, 15.1, 16.1 в отношении вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов. Объекты правового регулирования в информационной сфере в уставах муниципальных образований закреплены фрагментарно и непоследовательно. Наиболее часто в уставах отражены обязанности органов местного самоуправления и должностных лиц по обеспечению доступа к информации об их деятельности <8>, которые могут порождать соответствующие информационные отношения. ——————————— <8> Статья 20 Устава г. Вологды. Принят решением Вологодской городской Думы от 25 августа 2005 г. N 301 (ред. от 05.05.2010) // Вологодские новости; ст. 53 Устава г. Ярославля. Принят решением муниципалитета г. Ярославля от 16 октября 1995 г. N 42 (ред. от 21.07.2009) // Городские новости. 1995. N 42.

Реже уставы содержат формулировки, определяющие полномочия конкретного органа местного самоуправления в информационной сфере, но не определяют границы правового регулирования муниципальных информационных отношений. Например, администрация г. Вологды организует информационное обеспечение населения, создает условия для деятельности муниципальных средств массовой информации <9>. Органы местного самоуправления г. Вологды в Уставе наделены полномочиями по созданию и функционированию муниципальных информационных служб, информационному обеспечению местного самоуправления <10>. ——————————— <9> Статья 44 Устава г. Вологды, см. также уставы г. Кировска, г. Перми и др. <10> Статья 25 Устава г. Вологды.

Мэрия г. Ярославля по вопросам обеспечения доступа к информации о деятельности органов городского самоуправления обладает следующими полномочиями: 1) учреждает в порядке, установленном муниципалитетом города, печатное средство массовой информации… 2) формирует и обеспечивает содержание муниципального архива в городском округе; 3) осуществляет формирование муниципальных информационных ресурсов <11>. ——————————— <11> Статья 98 Устава г. Ярославля.

В качестве редкого исключения можно привести Устав г. Калининграда <12>, в котором полномочия администрации этого городского округа сформулированы более конкретно и отражают намерение местных органов власти осуществить прорыв в информатизации муниципального управления. Статья 13 Устава определяет основные направления информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением — это регулярное информирование населения о наиболее существенных вопросах развития городского округа и его отдельных территорий, о принятых муниципальных правовых актах, о работе городского транспорта, жилищном строительстве, развитии сети муниципальных социально-культурных и других учреждений и служб, предоставляющих различные услуги населению, и других вопросах, решение которых относится к компетенции органов местного самоуправления. ——————————— <12> Устав г. Калининграда. Принят решением городского Совета депутатов Калининграда от 12.07.2007 N 257 (ред. от 24.11.2010) // Гражданин (специальный выпуск). 2007. N 12.

В ч. 15 ст. 47 Устава г. Калининграда определена компетенция администрации городского округа в области информации, информатизации и защиты информации: 1) управлять муниципальной собственностью на информационные ресурсы, решать вопросы создания, приобретения, поддержания, использования и оперативного предоставления потребителю документированной информации; 2) определять лиц, осуществляющих хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими; 3) создавать и развивать муниципальные информационные системы и сети, обеспечивать их совместимость и взаимодействие в едином информационном пространстве города; 4) содействовать в пределах своей компетенции формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения; 5) поддерживать проекты создания на территории города организаций, занимающихся качественным и эффективным информационным обеспечением граждан, органов местного самоуправления города, организаций и общественных объединений на основе информационных ресурсов; 6) рассматривать проекты и программы информатизации города; 7) развивать нормативную базу в сфере муниципальных информационных процессов информатизации и защиты информации; 8) устанавливать в пределах компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним. Значительная часть элементов данной компетенции администрации г. Калининграда может быть реализована только нормативным регулированием. Кроме того, нормативное регулирование в информационной сфере определено как отдельный элемент компетенции администрации г. Калининграда (см. выше). Устав г. Череповца <13> в п. 17 ч. 1 ст. 40 к полномочиям мэрии города относит формирование и использование информационных ресурсов и технологий для разработки планов и программ развития города Череповца. Данная формулировка представляется достаточно странной, поскольку ограничивает действия мэрии с информационными ресурсами только одной целью, связанной исключительно с перспективами развития данного городского округа. В связи с этим следует уточнить, что такое ограничение в нормативном регулировании муниципальных информационных отношений мэрией г. Череповца не соблюдается. Мэрия г. Череповца приняла 8 постановлений в данной сфере. Среди них только три действительно напрямую посвящены развитию города: ——————————— <13> Устав г. Череповца, принят Постановлением Череповецкой городской Думы от 08.08.2005 N 84 (ред. от 29.06.2010) // Голос Череповца. 200. N 33.

— реализации целевой программы «Официальный городской интернет-сайт и службы интерактивного обмена информацией» <14>; ——————————— <14> См.: Постановление мэрии г. Череповца от 12 мая 2004 г. N 1948 «О реализации целевой программы «Официальный городской интернет-сайт и службы интерактивного обмена информацией» (вместе с инструкцией по передаче информации для размещения на городском интернет-сайте») // http:// www. pravoteka. ru/ docs/ volgogradskaya_oblast/ 14467.html (документ опубликован не был).

— реализации муниципальной технической политики в области информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и защиты информации <15>; ——————————— <15> Постановление мэрии г. Череповца от 04.02.2011 N 347 «Об утверждении Положения о муниципальной технической политике в области информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и защиты информации» // http:// www. cherinfo. ru/ decrees/36416.

— реализации стандартов качества оказания муниципальных услуг в области разработки программных средств, технической поддержки, формирования, хранения, обработки муниципальных информационных ресурсов <16>. ——————————— <16> Постановление мэрии г. Череповца от 6 октября 2010 г. N 3809 «Об утверждении стандартов качества оказания муниципальных услуг в области разработки программных средств, технической поддержки, формирования, хранения, обработки муниципальных информационных ресурсов, предоставляемых за счет средств городского бюджета в муниципальном образовании «Город Череповец» (документ опубликован не был).

В практике муниципального правотворчества исполнительно-распорядительные органы далеко уходят за пределы формулировок уставов, устанавливающих их компетенцию в сфере регулирования информационных отношений. Так, местные администрации (мэрии) разрабатывают и утверждают программы формирования электронного муниципального управления <17>, регулируют вопросы развития социальной рекламы <18>, определяют порядок ведения отдельных видов информационных ресурсов <19>, регулируют вопросы предоставления информации для формирования федеральных информационных ресурсов <20> определяют статус структурных подразделений исполнительно-распорядительных органов, обеспечивающих развитие информационных технологий и защиту информации в муниципальном образовании <21>, утверждают административные регламенты в информационной сфере <22>, определяют порядок обеспечения информационной открытости органов местного самоуправления <23>, и т. д. ——————————— <17> Постановление Администрации города Ханты-Мансийска от 20.10.2009 N 940 «О Программе «Электронный муниципалитет» на 2010 — 2012 годы» // http:// www. admhmansy. ru/ search/?text. Постановление Администрации города Омска от 13.05.2011 N 449-п «О внесении изменений в Постановление Администрации города Омска от 1 сентября 2009 г. N 698-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы города Омска «Электронный Омск» на 2010 — 2015 годы» // http:// www. admomsk. ru/ web/ guest/ laws/ adm? p_p_id= kckAssetPublisher. <18> Распоряжение Администрации города Омска от 19.05.2011 N 235-р «О Плане мероприятий по реализации Концепции развития социальной рекламы в городе Омске на 2011 — 2013 годы» http:// www. admomsk. ru/ web/ guest/ laws/ adm? p_p_id= kckAssetPublishe. <19> Постановление мэрии г. Ярославля от 05.03.2004 N 879 «Об утверждении Положения «О порядке ведения городского Реестра молодежных и детских общественных объединений, имеющих право на муниципальную поддержку города Ярославля» // http:// www. city-yar. ru/ index. phtml/ home/ searchdoc. html. <20> Распоряжение мэрии г. Архангельска от 21 марта 2011 г. N 591р «Об утверждении Порядка передачи сведений о действующих по состоянию на 1 января 2011 года муниципальных контрактах, заключенных от имени муниципального образования «Город Архангельск», на официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет» // http:// www. arhcity. ru/?page=26/ 583. <21> Постановление мэрии г. Череповца от 01.11.2010 N 4174 «О Положении об отделе по развитию информационных технологий и защите информации мэрии города» (вместе с Положением об отделе по развитию информационных технологий и защите информации мэрии города) // http:// www. cherinfo. ru/ decrees. <22> Постановление мэрии г. Архангельска от 18 февраля 2011 г. N 70 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек МУК «Централизованная библиотечная система», базам данных» // http:// www. arhcity. ru/?page= 26/561. <23> Постановление мэрии г Череповца от 4 февраля 2011 г. N 347 «Об утверждении Положения о муниципальной технической политике в области информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и защиты информации» // http:// www. cherinfo. ru/ decrees/ (Документ опубликован не был).

Нормотворческая компетенция представительных органов муниципальных образований в информационной сфере в уставах в основном закреплена в части учреждения собственного средства массовой информации муниципального образования <24>. ——————————— <24> Пункт 5, ч. 2 ст. 27 Устава г. Белгорода. Принят решением Белгородского городского Совета депутатов от 29.11.2005 N 197 (ред. от 23.11.2010) // Наш Белгород. 29.09.2010. N 70: и др.

На практике, помимо учреждения местных средств массовой информации, представительные органы муниципальных образований принимают местные программы информатизации <25>. ——————————— <25> Решение Совета депутатов городского округа Дубна Московской области от 05.10.2006 N РС-12(44)-103/42 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Информатизация г. Дубны на период 2007 — 2009 гг. » // Встреча. 02.11.2006. N 44.

Следует отметить, что в отдельных муниципальных образованиях учреждение муниципального средства массовой информации относится к компетенции исполнительно-распорядительного органа <26>. ——————————— <26> Пункт 12 ч. 2 ст. 40 Устава г. Череповца.

Анализ практики муниципального правового регулирования информационных отношений позволяет сформулировать несколько выводов. 1. Муниципальные информационные отношения как объект муниципального правового регулирования можно определить как отношения, складывающиеся в связи с использованием муниципальных информационных ресурсов (систем) при решении: — закрепленных в уставах муниципальных образований вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации к компетенции муниципальных образований; — вопросов, принятых на себя муниципальными образованиями и не относящихся к вопросам местного значения; — вопросов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий. 2. По субъектам правотворчества муниципальное регулирование информационных отношений является административно-правовым, поскольку его осуществляют в основном исполнительно-распорядительные органы (глава муниципального образования <27> и (или) глава администрации, администрация муниципального образования <28>). ——————————— <27> Постановление главы города Вологды от 26 января 2010 г. N 227 «Об утверждении Перечня информации о деятельности главы города Вологды, Администрации города Вологды, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» // http:// vologda_portal. ru/ oficialnaya_vologda/ index. php? SECTION_ID= 173. <28> Постановление Администрации города Вологды от 16 апреля 2010 года N 1847 «О создании Комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность органов местного самоуправления города Вологды, муниципальных предприятий и учреждений».

3. В уставах муниципальных образований информационная компетенция как часть вопросов их местного значения дублирует соответствующие формулировки Закона о местном самоуправлении. Данные формулировки не охватывают реально складывающийся объем информационных отношений, регулируемых муниципальными правовыми актами, — он намного шире, чем объем, определенный уставами муниципальных образований. 4. Объем и содержание компетенции исполнительно-распорядительных органов различных муниципальных образований (местных администраций, мэрий), определенной в уставах муниципальных образований в информационной сфере, существенно отличается. Преимущественно данная компетенция формулируется достаточно лаконично, но с использованием абстрактных по значению формулировок, которые создают неопределенность в установлении объема правотворческих полномочий исполнительно-распорядительных органов. В редких случаях объем компетенции исполнительно-распорядительных органов в информационной сфере сформулирован конкретно. Это отражает намерение исполнительно-распорядительных органов предпринять конкретные действия для развития сферы информационных отношений в муниципальном образовании. Таким образом, правотворческая компетенция муниципальных образований в информационной сфере значительно выходит за пределы, определенные их уставами, и осуществляется преимущественно посредством принятия нормативно-правовых актов исполнительно-распорядительными органами. Активность осуществления правотворчества исполнительно-распорядительных органов в информационной сфере обусловлена несколькими факторами: — реально складывающиеся муниципальные информационные отношения более многообразны, чем те, которые закреплены в Законе о местном самоуправлении; — процедура принятия муниципальных нормативных актов исполнительно-распорядительными органами проще, чем представительными органами; — нормотворческие полномочия между представительными и исполнительно-распорядительными органами в информационной сфере не разграничены, поэтому активная правотворческая деятельность исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в информационной сфере не является нарушением компетенции представительных органов. Во избежание информационного неравенства в развитии муниципальных образований, в целях формирования единых системных подходов к процессам муниципальной информатизации крайне назрела необходимость детального регулирования пределов и объема правотворческой компетенции муниципальных образований в информационной сфере в отдельной главе Закона о местном самоуправлении. Данная глава может включать статьи, определяющие: — четкое разграничение полномочий представительных и исполнительно-распорядительных органов в регулировании муниципальных информационных отношений; — структуру компетенции муниципального образования в информационной сфере, соотнесенную с вопросами местного значения, вопросами, принятыми на себя муниципальными образованиями и не являющимися вопросами местного значения, а также делегированными государственными полномочиями; — правовой статус муниципальных информационных ресурсов (систем); — финансовые, организационные и правовые основы обеспечения интероперабельности с государственными информационными системами; — правовые основы межмуниципального сотрудничества в информационной сфере, поскольку информационное обеспечение деятельности небольших муниципальных образований осуществляется в основном посредством функционирования информационных ресурсов муниципальных районов и городских округов. Детальная регламентация этих и иных вопросов в базовом Законе о местном самоуправлении может снять неопределенность и отсутствие системности в регулировании и развитии муниципальных информационных отношений, минимизирует угрозы цифрового неравенства муниципальных образований, и, пожалуй, самое главное — создаст правовые основы в решении вопросов финансирования процессов информатизации местного самоуправления.

Библиографический список

1. Антонова Н. А. Некоторые вопросы определения сферы правотворчества органов местного самоуправления // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2009. N 3. 2. Бачило И. Л. Информационное право. М., 2009. 3. Гавришев А. Е. Муниципальное правотворчество в Российской Федерации: Автореф дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 4. Городов О. А. Информационное право: учебник. М., 2007. 5. Гришаева Ю. И. Право граждан на информацию об организации и деятельности местного самоуправления в России: Автореф дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. 6. Мокрый В. С. Наделение полномочиями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: особенности и закономерности // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 12. 7. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров Ю. В. Информационное право: Учебник. М., 2010. 8. Соловьев С. Г., Лукьянов В. А. Муниципальный правовой акт: проблемные вопросы теории и практики // Современное право. 2007. N 7. 9. Шмаков В. И. Проблемы реформирования и роста эффективности местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2010. N 2. 10. Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007.

References (transliteration)

1. Antonova N. A. Nekotorye voprosy opredeleniya sfery pravotvorchestva organov mestnogo samoupravleniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11. Pravo. 2009. N 3. 2. Bachilo I. L. Informatsionnoe pravo: uchebnik dlya vuzov. M., 2009. 3. Gavrishev A. E. Munitsipal’noe pravotvorchestvo v Rossiyskoy Federatsii: Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. Rostov-na-Donu. 2004. 4. Gorodov O. A. Informatsionnoe pravo: uchebnik. M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2007. 5. Grishaeva, Yu. I. Pravo grazhdan na informatsiyu ob organizatsii i deyatel’nosti mestnogo samoupravleniya v Rossii: Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. Chelyabinsk. 2007. 6. Mokryy V. S. Nadelenie polnomochiyami organov gosudarstvennoy vlasti sub’ektov RF i organov mestnogo samoupravleniya: osobennosti i zakonomernosti. // Konstitutsionnoe i munitsipal’noe pravo. 2010. N 12. 7. Popov L. L., Migachev Yu. I., Tikhomirov Yu. V. Informatsionnoe pravo: Uchebnik. M., 2010. 8. Solov’ev S. G. Luk’yanov V. A. Munitsipal’nyy pravovoy akt: problemnye voprosy teorii i praktiki // Sovremennoe pravo. 2007. N 7. 9. Shmakov V. I. Problemy reformirovaniya i rosta effektivnosti mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo). 2010. N 2. 10. Shugrina E. S. Munitsipal’noe pravo Rossiyskoy Federatsii. M., 2007.

——————————————————————