Доступ граждан к информации как способ реализации принципа гласности местного самоуправления
(Михеев Д. С.) («Российская юстиция», 2014, N 1)
ДОСТУП ГРАЖДАН К ИНФОРМАЦИИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Д. С. МИХЕЕВ
Михеев Д. С., кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета.
В статье представлен правовой анализ института доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления, который выступает одним из способов реализации принципа гласности местного самоуправления.
Ключевые слова: местное самоуправление, принцип гласности, доступ к информации.
In article the legal analysis of college of access of citizens to the information on activity of institutions of local government which acts as one of ways of realization of a principle of publicity of local government is presented.
Key words: local government, principle of publicity, access to the information.
Среди многих прав, гарантированных гражданину Конституцией Российской Федерации, важное место занимает право на получение информации и доступ к информации, которое обеспечивает прозрачность и подотчетность властных органов гражданам, возможность последних влиять на принятие решений. Особую актуальность институт доступа к информации приобретает на муниципальном уровне, поскольку органы местного самоуправления наиболее приближены к населению, их деятельность связана с решением вопросов местного значения, удовлетворением интересов граждан муниципального образования. В последнее время появился ряд исследований, посвященных данной проблеме <1>. ——————————— <1> См.: Белявская Ю. А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 12; Соколова О. С. Информационное обеспечение местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2012. N 8; и др.
В основе организации деятельности органов местного самоуправления лежит принцип гласности, ключевыми элементами которого выступают открытость и публичность этой деятельности, отчетность муниципальных органов перед населением, учет мнения населения при принятии решений органами местного самоуправления. В связи с чем обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления следует рассматривать как способ реализации принципа гласности местного самоуправления. Основу права граждан на получение информации о деятельности органов местного самоуправления заложила Конституция Российской Федерации 1993 года, ст. 29 которой гарантирует право каждому свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, а ст. 24 возлагает на органы и должностных лиц местного самоуправления обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Согласно первой норме любой житель муниципального образования управомочен получать информацию о деятельности местных органов власти и распоряжаться ею по своему усмотрению, то есть гражданин не обязан объяснять, доказывать, для каких целей ему информация потребовалась. Любое правоотношение характеризуется участием в нем двух (нескольких) сторон, причем возникновение прав у одной из них корреспондируется с обязанностями другой. В этом смысле правовая логика в Конституции не нарушена. Праву на получение информации соответствует обязанность муниципальных органов обеспечить доступ к этой информации. Более того, Конституция дала начальный старт для формирования информационного общества, доказательством чему является принятие значительного числа правовых актов, имеющих прямое отношение к доступу информации в государстве в целом и в муниципальных образованиях в частности. Центральное место среди них отводится Федеральному закону N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» <2>. Представляют интерес его нормы, связанные с муниципальными правоотношениями. ——————————— <2> Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776.
Под информацией о деятельности органа местного самоуправления в законе понимается информация, созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или подведомственными им организациями, либо поступившая в эти органы и организации. К информации подобного рода относятся и муниципальные правовые акты. Пользователем информации могут выступать гражданин, организация, общественное объединение, осуществляющие поиск информации, а также и сами органы местного самоуправления. Обеспечение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляется на основе принципов открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления; достоверности информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременности ее предоставления; свободы поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления и др. (ст. 4). Принцип гласности в числе перечисленных не значится, однако совершенно очевидна его взаимосвязь с принципом открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления. Названным Законом также установлены способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, одним из которых является ее опубликование (обнародование) в средствах массовой информации. Для чего местные органы власти вправе учреждать местные печатные издания, теле — и радиоканалы. Подобная норма содержится и в ранее принятом Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <3>, ст. 17 которого в числе полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения называет учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов и иной информации о развитии муниципального образования. ——————————— <3> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Органы местной власти, следуя требованию законодательства, учредили местные печатные издания. В качестве примера можно привести решение об учреждении печатного издания «Вестник Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» <4> для опубликования решений представительного органа. Многие муниципальные районы Республики Марий Эл учредили в качестве муниципальных печатных периодических изданий газеты: администрация Юринского муниципального района — газету «Юринский рабочий», администрация Горномарийского муниципального района — газету «Край Горномарийский», Мари-Турекский муниципальный район — газету «Знамя». Однако небольшие поселения в силу недостаточности финансовых средств не имеют возможности учредить собственные печатные издания, поэтому для обеспечения открытости и доступности информации об их деятельности им предоставляется возможность размещать свою информацию на страницах районных печатных изданий. Подобное решение является оптимальным вариантом соблюдения принципа гласности местного самоуправления. Муниципальные периодические издания играют важную роль в жизни муниципальных образований, оставаясь проверенными временем и привычными для местного населения средствами получения информации о многообразных аспектах муниципальной действительности. ——————————— <4> Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 20 апреля 2006 г. N 250-IV «Об учреждении печатного издания «Вестник Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» // Вестник Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола». 2006. N 2. С. 34 — 35.
Между тем Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» назвал и более отвечающий современным вызовам способ, обеспечивающий населению доступ к информации о деятельности властных институтов — размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. По мнению В. В. Пылина, одним из важных факторов осуществления успешной модернизации муниципальных образований является активное и ускоренное интегрирование в них современных постоянно развивающихся стандартов мирового глобального информационного общества <5>. ——————————— <5> Пылин В. В. Формирование и развитие в муниципальных образованиях информационного общества — одна из стратегических задач России // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 7. С. 48.
Получение информации о деятельности местных органов власти через сеть Интернет колоссально расширяет возможности граждан, общественных объединений для взаимодействия с органами местного самоуправления, значительно упрощает процедуру такого общения и создает предпосылки для активности населения в делах местного сообщества. Исключение прямых контактов с должностными лицами местного самоуправления и длительного стояния в очередях, получение необходимой информации в любое удобное для пользователя время, возможность направить любой запрос в муниципальный орган и получение ответа без посещения местных органов — таков далеко не полный перечень преимуществ доступа к информации о деятельности муниципальных органов посредством Интернета. Статья 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ содержит около 30 направлений (сфер деятельности), по которым должна быть размещена информация в сети Интернет. Кроме общей информации об органах местного самоуправления (названии, структуре, почтового и электронного адреса, телефонов), размещаются сведения о полномочиях органов, задачах, функциях их структурных подразделений; о принятых муниципальных правовых актах и др. В числе особо значимых сведений следует назвать информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд; административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств и др. Безусловно, существует целый ряд объективных и субъективных причин, препятствующих информационному обеспечению деятельности в муниципальных образованиях, на что указывают отдельные авторы <6>, но в целом наметившуюся тенденцию к раскрытию информации следует признать устойчивой и неподлежащей свертыванию. ——————————— <6> См.: Соколова О. С. Информационное обеспечение местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2012. N 8. С. 50 — 54.
Использование интернет-ресурсов в контексте нашего анализа свидетельствует об интеграции принципа гласности в современное муниципальное информационное поле и его адаптации к новым требованиям в изменяющихся условиях информационного обмена в местных сообществах, что в конечном счете позитивно влияет на взаимоотношения органов местного самоуправления с населением муниципальных территорий.
Список использованной литературы
1. Белявская Ю. А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 12. 2. Пылин В. В. Формирование и развитие в муниципальных образованиях информационного общества — одна из стратегических задач России // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 7. 3. Соколова О. С. Информационное обеспечение местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2012. N 8.
——————————————————————