Компетенция органов местного самоуправления в сфере наружной рекламы

(Свердлык Г., Нечуй-Ветер В.)

(«Российская юстиция», N 1, 2001)

КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В СФЕРЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ

Г. СВЕРДЛЫК, В. НЕЧУЙ-ВЕТЕР

Г. Свердлык, доктор юридических наук, профессор.

В. Нечуй-Ветер, директор Центра правовой поддержки рекламной деятельности (г. Москва).

Наружная реклама является одним из средств продвижения товара к рынку. Статья 14 Закона РФ «О рекламе» определяет, что распространение наружной рекламы в городах, сельских поселениях и на других территориях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с рядом компетентных органов (управление автомобильных дорог, управление железными дорогами и т. д.).

Федеральное законодательство наделяет органы местного самоуправления компетенцией самостоятельно решать некоторые вопросы, связанные с распространением наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также вопросы градостроительства в части, касающейся требований к средствам наружной рекламы (объектов архитектуры малых форм), влияющих на внешний облик городов и сельских поселений.

Можно выделить три основные задачи, касающиеся особенностей распространения наружной рекламы и относящиеся к компетенции органов местного самоуправления: установление единых требований к средствам наружной рекламы в пределах территории городов и сельских поселений; контроль за размещением и эксплуатацией средств наружной рекламы; определение порядка и условий использования объектов муниципальной собственности для распространения наружной рекламы.

Увеличение количества средств наружной рекламы стабильного территориального размещения и их техническое состояние привели к тому, что она стала одним из существенных факторов, влияющих на внешний облик муниципальных образований. Сложные строительные конструкции и технологии, используемые при распространении наружной рекламы, объективно повышают степень гражданских рисков, наступающих при изготовлении и эксплуатации средств наружной рекламы, что, в свою очередь, обязывает орган местного самоуправления предпринимать необходимые административные и иные меры к обеспечению безопасности жителей городов и других населенных пунктов.

Федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления в области наружной рекламы отнесены следующие основные вопросы:

— введение дополнительных требований к проектированию, строительству и размещению архитектурных объектов малых форм, рекламы, вывесок и другой визуальной информации (ст. 60 Градостроительного кодекса РФ);

— выдача разрешений на распространение наружной рекламы (п. 2 ст. 14 Закона «О рекламе»);

— согласование разрешения с территориальными подразделениями ГИБДД МВД РФ (ч. 2 п. 2 ст. 14 Закона «О рекламе»);

— определение мест распространения наружной рекламы (по смыслу ч. 5 п. 2 ст. 14 Закона «О рекламе»);

— контроль за состоянием наружной рекламы и технических средств ее стабильного территориального размещения (ч. 5 п. 2 ст. 14 Закона «О рекламе»);

— взимание платы в порядке и размерах, установленных соответствующим органом местного самоуправления, за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы (ч. 5 п. 2 ст. 14 Закона «О рекламе»);

— предоставление рекламораспространителям права на возмездное использование объектов муниципальной собственности для размещения средств наружной рекламы (п. 3 ст. 14 Закона «О рекламе»);

— использование 5% площади средств наружной рекламы, распространяемой на объектах муниципальной собственности, под социальную рекламу (ч. 2 п. 3 ст. 18 Закона «О рекламе»).

Осуществление указанных полномочий практически возможно лишь в том случае, когда для этих целей создано специальное учреждение в системе органов местного самоуправления.

На него, в частности, могут быть возложены такие функции: предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям права использования объектов муниципальной собственности для распространения наружной рекламы на возмездной основе, через уполномоченные предприятия (хозяйствующие субъекты); учет средств наружной рекламы стабильного территориального размещения; выявление фактов незаконной установки средств наружной рекламы, совместно с организацией, осуществляющей архитектурно — технический надзор; постановка вопроса о принятии мер административного и гражданско — правового воздействия к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не соблюдающим требований правовых актов, принятых органом местного самоуправления; представление интересов органа местного самоуправления по претензиям и искам, связанным с наружной рекламой; направление информационных сообщений по запросам компетентных органов, связанным с наружной рекламой.

В Москве действует ряд правовых актов, установивших единые технические требования к средствам наружной рекламы (постановление Правительства Москвы N 442 от 18 мая 1999 г.), а также определивших порядок возмездного использования объектов муниципальной собственности для размещения средств наружной рекламы на территории г. Москвы (постановления Правительства Москвы N 866, 867 от 14 сентября 1999 г.).

Для решения ряда основных вопросов в области наружной рекламы Правительством Москвы создано управление по делам наружной рекламы, информации и художественному оформлению города.

В настоящее время рассматриваются предложения о принятии дополнительных правовых актов, уточняющих компетенцию органов местного самоуправления г. Москвы в сфере наружной рекламы.

——————————————————————