Компетенция органов местного самоуправления в сфере наружной рекламы
(Свердлык Г., Нечуй-Ветер В.)
(«Российская юстиция», N 1, 2001)
КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В СФЕРЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ
Г. СВЕРДЛЫК, В. НЕЧУЙ-ВЕТЕР
Г. Свердлык, доктор юридических наук, профессор.
В. Нечуй-Ветер, директор Центра правовой поддержки рекламной деятельности (г. Москва).
Наружная реклама является одним из средств продвижения товара к рынку. Статья 14 Закона РФ «О рекламе» определяет, что распространение наружной рекламы в городах, сельских поселениях и на других территориях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с рядом компетентных органов (управление автомобильных дорог, управление железными дорогами и т. д.).
Федеральное законодательство наделяет органы местного самоуправления компетенцией самостоятельно решать некоторые вопросы, связанные с распространением наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также вопросы градостроительства в части, касающейся требований к средствам наружной рекламы (объектов архитектуры малых форм), влияющих на внешний облик городов и сельских поселений.
Можно выделить три основные задачи, касающиеся особенностей распространения наружной рекламы и относящиеся к компетенции органов местного самоуправления: установление единых требований к средствам наружной рекламы в пределах территории городов и сельских поселений; контроль за размещением и эксплуатацией средств наружной рекламы; определение порядка и условий использования объектов муниципальной собственности для распространения наружной рекламы.
Увеличение количества средств наружной рекламы стабильного территориального размещения и их техническое состояние привели к тому, что она стала одним из существенных факторов, влияющих на внешний облик муниципальных образований. Сложные строительные конструкции и технологии, используемые при распространении наружной рекламы, объективно повышают степень гражданских рисков, наступающих при изготовлении и эксплуатации средств наружной рекламы, что, в свою очередь, обязывает орган местного самоуправления предпринимать необходимые административные и иные меры к обеспечению безопасности жителей городов и других населенных пунктов.
Федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления в области наружной рекламы отнесены следующие основные вопросы:
— введение дополнительных требований к проектированию, строительству и размещению архитектурных объектов малых форм, рекламы, вывесок и другой визуальной информации (ст. 60 Градостроительного кодекса РФ);
— выдача разрешений на распространение наружной рекламы (п. 2 ст. 14 Закона «О рекламе»);
— согласование разрешения с территориальными подразделениями ГИБДД МВД РФ (ч. 2 п. 2 ст. 14 Закона «О рекламе»);
— определение мест распространения наружной рекламы (по смыслу ч. 5 п. 2 ст. 14 Закона «О рекламе»);
— контроль за состоянием наружной рекламы и технических средств ее стабильного территориального размещения (ч. 5 п. 2 ст. 14 Закона «О рекламе»);
— взимание платы в порядке и размерах, установленных соответствующим органом местного самоуправления, за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы (ч. 5 п. 2 ст. 14 Закона «О рекламе»);
— предоставление рекламораспространителям права на возмездное использование объектов муниципальной собственности для размещения средств наружной рекламы (п. 3 ст. 14 Закона «О рекламе»);
— использование 5% площади средств наружной рекламы, распространяемой на объектах муниципальной собственности, под социальную рекламу (ч. 2 п. 3 ст. 18 Закона «О рекламе»).
Осуществление указанных полномочий практически возможно лишь в том случае, когда для этих целей создано специальное учреждение в системе органов местного самоуправления.
На него, в частности, могут быть возложены такие функции: предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям права использования объектов муниципальной собственности для распространения наружной рекламы на возмездной основе, через уполномоченные предприятия (хозяйствующие субъекты); учет средств наружной рекламы стабильного территориального размещения; выявление фактов незаконной установки средств наружной рекламы, совместно с организацией, осуществляющей архитектурно — технический надзор; постановка вопроса о принятии мер административного и гражданско — правового воздействия к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не соблюдающим требований правовых актов, принятых органом местного самоуправления; представление интересов органа местного самоуправления по претензиям и искам, связанным с наружной рекламой; направление информационных сообщений по запросам компетентных органов, связанным с наружной рекламой.
В Москве действует ряд правовых актов, установивших единые технические требования к средствам наружной рекламы (постановление Правительства Москвы N 442 от 18 мая 1999 г.), а также определивших порядок возмездного использования объектов муниципальной собственности для размещения средств наружной рекламы на территории г. Москвы (постановления Правительства Москвы N 866, 867 от 14 сентября 1999 г.).
Для решения ряда основных вопросов в области наружной рекламы Правительством Москвы создано управление по делам наружной рекламы, информации и художественному оформлению города.
В настоящее время рассматриваются предложения о принятии дополнительных правовых актов, уточняющих компетенцию органов местного самоуправления г. Москвы в сфере наружной рекламы.
——————————————————————