О применении ст. 182 УК РФ «Заведомо ложная реклама»
(Ценова Т. Л.) («Российский следователь», N 1, 2004)
О ПРИМЕНЕНИИ СТ. 182 УК РФ «ЗАВЕДОМО ЛОЖНАЯ РЕКЛАМА»
Т. Л. ЦЕНОВА
Ценова Т. Л., к. ю.н., юрисконсульт Краснодарского юридического института МВД России.
Объектом данного преступления являются права и интересы потребителей. Опасность указанного преступления заключается в том, что под видом продукции высшего качества происходит реализация товаров более низкого сорта или под видом оказания одной услуги лицу фактически оказывается другая, гораздо ниже оплачиваемая услуга. В условиях рыночной экономики реклама играет огромную роль. В период существования советского строя рекламе не придавалось того значения, какое она имеет в настоящее время. В современных условиях реклама влияет на колебание рыночной стоимости товара, формирует покупательский спрос, мотивацию поведения субъектов предпринимательской деятельности, создает стиль и деловую репутацию фирме либо коммерческой организации. Реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическим, юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям, а также способствовать реализации товаров, идей и начинаний <*>. ——————————— <*> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. Изд. 3-е, изм. и доп. М.: Норма-ИНФРА, 2000. С. 429.
Понятие заведомо ложной рекламы содержится не только в уголовном законодательстве, но и в Федеральном законе «О рекламе» от 14 июня 1995 г. Согласно ст. 9 упомянутого Закона заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон «О рекламе» определяет потенциальных субъектов данного деяния. Названный Закон конкретизирует понятие заведомо ложной рекламы посредством определения перечня действий, подпадающих под признаки недостоверной рекламы. Согласно ст. 7 Федерального закона «О рекламе» недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении: — таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения; — наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанном объеме, периоде времени и месте; — стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы; — дополнительных условий оплаты; — доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара; — гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности; — исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и — приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг; — прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций; — официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград; — предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии; — результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций; — статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность; — использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально; — сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц; — ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров, фактического размера спроса на товар; — информации о самом рекламодателе. Практически все перечисленные действия могут составлять объективную сторону заведомо ложной рекламы. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Включение в рекламу по неосмотрительности непроверенной информации исключает уголовную ответственность. Анализируемый состав содержит специальный мотив совершения преступления. Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, только если оно действовало из корыстной заинтересованности. В данном случае под корыстью следует понимать стремление к получению прибыли (дохода) посредством распространения заведомо ложной рекламы. По общему правилу не создает оснований для привлечения к уголовной ответственности скрытая реклама, т. е. реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Обозначенная разновидность рекламы используется в радио-, теле-, видео-, аудио — и кинопродукции. Не охватываются понятием заведомо ложной рекламы и «открытые» формы скрытой рекламы, распространяемой посредством использования в радио-, теле-, видео — и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом. Мы присоединяемся к точке зрения, согласно которой «не является заведомо ложной в смысле данной статьи информация общего оценочного характера, в частности способствующая реализации товаров, заключению договоров, но не содержащая о них заведомо ложных фактических сведений» <*>. ——————————— <*> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. Изд. 3-е, изм. и доп. М.: Норма-ИНФРА, 2000. С. 430.
Как правило, не влечет уголовной ответственности и неэтичная реклама, т. е. реклама, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали, порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы, порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность или профессию либо товар. Действия, связанные с включением недостоверных сведений в социальную рекламу, также не могут рассматриваться в качестве заведомо ложной рекламы. Социальная реклама согласно ст. 18 Федерального закона «О рекламе» представляет общественные и государственные интересы и является частным случаем благотворительной деятельности. В данной разновидности рекламы возможны элементы преувеличения, умышленные искажения действительного хода событий, различные формы гиперболизации, в целях повышения эффекта экспрессивного воздействия. Вызывает определенные трудности проблема квалификации случаев недобросовестной рекламы, т. е. тех ситуаций, когда в рекламную продукцию включаются ложные сведения относительно природы, качества, состава, потребительских свойств товаров, изготовленных не самим рекламодателем, а фирмой-конкурентом. Представляется, что такие действия вполне охватываются ст. 182 УК РФ, если они были совершены из корыстной заинтересованности и причинили значительный ущерб потребителям либо конкурирующим фирмам. Заведомо ложная реклама может быть направлена не только против непосредственных потребителей, но и против конкурирующих фирм и организаций. В некоторых случаях необходима дополнительная квалификация по ст. 178 УК РФ, предусматривающей ответственность за монополистические действия, совершенные путем ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности. В процессе расследования дел, связанных с заведомо ложной рекламой, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 24 данного Закона рекламодатели и рекламопроизводители по требованию федеральных органов власти, на которые возложен контроль за соблюдением законодательства о рекламе, в установленный срок обязаны предоставлять достоверные документы, объяснения в устной или письменной форме, видео — и звукозаписи, а также иную необходимую информацию. Практически значимой является проблема разграничения заведомо ложной рекламы с другими смежными составами преступлений. Наиболее близким по содержанию к анализируемому составу является «Обман потребителей» (ст. 200 УК РФ). Заведомо ложная реклама является разновидностью обмана потребителей. Данные статьи соотносятся друг с другом как общая и специальная нормы. Отличие составов заключается в характере объективной стороны преступления. При обмане потребителей дача заведомо ложных сведений относительно потребительских свойств или качества товаров (услуги) происходит непосредственно на месте реализации товара (оказанной услуги). Если в процессе непосредственного отпуска товаров либо на месте оказанной услуги субъект дает заведомо ложную информацию относительно потребительских свойств товаров (качества услуги), то такие действия следует квалифицировать не по ст. 182 УК РФ «Заведомо ложная реклама», а по ст. 200 УК РФ «Обман потребителей» по признаку «введение в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара (услуги)». Если заведомо ложная реклама товара дана частным лицом (например, реклама товара в газетном объявлении) и покупатель понес имущественный ущерб, то такие действия следует квалифицировать как мошенничество. В случаях, когда заведомо ложная реклама была совершена путем умышленного использования чужого товарного знака без соответствующего разрешения обладателя знака, такие действия квалифицируются по ст. 181 УК Российской Федерации. Дополнительной квалификации по ст. 182 Уголовного кодекса РФ не требуется.
——————————————————————