Заведомо ложная реклама на службе у финансовых пирамид, а страдают люди

(Ценова Т. Л., Мороз А. В.) («Реклама и право», 2006, N 1)

ЗАВЕДОМО ЛОЖНАЯ РЕКЛАМА НА СЛУЖБЕ У ФИНАНСОВЫХ ПИРАМИД, А СТРАДАЮТ ЛЮДИ

Т. Л. ЦЕНОВА, А. В. МОРОЗ

Ценова Т. Л., эксперт Экспертно-криминалистического центра при ГУВД Краснодарского края, кандидат юридических наук.

Мороз А. В., начальник Экспертно-криминалистического центра при ГУВД Краснодарского края, полковник милиции.

Суть мошеннических операций, совершаемых в финансовых пирамидах, заключается в том, что лицо (либо группа лиц) создает коммерческую организацию не в целях получения прибыли, а для привлечения вкладов граждан. Эта организация функционирует на принципе приоритета первого вкладчика. На первом этапе производится массовый прием вкладов граждан. При этом организация гарантирует вкладчикам выплату высоких процентов. Собрав определенную сумму денежных средств, руководители организации производят частичные процентные выплаты по вкладам. Подобные действия оказывают огромный психологический эффект на массы населения. Количество вкладчиков возрастает с геометрической прогрессией. В ряде случаев следуют вторичные выплаты. Как правило, руководители компании в этот период различными способами присваивают полученные средства. Деятельность компании построена на том, что выплата вкладов и процентов по ним производится не за счет полученных доходов, а за счет поступления средств от новых вкладчиков. В конечном итоге произвести обещанные выплаты последним вкладчикам не представляется возможным. Б. В. Волженкин пишет, что в период с 1991 по 1995 г. лишь на рынке частных инвестиций от финансовых пирамид пострадали 735 тысяч граждан, потеряв 1,9 триллиона руб. За указанный период времени было выявлено 170 мошеннических фирм, имеющих 334 филиала в российских регионах <*>. ——————————— <*> См.: Волженкин Б. В. Мошенничество: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». СПб., 1998. С. 6.

В соответствии с информацией, предоставленной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, негосударственные финансовые структуры обманули примерно 40 млн. человек, нанеся им ущерб, составивший порядка 50 триллионов неденоминированных рублей <*>. ——————————— <*> См.: Преступность и реформы в России / Под ред. А. И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация, 1998. С. 210.

Последние данные Федерального общественно-государственного фонда защиты прав вкладчиков и акционеров выглядят более впечатляющими: в середине 90-х гг. ушедшего столетия было создано 1800 финансовых пирамид, выманивших у населения свыше 13 трлн. руб. На сегодняшний день вкладчикам возвращено около 260 млн. руб. Так, ряд финансовых пирамид обманули следующее число человек: «Русский дом Селенга» — 2,4 млн. вкладчиков на сумму 2,8 млрд. руб., выплачено фондом 45 млн. руб., компенсация от реализации имущества компании составит не более 1% от вложенных средств. «Русской недвижимостью» обмануты 1,5 млн. человек на 1 млрд. руб., фонд передал вкладчикам 35 млн. руб., после продажи имущества компании ожидается компенсация не более 17% от вложенных средств, «Хопер-Инвест» — 4 млн. вкладчиков на 500 млн. руб., фондом было выплачено 20 млн. руб., от продажи имущества компании пока никаких поступлений нет; «Тибет» обманул 288 тыс. человек, гражданский иск предъявлен на сумму 225 млн. руб., реализовано имущества на сумму 15 тыс. дол. Имеется договоренность с Правительством гор. Москвы о возврате 400 тыс. дол., которые учредитель В. Дрямов в свое время перечислил на счет столичной мэрии, «МММ» — более 10 млн. вкладчиков, выплаты через фонд не производились, «Властелина» обманула на сумму 4 млрд. руб. 26 тыс. вкладчиков, фонд перечислил вкладчикам 6,5 млн. руб. и отдал на реализацию имущество компании: 6 квартир в Москве, 2 коттеджных поселка, коттедж в Подмосковье, земельный участок в 100 га, выплаты будут производиться не более 1 тыс. руб. за акцию только вкладчикам льготных категорий при наличии приходно-кассового ордера <*>. ——————————— <*> Аргументы и факты. 2002. N 33. С. 13.

Аналогичные методы работы с доверчивыми гражданами использовали и другие компании, такие как «Властелина», АО «МММ» и так далее. В настоящее время финансовые пирамиды подобного типа не исчезли. Они лишь трансформировались и стали действовать более изощренно. Так, из средств массовой информации стало известно, что учредитель «Властелины», освободившись из мест лишения свободы раньше срока, вновь учредила предприятие по типу финансовой пирамиды, и многочисленные вкладчики вновь принесли деньги и вложили их в эту фирму, поверив в новые обещания и гарантии. О результатах такой операции нетрудно догадаться. И вновь, как и ранее, способ хищения — заведомо ложная реклама <*>. ——————————— <*> Подробнее о связи заведомо ложной рекламы и финансовых пирамид см.: Ценова Т. Л. Финансовые пирамиды и заведомо ложная реклама — звенья одной цепи (к вопросу об исключении из УК РФ ст. 182) // Реклама и право. 2004. N 2. С. 23 — 26.

Опасность заведомо ложной рекламы заключается в том, что под видом продукции высшего качества происходит реализация товаров более низкого сорта или под видом оказания одной услуги лицу фактически оказывается другая, гораздо ниже оплачиваемая услуга. Реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическим, юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям, а также способствовать реализации товаров, идей и начинаний <*>. ——————————— <*> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Изд. 3-е, изм. и доп. / Под общей ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: Норма-ИНФРА, 2000. С. 429.

Заведомо ложная реклама дает искаженную информацию. Побуждая приобрести тот или иной товар, воспользоваться какой-либо услугой, такая реклама зачастую приводит своих потребителей в состояние стресса, а порой и к психическим заболеваниям, вызванным стрессом, полученным в результате, например, крушения финансовой пирамиды и потери вложенных средств. К сожалению, не велась статистика пострадавших от таких ситуаций в период массового краха мошеннических фирм, да и сейчас этой проблеме не уделяется должного внимания. Ситуация, сложившаяся в связи с существованием финансовых пирамид, в наши дни усугубляется тем, что за заведомо ложную рекламу нет уголовной ответственности, такая статья в УК России была бы отличным гарантом ранней диагностики таких фирм и во многом предупредила бы их преступные начинания, а значит, и те вредоносные последствия, которые она несет <*>. ——————————— <*> Подробнее см.: Баранова М. В. Мониторинг рекламы финансовых услуг как средство ранней диагностики мошенничества в форме «финансовых пирамид» // Реклама и право. 2004. N 1.

Анализируя проблему вреда, наносимого заведомо ложной рекламой, актуальным видится вопрос изучения личности потерпевших по делам о коммерческом мошенничестве, тем более что на анализируемом примере сделать это наиболее показательно. Такая информация важна, поскольку «данные о криминалистически значимых особенностях личности потерпевшего в значительной мере могут способствовать установлению направленности и мотивов поведения преступника, его общих и индивидуальных качеств, так как потерпевший и преступник всегда находятся в специфических связях, отношениях в единой системе «преступник — жертва» <*>. ——————————— <*> Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. А. А. Хмырова; Д. В. Зеленского. Краснодар, 1998. С. 36.

С точки зрения криминалистической виктимологии под жертвой преступления, потерпевшим понимается любое физическое лицо, которому причинен моральный, физический либо имущественный вред. Независимо от того, вынесено или не вынесено соответствующее постановление о признании такого лица потерпевшим <*>. ——————————— <*> Там же. С. 35.

Жертв можно условно разделить на две категории. В первую категорию зачастую входят личности, имеющие стереотипный тип мышления, желающие обогатиться, не затрачивая особого труда, им свойственны доверчивость и легковерие, недостаточно высокий уровень образования, нежелание повышать имеющийся уровень знаний, предпринять попытки анализа ситуаций, которые могут быть связаны с риском. Такие люди эмоционально зависимы от окружающих их людей и обстоятельств, они легковнушаемы и не уверены в себе. Переход к рыночным отношениям в нашей стране застал многих людей врасплох. Неумение «просчитать» выгодность той или иной сделки привело к тому, что новички — участники рыночной экономики потерпели убытки. Веря в выплату больших процентов, покупали акции либо одной компании, либо нескольких, но схожих по сфере деятельности. Хотя более логичным видится приобретение смешанного пакета акций, состоящего из разных частей, что значительно снизило бы степень риска для владельцев акций в случае банкротства какой-либо из фирм. Вторую категорию пострадавших представляют лица с завышенной самооценкой, считающие себя большими профессионалами с прекрасно развитыми деловыми качествами, сведущими в различных областях знаний. Именно завышенная самооценка стала причиной их материальных потерь. Проблемы всех потерпевших по делам данной категории в том, что они не смогли (как внутренне, так и внешне) заранее приспособиться к возможному риску. В других странах уже давно практикуется «принцип самозащиты» субъектов бизнеса: собираются сведения о деловых партнерах, проявляется логика мышления и отбрасывается надежда на случайное везение, при возникновении подозрений относительно выгодности сделки происходит приостановление вложения денежных средств. Нежелание российских субъектов рыночной экономики выяснить причины разразившихся экономических кризисов в других странах, с развитыми капиталистическими отношениями, игнорирование аналитической литературы, разъясняющей причины краха различных компаний, вызванного «играми» на биржевых торгах и т. д., приводит к тому, что указанные лица становятся потерпевшими по делам, подпадающим под признаки коммерческого мошенничества. Страдают не только частные лица и индивидуальные предприниматели, но и руководители (или работники, наделенные специальными полномочиями по определению направления деятельности предприятия). Возраст жертв различен. Это может быть и человек двадцати лет, и пожилой — семидесяти лет. В числе пострадавших примерно равное количество мужчин и женщин, поскольку в последние годы у представительниц слабого пола существенно возросла деловая активность и они достаточно часто занимаются бизнесом. Не исключено, что декриминализация деяний, предусматривавшихся в ст. 182 УК РФ, спровоцирует всплеск подобных мошенничеств, что приведет к росту жертв, пострадавших от деятельности подобных фирм, а механизм их защиты как в психологическом, так и в правовом аспекте оставляет желать лучшего. Возникает закономерный вопрос о том, чьи же на самом деле интересы защитил законодатель, решив, что заведомо ложная реклама не должна относиться к числу преступных деяний…

——————————————————————