О нормативно-правовом регулировании информационной поддержки автоматизированного гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции

(Кокотова Е.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2006, N 3)

О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Е. КОКОТОВА

Кокотова Е., помощник судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя.

В настоящее время государственная политика в сфере информатизации идет в направлении создания и развития федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечения их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве. Вместе с тем, чтобы «влиться» в общее информационное пространство, первоначально следует создать собственное единое информационное пространство, определить его границы, принципы функционирования. Существующая система информационного обеспечения судов общей юрисдикции не позволяет получить своевременный и полный доступ к необходимой информации, поскольку информация хранится на различных видах носителей: бумажных, электронных и др., а также в журналах, уголовных, гражданских делах, статистических карточках, информационных системах. В связи с этим следует признать, что единого информационного пространства судов общей юрисдикции в Российской Федерации нет. В Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002 — 2006 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ 20.11.01 N 805, были поставлены такие задачи, как формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечение единства судебной системы Российской Федерации, повышение эффективности деятельности судов, а также реализация прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию. Концепция информатизации судов общей юрисдикции определила, что информатизация таких судов должна производиться в форме создания автоматизированной системы. Действующие в отдельных судах автоматизированные информационные системы «Правосудие» (АИС «Правосудие») позволяют обеспечить документирование процессов судебного делопроизводства в соответствии с ГПК РФ, другими законодательными актами и инструкциями по делопроизводству в судах общей юрисдикции, создание единого банка данных по гражданским делам и судебным решениям, а также ведение электронного архива судебных решений; оперативное представление информации о нагрузке судей и аппарата суда, качестве их работы, движении дел; автоматическое формирование статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции как за утвержденные, так и за произвольные временные интервалы. С учетом того, что суды общей юрисдикции выступают носителями государственной власти, а их информационный ресурс является и образует часть государственного информационного ресурса, разработчики Концепции информатизации судов общей юрисдикции определили в качестве ее основной цели создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации (ГАС) «Правосудие». Реализация конституционных положений о полномочиях и задачах органов судебной власти России требует системного нормативного регулирования процессов информационной поддержки судопроизводства. Результаты по итогам анализа источников права позволяют говорить о том, что процессуальные нормы, используемые в судопроизводстве, рассредоточены в различных нормативно-правовых актах; многие правовые нормы, регулирующие информационные правоотношения, носят лишь декларативный характер, поскольку отсутствуют реальные механизмы их практической реализации, а существующие механизмы настоятельно требуют совершенствования. Решение вопросов, связанных с созданием и использованием информационно-компьютерных технологий в судах общей юрисдикции, осуществляется с помощью средств правового и технического регулирования. Техническое регулирование предполагает в соответствии с Федеральным законом от 27.12.02 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» формирование технологической части информационной системы суда общей юрисдикции на основе технических стандартов, регламентов, инструкций и иных средств. Механизмы управления информационными процессами, учета и отчетности в автоматизированной системе, оказания услуг и производства работ по ее обслуживанию, защиты информационных ресурсов, обеспечения безопасности автоматизированной системы обеспечиваются институтами административного, информационного, гражданского и других отраслей права. На сегодняшний день уже имеется определенный опыт нормативно-правового регулирования аспектов, связанных с использованием государственных автоматизированных систем РФ, — Закон от 10.01.03 N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». При переходе судов общей юрисдикции к системе электронного документооборота неизбежно возникнут вопросы придания юридической силы документам, получаемым с использованием ГАС «Правосудие». Следуя определению понятия юридической силы документа, данному в Федеральном законе «О ГАС РФ «Выборы», юридическая сила документа ГАС «Правосудие» — признаки и свойства документа ГАС «Правосудие», позволяющие использовать документ отдельно или в сочетании с другими документами для совершения юридически значимых действий. В связи с наличием правовых режимов различного вида тайн (например, тайна усыновления по делам об установлении усыновления (удочерения), рассматриваемым в судах общей юрисдикции); информационных ресурсов, содержащих персональные данные (личную тайну), коммерческую тайну, возможности несанкционированного доступа и утечки информации из баз данных внутри автоматизированной системы, нарушения функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации, вопросы информационной безопасности сведений, циркулирующих в ней, безусловно, являются одними из ключевых. Информацию, циркулирующую в недрах автоматизированной системы, можно разделить на три категории: общедоступная, т. е. открытая для любого пользователя; ведомственная, которая должна циркулировать только внутри судов, Судебного департамента, Верховного Суда, и, наконец, защищенная информация, которая наделяется соответствующим грифом и оформляется в соответствии с определенной процедурой. В зависимости от этого тройственного характера информации вся подсистема информационной безопасности разрабатывается современными программно-техническими средствами в виде трех контуров: закрытого, ведомственного и публичного. Все это будет предусмотрено в создаваемой системе информационной безопасности. На сегодняшний день разработана только ее концепция. В таких условиях требуют правового регулирования также вопросы доступа судей и председателей судов к информационным ресурсам в ГАС «Правосудие», к автоматизированным системам органов исполнительной и законодательной власти, правоохранительных и иных государственных органов. Конкретизация правовых положений доступности судебной информации для различных категорий пользователей должна осуществляться в соответствии с разделением последних на следующие группы: судьи, работники аппаратов судов общей юрисдикции; правоохранительные органы; участники судебного процесса; исследователи юридической практики и иные пользователи. При этом судьи и работники аппаратов судов выступают в роли приоритетных пользователей информационных ресурсов и создателей судебной информации. Проблема соблюдения судами общей юрисдикции процессуальных сроков рассмотрения гражданских дел, а также способы ее решения также являются предметом постоянного обсуждения ученых, специалистов, представителей судейского сообщества. В качестве одного из факторов, влияющих на своевременное рассмотрение гражданских дел, по мнению судьи Калужского районного суда Калужской области Брант И. Н., является обеспеченность судей факсом, компьютером с доступом в Интернет, что позволяет экономить процессуальное время, которое тратится на подготовку дела к слушанию (направление запросов, получение письменных доказательств по электронной почте либо путем факсимильной связи существенно ускоряет досудебную подготовку дела) <*>. ——————————— <*> Брант И. Н. Факторы, влияющие на своевременность рассмотрения гражданских дел // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. N 8. С. 3.

Подходы к решению вопроса сокращения сроков судебного разбирательства различны: одни предлагают введение специальных категорий дел, для которых будут уменьшены сроки их рассмотрения, другие — увеличение государственной пошлины, которую надлежит уплатить заинтересованному лицу при обращении в суд. Указанные подходы не решают проблему принципиально, поэтому необходимы варианты, связанные с техническим перевооружением и изменением способа проведения самого судебного заседания. Сокращение сроков рассмотрения дел и жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи, названо в числе основных целей создания ГАС «Правосудие». «Видеоконференцсвязь» является функциональной подсистемой ГАС «Правосудие», обеспечивающей рассмотрение в судах кассационных и иных жалоб с использованием технологии видеоконференцсвязи. По состоянию на сегодняшний день система видеоконференцсвязи используется судебной системой исключительно в целях дистанционного участия осужденных в судебных процессах кассационной и надзорной инстанции. Современная правовая база не позволяет использовать в судебной практике видеоконференцсвязь для дистанционного участия сторон по гражданскому делу в судебном процессе первой и кассационной инстанций. Однако в технических требованиях к аппаратно-программным комплексам видеоконференцсвязи для дистанционного проведения кассационных судебных заседаний указано на возможность в дальнейшем с использованием технологии видеоконференцсвязи организовать проведение гражданских кассационных процессов. «Согласно ГПК РФ, если место проживания свидетеля удалено от здания суда на расстояние, превышающее 150 км, то судья имеет право направить судебное поручение в суд, на подведомственной территории которого проживает данный свидетель, с целью снятия с него показаний на месте. Вполне очевидно, что во время судебного разбирательства могут возникнуть дополнительные вопросы к свидетелю, которые невозможно будет разрешить в рамках существующей судебной практики. Поэтому дистанционное участие свидетеля в гражданском процессе посредством видеоконференцсвязи предоставит суду возможность более полного сбора информации» <*>. ——————————— <*> Човен В. А. Актуальные вопросы использования информационных технологий в судебном делопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 3. С. 15.

С точки зрения изучения опыта и его использования в российском законодательстве и теории доказательств наше внимание должно привлекать широкое применение судами других государств видеоконференцсвязи, извещения лиц, участвующих в деле, и предоставление сторонам права сообщать суду о доказательствах по электронной почте в зашифрованном виде. Основные направления реформы гражданского процессуального законодательства Германии в области влияния научно-технического прогресса на гражданский процесс коснулись: во-первых, введения современных средств коммуникации в гражданский процесс; во-вторых, внедрения современных информационных технологий в порядок судебного извещения участников процесса (доставка по электронной почте допускается только в зашифрованном виде, и если документ подписан электронной подписью). Шифрование должно явиться средством обеспечения достоверности информации. Кроме того, по Закону о реформе судебной доставки от 11.05.01 стороны вправе послать суду сведения о доказательствах по электронной почте <*>. ——————————— <*> Штанке Э. Реформа немецкого гражданского процессуального права. Проект новелл ГПК Германии // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. М.: Издательство «Норма», 2002. С. 231.

В настоящее время в системе судов РФ только арбитражные суды используют возможность извещения лиц, участвующих в деле, направлением копий процессуальных документов по электронной почте, поскольку это закреплено непосредственно в Арбитражном процессуальном кодексе РФ в статьях 122, 125, 260. Так, обратившиеся в суд за защитой своих прав и законных интересов, наряду с почтовым адресом в исковых заявлениях, апелляционных (кассационных) жалобах указывают адреса электронной почты. Арбитражный суд может отправить копию судебного акта в случаях, не терпящих отлагательства, в том числе по электронной почте. Внедрение во многие суды автоматизированных систем делопроизводства, средств автоматизации судопроизводства и сбора судебной статистики активизировало работу по усовершенствованию положений Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при ВС РФ N 36 от 29.04.03, которая должна установить единую систему организации делопроизводства, общий порядок работы с процессуальными и иными документами, письмами и обращениями граждан на основе автоматизированной технологии обработки документов, а также с применением современных технических средств. Ключевым изменением предполагается введение консолидированного реестра, который призван заменить многочисленные журналы учета, статистические карточки, другие вспомогательные документы, относящиеся к организации судебного делопроизводства, и может вестись в судах как с автоматизированной, так и с неавтоматизированной системой делопроизводства. Предполагается закрепить возможность доставки документов в суд как средствами почтовой, так и по каналам электронной связи (например, доставка по электронной почте). В судах, где существует локальная вычислительная сеть, доступ к первичной информации по поступившему гражданскому делу и дальнейшим сведениям о движении дела, занесенным в реестр, имеет каждый работник, что дает возможность своевременно получать и доводить до сведения председателя суда (судей) информацию о рассмотренных, не сданных или приостановленных делах, о вступлении решения в законную силу либо о получении кассационной жалобы (представления), контролировать установленные процессуальным законом сроки. В соответствии с гражданско-процессуальным законодательством лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки. Использование иных средств связи и доставки должно применяться в тех случаях, когда по ряду причин (отдаленность места жительства гражданина или местонахождения организации от места судебного заседания, срочность совершения процессуального действия и т. п.) использование указанных способов доставки судебных извещений не может обеспечить заблаговременность получения вызываемым лицом сведений о судебном заседании или процессуальном действии, в результате чего указанное лицо будет лишено возможности реализовать свои процессуальные права или исполнить возложенные на него обязанности. В связи с этим принципиально важно, чтобы выбранные средства и способы направления судебных извещений обеспечивали фиксирование содержащейся в них информации и их вручение адресату, что в свою очередь может быть использовано как доказательство извещения лица надлежащим образом и получения ими копий соответствующих процессуальных документов. Направление судебных извещений указанным лицам с использованием электронной почты также позволяет ознакомить их с копиями указанных документов. Разработчики новой инструкции предполагают закрепление в ней возможности отражения хода каждого заседания суда в протоколе, изготовленном как на бумажном носителе, так и с использованием стенографирования, электронной звуковой записи, а также иных средств и способов, установленных процессуальным законодательством. Создание компьютерных систем протоколирования судебных заседаний является принципиально новым направлением информатизации судов общей юрисдикции. В настоящее время ведутся работы по интеграции системы технической фиксации судебных процессов с системой электронного судебного делопроизводства АИС «Правосудие». Система звукозаписи обеспечивает не только полную и точную запись судебных процессов, но также позволяет получить электронный протокол, отображающий все события судебного процесса и позволяющий мгновенно выбрать и прослушать аудиозапись любого события, произошедшего в зале судебного заседания <*>. ——————————— <*> http://court. croc. ru/srs.

Стенографирование или использование технических средств (например, аудиозаписи или электронно-цифровой записи) являются вспомогательными способами и не могут заменить основной способ изготовления протокола. То есть протокол обязательно должен быть перенесен на бумажный носитель, поскольку это необходимо для приобщения протокола к делу и возможности ознакомления с ним участников процесса. В связи с внедрением в судах общей юрисдикции автоматизированных систем судебного делопроизводства возникла необходимость единообразного учета категорий гражданских дел и материалов во всех судебных инстанциях. Формы статистической отчетности по гражданскому судопроизводству, действующие в настоящее время, не полностью отражают разнообразие гражданских дел и материалов, рассматриваемых федеральными судами общей юрисдикции. Для выделения в статистической отчетности социально значимых категорий гражданских дел и обеспечения достоверности первичного учета в судах предлагается разработка многоуровневого каталога-классификатора категорий гражданских дел, отражающих сущность различных обращений лиц за судебной защитой, характер отношений, определяемых материальным правом. Классификатор гражданских дел и материалов, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, должен стать одним из основных компонентов информационного обеспечения автоматизированной системы судебного делопроизводства. Вместе с тем данный классификатор, как и вся система статистического учета соответствующих дел и материалов, имеет многоцелевое значение, включающее не только облегчение технической работы по ведению форм статистической отчетности по гражданским делам, но и прежде всего практическую ценность соответствующей информации, возможность оперативного реагирования как со стороны Верховного Суда РФ в форме обобщений судебной практики, разъяснений Президиума Верховного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, так и законодателя на процессы и тенденции, выявляемые с помощью инструментов статистического учета. Классификация позволит обеспечить систематизацию судебной практики и возможность контроля, в том числе в автоматизированных информационных системах, установленных процессуальных сроков рассмотрения дел определенных категорий, порядка рассмотрения и обжалования, правильности начисления суммы государственной пошлины, подлежащей оплате по определенной категории дела с учетом цены иска. Многоуровневая классификация предоставляет возможность формирования запросов и статистических группировок не только по отдельным категориям, но и по классификации более высокого уровня, в которую входят первичные категории. Единый классификатор должен использоваться во всех судебных инстанциях, поскольку только в этом случае можно будет проследить движение отдельных категорий дел по судебным инстанциям, проанализировать случаи отмены и изменений судебных решений. Таким образом, при постоянно возрастающих темпах оснащения судов общей юрисдикции разрозненными компьютерными средствами необходимость совершенствования правового регулирования процессов создания и согласованного использования информационных технологий и информационных ресурсов приобретает сегодня особое значение. Задачи в сфере правового и технического регулирования процессами формирования судебных информационных ресурсов для судов общей юрисдикции, процессами обработки и передачи информации в электронном виде требуют выработки единого подхода к созданию целостной нормативно-правовой базы для всех звеньев судебной системы России и прежде всего для автоматизированных рабочих мест судей и председателей судов.

——————————————————————