Актуальные проблемы создания и развития единого информационного пространства судебной системы России

(Ловцов Д. А., Ниесов В. А.) («Информационное право», 2013, N 5)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Д. А. ЛОВЦОВ, В. А. НИЕСОВ

Ловцов Дмитрий Анатольевич, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ.

Ниесов Владимир Александрович, профессор кафедры информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия, кандидат технических наук, советник юстиции 1 класса.

В статье рассматриваются пути и условия решения актуальных проблем обеспечения единства судебной системы в инфосфере, организационно-правового обеспечения защиты и терминологического единства в едином информационном пространстве судебной системы России.

Ключевые слова: единое информационное пространство, судебная система, информационная среда, проблемы, автоматизированные информационные системы, электронное взаимодействие, единство.

Topical problems of creation and development of the single information space of the judicial system of Russia D. A. Lovtsov, V. A. Niesov

In the article ways and decision conditions of actual problems of court system unity support in information sphere, organization and legal maintenance of protect and terminology unity in Common information space of Russian court system are considered.

Key words: common information space, court system, information environment, problems, computer information systems, electronic interaction, unity.

Одной из ключевых задач развития судебной системы России в условиях формирования глобального информационного общества и реализации целей Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации <1> является создание единого информационного пространства (ЕИП) судебной системы страны. Решение данной задачи предусматривается как по проектам целевых программ развития судебной системы, так и по проектам Государственной программы РФ «Информационное общество» (2011 — 2020 гг.) <2>, цель которой — «получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий», в соответствии с Концепцией <3> формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. ——————————— <1> Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // Российская газета. 2008. 16 февр. URL: http://www. rg. ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok. html. <2> Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р. Содержит 4 подпрограммы, одна из которых — «Информационное государство». <3> Одобрена решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г. N Пр-1694.

Переход ведущих стран мира к постиндустриальному — информационному обществу сопровождается интеграцией государственных автоматизированных информационных систем (АИС) по проектам «электронного (информационного) государства». Интеграция зарубежных судебных АИС сопровождается организационными и качественными институциональными изменениями, направленными на улучшение качества информационных услуг гражданам, структурам бизнеса и государства, а также на «развитие демократических процессов и упрочение поддержки публичной политики». Руководство нашей страны, высшие органы судебной власти и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации придают статус национального приоритета проектам <4> создания ЕИП судебной системы России с целью повышения эффективности работы судов на базе современных информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и их взаимодействия с гражданами и организациями в электронном виде. Одной из общих целей совершенствования судебной системы России является обеспечение единства судебной системы в инфосфере <5>. На единой концептуальной основе формируется информационное пространство <6> арбитражных судов страны и судов общей юрисдикции. Одной из основных целей создания и внедрения АИС Конституционного Суда Российской Федерации, напрямую связанной с общими целями совершенствования судебной системы России, является повышение информационной открытости Конституционного Суда за счет внедрения «документно-ориентированных и портальных технологий», интегрированных с правовыми информационно-поисковыми системами и обновленными средствами информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры <7>. ——————————— <4> Так, решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г. N Пр-1694 одобрена Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. По поручению Президента Российской Федерации 15 декабря 2010 г. N Пр-3645 подготовлены предложения по формированию ЕИП судов общей юрисдикции и мировых судей, переводу судебных архивов в электронный вид. Образован информационно-аналитический центр обработки и хранения информации и технической поддержки ГАС РФ «Правосудие», закреплена компетенция Судебного департамента в сфере информатизации участков мировых судей. Президентом Российской Федерации поручено также организовать своевременное и полное размещение информации о деятельности судов на соответствующих сайтах в сети Интернет. См.: Постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 24 марта 2011 г. N 258 «О ходе выполнения поручения Президента Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. N Пр-3645 по повышению открытости и доступности правосудия». <5> См.: Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации, утв. Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 г. N 13-П (п. 1.1, абз. 5). <6> См.: Концепция создания Единой автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов Российской Федерации, утв. Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 9 марта 2005 г.; Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, утв. Постановлением Совета судей Российской Федерации от 11.04.2002 N 75 (в формулировке «Создание Государственной автоматизированной системы «Правосудие»). <7> См.: Общая концепция Информационной системы Конституционного Суда Российской Федерации, утв. Руководителем Секретариата Конституционного Суда РФ 4 октября 2007 г.

Таким образом, намечается поэтапная, начиная с инфосферы, реализация принципа единства судебной системы Российской Федерации во всех ветвях судебной власти. Одновременно, наряду с проектами информатизации судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в России выполняются также проекты построения «электронного государства» <8>, «электронного правительства», «электронного парламента» и «электронного правосудия». ——————————— <8> В настоящее время на основе инфраструктуры «электронного правительства» каждый гражданин России, регистрируясь на едином портале государственных услуг, использует код СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета), а юридическое лицо — ИНН, которые идентифицируют их в информационном пространстве при взаимодействии с органами государственной власти. Сегодня можно подать заявку и получить персональный идентификатор для регистрации и идентификации на портале. Эта услуга доступна на всей территории России, что позволяет упростить взаимодействие граждан с органами государственной власти (в том числе и судебной), а также обеспечить юридическую значимость такого взаимодействия в «едином пространстве доверия», основные правила и требования формирования которого с использованием электронной подписи определены Минкомсвязью РФ, что в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» обеспечивает юридическую значимость электронных документов.

В условиях формирования информационного общества в Российской Федерации ЕИП судебной системы создается не только в интересах органов судебной власти, но и в интересах развития институтов и технологий гражданского общества России. При создании ЕИП предусматривается реализация конституционных принципов самостоятельности и независимости судебной власти с информационным обеспечением процессов судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Качественный уровень развития ЕИП судебной системы России предопределяет не только повышение эффективности деятельности органов судебной власти и системы Судебного департамента, но и социальную стабильность, успешность развития страны в инфосфере, достижение «цифрового» («информационного») равенства всех участников судебного процесса на всей территории страны. ЕИП судебной системы создается не на «пустом месте». В основе его формирования лежит существующая судебная информационная инфраструктура, включающая АИС высших судов страны (Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) <9>, АИС судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (ГАС РФ «Правосудие») и арбитражных судов (Единая автоматизированная информационно-коммуникационная система), а также комплексы средств автоматизации конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации, их сайтов (порталов), систем связи и передачи данных. ——————————— <9> АИС создаются и развиваются в соответствии с Федеральными целевыми программами «Развитие судебной системы России» на 2002 — 2006 годы и 2007 — 2011, 2012 и последующие годы.

Создание и развитие ЕИП судебной системы обеспечивает открытость судебной системы в информационном пространстве страны, повышает доступность к информации о деятельности судов, представленной в электронно-цифровой форме; оперативность и качество информационно-аналитической поддержки судопроизводства, качество сбора и оформления судебных документов, сбора и логической обработки судебной статистики, качество ресурсного и организационно-правового обеспечения деятельности судов и др. Представляется целесообразным для перспективных проектов разработать нормативно-методическую базу организации совместного построения ЕИП судебной системы представителями всех ветвей судебной власти на единой концептуально-методологической основе. Это будет способствовать устранению информационной несовместимости их ИКТ, уменьшению разрозненности проектов информатизации федеральных судов, мировых судей и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Согласованная и скоординированная работа по всем проектам формирования ЕИП с использованием ресурсов и унифицированных технологий Государственной программы РФ «Информационное общество» (2011 — 2020 гг.) повысит эффективность развития и применения судебных информационных ресурсов для каждой из ветвей государственной власти, граждан и организаций. При этом повышается эффективность управления процессами информатизации в судебной сфере и доступность информационных ресурсов федерального и регионального уровня, а также снижаются затраты на информатизацию судебной системы, путем унификации аппаратных и программных средств общего назначения. Комплексная проблема совместного построения ЕИП судебной системы и единого пространства доверия представителями всех ветвей власти — проблема наукоемкая. Ее решение нуждается в проведении совместных научных исследований по целому ряду актуальных прикладных проблем. В частности, по проблемам создания единых концептуально-методологических основ построения и функционирования судебных АИС в интегрированной информационной среде органов государственной власти, проблемам унификации средств организационно-правового, информационно-лингвистического и программного обеспечения данных систем, проблемам создания административных регламентов и технических стандартов, представляющих единые требования к разработке и применению унифицированных ИКТ и электронных информационных ресурсов в судебной системе. Системный анализ процессов создания и развития ЕИП судебной системы России позволил выявить комплекс следующих первоочередных проблем. 1. Проблемы обеспечения единства судебной системы в инфосфере и эффективного организационно-правового обеспечения защиты ЕИП. Каждый судебный орган, действуя в соответствии со своей компетенцией, реализует общие (единые) государственные цели и задачи судебной системы России. Поэтому наряду с учетом процессуальных особенностей и различий в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов РФ, большое значение имеет выявление общих концептуальных и методологических основ создания ЕИП судебной системы в целом <10>. Совет судей РФ предписывает <11> Судебному департаменту и структурным подразделениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, ответственным за информатизацию судопроизводства, согласовывать механизмы взаимодействия действующих и вновь создаваемых АИС в рамках Единой концепции информатизации судебной системы Российской Федерации. Разработка единых концептуально-методологических основ и унифицированных правовых норм и стандартов судебной системы должны обеспечить практическую реализацию принципа единства судебной системы России в инфосфере. ——————————— <10> См., например: Ловцов Д. А., Ниесов В. А. Обеспечение единства судебной системы России в инфосфере: концептуальные аспекты // Российское правосудие. 2007. N 4. С. 44 — 46. <11> См.: Постановление Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 75.

При создании базы нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов ЕИП судебной системы России актуальной проблемой является разработка общесистемных требований к организации информационного взаимодействия органов судебной власти в сфере судопроизводства на досудебных и судебной стадиях. Здесь требуется совместная разработка соответствующих соглашений, административных и технических регламентов взаимодействия <12> государственных АИС. В результате такой разработки устанавливается единый процессуальный порядок: ——————————— <12> См., например: Ершов В. В. Правовые проблемы информационного электронного взаимодействия субъектов процессуального доказывания // Информационные технологии, связь и защита информации МВД России: Сборник статей. 2012. Вып. 1. С. 48 — 52.

— определения состава электронных данных, используемых при обращении в органы судебной власти, а также регламентных действий, приводящих к изменению этих данных в процессе конституционного, гражданского (включая арбитражный процесс), административного и уголовного судопроизводства; — регистрации всех учетных событий и внесения изменений учетных данных в электронном виде; — обеспечения достоверности и легитимности (юридической значимости) данных, используемых в электронной форме; — протоколирования судебных процедур и действий, выполняемых с использованием ИКТ; — восстановления состояния учетных данных на любой момент времени в прошлом; — формирования и использования электронных судебных архивов; — определения лиц, ответственных за выполнение административных регламентов с применением ИКТ. С вступлением России во Всемирную торговую организацию возросла актуальность проблем выполнения положений Федерального закона <13> «О техническом регулировании» в интегрированной информационной среде. К сожалению, интеграционные процессы в информационной среде судебной системы России сдерживаются в связи с целым рядом причин. ——————————— <13> Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 1 мая 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.

Во-первых, в связи с отсутствием единых требований к системам связи и передачи данных, к судебным ИКТ и информационным ресурсам в электронном виде, а также отсутствием нормативных процедур подтверждения их соответствия этим требованиям в ЕИП судебной системы. Во-вторых, из-за несовершенных форм координации обоснования и совместной разработки унифицированного информационно-технического и программного обеспечения судебных АИС различных ветвей судебной власти. И наконец, из-за отсутствия общесистемных согласованных позиций по применению отечественных и международных стандартов технического регулирования отношений в области формирования и развития ЕИП судебной системы России. Разработка средств правового и технического регулирования информационного взаимодействия судов в рамках ЕИП судебной системы и с внешними государственными структурами с использованием унифицированных технических регламентов и стандартов предусматривается на четырех взаимосвязанных уровнях. На первом (нижнем) уровне, в доверенной телематической (информационно-компьютерной телекоммуникационной) сети, образованной комплексом каналов связи и передачи данных и унифицированных программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием, передачу и первичную («приборную») обработку информации, на котором осуществляется также однозначная идентификация субъекта-пользователя и авторизация уровня его прав доступа. Доверие в этой среде обеспечивается услугами государственных удостоверяющих центров. Второй уровень — уровень АИС органов судебной власти (Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иных федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации). В каждой из судебных АИС должны выполняться общесистемные требования унифицированных внутренних регламентов с обязательной идентификацией субъекта-пользователя. Третий уровень — уровень «внутреннего» межсистемного взаимодействия АИС органов судебной власти в доверенной телематической сети с использованием квалифицированной электронной подписи. Четвертый уровень — уровень «внешнего» межсистемного взаимодействия АИС судебных органов и органов исполнительной и законодательной власти с использованием систем межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и электронного взаимодействия (СМЭВ) инфраструктуры «электронного правительства». В соответствии с положениями действующей нормативной правовой базы регулирования отношений в сфере формирования информационной инфраструктуры «электронного правительства», предусматривается организационно-технологическая интеграция судебных АИС и систем МЭДО <14> и СМЭВ. На эти системы возлагается, в частности, осуществление взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, с Аппаратом Правительства Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, прокуратурой Российской Федерации и судебными органами федерального уровня. Это позволит обеспечить оперативное взаимодействие АИС органов судебной, исполнительной и законодательной власти в рамках своих полномочий в электронной форме. ——————————— <14> Управлением правовой информатизации Верховного Суда Российской Федерации в 2013 г. разработан проект Технического задания на проведение работ по сопряжению АИС Верховного Суда Российской Федерации и системы МЭДО.

Решение проблемы эффективного организационно-правового обеспечения защиты судебной информации ограниченного доступа требует обоснования стандартных моделей информационного взаимодействия (с учетом утвержденных адекватных моделей <15> угроз безопасности для судебной системы), выбора согласованных форматов представления данных, разработки и согласования средств и правил защиты информации на всех процессуальных стадиях судопроизводства <16>. ——————————— <15> См., например: Базовая модель угроз безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, утв. ФСТЭК России 18 мая 2007 г.; Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утв. ФСТЭК России 15 февраля 2008 г.; и др. <16> См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сентября; Перепеченов А. Я., Ниесов В. А. О системной организации нормативно-правового обеспечения информационной безопасности судебных и правоохранительных органов // Мир и безопасность. 2007. N 4. С. 44 — 46; Ловцов Д. А., Верхоглядов А. А. Информационная безопасность судебных автоматизированных информационных систем: правовое регулирование и юрисдикция // Российское правосудие. 2008. N 8. С. 55 — 64; Ловцов Д. А. Обеспечение информационной безопасности в российских телематических сетях // Информационное право. 2012. N 4. С. 3 — 7; Проблема информационной безопасности ГАС РФ «Правосудие» // Российское правосудие. 2012. N 5. С. 103 — 109; Концептуально-логическое моделирование юридического понятия «тайна» // Информационное право. 2009. N 2. С. 12 — 14.

2. Проблема обеспечения терминологического единства в ЕИП судебной системы России. Необходимость обеспечения терминологического единства, а также создания и внедрения единой системы классификации категорий судебных дел и материалов обусловлена тем, что во всех видах «электронного судопроизводства» в России требуется <17>: ——————————— <17> См.: Разработка концептуальных и методологических основ обеспечения единства судебной системы России в информационной сфере автоматизированного судопроизводства: Отчет о НИР/РФФИ; руководитель Д. А. Ловцов. М., 2010. 120 с.

— установить единые правила систематизации судебной информации для рациональной организации ее поиска и обобщения с учетом специфики каждого вида судопроизводства; — создать систему единообразного учета рассматриваемых дел и судебной статистики в базах данных и знаний (БДЗ) судебной практики, в электронных судебных архивах, на веб-сайтах и порталах судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ; — обеспечить унификацию наименований, как объектов классификации, так и признаков судебных дел в соответствии с понятийным аппаратом действующего и постоянно обновляемого законодательства, а также характером запросов, поступающих в суды; — обеспечить совместимость информационных ресурсов судов России со смежными по тематике информационными ресурсами правоохранительных органов; — обеспечить гармонизацию системы классификации и кодирования информации о судебной практике с учетом международных и общероссийских классификаторов и стандартов. Важно подчеркнуть, что научно обоснованная система классификации судебной информации будет оказывать влияние не только на структуру данных судопроизводства в электронной форме всех судов России, но и на совершенствование юридической техники при разработке проектов нормативных правовых актов. При их применении в судопроизводстве требуется точное нормативное определение единого смыслового содержания правовых актов, регламентирующих сходные общественные отношения для обеспечения их устойчивости и единообразного понимания законодательства и судебной практики. Тем самым формируется систематизированная стабильная правовая терминология в области конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства. Единая система классификации категорий судебных дел и материалов может стать не только важным средством обеспечения терминологического единства судебного производства, но и эффективным инструментом интеграции электронных информационных ресурсов судебных и правоохранительных органов. В связи с отсутствием нормативного определения понятия «единое информационное пространство судебной системы», важного для юридической науки и практики в области решения проблемы обеспечения единства судебной системы в инфосфере, предлагается включить следующее его определение в Федеральный конституционный закон <18> «О судебной системе Российской Федерации»: ——————————— <18> Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (с изм. от 27 декабря 2009 г.) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1.

«Единое информационное пространство судебной системы — это виртуальная область активного процессуального электронного взаимодействия работников (представителей, деятелей, персонала) и пользователей (участников, наблюдателей, граждан) судебной системы, возникающая в результате формирования соответствующей информационной среды, включающей информационную инфраструктуру, судебные информационно-технические средства, ИКТ и организационно-юридические структуры, для целесообразной переработки судебной информации». При этом под информационной инфраструктурой понимается совокупность АИС, коммуникаций (информационно-телекоммуникационные и телематические сети), информационных ресурсов (информации библиотек, архивов, хранилищ и БДЗ и др.), находящихся в ведении государства <19>. Информационно-технические средства включают судебные АИС, корпоративные и локальные информационно-вычислительные сети, информационно-правовое обеспечение (нормативно-правовые БДЗ, технологии их ведения и использования), информационно-лингвистическое обеспечение (классификаторы, словари, тезаурусы). ——————————— <19> См.: Ловцов Д. А. Информационная теория эргасистем: Тезаурус. М.: РАН. Наука, 2005. 248 с.; Информационно-правовое знание: теоретико-концептуальные аспекты // НТИ РАН. Сер. 2. Информ. процессы и системы. 2004. N 11. С. 10 — 17.

К судебной информации относятся сведения, возникающие в результате непосредственной деятельности органов судебной власти по организации и осуществлению судопроизводства, а также сведения о фактах и лицах, относительно их участия в судопроизводстве. Например, сведения об участниках (судьях, подсудимых, истцах, ответчиках и др.) судебного процесса, о сущности правового спора, о назначенных сроках рассмотрения дела и др.; судебные решения (обвинительные заключения, приговоры, постановления, определения и др.), судебные исполнительные документы, справочные сведения (судебная статистика, обзоры судебной практики, интервью с работниками судебной системы по вопросам судопроизводства и др.). Переработка судебной информации представляет собой упорядоченную совокупность информационных процедур — процессов производства (создания, рецепции, регенерации, измерения; моделирования и др.), интерпретации (преобразования, логической обработки, аккумуляции) и коммуникации (передачи и хранения информации) <20>. ——————————— <20> См.: Ловцов Д. А. Теория информационного права: базисные аспекты // РАН. Государство и право. 2011. N 11. С. 43 — 51; Информационное право. М.: Росс. акад. правосудия, 2011. 228 с.

Информационная среда и соответствующее ЕИП судебной системы формируются на основе единых принципов и общих правил с осуществлением мероприятий по включению судебных информационных ресурсов в объединенные БДЗ, интернет-сайты (порталы) и установлением единых требований к их созданию, функционированию, обеспечению доступа к информации о деятельности судов, а также к их эксплуатационному обслуживанию и развитию <21>. Электронное взаимодействие в ЕИП осуществляется в интересах конституционного, гражданского (включая арбитражное), административного и уголовного судопроизводства — целевое (процессуальное) взаимодействие, а также с целью обеспечения деятельности судов, органов судейского сообщества и Судебного департамента при Верховном Суде — технологическое (обеспечивающее) взаимодействие. ——————————— <21> См.: Ловцов Д. А., Ниесов В. А. Формирование единого информационного пространства судебной системы России // Российское правосудие. 2008. N 11. С. 78 — 88; Об организации научных исследований и разработки основ обеспечения единства судебной системы России в информационной сфере судопроизводства // Российское правосудие. 2010. N 8. С. 102 — 105.

На современном этапе создания и развития ЕИП судебной системы предлагается разработать комплексный план интеграции АИС органов судебной власти со следующими государственными системами и сервисами в сфере обеспечения судопроизводства: — системой МЭДО и СМЭВ; — единым порталом государственных услуг (для доступа граждан и судов к информации федеральных и региональных органов власти, в том числе к информации на «цифровых картах») <22>; ——————————— <22> Цифровые (электронные) карты, а также объемные модели местности 3D-модели) и спутниковые фотографии, снабженные подробными комментариями и разъяснениями, удобны для наглядной экспликации результатов различных аналитических, исследовательских и научных работ. Находятся под защитой авторских прав.

— единой системой идентификации и аутентификации (для авторизации субъектов и объектов взаимодействия); — информационным платежным шлюзом (для оплаты пошлин); — единой системой нормативной справочной информации (для доступа к общегосударственным справочникам, классификаторам, реестрам, регистрам, словарям); — информационно-справочными правовыми и учетными системами Генпрокуратуры России, МВД России; — государственной почтовой системой (для пересылки повесток судов, жалоб и предложений от граждан, в том числе с использованием SMS); — системами дистанционного повышения квалификации работников судебных и правоохранительных органов в сфере судопроизводства и др. Для осуществления интеграции судебных АИС с элементами инфраструктуры «электронного правительства» представляется также целесообразным в рамках Государственной программы РФ «Информационное общество» (2011 — 2020 гг.) спланировать и организовать разработку нормативно-методической базы формирования и развития ЕИП судебной системы, обеспечивающего информационное взаимодействие высших судов Российской Федерации между собой и с федеральными органами исполнительной власти в электронном виде. В целом создание и развитие ЕИП судебной системы России представляет собой сложную комплексную научно-прикладную проблему. Ее решение сопряжено с выполнением широкого круга сложных задач организационно-правового обеспечения процессов информатизации органов судебной власти и системы Судебного департамента и представляется возможным при объединении усилий и ресурсов заинтересованных государственных структур в рамках, например, перспективной целевой программы развития судебной системы с учетом целей и задач формирования нового — информационного — общества.

Литература

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сентября. 2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утв. Президент ом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // Российская газета. 2008. 16 февраля. URL: http://www. rg. ru/2008/ 02/16/informacia-strategia-dok. html. 3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (с изм. от 27 декабря 2009 г.) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1. 4. Постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 24 марта 2011 г. N 258 «О ходе выполнения поручения Президента Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. N Пр-3645 по повышению открытости и доступности правосудия». 5. Концепция информатизации Верховного Суда Российской Федерации, утв. Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 19 ноября 2008 г. N 13-П (п. 1.1, абз. 5). 6. Концепция создания Единой автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов Российской Федерации, утв. Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 9 марта 2005 г. 7. Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, утв. Постановлением Совета судей Российской Федерации от 11.04.2002 N 75 (в формулировке «Создание государственной автоматизированной системы «Правосудие»). 8. Общая концепция информационной системы Конституционного Суда Российской Федерации, утв. руководителем секретариата Конституционного Суда Российской Федерации 4 октября 2007 г. 9. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 1 мая 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140. 10. Базовая модель угроз безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, утв. ФСТЭК России 18 мая 2007 г. 11. Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утв. ФСТЭК России 15 февраля 2008 г.; и др. 12. Постановление Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 75. 13. Ершов В. В. Правовые проблемы информационного электронного взаимодействия субъектов процессуального доказывания // Информационные технологии, связь и защита информации МВД России: Сборник статей. 2012. Вып. 1. С. 48 — 52. 14. Информационно-правовое знание: теоретико-концептуальные аспекты // НТИ РАН. Сер. 2. Информационные процессы и системы. 2004. N 11. С. 10 — 17. 15. Информационное право. М.: Российская академия правосудия, 2011. 228 с. 16. Концептуально-логическое моделирование юридического понятия «тайна» // Информационное право. 2009. N 2. С. 12 — 14. 17. Ловцов Д. А., Ниесов В. А. Обеспечение единства судебной системы России в инфосфере: концептуальные аспекты // Российское правосудие. 2007. N 4. С. 44 — 46. 18. Ловцов Д. А., Верхоглядов А. А. Информационная безопасность судебных автоматизированных информационных систем: правовое регулирование и юрисдикция // Российское правосудие. 2008. N 8. С. 55 — 64. 19. Ловцов Д. А. Обеспечение информационной безопасности в российских телематических сетях // Информационное право. 2012. N 4. С. 3 — 7. 20. Ловцов Д. А. Информационная теория эргасистем: Тезаурус. М.: РАН. Наука, 2005. 248 с. 21. Ловцов Д. А. Теория информационного права: базисные аспекты // РАН. Государство и право. 2011. N 11. С. 43 — 51. 22. Ловцов Д. А., Ниесов В. А. Формирование единого информационного пространства судебной системы России // Российское правосудие. 2008. N 11. С. 78 — 88. 23. Перепеченов А. Я., Ниесов В. А. О системной организации нормативно-правового обеспечения информационной безопасности судебных и правоохранительных органов // Мир и безопасность. 2007. N 4. С. 44 — 46. 24. Проблема информационной безопасности ГАС РФ «Правосудие» // Российское правосудие. 2012. N 5. С. 103 — 109. 25. Разработка концептуальных и методологических основ обеспечения единства судебной системы России в информационной сфере автоматизированного судопроизводства: Отчет о НИР / РФФИ; руководитель Д. А. Ловцов. М., 2010. 120 с. 26. Об организации научных исследований и разработки основ обеспечения единства судебной системы России в информационной сфере судопроизводства // Российское правосудие. 2010. N 8. С. 102 — 105.

——————————————————————