Использование информационных технологий для реализации принципа гласности в судах общей юрисдикции
(Соколов Ю. Н.)
(«Российский судья», 2007, N 8)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Ю. Н. СОКОЛОВ
Информационные и коммуникационные технологии все более глубоко проникают во все сферы жизни общества. Не осталась в стороне и судебная система РФ.
20 ноября 2006 г. во ФГУП НИИ «Восход» Государственной комиссией по приемке работ по созданию Государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие» (ГАС «Правосудие») был подписан ряд итоговых документов, свидетельствующих о готовности названной информационной системы к постоянной эксплуатации. Выводы, сделанные комиссией, гласят, что основные этапы и мероприятия Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2002 — 2006 годы» в части информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ выполнены. И уже 30 ноября с. г. Совет судей РФ своим постановлением утвердил акт Государственной комиссии о приемке работ по созданию ГАС «Правосудие».
Реализация Программы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы и в первую очередь создала условия для достижения высокого уровня гласности и прозрачности правосудия.
Для закрепления и развития полученных результатов Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583 была утверждена очередная Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 гг.
Новая Программа направлена на дальнейшее продвижение судебной реформы в РФ и информатизацию деятельности судебной системы путем создания электронного архива, формирования информационно-коммуникационной системы и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда РФ. Она предусматривает реализацию проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов, введение информационной системы судов общей юрисдикции ГАС «Правосудие» и формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия всех объектов арбитражных судов и судов общей юрисдикции, системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Названные направления информатизации обусловлены стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства. Их реализация позволит добиться улучшения качества судебной деятельности, укрепит связь судов с населением, что повысит уровень его доверия к судебной власти и одновременно обеспечит гражданам большую доступность к средствам судебной защиты. В результате возникнет своеобразная форма контроля общества за отправлением правосудия.
Планируемые затраты на информатизацию Конституционного Суда РФ в 2007 — 2011 гг. составят 224 млн. рублей, Верховного Суда РФ — 200 млн. рублей, арбитражных судов — 3649,3 млн. рублей, судов общей юрисдикции — 2200 млн. рублей. В целом на информатизацию судебной деятельности предусматривается выделение 6273,3 млн. рублей.
Данные бюджетные расходы оправданны и с точки зрения международного опыта. Так, Джон Хантер, глава отделения по информационным технологиям Европейского суда по правам человека, еще в 1998 г. открыл сайт названного суда в Интернете (www. echr. coe. int). Он также внедрил информационную и административную систему, которая обеспечила доступ к судебным решениям, оформленным на французском и английском языках. Как пишет газета «Таймс» (от 29 октября 2002 г.), было зарегистрировано более 20 млн. обращений на этот сайт. На существующую систему было израсходовано 160000 фунтов стерлингов, но они быстро оправдали себя с финансовой точки зрения. Так, только на почтовых расходах экономия составляет около 750000 фунтов стерлингов в год.
Кроме того, в последнее время граждане и хозяйствующие субъекты все чаще испытывают затруднения в получении информации в сфере правосудия при доступе в залы судебных заседаний. Результатом являются многочисленные обращения граждан России в Европейский суд по правам человека. Так, по решениям Европейского суда по правам человека РФ выплатила истцам в 2002 г. 11000 евро, в 2003 г. — 10000 евро, в 2004 г. — 566072 евро, в 2005 г. — 614733 евро, 5540 английских фунтов, 140546 рублей 25 копеек.
В результате реализации новой Программы количество автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции достигнет 75 тысяч, в арбитражных судах — 14 тысяч, будет создана система электронного документооборота, способствующая повышению эффективности работы судей и работников аппаратов судов.
Дополнительно планируется создать 2200 веб-сайтов судов общей юрисдикции, 13 веб-сайтов арбитражных судов, что позволит размещать в сети Интернет сведения о судах и судьях, порядке работы судов, о назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел, информацию об органах судейского сообщества (советов судей и квалификационных коллегий), об их составе и режиме работы, о кандидатах в судьи и процессе рассмотрения кандидатур.
Будет обеспечен открытый доступ к правовым базам и банкам данных судебных решений и судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции (планируемый срок реализации — 2008 год).
В целях реализации принципа гласности Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 6 от 9 марта 2006 г. 10 апреля с. г. был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в РФ».
Представленный проект закона направлен на регулирование отношений по обеспечению информационной открытости судопроизводства и прав граждан и организаций РФ на получение информации о деятельности судов общей юрисдикции.
Внесенный законопроект предлагает для достижения информационной открытости правосудия раскрыть сведения о судебной системе и судах, а также данные о судьях, ответственных работниках аппарата судов. Обеспечить право граждан и организаций на доступ к информации о деятельности судов и названным сведениям с использованием информационных систем общего пользования (включая Интернет), а также создать систему, гарантирующую общедоступность к судебным актам.
Требования проекта закона касаются размещения судебных актов в сети Интернет как в отношении Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов общей юрисдикции, так и в отношении районных судов, гарнизонных и окружных военных судов и мировых судей.
Правительство РФ, рассмотрев представленный законопроект, в своем официальном отзыве не поддержало его принятие в представленной редакции, отметив ряд существенных недостатков и противоречий, в первую очередь касающихся режима доступа неограниченного круга лиц к судебным решениям, содержащим информацию о частной жизни, личной и семейной тайны, коммерческой и государственной тайны, а также отсутствия критериев отбора документов и противоречий между предлагаемыми и действующими нормами права.
В настоящее время проект закона находится в ведении Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству и после доработки будет представлен в Совет Государственной Думы.
Реализация принципа гласности требует выработки единого подхода к созданию целостной нормативно-правовой базы для всех звеньев судебной системы России для комплексного регулирования процессов формирования судебных информационных ресурсов в отношении судов общей юрисдикции, а также обработки и передачи информации в электронном виде.
Механизмы управления информационными процессами, учета и отчетности в ГАС «Правосудие», оказания услуг и производства работ по ее обслуживанию, защиты находящихся в ней информационных ресурсов, обеспечения режима доступа к сведениям обеспечиваются институтами административного, гражданского, информационного и других отраслей права.
На сегодняшний день уже имеется определенный опыт нормативно-правового регулирования вышеназванных аспектов, связанных с использованием ГАС РФ (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
С целью уточнения общих принципов отбора судебных решений для размещения их в ГАС «Правосудие» необходимо учесть рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 сентября 1995 г. N R(95)11 и содержание добавлений N 1 и N 2 к ним. А для реализации принципа гласности было бы логично воспользоваться имеющимся опытом об открытости судебных разбирательств, законодательно закрепленным в ст. 11 АПК РФ, 10 ГПК РФ и 241 УПК РФ.
И в заключение хотелось бы отметить, что задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия — превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти, а современные информационные технологии должны быть использованы для ее успешного решения.
——————————————————————