Общие принципы международного права в сфере информационного обмена
(Талимончик В. П.) («Информационное право», 2007, N 3)
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА
В. П. ТАЛИМОНЧИК
Талимончик В. П., доцент кафедры международного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук.
Для общих принципов международного права характерно то, что они распространяют свое действие на все сферы международных отношений. Действие общих принципов международного права в информационной сфере уже было предметом рассмотрения в правовой доктрине <1>. Однако С. М. Кудряшов при рассмотрении данного вопроса уделил основное внимание нормативному содержанию общих принципов, кратко обозначив особенности их действия в информационной сфере. В то же время проблема действия общих принципов международного права в информационной сфере имеет множество аспектов, что обусловливает необходимость дальнейшего ее исследования. ——————————— <1> См.: Кудряшова С. М. Действие общих принципов международного права в информационной сфере // Право и политика. 2001. N 6. С. 51 — 55.
Следует отметить, что применительно к сфере международного обмена информацией общие принципы действуют все, но некоторые имеют более важное значение, они более тесно связаны с международным информационным обменом. Несомненно, что определяющее значение для сферы международного информационного обмена имеет принцип уважения прав и свобод человека. Само существование международного информационного обмена связано с правом человека на информацию. Право человека на информацию прежде всего зафиксировано в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека <2>. В ней предусмотрено, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. ——————————— <2> См.: Права человека: Сборник международных договоров. Нью-Йорк, 1978. С. 1 — 3.
Положение о свободе искать, получать и распространять информацию любыми средствами и независимо от государственных границ имеет нормативный характер. Оно зафиксировано не только в рекомендательном акте, каковым является Всеобщая декларация прав человека, но и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает границы права на информацию. Данное право может быть ограничено для уважения прав и репутации других лиц, а также для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Осуществление права на информацию налагает определенные обязательства. Прежде всего это касается соблюдения запретов на распространение информации, установленных в международном праве. Запрещена пропаганда войны, расовой ненависти, ксенофобии. Каждый человек при распространении информации сталкивается не только с запретами, но и с ограничениями на распространение определенных видов информации. Как следствие, нельзя говорить о том, что право на информацию является абсолютным и ничем не ограниченным. Существующие ограничения указанного права позволяют соотнести международный информационный обмен со всей системой международных отношений. Международный информационный обмен не должен подрывать устои международных отношений. Право на информацию связано с определенной социальной ответственностью человека. Каждый человек должен распространять правдивую информацию, не наносящую ущерба международному миру и безопасности, общественным интересам, правам других лиц. Таким образом, право на информацию имеет границы, четко определенные в международном праве. В последние годы расширилось содержание права на информацию. В ряде международных документов провозглашено право на всеобщий доступ к ИКТ, который гарантируется как определенной тарифной политикой, так и повышением образовательного уровня и культуры, обучением в области ИКТ. Следует отметить, что право на информацию развивается по пути повышения активности индивида в сборе, обработке и распространении информации. Принцип невмешательства во внутренние дела других государств следует рассмотреть в связи с конкретизацией этого принципа в Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств, утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 36/103 от 9 декабря 1981 г. <3>. ——————————— <3> Текст Резолюции см.: http://daccessdds. un. org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/412/19/IMG/NR041219.pdf? OpenElement.
В Декларации содержатся права и обязанности государств, конкретизирующие принцип невмешательства во внутренние дела государств. Так, в частности, закреплено право государств и народов иметь свободный доступ к информации и полностью развивать без вмешательства свою систему информации и средств массовой информации и использовать свои средства информации в целях содействия своим политическим, социальным, экономическим и культурным интересам и чаяниям. Таким образом, каждое государство может без вмешательства извне развивать свою собственную систему информации. При этом развитие системы информации не служит самоцелью, оно является частью политического, социального и культурного развития. Другие государства не могут препятствовать свободе доступа к информации соответствующих народов и государств. Принцип невмешательства во внутренние дела государств налагает определенные ограничения свободы информации. Государства обязаны воздерживаться от любых клеветнических кампаний, оскорбительной или враждебной пропаганды с целью осуществления интервенции или вмешательства во внутренние дела других государств. Существует право и обязанность государства бороться в рамках своих конституционных полномочий против распространения фальшивых или искаженных сообщений, которые могут рассматриваться как вмешательство во внутренние дела других государств или как наносящие ущерб укреплению мира, сотрудничества и дружественных отношений между государствами и нациями. Таким образом, клеветнические кампании, состоящие в распространении ложной или извращенной информации, рассматриваются как одна из опасных форм вмешательства во внутренние дела государства. В настоящее время в международном праве установлен нормативный запрет на распространение ложной и извращенной информации, который реализуется через право опровержения искаженной информации. Разработана международная система опровержения, что способствует повышению эффективности действия принципа невмешательства во внутренние дела государств. Следует отметить, что с развитием международного информационного обмена и появлением технологий электронных коммуникаций обогатилась практика действия принципа, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций. При анализе действия указанного принципа в сфере международного обмена информацией традиционно уделялось особое внимание запрету пропаганды войны <4>. ——————————— <4> См.: Днепровский А. Г. Правовые проблемы нового международного информационного порядка. М., 1989. С. 64 — 78; Ермишина Е. В. Международный обмен информацией. М., 1988. С. 7 — 9.
Не вызывает сомнения то, что запрет пропаганды войны, являясь частью нормативного содержания принципа неприменения силы и угрозы ее применения, действует при осуществлении международного информационного обмена независимо от используемых средств. Но действием указанного положения не исчерпывается действие принципа, имеющего более широкое нормативное содержание. Принцип неприменения силы и угрозы ее применения будет действовать и в отношении иной угрозы применения силы. Например, в компьютерные сети не должна помещаться информация, содержащая угрозу применения политического, экономического и иных видов принуждения в отношении другого государства. Технологии коммуникаций не должны использоваться и в качестве средства применения силы. В частности, как применение силы может рассматриваться блокирование поступления правомерной информации от другого государства и передачи информации в компьютерные сети другого государства. При этом в качестве правомерной будет рассматриваться вся информация, за исключением той, в отношении которой в соответствии с международным правом установлены запреты и ограничения на распространение. Ни одно государство не вправе ограничивать свободное распространение информации на своей территории, если только содержание распространяемой информации не влечет нарушение принципов международного права, международных договоров, в которых государство участвует, международных обычаев, а также личных, авторских, патентных и иных охраняемых прав отдельных лиц. Государство, в отношении которого применяется «информационная блокада», вправе применить технические средства для ее «прорыва», а в случае отсутствия соответствующих технических средств либо невозможности их применения урегулировать возникший спор мирными средствами. Нарушением принципа неприменения силы и угрозы ее применения является ведение информационных войн. Примером может служить информационная война, начатая Джорджем Соросом против правительства Китая. В июле 1997 г. Дж. Сорос предпринял успешную информационную атаку против национальной валюты ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона — Малайзии, Индонезии, Сингапура и Филиппин. В итоге произошел скачок цен, национальные экономики этих стран были отброшены в своем развитии на 10 — 15 лет, а в Индонезии к маю 1998 г. начался хаос. Следующим объектом воздействия впавшего в головокружение от успехов господина Сороса был Китай. Учтя печальный опыт стран Юго-Восточной Азии, Китай серьезно готовился к предстоящему кавалерийскому наскоку Сороса и встретил его во всеоружии. В ходе информационного противоборства с США китайским специалистам удалось правильно определить точное время нападения Сороса на китайский фондовый рынок и полностью «переиграть» американцев в ходе информационного противоборства в финансовой сфере в ходе азиатского кризиса 1997 — 1998 гг. Проведение китайскими специалистами контрмер заключалось в нейтрализации финансовых атак Сороса на китайском фондовом рынке (поочередной игре на «повышение» или «понижение» путем скупки или, наоборот, экстренной продажи ценных бумаг). Полностью блокировались специально распространяемые Соросом слухи в мировой информационной среде о неустойчивости китайского юаня. Была предпринята и информационная атака на крупнейшую американскую фондовую биржу. Нью-Йоркская фондовая биржа осуществляет более 70% всех операций с акциями в США и является крупнейшей в мире. Тревожный сигнал об ответном китайском ударе прозвучал для США 27 октября 1997 г., когда курс акций на Нью-Йоркской фондовой бирже обрушился на 554,6 пункта. Это было наибольшее в истории падение акций американских компаний со времен Великой депрессии 1929 г. В итоге акции американских «голубых фишек» значительно обесценились. Вскоре китайцы практически полностью разорили Сороса. Его ведущий фонд был просто ликвидирован, а два мелких объединены <5>. ——————————— <5> Пример взят с сайта: http://www. it2b. ru/it2b2.view9.page19.html.
В сфере международного информационного обмена действует и принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. При информационном обмене используются процедуры досудебного урегулирования споров: переговоры, обследование, посредничество, примирение. В международном праве появились новые механизмы разрешения споров. Так, Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству рассматривает как традиционные споры в сфере интеллектуальной собственности, так и применяет специальную, квазиарбитражную, процедуру для рассмотрения споров о правах на доменные имена. Особенности действия принципа суверенного равенства государств в сфере международного обмена информацией являются предметом дискуссий в доктрине международного права. Наиболее сложным представляется вопрос о влиянии трансграничной передачи данных на государственный суверенитет. Хамид Мовлана обосновал концепцию «информационного суверенитета», согласно которой информация признана ресурсом, над которым государство должно осуществлять исключительный контроль <6>. Леонард Зуссман полагает, что с развитием технологий электронных коммуникаций государственный контроль становится неэффективным, а следовательно, и нецелесообразным <7>. ——————————— <6> См.: Mowlana H. International flow of information: a global report and analysis // Reports and Papers on Mass Communication. 1985. N 99. P. 49. <7> См.: Sussman L. R. Exit the censor enter the regulator // Reports and Papers on Mass Communication. 1991. N 106. P. 9 — 23.
Обе концепции нуждаются в уточнении. Прежде всего, следует отметить, что неэффективность осуществления государственного контроля в сфере международного информационного обмена может быть связана с неадекватностью средств его осуществления, а не с отсутствием необходимости контроля. Нельзя не учитывать, что государственный контроль в той или иной области вводится в силу необходимости обеспечения реализации правовых норм, а не потому, что государство произвольно избирает область, в которой государственный контроль осуществлять будет несложно. В отношении международного информационного обмена необходимость государственного контроля обусловлена существованием запретов и ограничений на распространение информации. Что касается «исключительного» государственного контроля, то в силу действия принципа суверенного равенства суверенное право на участие в международном информационном обмене признается в равной степени за всеми государствами. Ни одно государство не может исключительно по собственному усмотрению регулировать информационный обмен на своей территории, поскольку такое регулирование должно осуществляться с учетом принципов и норм международного права и необходимости уважения прав других государств. Суверенное равенство государств в отношениях международного обмена означает, что каждое государство обладает суверенными правами на создание собственной системы информации, на участие в международном информационном обмене, а также на осуществление контроля за содержанием информации с целью обеспечения соблюдения запретов и ограничений, содержащихся в международном праве и не противоречащем нормам международного права национальном законодательстве. Таким образом, общие принципы международного права создают правовую основу для осуществления международного информационного обмена. Они конкретизируются в международных договорах и актах международных организаций.
——————————————————————