Международные организации в сфере телекоммуникаций

(Талимончик В. П.) («Информационное право», 2007, N 4)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

В. П. ТАЛИМОНЧИК

Талимончик В. П., доцент кафедры международного права Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук.

Для современного этапа развития информационных технологий характерно то, что большинство вопросов, связанных с функционированием и развитием телекоммуникаций, разрешается в рамках международных организаций. Договорное регулирование не успевает за быстрыми изменениями в системе общественных отношений, обусловленными развитием научно-технического прогресса. Восполнению пробелов в правовом регулировании и способствуют резолюции международных организаций. Роль международного центра сотрудничества в области телекоммуникаций выполняет Международный союз электросвязи (МСЭ). В соответствии с Уставом МСЭ <1> его целями являются: обеспечение и расширение международного сотрудничества между всеми членами Союза с целью усовершенствования и рационального использования всех видов электросвязи; содействие технической помощи и предоставление ее развивающимся странам в области электросвязи, а также содействие мобилизации материальных и финансовых ресурсов, необходимых для ее осуществления; содействие развитию технических средств и их наиболее эффективной эксплуатации с целью повышения производительности служб электросвязи, расширения их применения и их возможно более широкого использования населением и др. ——————————— <1> Бюллетень международных договоров. 1997. N 3. С. 3 — 29.

МСЭ состоит из: полномочной конференции, которая является высшим органом Союза; совета, действующего от имени полномочной конференции; всемирных конференций по международной электросвязи; сектора радиосвязи, включая всемирные и региональные конференции радиосвязи, ассамблеи радиосвязи и радиорегламентарный комитет; сектора стандартизации электросвязи, включая всемирные и региональные конференции по стандартизации электросвязи; сектора развития электросвязи, включая всемирные и региональные конференции по развитию электросвязи; генерального секретариата. Функции сектора радиосвязи заключаются в реализации целей Союза, относящихся к радиосвязи: путем обеспечения рационального, справедливого, эффективного и экономного использования радиочастотного спектра всеми службами радиосвязи, включая те, которые используют орбиту геостационарных спутников, при условии выполнения положений ст. 44 Устава МСЭ, и проведения изучений без ограничения диапазона частот и принятия рекомендаций по вопросам радиосвязи. Функции сектора стандартизации электросвязи заключаются в реализации целей Союза, относящихся к стандартизации электросвязи, путем изучения технических, эксплуатационных и тарифных вопросов и принятия рекомендаций по ним, имея в виду стандартизацию электросвязи на всемирной основе. На сектор развития электросвязи возлагаются функции по достижению целей Союза и по исполнению в рамках своей компетентности двойственной обязанности Союза как специализированного учреждения Организации Объединенных Наций и исполнительного учреждения по реализации проектов в рамках системы развития Организации Объединенных Наций или других соглашений по финансированию с целью облегчения и ускорения развития электросвязи путем внесения предложений, организации и координации деятельности по техническому сотрудничеству и помощи. МСЭ принял активное участие в подготовке и проведении Всемирного саммита по информационному обществу. Саммит состоялся во многом благодаря инициативе МСЭ по его проведению. Еще в 1998 г. Международный союз электросвязи поручил своему Генеральному секретарю поставить вопрос о проведении Всемирного саммита по информационному обществу <2> в повестку дня Административного комитета ООН по координации и доложить Совету Международного союза электросвязи о результатах этой консультации. В своем докладе Совету, сделанном в 1999 г., Генеральный секретарь Международного союза электросвязи отметил, что Административный совет положительно отнесся к идее проведения такого форума, и большинство других организаций проявило интерес к его подготовке и участии в нем. ——————————— <2> См.: Материалы Всемирного саммита по информационному обществу размещены на сайте: www. itu. int/wsis.

Таким образом, МСЭ не ограничивается только техническими вопросами развития электросвязи, его деятельность оказала влияние на формирование концепции международного информационного обмена в целом. На региональном уровне был учрежден ряд региональных телекоммуникационных союзов. Примерами могут быть Азиатско-Тихоокеанское телесообщество, Карибский союз электросвязи, Африканский союз электросвязи, Европейская конференция администраций почт и телекоммуникаций. Азиатско-Тихоокеанское телесообщество (АПТ) было создано 27 марта 1976 г. Целями организации являются: согласование планирования, программирования и развития в регионе внутрирегиональных и международных сетей электросвязи; поощрение внедрения всех согласованных сетей; оказание помощи развитию в регионе национальных компонентов эффективной региональной и международной сети электросвязи и др. <3>. ——————————— <3> См.: Энциклопедия международных организаций. Т. 1. Международные межправительственные организации. СПб., 2003. С. 12.

Организация приняла ряд мер по развитию концепции информационного общества. Так, в частности в период с 31 октября по 2 ноября 2000 г. в Токио был проведен Азиатско-Тихоокеанский саммит по информационному обществу на уровне министров информации и коммуникаций. Министры обсудили перспективы развития ИКТ, электронные возможности, с учетом предложений частного сектора. По итогам саммита было одобрена Токийская декларация об азиатско-тихоокеанском ренессансе через ИКТ в XXI в. <4>. ——————————— <4> Текст см.: http://www. aptsec. org/meetings/2002/AIIS-2/Documents%20List. htm (2007. 20 апреля).

Вопросы имплементации Токийской декларации обсуждались на встречах по азиатско-тихоокеанским инициативам в отношении информационного общества, которые были проведены в Таиланде в период с 16 по 19 октября 2001 г., а также в Брунее в период с 5 по 9 августа 2002 г. и в Индии в период с 21 по 23 июня 2003 г. Что касается основного содержания Токийской декларации, то оно посвящено различным аспектам информационного общества. В Токийской декларации отмечено, что ИКТ являются движущей силой для развития в XXI в. Благодаря им изменяется экономическая структура, а также качество жизни. В Азиатско-Тихоокеанском регионе имеется богатое и разнообразное наследие, которое следует сохранить при использовании ИКТ. В Декларации отмечено, что каждый должен иметь доступ к ИКТ. Кроме того, с целью обеспечения экономического, социального и культурного развития все государства, а также публичный и частный секторы должны сотрудничать в деле внедрения ИКТ. Токийская декларация предусматривает меры по развитию информационного общества, включая преодоление электронного разрыва между лицами в зависимости от их дохода, возраста, пола и физических возможностей, а также между государствами, городскими и сельскими районами, секторами экономики; развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры. Для того чтобы благодаря ИКТ появлялись выгоды от экономического и социального взаимодействия, необходимо развивать различные применения ИКТ. В частности, к областям применения ИКТ относятся электронное управление и электронная коммерция. Особое внимание следует уделить качеству и разнообразию контента. Для разнообразия контента следует внедрить программы-переводчики, особенно в отношении местных языков. В Декларации говорится и о безопасности компьютерных сетей. В частности, должны пресекаться компьютерные преступления, такие как хакерство, распространение компьютерных вирусов, несанкционированный доступ к личным данным. Отдельный раздел посвящен компьютерной грамотности. Государства должны добиваться, чтобы каждый имел базовые навыки для использования ИКТ. Кроме того, они должны обеспечить подготовку квалифицированного персонала в сфере ИКТ. В Декларации отмечена важность регионального сотрудничества в сфере поиска решений по применению ИКТ, а также роль АПТ как центра такого сотрудничества и форума для обсуждения актуальных вопросов. Дальнейшее развитие идеи использования ИКТ получили на конференции в Бангкоке с 1 по 2 июля 2004 г. На данной конференции была одобрена Бангкокская повестка дня для развития широкоформатных сетей и ИКТ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В данном документе раскрываются различные пути для обеспечения использования ИКТ, включая создание возможностей для использования ИКТ, создание соответствующей среды, обеспечение доступа, обеспечение конфиденциальности и безопасности, а также усиление международного сотрудничества. На Бангкокскую повестку дня оказали влияние документы Всемирного саммита по информационному обществу. В Бангкокской повестке дня поднимаются те же вопросы, что и в Плане действий Всемирного саммита по информационному обществу. Основным отличием Бангкокской повестки дня от Токийской декларации является то, что наряду с программными положениями в Бангкокской повестке дня предусмотрены конкретные меры, которые должны внедрить государства с целью расширения использования ИКТ. Несмотря на достаточно общий характер этих мер, они способствуют упорядочению регулирования ИКТ. Таким образом, АПТ в развитие положений об информационном обществе, принятых на универсальном уровне, уделило внимание развитию информационного общества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В документах АПТ получили закрепление как основные положения об информационном обществе, его характерные черты, так и меры по созданию информационного общества. Карибский союз электросвязи создан в соответствии с Соглашением об учреждении Карибского союза электросвязи от 28 апреля 1989 г. <5>. ——————————— <5> Текст см.: http://www. caricom. org/jsp/secretariat/legal_instruments/agreement_ctu. jsp? menu=secretariat (2007. 23 апреля).

Целями деятельности Союза являются: обеспечение координации планирования, программирования и развития внутрирегиональных и международных коммуникационных сетей для удовлетворения непосредственных и будущих потребностей региона в электросвязи; помощь в развитии национальных компонентов региональных и международных сетей; обеспечение обмена информацией, взглядами и идеями между администрациями электросвязи государств-членов и др. Органами Союза являются генеральная ассамблея, исполнительный комитет, секретариат, а также техническая конференция. Если первые три органа характерны для многих международных организаций, то техническая конференция характерна именно для данной организации и является специализированным органом. В состав технической конференции входят эксперты государств-членов. Она проводит свои заседания перед очередными сессиями генеральной ассамблеи. В компетенцию технической конференции входит рассмотрение специальных технических вопросов относительно региональных и международных коммуникаций. Более подробно характер и перечень таких вопросов не определены. Таким образом, Карибский союз электросвязи обеспечивает региональное сотрудничество по вопросам развития коммуникаций в Карибском регионе. Его структура отличается от структуры МСЭ. Соответственно, и круг решаемых вопросов также отличается. Карибский союз электросвязи сосредоточен в основном на технических вопросах регионального значения. Африканский союз электросвязи (АТУ) создан в 1977 г. как специальное агентство Организации африканского единства. Его правопредшественником был Панафриканский союз электросвязи. Современное наименование организация получила в 1999 г. Целями деятельности АТУ являются: обеспечение развития и проведения в жизнь соответствующей политики и регулирования в области телекоммуникаций в Африке; обеспечение финансирования развития телекоммуникаций; подготовка специальных программ для наименее развитых государств в Африке и развития телекоммуникаций в сельских районах и др. Органами АТУ являются: конференция полномочных представителей, административный совет, конференция по технике и развитию, генеральный секретариат. Специальными полномочиями обладает конференция по технике и развитию. Она высказывает свое мнение по политике организации, оперативным, регулятивным, техническим и инвестиционным вопросам, необходимым для быстрого развития и распространения инфокоммуникационных технологий на континенте. Структура АТУ в целом сходна со структурой Карибского союза электросвязи. Специализированный орган — конференция по технике и развитию — решает в основном технические вопросы, как и техническая конференция Карибского союза электросвязи. При этом орган АТУ обладает более широкими полномочиями, так как перед ним поставлена задача содействия развитию. В целом АТУ отличается от других региональных телекоммуникационных союзов тем, что его цели связаны в основном с развитием. Проблема развития телекоммуникаций крайне актуальна для Африки, что не могло не повлиять на цели АТУ. Цель содействия развитию электросвязи характерна для МСЭ, в котором создан специальный сектор. Таким образом, данная цель сближает АТУ и МСЭ. Европейская конференция администраций почт и телекоммуникаций (КЕПТ) создана в 1959 г. Целями деятельности КЕПТ являются: создание европейского форума для обсуждения вопросов в области почт и телекоммуникаций; оказание взаимной помощи в отношении вопросов регулирования; выработка общих позиций; поощрение более тесного сотрудничества с восточными и центрально-европейскими странами и пр. <6>. ——————————— <6> См.: Энциклопедия международных организаций. Т. 1. Международные межправительственные организации. СПб., 2003. С. 88.

Первоначально деятельность КЕПТ была сосредоточена на сотрудничестве в области технической, коммерческой и регулятивной стандартизации, а также общих политических целях регулирования. С 1992 г. внимание КЕПТ было привлечено к национальному регулированию с тем, чтобы достичь гармонизации национальных регулятивных систем. В 2000 г. Пленарная ассамблея КЕПТ одобрила принципы реорганизации структуры организации. Было создано Европейское коммуникационное ведомство. Примером деятельности организации могут быть сессии ее Пленарной Ассамблеи. 14 сентября 2005 г. была проведена сессия в г. Мамайа, Румыния. Основное внимание было уделено деятельности Европейского комитета по телекоммуникационным вопросам (ECC). Президент комитета представил доклад об отношениях с Европейской комиссией и развитием на уровне EC, а также о перспективах деятельности ECC, в особенности о подготовке к Радиокоммуникационной конференции МСЭ. На сессии Пленарной ассамблеи, происшедшей в период с 13 по 14 июня 2006 г., был обсужден целый ряд вопросов. В частности, имела место дискуссия по гармонизации и упрощению управления радиочастотами, которая включала представление результатов работы КЕПТ по данному вопросу, а также изучение опыта Германии в этом вопросе. Ассамблея рассмотрела также ряд организационных вопросов. В структуре организации имеется три комитета: Европейский комитет почтового регулирования, Европейский комитет по регулированию телекоммуникационных вопросов, Европейский комитет радиосвязи. Европейский комитет почтового регулирования рассматривает следующие вопросы: почтового регулирования в европейском контексте; влияния международной регулирующей политики; установление контактов с Европейской комиссией по почтовым вопросам; установление и развитие отношений с соответствующими органами и ассоциациями по почтовым вопросам; принятие рекомендаций. Целями деятельности Европейского комитета по телекоммуникационным вопросам являются: развитие общей политики по электронным коммуникациям в европейском контексте; принятие гармонизированного плана для эффективного использования радиочастотного спектра, орбит спутников и ресурса номеров; обеспечение дерегулирования и либерализации, равно как и свободного обращения радиокоммуникационного оборудования; создание условий для конкуренции. Комитеты имеют ряд рабочих групп. Например, у Европейского комитета по телекоммуникационными вопросам имеются рабочие группы по вопросам регулирования, спектра, взаимодействия и доступа и др. Таким образом, КЕПТ более приближена по своей структуре к МСЭ, чем остальные телекоммуникационные региональные организации. Образование комитетов в КЕПТ во многом сходно с секторами МСЭ. При этом в КЕПТ не создан специальный комитет для развития электросвязи. По кругу рассматриваемых технических вопросов КЕПТ весьма приближена к МСЭ, равно как и к иным региональным телекоммуникационным организациям. В то же время КЕПТ в отличие от АПТ не занимается проблемами информационного общества. Для региональных телекоммуникационных организаций в целом существует сходство в целях их уставной деятельности, как между региональными телекоммуникационными организациями, так и с МСЭ. При сходстве компетенции их организационная структура не отличается единообразием: каждая региональная телекоммуникационная организация имеет собственную структуру, соответствующую особенностям деятельности организации.

——————————————————————