Система международного таможенного права
(Малиновская В. М.) («Международное публичное и частное право», 2006, N 1)
СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
В. М. МАЛИНОВСКАЯ
Малиновская В. М., доцент кафедры административного и финансового права МГИМО (У) МИД России, кандидат юридических наук.
В настоящее время происходит расширение объема норм и сферы правового регулирования международного права, касающихся регламентации международных экономических отношений. Этот процесс привел к формированию в рамках системы международного права новой отрасли — международного таможенного права, наряду с такими отраслями, как международное экономическое, международное финансовое, международное транспортное право и др. В отличие от международного права, которое регулирует межгосударственные отношения в целом, во всех сферах международного общения, международное таможенное право регламентирует межгосударственные отношения в специальной сфере — сфере перемещения товаров, услуг и капиталов через таможенные границы государств, а также в сфере международного сотрудничества государств по таможенным вопросам. Термин «международное таможенное право» употребляется в трех основных аспектах. Им обозначаются отрасль международного публичного права, отрасль юридической науки и учебная дисциплина. Можно привести ряд признаков, обосновывающих выделение международного таможенного права в самостоятельную отрасль международного публичного права. Во-первых, международное таможенное право имеет собственный предмет регулирования — отношения, складывающиеся между государствами и международными межправительственными организациями в процессе их сотрудничества по вопросам таможенного дела. По своему характеру данные отношения являются международными, однако существуют в специфической сфере — международного таможенного сотрудничества. Предмет международного таможенного права составляют следующие группы отношений: — отношения в сфере организации таможенного контроля за перемещением товаров, багажа, услуг и капиталов через таможенные границы государств и таможенных союзов; — отношения в сфере установления и (или) унификации таможенных тарифов, действующих на таможенных территориях государств или таможенных союзов; — отношения в сфере согласованного применения мер нетарифного регулирования международной торговли; — отношения в сфере упрощения и гармонизации таможенных процедур (таможенных режимов); — отношения в сфере согласованного применения таможенных льгот и преференций; — отношения в сфере организации совместных мероприятий по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями. Во-вторых, международные таможенные отношения регулируются обширным объемом нормативно-правового материала. В настоящее время насчитывается более сотни двусторонних и многосторонних договоров, заключенных по таможенным вопросам; существуют специальные программы международных межправительственных экономических организаций, включающих вопросы правового регулирования отношений в сфере таможенного дела; в национальном законодательстве имеется большое количество норм, посвященных международным аспектам регулирования отношений в сфере таможенного дела. В-третьих, с учетом специфики предмета правового регулирования международное таможенное право базируется на характерной для него системе принципов. Под принципами международного таможенного права следует понимать исходные, руководящие начала международно-правового регулирования отношений в сфере межгосударственного таможенного сотрудничества. Они сложились в процессе становления и развития таможенных связей государств и носят конвенционный характер. Представляется, что систему принципов международного таможенного права составляют: — принцип содействия развитию международных экономических отношений; — принцип невмешательства в экономический суверенитет государства и запрещения прямых или косвенных действий, имеющих целью препятствовать осуществлению экономического суверенитета государств; — принцип равноправного использования государствами преимуществ международного разделения труда; — принцип содействия экономическому росту развивающихся и наименее развитых стран; — принцип невзаимности при предоставлении таможенных преференций развивающимся и наименее развитым странам; — принцип совершенствования организационного механизма международного таможенного сотрудничества; — принцип либерализации международной торговли, основывающейся на универсальном применении режима наибольшего благоприятствования (РНБ) <*>. ——————————— <*> В юридической литературе выделяют и другие принципы международного таможенного права. См.: Анисимов Л. Н. Международное таможенное право // Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 521; Борисов К. Г. Международное таможенное право: Учебное пособие. М., 2001. С. 43 — 44; Бекяшев К. А., Моисеев Е. Г. Таможенное право: Учеб. пособие. М., 2003. С. 136 — 137.
Вопрос о соотношении международного таможенного и международного экономического права в юридической науке является дискуссионным. Одни ученые считают, что международное таможенное право является подотраслью международного экономического права <*>. ——————————— <*> Кучер Б. И. Международный экономический правопорядок. Киев, 1988. С. 57; Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М., 2002.
Другие полагают, что международное таможенное право и международное экономическое право представляют собой разные отрасли международного публичного права <*>. ——————————— <*> Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 2003; Бекяшев К. А., Моисеев Е. Г. Указ. соч. С. 135.
На мой взгляд, международное таможенное право представляет собой отдельную отрасль международного публичного права, которая не входит в систему международного экономического права. Под международным экономическим правом понимают совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных экономических отношений в целях гармонизации и взаимовыгодности их развития <*>. А международное таможенное право составляют принципы и нормы, регулирующие экономические и неэкономические отношения в сфере межгосударственного таможенного сотрудничества. Эти отношения носят публично-правовой характер, что еще раз доказывает включение международного таможенного права в систему международного публичного, а не международного частного права. ——————————— <*> Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 2003. С. 636; Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М., 2004. С. 37.
Вопрос о субъектах международного таможенного права является спорным. Некоторые ученые считают, что субъектами международного таможенного права являются государства; международные межправительственные организации; нации и народы, выступающие за определение своей государственности; государственноподобные образования <*>. Другие ученые полагают, что субъектами международного таможенного права могут быть международные неправительственные организации, физические и юридические лица, так как на них распространяют свое действие нормы международного таможенного права и они являются участниками международных таможенных правоотношений <**>. Представляется, что субъектами международного таможенного права могут быть те субъекты, которые не только могут быть участниками международных таможенных правоотношений, но и которые участвуют в создании норм международного таможенного права. Ими являются суверенные государства и международные межправительственные организации, осуществляющие деятельность в области таможенного дела, в том числе межгосударственные интеграционно ориентированные региональные организации, действующие на основе Соглашений о создании таможенного союза или свободной экономической зоны (зоны свободной торговли, общего рынка и т. п.). Например, субъектами международного таможенного права являются Всемирная торговая организация (правопреемница Генерального соглашения по тарифам и торговле), Всемирная таможенная организация (правопреемница Совета таможенного сотрудничества), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский Союз (ЕС), Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Меркосур (зона свободной торговли стран Латинской Америки), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. Основной формой деятельности указанных международных организаций является заключение международных соглашений в сфере таможенного дела. ——————————— <*> Сандровский К. К. Международное таможенное право: Учебник. Киев, 2000. С. 42; Борисов К. Г. Указ соч. С. 55. <**> Бекяшев К. А., Моисеев Е. Г. Указ. соч. С. 135.
Так, например, в перечень основных документов, принятых Уругвайским раундом переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), входят следующие соглашения. 1. Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Приложение 1А: — ГАТТ-1994 (38 статей ГАТТ-47 с дополнениями); — Соглашение по сельскому хозяйству; — Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер; — Соглашение по текстилю и одежде; — Соглашение по техническим барьерам в торговле; — Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей; — Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-1994 (Антидемпинговый кодекс); — Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-1994 (таможенная оценка товаров); — Соглашение по предотгрузочной инспекции; — Соглашение по правилам происхождения; — Соглашение по процедурам импортного лицензирования; — Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам; — Соглашение по защитным мерам. Приложение 1В: Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Приложение 1С: Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИП или ТРИПС). Приложение 2: Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров (ДУС). Приложение 3: Механизм обзоров торговой политики. Приложение 4: Многосторонние соглашения «необязательного» характера: — Соглашение по торговле гражданской авиатехникой; — Соглашение по правительственным закупкам — и некоторые др. 2. Декларации и решения министров. 3. Договоренность об обязательствах в области финансовых услуг <*>. ——————————— <*> Multilateral trade Negotiations the Uruguay Round. Dok. MTN/FA. 5 December 1993.
Исходя из вышеизложенного, международное таможенное право следует рассматривать как систему норм и принципов, регулирующих отношения, складывающиеся между государствами и международными межправительственными организациями в ходе их сотрудничества в сфере таможенного дела. Поскольку международное таможенное право находится в стадии становления, то вопрос о его системе представляется спорным. В своем учебном пособии профессор К. Г. Борисов определяет систему отрасли международного таможенного права следующим образом: право таможенного транзита, право таможенных льгот, процессуальное таможенное право и др. подотрасли, а также отдельные комплексы международно-правовых норм по регулированию таможенного режима промышленного сотрудничества, таможенного режима международных научно-технических связей государств, таможенного режима при передаче технологий и др. Кроме того, отдельную подотрасль международного таможенного права, по мнению К. Г. Борисова, составляют нормы по праву международных таможенных организаций и нормы, регулирующие вопросы мирного разрешения международных таможенных споров и международно-таможенного запрета таможенных войн, блокад и всякого рода неправомерных «санкций» и иных средств таможенного принуждения <*>. ——————————— <*> Борисов К. Г. Указ. соч. С. 27 — 28.
В учебнике К. К. Сандровского система международного таможенного права представлена только как система учебной дисциплины <*>. Такой подход является неправильным. Отрасль международного таможенного права представляет собой целостную систему норм и принципов, и именно она определяет систему учебной дисциплины по международному таможенному праву. ——————————— <*> Сандровский К. К. Указ. соч. С. 18 — 21.
По мнению автора, систему международного таможенного права как отрасли международного публичного права составляют следующие подотрасли и правовые институты: — право международных договоров, касающихся регулирования отношений в сфере таможенного дела; — право международных организаций, созданных для осуществления международного таможенного сотрудничества; — институт таможенного пространства, таможенной юрисдикции и таможенного суверенитета; — институт свободных экономических зон и таможенных союзов; — институт принудительных мер, применяемых в сфере международного таможенного сотрудничества; — право таможенных формальностей (таможенной очистки); — институт таможенных режимов (таможенных процедур); — право таможенных льгот и преференций; — институт международного сотрудничества в области борьбы с контрабандой и иными таможенными правонарушениями; — право международной экономической и технической помощи; — нормы, регламентирующие формы международного промышленного сотрудничества государств; — нормы, регламентирующие формы научно-технического сотрудничества государств; — нормы, регламентирующие порядок разрешения международных таможенных споров (процессуальное международное таможенное право). От системы международного таможенного права как отрасли следует отличать систему международного таможенного права как науки и как учебной дисциплины. Последняя включает в себя Общую и Особенную части. Общая часть международного таможенного права состоит из таких элементов, как: предмет международного таможенного права; источники международного таможенного права; принципы международного таможенного права; субъекты международного таможенного права; принудительные меры в международном таможенном праве. Особенная часть включает в себя следующие вопросы: международно-правовое регулирование использования таможенных режимов (таможенных процедур); международно-правовая система согласованного использования инструментов тарифного регулирования международной торговли; международно-правовая система согласованного использования инструментов нетарифного регулирования международной торговли; таможенные льготы (привилегии) и таможенные преференции в международном таможенном праве; международное сотрудничество государств в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными правонарушениями; упрощение и унификация таможенных формальностей; международная экономическая и техническая помощь; формы промышленного и научно-технического сотрудничества; порядок разрешения международных таможенных споров (процессуальное международное таможенное право). Структура Особенной части международного таможенного права определяется системой отрасли международного таможенного права. Вышеизложенные вопросы, касающиеся определения системы международного таможенного права, следует учитывать при составлении программы курса «Международное таможенное право» и в преподавании одноименной учебной дисциплины. Думается, что студентам правильнее преподавать учебный материал, представленный в виде системы знаний о международном таможенном праве, а не просто знакомить их с произвольным набором международно-правовых актов, регулирующих таможенную сферу. Выделение системы отрасли международного таможенного права имеет не только научное, но и практическое значение. Учет особенностей системы международного таможенного права может помочь законодателю в процессе гармонизации и унификации норм национального таможенного права в соответствии с многочисленными и разнородными международно-правовыми актами в сфере международного таможенного сотрудничества.
——————————————————————