Проект наставления по применению норм МГП в ВС РФ как основа совершенствования содержания профессиональной подготовки курсантов высших военно-учебных заведений через бинарные принципы международного гуманитарного права

(Шуралев С. Г.)

(«Военно-юридический журнал», 2010, N 8)

ПРОЕКТ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМ МГП В ВС РФ

КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ ЧЕРЕЗ БИНАРНЫЕ ПРИНЦИПЫ

МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

С. Г. ШУРАЛЕВ

Шуралев С. Г., Казанское ВВКУ, профессор кафедры ГиСЭД, доцент, кандидат педагогических наук.

Основы знаний норм Международного гуманитарного права (МГП) офицерским и сержантским составом Вооруженных Сил РФ закладываются в процессе их военно-профессиональной подготовки в военных учебных заведениях.

Необходимость изучения основ международного права актуализировалась после принятия Конституции Российской Федерации. В данном документе установлено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15).

Апробация разработанного проекта Наставления по применению норм Международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации показала, что данный документ в главе пятой узаконивает и совершенствует идею повышения профессиональной компетентности выпускников военно-учебных заведений в вопросах практического применения норм МГП.

Глава пятая Наставления «Изучение норм международного гуманитарного права» имеет прямую связь с содержанием и организацией учебно-воспитательного процесса в высших военных учебных заведениях. Данную взаимосвязь можно проследить, выделив и проанализировав бинарную сущность принципов Международного гуманитарного права.

Среди выделенных принципов к бинарным можно отнести: принцип различия и принцип военной необходимости.

Принцип различия заключается в проведении при любых обстоятельствах различия между гражданским населением и военнослужащими, а также между гражданскими и военными объектами, что позволяет обеспечить защиту гражданского населения и гражданских объектов при ведении боевых действий и сосредоточить действия войск только против военных объектов противника.

Принцип военной необходимости заключается в выборе любых, но не запрещенных нормами международного гуманитарного права, способов выполнения поставленной задачи. Применяя принцип военной необходимости, командир должен стремиться сводить к минимуму случайные потери и разрушения.

Бинарность данных принципов характеризуется жесткой ориентацией первого из них на разграничение гражданского населения и военнослужащих, гражданских и военных объектов, а второй менее категоричен и допускает некоторые исключения с целью выполнения поставленной задачи.

Бинарное рассмотрение принципов международного гуманитарного права позволяет решить проблему, связанную с повышением уровня гуманитарной, правовой подготовки выпускников военно-учебных заведений, эффективности распространения норм международного гуманитарного права, изучения данных вопросов в вузах с реализацией дифференцированного функционально-деятельностного подхода.

Взаимосвязь Наставления с содержанием образовательного процесса в высших военных учебных заведениях через данные принципы рассмотрим на некоторых примерах содержания гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин.

Статьи 19, 27, 44, 45, 57, раздел 2 главы четвертой и ряд других статей Наставления связаны с содержанием учебной дисциплины «Психология и педагогика. Психология управления» в области морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

Раздел 7 главы 2 Наставления в основной своей части связан с изучаемыми в курсе «Социология. Социология управления» проблемами взаимодействия армии и социальных институтов.

Основные вопросы раздела 4 главы четвертой Наставления раскрываются в процессе изучения учебной дисциплины «Правоведение».

В ст. 183 проекта Наставления отмечается, что сержант и офицер должны уметь руководствоваться нормами международного гуманитарного права при управлении подчиненными. Данный аспект проекта может быть реализован в процессе изучения дисциплин «Социология. Социология управления» при изучении раздела «Социология управления», «Психология и педагогика. Психология управления» в ходе изучения темы «Совершенствование управленческой деятельности командира подразделения» и др.

Бинарные принципы МГП в содержательном плане дополняются и уточняются системой бинарных принципов профессиональной подготовки: научности и доступности, интеграции и дифференциации, ситуативности и целостности.

В соответствии с дидактическими условиями взаимодействия бинарных принципов МГП и профессиональной подготовки выпускников военного вуза, содержание подготовки в области международного гуманитарного права должно изучаться дифференцировано в зависимости от будущего предназначения молодого офицера.

Поэтому содержательная основа изучения норм МГП в деятельности Вооруженных Сил должна базироваться на нижеизложенных основополагающих идеях, продиктованных бинарными принципами.

Первое положение. Содержание изучаемых норм МГП должно соответствовать должностному предназначению выпускников — будущих офицеров. Содержание должно включать в первую очередь то, что будет востребовано от них в связи с выполнением их будущих должностных и специальностей обязанностей.

Второе положение. Содержание изучаемых норм МГП должно учитывать существующие в России уровни военного образования, виды и рода войск без дублирования, с постоянным наращиванием уровня знаний офицеров. Следует отметить, что на реализацию этого положения сориентированы некоторые разделы и главы Наставления, например глава 3, раздел 2 главы 4.

Третье положение. Содержание изучаемых норм МГП должно обеспечивать совокупности конкретных практических ситуаций, обеспечивающих целостность военно-профессиональной подготовки военного специалиста конкретного профиля и предназначения. Практическая ориентация содержания изучения МГП обусловлена необходимостью добиться такого положения, чтобы нормы международного гуманитарного права были приняты будущими офицерами и пользовались уважением, а их соблюдение было доведено до автоматизма, стало естественной реакцией на возникшую ситуацию.

Таким образом, апробация Наставления показала, что бинарная сущность принципов МГП обусловлена и реализуется в Наставлении по применению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации. Она создает условия для повышения эффективности изучения основных положений международно-правовой регламентации вооруженных конфликтов, формирования умений обучать военнослужащих применению норм международного гуманитарного права в боевой обстановке и воспитывать подчиненных в духе гуманизма и человечности.

——————————————————————