Налогообложение рекламных расходов на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, изготовлении брошюр, каталогов

(Акилова Е. В.)

(«Налоги» (газета), 2008, N 2)

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ РАСХОДОВ НА УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ,

ЯРМАРКАХ, ЭКСПОЗИЦИЯХ, ИЗГОТОВЛЕНИИ БРОШЮР, КАТАЛОГОВ

Е. В. АКИЛОВА

Акилова Е. В., консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

Для того чтобы установить контакты с потенциальными клиентами, партнерами, организации участвуют в выставках. Расходы на участие в выставке могут быть самыми разнообразными. Причем, осуществив их, организация-налогоплательщик непременно столкнется с вопросами их классификации. Какие из них относятся к ненормируемым расходам, а какие нормируются?

Поэтому уделим немного внимания некоторым видам рекламных расходов, в частности рекламным расходам, осуществленным организацией на участие в выставках, ярмарках, экспозициях. Причем, участвуя в таких мероприятиях, организация для поддержания интереса к выпускаемой продукции, продаваемым товарам, оказываемым услугам прибегает к использованию брошюр, буклетов, каталогов.

Пример 1.

Организация заказала дизайнерской фирме буклет с рекламой своих услуг. Можно ли учесть данные расходы на рекламу в полном объеме для целей налогообложения?

Под буклетом понимается произведение печати, изготовленное на одном листе, сложенном параллельными сгибами, в несколько страниц так, что текст может читаться без разрезки, раскрываясь, как ширма.

В соответствии с налоговым законодательством в полном объеме уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль только расходы, предусмотренные абзацами 2 — 4 пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

А рассматриваемые нами расходы к вышеперечисленным расходам не относятся, так как перечень ненормируемых расходов является закрытым и буклеты там не указаны.

Следовательно, данные расходы для целей налогообложения могут быть отнесены на прочие виды рекламы, но только в размере 1 процента от выручки (абзац 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ).

Если бы организация заказала изготовление брошюр, то данные расходы можно было бы отнести в полном объеме на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, на расходы по рекламе, согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 264 НК РФ. Данный вид расходов — изготовление рекламных брошюр — относится к ненормируемым расходам.

Пример 2.

Организация оптовой торговли изготовила каталоги с реализуемыми ею товарами и через почтовую рассылку разослала потенциальным покупателям данного товара. Как квалифицировать произведенные затраты, связанные с изготовлением данного каталога?

Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, относятся к расходам организации на рекламу.

Однако в данном примере распространение каталогов произведено потенциальным клиентам, круг которых известен организации. То есть в данном случае у плательщика налога на прибыль не выполняется требование Закона N 38-ФЗ о неопределенности круга лиц, до которых доводится информация. Следовательно, затраты оптовой торговли на изготовление и почтовую рассылку каталогов не могут быть отнесены к расходам на рекламу.

Обратите внимание!

Если бы у организации выполнялось условие о признании данных расходов рекламой (соответствие Закону N 38-ФЗ), то до 1 января 2006 года организация могла бы учесть данные расходы на рекламу в размере 1% от выручки, а в условиях после 1 января 2006 года учла бы их в полном объеме.

Обратите внимание!

Если к каталогам, которые содержат информацию о номенклатуре и цене товара, предназначенным для определенных потенциальных организаций — покупателей, прилагаются типовые договоры поставки, в которых указана информация об условиях поставки данного товара, то данные затраты для целей налогообложения прибыли можно учитывать в полной сумме как прочие расходы, связанные с производством и реализацией при условии заключения договора с контрагентом.

Нередко на выставках организации раздают подарки.

Стоимость подарков, раздаваемых покупателям, также может быть включена в состав рекламных расходов. В налоговом учете эти расходы отнесены к нормируемым расходам.

Пример 3.

ООО «Сигма» приняло участие в выставке, в рамках которой проводился конкурс, с вручением призов победителям.

За участие в выставке ООО «Сигма» уплатило 10620 рублей (в том числе НДС — 1620 рублей). Общая стоимость приобретенных призов — 76700 рублей (в том числе НДС — 11700 рублей). Предположим, что стоимость каждого из призов более 1000 рублей. Выручка от реализации составляет 5400000 рублей (без НДС).

В целях бухгалтерского учета все произведенные расходы на рекламу учитываются в полном объеме. Для целей налогового учета полностью принимаются в составе расходов затраты на участие в выставке (пункт 4 статьи 264 НК РФ). Стоимость врученных призов учитывается в сумме, не превышающей 1% суммы выручки от реализации: 5400000 рублей x 1% = 54000 рублей. НДС по этим расходам принимается к вычету в сумме, соответствующей этому нормативу.

Рабочим планом счетов организации предусмотрено, что к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» открыты следующие субсчета:

68-1 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;

68-2 «Расчеты по НДС».

Корреспонден — Сумма, Содержание операции

ция счетов рублей

Дебет Кредит

60 51 76700 Оплачены призы

10 60 65000 Приняты к учету подарки, приобретенные

для вручения в качестве призов

19 60 11700 Учтен НДС

44 60 9000 Отражены расходы на участие в выставке

19 60 1620 Отражена сумма НДС по расходам на участие в

выставке

68-2 19 1620 Принят к вычету НДС по расходам на участие в

выставке

60 51 10620 Оплачено участие в выставке

44 10 65000 Списана стоимость врученных призов

91-2 68 11700 Начислен НДС на безвозмездную передачу призов

(65000 x 18%)

68-2 19 9720 Принят к вычету НДС в пределах нормируемых

рекламных расходов (54000 рублей x 18%)

90-2 44 74000 Списаны расходы на продажу (9000 + 65000)

09 68-1 2640 Отражен отложенный налоговый актив

(65000 — 54000) x 24%

91-2 19 1980 Списана сумма НДС, не подлежащего возмещению

(11700 — 9720)

09 68-1 745,20 Отражен отложенный налоговый актив (1980 x 24%)

——————————————————————