Особенности регулирования налогообложения рекламы в средствах массовой коммуникации

(Минбалеев А. В.) («Налоги» (журнал), 2009, N 5)

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕКЛАМЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

А. В. МИНБАЛЕЕВ

Минбалеев А. В., к. ю.н., доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета Южно-Уральского государственного университета.

В статье анализируются актуальные вопросы регулирования налогообложения рекламы в средствах массовой коммуникации (средствах массовой информации, печатной продукции, Интернете), исследуется практика налоговых органов, а также судебная практика по вопросам налогообложения рекламы в средствах массовой коммуникации.

Topical questions of adjusting in the sphere of taxation in mass communications advertising (in mass-media, printed materials, on the Internet) are analyzed. The practice of tax-enforcing bodies and the court practice in cases of the taxation in the sphere of mass media advertising are studied <*>. ——————————— <*> Minbaleev A. V. Special features of adjusting in the sphere of taxation in mass communications.

В соответствии с пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. К расходам организации на рекламу относятся: — расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; — расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; — расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании <1>. ——————————— <1> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Применительно к средствам массовой информации можно выделить ряд особенностей налогообложения рекламы. Публикации в прессе материалов, способствующих повышению интереса к той или иной организации либо к производимым (реализуемым) ею товарам (работам, услугам), являются рекламой. Такие материалы могут публиковаться в виде статей, интервью, комментариев. Расходы на эти публикации можно учесть в целях налогообложения прибыли как расходы на рекламу в полном объеме <2>. К таким материалам относятся также и материалы, изготовленные по договору на оказание PR-услуг, например опубликование в средствах массовой информации материалов о компании, ознакомление потенциальных клиентов с ее деятельностью и предлагаемыми услугами, товарами, в том числе в виде интервью на заданную тему <3>. Обязательным условием отнесения затрат на публикацию к рекламным расходам является наличие пометки «на правах рекламы» <4>. В противном случае публикации могут быть не признаны рекламными. В судах такие споры решаются в основном в пользу налогоплательщиков, поскольку судьи анализируют содержание публикаций, признавая их рекламный характер <5>. ——————————— <2> См.: письмо Минфина России от 23 сентября 2004 г. N 03-03-01-04/2/15 // Справочно-правовая система «Гарант». <3> Такой вывод прямо следует исходя из практики налоговых органов. См.: письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 июня 2007 г. N 03-03-06/1/418 // Документы и комментарии для бухгалтера и юриста. 2007. 16 июля. N 14. <4> См.: письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 июня 2007 г. N 03-03-06/1/418; письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 января 2006 г. N 03-03-04/1/66 // Учет. Налоги. Право — Официальные документы. 2006. 28 фев. N 8. <5> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2007 г., 28 апреля 2007 г. N КА-А40/268-07 // Справочно-правовая система «Гарант»; Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2007 г. по делу N А05-8063/2006-13 и от 8 декабря 2006 г. по делу N А42-6439/2005 // Справочно-правовая система «Гарант».

В случаях, когда организация заказывает размещение рекламы в СМИ через посредника (например, рекламное агентство), в состав ненормируемых расходов на рекламу включаются как стоимость размещения рекламы, так и расходы на уплату посреднического (агентского) вознаграждения (письмо УМНС России по г. Москве от 26 февраля 2003 г. N 26-12/12101). При этом организация должна получить от посредника комплект первичных документов, подтверждающих факт размещения рекламы. При размещении рекламы на телевидении или радио такими документами могут быть эфирные справки. При размещении рекламы в печатных СМИ — экземпляры газет (журналов), в которых была размещена реклама. При размещении рекламы в Интернете — акты, подписанные рекламным агентством и организациями, непосредственно оказавшими соответствующие услуги. При отсутствии подтверждающих документов понесенные расходы не удастся отстоять даже в суде (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 апреля 2007 г. по делу N А56-4088/2006 и от 11 апреля 2007 г. по делу N А56-27762/2004) <6>. ——————————— <6> Крутякова Т. Реклама — двигатель торговли // Новая бухгалтерия. 2008. Вып. 2. Справочно-правовая система «Гарант».

Еще одним популярным видом рекламы является бесплатное распространение печатной продукции. В полном объеме НК РФ позволяет учитывать лишь расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов (п. 4 ст. 264 НК РФ). При распространении других видов печатной продукции (календари, листовки, буклеты и т. п.) нет принципиальной разницы, поскольку все эти виды печатной продукции в основном отличаются по объему. Так, применительно к лифлетам и флайерсам (листы различного формата, имеющие от одного до трех сгибов) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России прямо указывает, что «лифлеты и флайерсы представляют собой разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию. Отличие только в размерах этой печатной продукции. Следовательно, расходы на изготовление лифлетов и флайерсов в целях налогообложения прибыли учитываются аналогично расходам на изготовление рекламных брошюр и каталогов» <7>. ——————————— <7> Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 6 декабря 2006 г. N 03-03-04/2/254 // Справочно-правовая система «Гарант».

Одним из сложных вопросов до недавнего времени была проблема налогообложения рекламы в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет. Решение было отражено в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 января 2007 г., согласно которому «в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т. ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети. Согласно положениям Закона о рекламе реклама доводится до потребителя посредством опубликования информации в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в т. ч. в сети Интернет). Учитывая изложенное, расходы по размещению рекламной продукции в сети Интернет, содержащей рекламную информацию об организации или об отдельных услугах, оказываемых организацией, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли в полном объеме» <8>. ——————————— <8> Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 января 2007 г. N 03-03-06/1/41 // Нормативные акты для бухгалтера. 2007. 20 фев. N 4.

——————————————————————