Вправе ли организация — акционерное общество учитывать в целях исчисления налога на прибыль расходы, связанные с публикацией в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества, сообщения о проведении общего собрания акционеров, предметом которого будет являться реорганизация общества? Правомерно ли отнесение таких расходов к рекламным, учитывая, что данное печатное издание доступно не только акционерам общества, но и широкому (неопределенному) кругу лиц?

Ответ: Расходы, связанные с публикацией акционерным обществом в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества, сообщения о проведении общего собрания акционеров, предметом которого будет являться реорганизация общества, могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль на основании пп. 16 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ как внереализационные расходы при условии выполнения требований п. 1 ст. 252 НК РФ. Отнесение таких расходов к рекламным неправомерно.

Обоснование: На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся:

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 — 4 данного пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ) открытое общество обязано раскрывать сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном Законом N 208-ФЗ.

Пунктом 1 ст. 52 Закона N 208-ФЗ установлено, что сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, — не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.

В случаях, предусмотренных п. п. 2 и 8 ст. 53 Закона N 208-ФЗ, сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 70 дней до дня его проведения.

В указанные сроки сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, заказным письмом, если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому из указанных лиц под роспись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества.

Общество вправе дополнительно информировать акционеров о проведении общего собрания акционеров через иные средства массовой информации (телевидение, радио).

Как указано в пп. 2 п. 1 ст. 48 Закона N 208-ФЗ, к компетенции общего собрания акционеров относится реорганизация общества.

Статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ) установлено, что реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ установлено, что Закон N 38-ФЗ не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Как следует из изложенного, Закон N 208-ФЗ обязывает направлять каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, сообщение о проведении общего собрания акционеров, предметом которого будет являться реорганизация общества. При этом уставом общества может быть предусмотрена публикация такого сообщения в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества.

При этом такое сообщение, опубликованное в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества, по смыслу ст. 92 Закона N 208-ФЗ относится к информации, обязательной к размещению в силу федерального закона.

Исходя из приведенных норм Закона N 38-ФЗ не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, обязательная к размещению.

Следовательно, сообщение о проведении общего собрания акционеров, опубликованное в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества, не является рекламой.

Таким образом, организация — акционерное общество не вправе учитывать расходы, связанные с публикацией в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества, сообщения о проведении общего собрания акционеров, предметом которого будет являться реорганизация общества, даже если данное печатное издание доступно не только акционерам общества, но и широкому (неопределенному) кругу лиц, в составе рекламных расходов. Однако это не означает, что такие расходы не могут учитываться в целях налогообложения прибыли.

В силу пп. 16 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в частности расходы на проведение собраний акционеров (участников, пайщиков), в частности расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания.

По нашему мнению, расходы, связанные с публикацией в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества, сообщения о проведении общего собрания акционеров, предметом которого будет являться реорганизация общества, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании пп. 16 п. 1 ст. 265 НК РФ как внереализационные расходы при условии выполнения требований п. 1 ст. 252 НК РФ.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

12.10.2012

——————————————————————