Информационно-аналитический аспект виктимологической профилактики преступности несовершеннолетних
(Лелеков В. А., Щеголева А. Н.) («Общество и право», 2008, N 1)
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В. А. ЛЕЛЕКОВ, А. Н. ЩЕГОЛЕВА
Лелеков Виктор Андреевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД России.
Щеголева Анна Николаевна, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД России.
Вопросам борьбы с преступностью несовершеннолетних и различным аспектам криминологических и уголовно-правовых мер предупреждения преступности данного вида в юридической литературе уделено значительное внимание. Вместе с тем особенности виктимности несовершеннолетних и влияние на нее виктимологических факторов, обусловливающих повышенную степень, изучены недостаточно. Для принятия обдуманных решений в области виктимологической профилактики необходима коррекция информационно-аналитической работы. Разносторонние сведения о потерпевших и иных жертвах преступлений, их личности, поведении, роли в механизме преступлений, о социальных последствиях преступности в целом, об отношении граждан к социальным последствиям преступности несовершеннолетних и конкретных преступлений, о степени виктимности различных групп подростков, уровне страха и подавленности детей вследствие разгула преступности могут существенно облегчить реализацию мер виктимологической профилактики. Следует отметить, что одним из первых высказался о необходимости формирования виктимологических учетов С. С. Остроумов и указал на их основную задачу: дать количественную характеристику личности потерпевших и их поведения <1>. ——————————— <1> См.: Остроумов С. С. Советская судебная статистика. М.: Издательство Московского университета, 1976. С. 43.
До настоящего времени официальные статистические данные о потерпевших не охватывали их виктимологических качеств. Информация о потерпевших носила очень обрывочный и несистематизированный характер. Межведомственным Приказом от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» утверждена статистическая карточка N 5 «О потерпевшем», в которой отражаются сведения о признанных в установленном порядке потерпевшими и лицах, смерть которых наступила в результате совершенных в отношении них преступлений до момента вынесения постановления о признании их потерпевшими. Она выставляется по материалам уголовного дела на каждого потерпевшего, проходящего по уголовному делу. В отличие от ранее существующей формы статистической отчетности «О лицах, потерпевших от преступных посягательств, и мотивах совершения преступлений» появились данные о распределении потерпевших по возрасту, социальному статусу, должностному положению, отношениям с правонарушителем, а также о ситуации преступления. На наш взгляд, необходимо дополнить статистические формы такими характеристиками, как уровень образования, характер поведения в ситуации совершения преступления, характер воздействия на потерпевшего. Такие объективные показатели виктимизации необходимы для разработки действенных профилактических мер. Кроме того, следует повсеместно использовать прошедшую апробацию временем информационно-поисковую систему «Подросток», предназначенную для сбора и обобщения социально-криминологической информации о несовершеннолетних, совершивших преступления <1>. Сведения, полученные с ее помощью, позволяют выявить не только криминогенные, но и виктимогенные факторы. ——————————— <1> См.: Лелеков В. А. Теоретические и прикладные проблемы комплексного исследования молодежной преступности на региональном уровне: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 20 — 23.
Говоря о возможности криминального заражения подростков, следует создавать специальные учетные документы (карточки) на наиболее опасные в виктимном отношении объекты и участки территории. Важным подспорьем в деле информационного обеспечения может стать моральная статистика, содержащая учет лиц, обратившихся в различные учреждения за помощью <1>. Всестороннее изучение виктимологических факторов преступности несовершеннолетних на статистическом уровне позволит выделить достаточно полный их круг, подлинную картину подростковой преступности и ее социальных последствий, скорректировать меры виктимологической профилактики рассматриваемого вида преступности. ——————————— <1> См.: Алексеев А. И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы / А. И. Алексеев, С. И. Герасимов, А. Я. Сухарев. М.: НОРМА, 2001. С. 110.
Для реализации аналитического аспекта виктимологической профилактики важнейшее значение имеет создание «информационного банка», в котором бы хранились все данные о виктимном поведении несовершеннолетних, социально-демографических, психофизических, нравственно-психологических свойствах личности подростка, микросреде, конфликтах, мерах реагирования субъектов профилактики на их противоправное поведение. Источником таких данных могли бы стать переработанные статистические формы ГИАЦ при МВД России, карточки первичного учета, приговоры судов и другие сведения от тех, кто знает подростка по месту жительства, работе, учебе. Для этого необходимо: определить на региональном уровне орган, в котором будет аккумулироваться вся имеющаяся в соответствующем субъекте информация по данной проблеме, объем, порядок и сроки обмена такими сведениями. Обращение к виктимологическому аспекту профилактической работы связано с необходимостью решения не только информационных, но и организационных и тактических проблем. Они касаются указанных компонентов виктимологической профилактики не в равной мере. Для общей профилактики преступлений включение виктимологического аспекта связано в большей мере с тактической стороной дела. Выявление причин преступлений и условий, способствующих их совершению, всегда включало и то, что связано с личностью и поведением потерпевших, однако систематизации этих обстоятельств, к сожалению, не было. Организация индивидуальной виктимологической профилактики потребует значительных усилий тактико-организационного характера. Среди вопросов организационного характера можно выделить отсутствие эффективной государственной системы органов и учреждений по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, отсутствие координирующих органов, плохую организацию взаимодействия между организациями и учреждениями, работающими с несовершеннолетними. Квалифицированное выявление и изучение виктимологических факторов, научно обоснованное планирование и разработка рекомендаций и предвидение виктимогенных последствий вряд ли возможны без специальных знаний и навыков субъектов профилактики. Это обусловливает создание отдельных служб, выделение отдельных специалистов, а также широкое участие виктимологов в информационном и организационном обеспечении общей профилактики <1>. ——————————— <1> На необходимость подготовки специалистов-психологов по виктимологической профилактике, чьи знания особенно важных при так называемой вторичной виктимизации, обращает внимание Ю. В. Чуфаровский. См.: Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. С. 203.
В первую очередь речь идет о подготовке кадров, специализирующихся на работе с подростками, знающих особенности психологии и физиологии детского и подросткового возраста, умеющих применять педагогические знания при защите прав и законных интересов ребенка при осуществлении виктимологической профилактики; изыскании новых, более эффективных форм взаимодействия с населением и использовании его профилактических возможностей; обеспечении подростков различными средствами защиты. На необходимость выделения в учебных заведениях МВД специализации, предусматривающей изучение психологических и возрастных особенностей подростков и специфику работы с ними, ученые указывали давно <1>. ——————————— <1> См.: Наказание и исправление преступников / Под ред. Ю. М. Антоняна. М.: НИИ МВД РФ, 1992. С. 243.
В 1999 г. Министерство образования РФ вышло с ходатайством перед руководством МВД России об открытии на базе Воронежского института МВД России ювенально-правовой специализации по подготовке сотрудников для работы с несовершеннолетними и семьей. Был разработан экспериментальный учебный план, соответствующий Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования и включающий в себя ряд инновационных правовых дисциплин, созданы специализированные группы по подготовке специалистов для комплектующих органов ряда регионов РФ. А. А. Бакаев и Н. И. Остапенко, учитывая многофункциональность деятельности подразделений ОВД и особые условия работы, предлагают разрабатывать новые формы организации и использования времени не только в процессе обучения, но и переподготовки кадров <1>. А. Н. Ильяшенко обращает внимание на широкие возможности служебной подготовки при повышении квалификации сотрудников милиции, занимающихся выявлением, раскрытием, расследованием и предупреждением преступлений несовершеннолетних в сфере оказания помощи детям преступникам-жертвам <2>. ——————————— <1> См.: Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Монография / А. А. Бакаев, Н. И. Остапенко. М.: ВНИИ МВД РФ, 2003. С. 97. <2> См.: Ильяшенко А. Н. Борьба с насильственной преступностью в семье. М., 2003. С. 159.
Но одной лишь общей подготовки недостаточно. Следует обратить внимание на необходимость разработки определенной схемы, пользуясь которой практические работники могли бы реально представлять, на какого подростка в большей степени следует обращать внимание как на виктимологически интересное лицо <1>. Конкретные методы выявления потенциальных потерпевших и организация в отношении этих лиц профилактической работы предполагают использование достижений различных наук, в первую очередь, педагогики и психологии, и должны основываться на уже имеющихся типологиях и классификациях потерпевших, которыми сегодня располагает виктимология. ——————————— <1> Об отсутствии научно разработанной методики индивидуального воспитательного, профилактического воздействия еще более 20 лет назад писал А. Г. Лекарь. См.: Лекарь А. Г. Профилактика преступлений. М., 1972. С. 68.
Содержание методики зависит от вида преступления, вариантов действия преступников, характера вреда, который может быть причинен несовершеннолетнему, вариантов поведения подростка-жертвы с учетом его способности противостоять преступнику и разобраться в ситуации. В нее следует включить подробное описание последовательности всех действий при выявлении фактов вовлечения подростка в совершение преступления и меры обеспечения его безопасности и нейтрализации преступника (информационная, медицинская, правовая помощь, психологическая поддержка), возможности применения к предполагаемой жертве мер воспитательного, предупредительного и, в отдельных случаях, принудительного характера. Главным направлением работы по виктимологической профилактике остается специальное обучение потенциальных потерпевших (формирование умения выбирать правильную линию поведения в условиях экстремальной обстановки, умения контролировать себя, укреплять волю к самозащите, обеспечивать собственную безопасность) <1>; разъяснении вероятным жертвам криминальной зараженности закономерностей психологических механизмов общения, причин возникновения и протекания конфликта, использования вовлекателями разжигания низменных чувств, а также правомерных способов выхода из таких ситуаций. ——————————— <1> Саркисов Г. С. Индивидуальная профилактика преступлений. Ереван: Айстан, 1986; Заколюк А. П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. М., 1983.
В этой связи только с положительной стороны можно оценить издание Воронежским институтом МВД России учебно-практической литературы в серии «Юристу-ювеналисту» для подготовки и деятельности различных категорий специалистов, кто протягивает руку помощи оступившимся детям <1>. ——————————— <1> См.: Правовая и социальная защита семьи и несовершеннолетних / Под ред. В. Ф. Воробьева, Е. Д. Волоховой. Воронеж: ВИ МВД России, 2000; Законодательное регулирование защиты прав детей: Учебно-научное издание в 4-х ч. (8 т.) / Отв. ред. Е. Д. Волохова, В. Ф. Воробьев, А. В. Заряев. Воронеж: ВИ МВД России, 2000; Личные тайны ребенка: особенности правовой защиты: Пособие. Воронеж: ВИ МВД России, 2001; Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних: Учебное пособие / Под ред. А. В. Заряева, В. А. Лелекова, С. Т. Гаврилова. Воронеж: ВИ МВД России, 2003 и др.
Всестороннее изучение виктимологических факторов преступности несовершеннолетних на статистическом уровне позволит выделить достаточно полный круг виктимологических факторов, подлинную картину подростковой преступности и ее социальных последствий, скорректировать меры виктимологической профилактики преступности несовершеннолетних.
——————————————————————