Информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти как специальный объект правового регулирования

(Устинович Е. С.) («Юридический мир», 2009, N 4)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Е. С. УСТИНОВИЧ

Устинович Е. С., проректор по науке Курского института государственной и муниципальной службы, кандидат политических наук, доцент, соискатель кафедры конституционного и муниципального права МГУ им. М. В. Ломоносова.

В статье идет речь об информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации как о специальном объекте правового регулирования.

The article deals with the informational activity of federal agencies of the Russian Federation as a special object of legal regulation <*>. ——————————— <*> Ustinovich E. S. Informational activity of the federal agencies of executive power as a special object of legal regulation.

В своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г., посвященном стратегии развития России до 2020 г., В. Путин подчеркнул, что министерства должны реально управлять вверенными им ресурсами, самостоятельно издавать для этого необходимые нормативные правовые акты. Чертами завтрашней системы государственного управления должны стать самостоятельность и ответственность, динамичное движение вперед, следование общей идеологии развития страны, эффективное использование ресурсов и неординарные решения, поддержка инициативы и инноваций <1>. ——————————— <1> Россия-2020. Главные задачи развития страны. М.: Издательство «Европа», 2008. С. 23.

Действительно, сегодня роль федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в создании системы нового государственного управления сложно переоценить. Именно от того, как федеральные органы исполнительной власти будут организовывать собственную деятельность при новых возможностях, предоставляемых им, используемых ими информационно-коммуникационных технологиях, а также при новой ситуации, характеризующейся как демократическими преобразованиями в стране, так и преобразованиями в рамках административной реформы, зависит создание эффективной современной модели государственного управления. Поэтому федеральные органы власти Российской Федерации должны демонстрировать инновационные формы и методы своей деятельности, использовать современные инструменты, в первую очередь основанные на применении информационно-коммуникационных технологий, при осуществлении взаимодействия с другими органами власти, гражданами и организациями. На наш взгляд, имеющиеся ресурсы федеральными органами власти пока еще не используются в должной мере, а следовательно, у них имеется для этого потенциал. Отметим, что именно на федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации сегодня лежит ответственность за формирование государственной политики в той или иной сфере ведения. В этой связи как никаким другим федеральным органам государственной власти Российской Федерации им нужна общественная поддержка, а также именно они обязаны нести функцию отчета перед гражданами, обществом за результаты своей деятельности. Для комплексной реализации задач повышения эффективности собственной функциональной деятельности, осуществления информирующей деятельности по направлению к обществу и развитию системы государственного информационного обслуживания граждан, организаций необходим новый инструмент. Таковым, на наш взгляд, сегодня является информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Никогда ранее в истории развития России не было таких информационно-технологических и демократических реалий, которые позволили говорить об информационной деятельности как о новом институте. Сегодня информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации — это особый, специфический вид профессиональной деятельности ФОИВ, направленный на решение задач информационного обеспечения собственной функциональной деятельности, а также деятельности по информированию граждан, общества о своей работе и ее результатах и информационное обслуживание граждан и организаций (предоставление государственных информационных услуг и государственных услуг через Интернет). Значительный вклад в ее становление вносят, конечно же, информационно-коммуникационные технологии, и именно они в ближайшие годы будут самым существенным образом воздействовать на трансформацию характера взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с другими органами власти, с гражданами и организациями. Все в большей степени это взаимодействие будет переходить в электронную среду, так как она несет прежде всего удобство и комфорт в ее использовании, позволяет уйти от неэффективных коммуникаций и оптимизировать функционирование самих органов власти, а также сделать более удобным взаимодействие с ними граждан и организаций. Однако наряду с новыми инновационными технологиями не следует умалять значение тех информационно емких направлений функциональной деятельности федеральных органов исполнительной власти, которые сформировались еще ранее, до активного использования ИКТ и Интернета. Потенциал и возможности иных направлений информационной деятельности федеральных органов власти Российской Федерации следует также учитывать, так как их комплексное использование повысит социальную эффективность федеральных органов исполнительной власти и всей новой системы государственного управления в целом. Использование системного подхода в исследовании информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации позволяет сделать утверждение о том, что она достигла такого уровня своей обеспеченности необходимыми институциональными предпосылками, ресурсами, взаимосвязями, что имеет в этой связи все признаки своей системности. Систему информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти образуют ее внутреннее направление — информационное обеспечение функциональной деятельности и внешнее, состоящее из информирующей деятельности по направлению к гражданам, обществу о своей работе и ее результатах, а также государственном информационном обслуживании. Кроме того, как мы считаем, внешнее направление на приведенных позициях не останавливается. Вполне вероятно возникновение и дополнительных направлений. Конституция Российской Федерации <2> 1993 г. закрепляет конституционные гарантии осуществления ФОИВ информационной деятельности. Главным образом они аккумулированы в информационных положениях Основного Закона нашей страны, находят конституционное основание для реализации через закрепление прежде всего основных информационных прав и свобод человека и гражданина, через конституционное утверждение права на информацию и права на доступ к информации. Важной конституционной предпосылкой и одновременной конституционной гарантией взаимодействия ФОИВ с гражданами, в том числе и информационного взаимодействия, выступает ст. 33 Конституции Российской Федерации, гарантирующая гражданам Российской Федерации право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы власти и органы местного самоуправления и др. ——————————— <2> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.). М., 1993.

Разумеется, правовые гарантии реализации права на информацию, на доступ к информации, иных информационных прав и, как следствие, осуществления информационной деятельности ФОИВ содержит также российское законодательство об информатизации <3>. Исследование конституционных и правовых гарантий осуществления федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации собственной информационной деятельности, а также отдельных ее направлений привело к выводу о том, что для более эффективного ее использования, для возможности формирования модели информационной деятельности в системе государственного управления необходимо специальное законодательное закрепление понятия «информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации» в рамках специального закона, или же как минимум в специальных разделах при разработке информационного кодекса, или же в законе о федеральных органах исполнительной власти, или же при внесении поправок в уже имеющиеся законы, регулирующие информационные отношения. Таким образом, информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти становится специальным объектом правового регулирования. ——————————— <3> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3448; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3451 и др.

Очень тонкой является грань, отделяющая информационную деятельность от общей управленческой деятельности. Однако не все подразделения органов власти осуществляют, например, регулярное взаимодействие со средствами массовой информации, широкое информирование и предоставление информационных услуг через собственные официальные сайты. Иными словами, из общей управленческой деятельности, осуществляемой органами власти, можно выделить ряд направлений, которые отличаются своей информационно-технологической насыщенностью и производством информационных продуктов или предоставлением информационных услуг. К этим направлениям, по мнению автора, следует отнести связи с общественностью и взаимодействие со средствами массовой информации, издательскую и рекламную деятельность, государственное информационное обслуживание и т. д. Следует отметить, что роль системно организованной и целенаправленно реализуемой информационной деятельности федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации состоит в решении нескольких важных задач. Прежде всего это задача повышения эффективности информационного обеспечения собственной функциональной деятельности. Это также и предоставление дополнительных возможностей с их стороны для реализации прав граждан на информацию и на доступ к информации. Сегодня информационная деятельность, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти, становится дополнительным каналом более широкого информирования общества о состоянии дел в сфере ведения и в конечном счете важным политико-правовым инструментом осуществления государственной политики. В 2000 — 2008 гг., по оценке многих управленцев и ученых, исследующих сферу государственного управления, отмечено, что в России проделана большая работа по стабилизации социально-экономического положения и становлению новой системы государственного управления. Принятые в 2003 — 2005 гг. важные решения по реализации административной реформы, а также начавшееся претворение в жизнь одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 гг. <4> ставили своей задачей изменение системы работы государственных институтов аппарата власти. Результатом административной реформы должны стать государство и общество, адекватные нашему времени и целям, перед которыми стоит страна. Государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим <5>. ——————————— <4> Собрание законодательства РФ. 2005. N 46. Ст. 4720. <5> Игнатов В. Г. Взаимосвязь реформирования государственного аппарата и политической системы в современной России // Государственный аппарат и политические реформы в России и Германии (доклады на Международной научно-практической конференции, май 2006 г.) / Отв. ред. В. Г. Игнатов. Выпуск первый. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2006. С. 5.

Однако, как отмечает И. Н. Барциц, «можно признать откровенно недостаточной работу по продвижению реформы» <6>. Налицо «весьма низкий уровень информированности народа о политике властей и отсутствие реального общественного контроля за ходом реформ» <7>. Все это является в том числе и следствием отсутствия необходимого информационного сопровождения проведения в нашей стране административной реформы, отсутствия плановой, системно организованной и целенаправленно реализуемой информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Ее развитие будет способствовать как оптимизации и совершенствованию внутриведомственной управленческой деятельности на основе использования современных информационных технологий, так и решению одной из центральных проблем российских реформ — дефицита доверия к государственной власти, обусловленного отсутствием у общества уверенности в том, что государственная власть, все ее ветви и структуры работают в интересах общества, а не в интересах самой власти или отдельных личностей. ——————————— <6> Барциц И. Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М.: Формула права, 2008. С. 28. <7> Там же. С. 30.

На основе проведенного анализа действующего информационного законодательства в Российской Федерации можно утверждать, что уже сегодня существуют необходимые правовые гарантии реализации собственной информационной деятельности федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Однако требуются разработка и принятие рамочного Закона «Об информационной деятельности». Как отмечал Ж.-Л. Бержель, любая юридическая норма есть попытка стабилизации социальных отношений, пребывающих в вечном становлении, а любой юридический порядок есть вызов времени, усилие, направленное на консервацию утвержденного социального порядка… Право вынуждено непрестанно приспосабливаться к ситуации, чтобы сохранять свою эффективность перед лицом социальных преобразований <8>. ——————————— <8> Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В. И. Даниленко; Пер. с фр. М.: Издательский дом NOTA BENE, 2000. С. 195.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.). М., 1993. 2. Россия-2020. Главные задачи развития страны. М.: Издательство «Европа», 2008. С. 23. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3448. 3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3451. 4. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В. И. Даниленко; Пер. с фр. М.: Издательский дом NOTA BENE, 2000. С. 195. 5. Барциц И. Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М.: Формула права, 2008. С. 28. 6. Игнатов В. Г. Взаимосвязь реформирования государственного аппарата и политической системы в современной России // Государственный аппарат и политические реформы в России и Германии (доклады на Международной научно-практической конференции, май 2006 г.) / Отв. ред. В. Г. Игнатов. Выпуск первый. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2006. С. 5.

——————————————————————

Интервью: Интервью с Председателем Правления Ассоциации юристов России — заместителем Министра экономического развития Российской Федерации И. Е. Маныловым («Юридический мир», 2009, N 4)

ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПРАВЛЕНИЯ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ РОССИИ — ЗАМЕСТИТЕЛЕМ МИНИСТРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И. Е. МАНЫЛОВЫМ

А. Н. АЛЕКСЕЕВ

— На съезде Ассоциации юристов России Президент России Д. А. Медведев в своем обращении отметил особую роль Ассоциации в деле совершенствования земельного, жилищного, экологического законодательства. Что именно удалось сделать Вашей организации в 2008 г. и что планируется на 2009-й? — Практически все изменения, связанные с совершенствованием земельного, жилищного, экологического законодательства в 2008 г., состоялись при участии Ассоциации юристов России. Так сложилось, что все «ключевые» в этой сфере юристы входят в состав комиссий и органов управления Ассоциации и принимают самое активное участие в этой работе. Именно площадки Ассоциации — заседания комиссий, Центрального совета — стали местом первоначального обсуждения и «обкатки» этих поправок. В 2009 г. у нас также будет много работы. Есть серьезные задачи по части законотворчества. Мы, к сожалению, в последнее время слишком формализовали процесс экспертизы законопроектов и нормативных правовых актов. При комиссиях Ассоциации работают эксперты высокого уровня, известные и в стране. Они, на мой взгляд, несколько увлеклись экспертной стороной дела, упустив из виду анализ и мониторинг общественного мнения по тем или иным нововведениям. В этом году мы хотим с помощью современных возможностей телекоммуникаций, Интернета, опросов попробовать организовать общественное обсуждение законопроектов, поскольку Президент ставит задачу именно так. Ведь мы не можем заменить Ассоциацией юристов России представительные органы власти, да и не преследуем такой цели. В рамках законотворческой деятельности мы должны заниматься правовым просвещением. Поэтому наша прямая задача — доведение до общества основных положений проектируемых, предполагаемых к внесению в законодательство поправок и оценка реакции общества на них.

— Каким образом Ассоциация планирует создать систему правового просвещения, которую Дмитрий Медведев отметил в своем выступлении на съезде как «важную и крупную тему»? И как сейчас участвует в работе по правовому просвещению школьников и студентов? — Не думаю, что 2009-й станет годом появления каких-то новых форм такой работы. Ее основы были заложены в 2005 г., и с тех пор она ведется довольно активно членами Ассоциации. Опыт работы юридических клиник в сфере правового просвещения молодежи сделал общеизвестным фактом то, что использование студентов в качестве основной рабочей силы в этом вопросе дает большой положительный эффект. Министр юстиции РФ на последнем съезде Ассоциации вышел с предложением: пусть участие студентов в работе по правовому просвещению засчитывается им в виде производственной практики. На наш взгляд, это и повысило бы ответственность самих студентов, и дало бы возможность вузам организовывать правовую просветительскую работу уже не на добровольной волонтерской, а на более профессиональной основе. Тогда можно будет более активно подключать к ней и преподавателей вузов для контроля качества. А вот со школьниками младших возрастных групп работа идет, к сожалению, не столь активно, как хотелось бы. Она требует серьезной подготовки. Поэтому мы не можем сейчас совершить массовый поход в школы, чтобы очень быстро поднять грамотность школьников в правовой сфере. Эта работа систематическая и кропотливая, спешки не терпит. Хотя на прошлом съезде с трибуны звучали предложения и до детского сада дойти с точки зрения правового просвещения. Я думаю, что в первую очередь здесь нужно работать с учителями. Надо сказать, члены нашей Ассоциации, особенно в регионах, довольно активно проявляют и собственный творческий потенциал: проводят в школах мероприятия, связанные с Конституцией, с празднованием Дня юриста, пропагандируют юридическую профессию. Эта работа ведется в виде инициативы на местах, которую мы, конечно, поддерживаем.

— В сегменте правового просвещения через СМИ активно развивается телеканал «Закон ТВ». Он переходит на новый формат вещания. Каким образом Вы видите «Закон ТВ» в качестве общенационального телеканала? Каким мы, юридическое сообщество, должны его сделать? — Мы считаем большим достижением, что правовой канал за год существования хорошо зарекомендовал себя среди юридического сообщества и представителей госслужбы. Правда, «Закон ТВ» не стал эфирным каналом до сих пор, и дискуссия о том, насколько масштабным должно быть его вещание, до сих пор не закрыта. Очень трудно сбалансировать на одном уровне пропаганду права в общеупотребительном обывательском смысле и обсуждение правовой тематики специалистами. Это разные сферы, их очень трудно соединять. Пока, на наш взгляд, канал балансирует и идет осторожно в том направлении, чтобы и широкую аудиторию не потерять, и в то же время не отпугнуть профессионалов какими-то бытовыми темами. За последнее время, впрочем, появилось несколько интересных программ, связанных с Интернетом, юридической литературой, знакомством с интересными людьми. На мой взгляд, эту тенденцию нужно сохранять. Проведена некоторая подготовительная работа в части внедрения канала в региональные сети. В принципе такая возможность есть. Уже проведена работа по подписанию соглашений о вещании в нескольких субъектах России. Причем там не просто будет ретранслироваться то, что есть уже в эфире на платформе НТВ+. Появятся региональные вставки, которые отразят и местную специфику, и правовую жизнь в конкретном регионе.

— Как Вы относитесь к игровым судебным заседаниям, которые сейчас идут по всем центральным каналам и на самом деле не имеют ничего общего с реальными заседаниями в российских судах? — Не могу выступать с оценками от имени всей Ассоциации, но лично я к этим постановкам отношусь весьма осторожно. Трансляция «игрушечных» процессов на телевидении может быть полезна сама по себе, но лишь в том аспекте, что люди, не сталкивающиеся с судебной сферой, получают хотя бы общее представление о ней. Но очень важно, чтобы это представление не было искаженным. Пока же увлечение популяризацией судебной практики дает серьезное искажение действительности. Юристы часто на это реагируют особенно негативно, с иронией, а иногда и раздражением оттого, что профессиональные ошибки звучат публично, с телеэкрана. Поэтому мы на канале «Закон ТВ» с этим пытаемся внимательно разобраться. На мой взгляд, можно было бы каким-то образом в приемлемой для зрителя форме презентовать реально проходящие процессы, но не в деталях и тонкостях. Не каждое конкретное действие в суде зрителю будет интересно. Операцию хирургическую, например, не всегда полезно показывать в телепрограмме «Здоровье», это может просто вызвать шок. То же и в праве — много технологических процедурных моментов, которые людям смотреть неинтересно. Мне кажется, правильнее пойти, например, по пути освещения деятельности присяжных заседателей. За рубежом, например, развиты опыт и инструменты использования телевизионных средств подготовки присяжных. Это дает довольно заметный эффект.

— Каким образом сейчас идет развитие региональных отделений Ассоциации и какие задачи перед ними сейчас ставятся? — У нас на сегодняшний момент 2/3 региональной сети уже сформировано. В этом году нужно завершить формирование структурных подразделений в тех регионах, где этого еще не сделано либо существуют юридические сообщества в какой-то другой форме. На последнем съезде была поставлена задача: консолидировать сообщество. Эта работа уже проводится, и за последние три месяца состоялись учредительные собрания в четырех регионах. До конца года мы ожидаем аналогичных результатов еще примерно в десяти субъектах РФ. Основной акцент в работе, на который мы сейчас ориентируем наших региональных коллег, — мотивировать людей вступать в ряды членов Ассоциации. Административный ресурс — это, конечно, хорошо, но одного его недостаточно. Юридическая элита всей стране объявила: мы консолидированы. И мы на самом деле сегодня объединены, но нужно еще сделать так, чтобы жизнь ассоциации как общественной организации в каждом регионе была интересной. У нас есть регионы (не буду называть конкретно, чтобы другие не обиделись), в которых идет жизнь очень активная. Конкурсы, конференции и даже какие-то творческие мероприятия проводят, издают журналы и газеты, спортом занимаются. А есть регионы, где отделения Ассоциации возглавляют группы чиновников от права. Такие отделения номинально существуют и не особо активно работают. Мы сейчас от них требуем, чтобы ситуация была изменена. Поэтому основной задачей на этот год для себя как руководителя Правления Ассоциации юристов России я вижу создание «точек мотивации» для вступления в нашу организацию новых членов. Есть много разных способов заинтересовать сообщество: от защиты конкретных юристов от ущемления их прав до создания каких-то вариантов клубного общения, встреч со знаковыми представителями профессии, творческого обмена опытом. Быть членом Ассоциации должно быть интересно и полезно, тогда организация будет развиваться.

— В 2008 г. широко обсуждалась идея о том, чтобы экспертные заключения Ассоциации по ключевым законопроектам официально представлялись в Государственную Думу, Совет Федерации и другие органы госвласти, включая законодательные собрания субъектов Российской Федерации. Планируется ли развитие этой темы? — Уже, наверное, общеизвестно, что экспертное заключение Ассоциации юристов России по антикоррупционному законодательству действительно официально поступило во все профильные инстанции органов власти. К слову, оно готовилось как раз не узкой группой экспертов (против чего я выступаю). Его предварило широкое обсуждение на уровне региональных отделений Ассоциации. Этот опыт очень позитивно оценен, и многие юристы, которые приняли участие в обсуждении и подготовке экспертного заключения на региональном уровне, демонстрируют устойчивое намерение к продолжению подобной деятельности. Поэтому мы намерены двигаться в том же направлении. Мы будем настаивать на том, чтобы наши заключения принимались властью, а Ассоциация, в свою очередь, получала обратную реакцию от исполнительных и законодательных органов государства. Мы даже вышли с предложением (сейчас оно рассматривается и обсуждается) наделить Ассоциацию законодательной инициативой на уровне законодательных органов субъектов Федерации. На наш взгляд, если юридические сообщества в регионах будут сильными, то им можно дать такое право и возможность. Конечно, мы понимаем, что это большая ответственность — нельзя просто взять, формально зарегистрировать отделение Ассоциации и наделить его правом законотворчества. Нужно соответствовать серьезным требованиям. Мы готовы их обсудить и им соответствовать.

— Министерством юстиции РФ разработан законопроект «О государственной системе оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а также иным отдельным категориям граждан». Он обсуждается довольно бурно. Какова позиция Ассоциации юристов России в этом вопросе и какое сложилось мнение об этом законопроекте лично у Вас: полезен он или вреден, достаточен или нет? — Сама по себе идея такого законопроекта очень полезна и уже одобрена Ассоциацией. Поэтому я не могу ее не поддержать. В течение ближайших двух месяцев мы планируем провести форум, на котором попробуем обсудить вопросы консолидации всех форм бесплатного консультирования и правовой помощи малоимущим гражданам, установки каких-то единых стандартов в этой сфере. Тем же самым озабочены и Минюст, и Администрация Президента России. Мы насчитали около десятка направлений, по которым идет эта работа. Это деятельность Министерства юстиции, аппарата полномочных представителей Президента России, это и юридические клиники в рамках системы правового образования, это наши региональные отделения с их консультационными пунктами. Общественные, гражданские некоммерческие организации также ведут эту работу. Мы полагаем (на съезде это тоже было озвучено и поддержано), что наша Ассоциация должна стать площадкой для выработки единых стандартов правовой помощи гражданам. Что самое главное, нужно обеспечить не просто массовый приход людей в наши пункты консультаций, но и обратную связь, результаты этих контактов. Как показывает опыт, если систематизировать, проанализировать все обращения граждан по региональной проблематике и довести их до региональных руководителей, то это еще один механизм общественного контроля и воздействия на власть с точки зрения корректировки ее действий.

— Я понимаю, что сейчас еще преждевременно говорить о новом составе Правления, но каким Вы его видите и какие задачи будете перед ним ставить? — Правление — это такой орган, который, по сути, обеспечивает всю нашу деятельность. У нас как бы два крыла. Во-первых, сама общественная работа. Она базируется в комиссиях, которые возглавляют авторитетные юристы, известные в сферах науки государственной службы, и это действительно самая главная для нас работа. Во-вторых, в чем и заключается задача Правления, — эффективное обеспечение этой работы административным ресурсом. Эта деятельность не столь уж интересна для публики, в качестве одного из направлений назову, к примеру, формирование материально-технической базы Ассоциации. В обязанности Правления, кстати, входит и повышение эффективности работы с участниками Ассоциации. У нас, к сожалению, до сих пор учет и оформление членства оставляют желать лучшего. А на ближайшее время такая, скажем, «привязка» к Ассоциации состоящего в ней человека имеет большое значение. Он должен чувствовать, что о нем заботятся, что его помнят, уделяют внимание, информируют обо всех новостях и т. д. И вот в этом — третья задача, оптимизация нашей организационной структуры. У нас обычно такое количество органов и руководителей, что очень трудно бывает даже простые вопросы решать. Поэтому, надеюсь, ближайший президиум изберет небольшое и мобильное Правление, которое будет действительно приносить пользу Ассоциации, а не станет «клубом» для встреч уважаемых людей.

— Каковы, на Ваш взгляд, самые яркие достижения Ассоциации за прошедшие три года? К чему стоит стремиться, какие перспективы развития существуют на ближайшие пять лет? — Я думаю, что сейчас подводить итоги рано. У нас самое главное достижение — то, что юридическое сообщество объединилось. Это, мне кажется, уже состоявшийся положительный факт, который нельзя отрицать. Работа проведена практически по всем направлениями законотворческой деятельности, и правового просвещения, и, скажем, защиты интересов граждан. Она дала результаты. Были и ошибки, был и до сих пор есть ряд проблем. Но главное, я считаю, это объединение юристов в единый общественный орган. Мы — страна, которая не может жить и строить правовое государство, общество, послушное закону, без консолидированного юридического сообщества. Поэтому, на мой взгляд, это главное, к чему надо стремиться. Мне кажется, что Ассоциация еще до конца не утвердила свое место в обществе. С точки зрения такой общественной значимости мы пока держимся на авторитете тех людей, которые стоят во главе государства. Действительно, внимание Президента и Премьер-министра РФ — оно особое. Я думаю, что не во многих организациях Президент является Председателем Попечительского совета. Это ко многому обязывает. Ассоциация в ближайшие три — пять лет должна найти такие формы взаимодействия с юридическим сообществом и гражданами, которые бы позволяли ей быть сильной вне административного ресурса. А это очень непросто сделать. Действительно, Президент РФ нас поддерживает, но важно, что мы сможем сделать сами. Успех возмож ен только на основе сильной региональной сети организации, массового членства в ней и интересной работы отделений.

——————————————————————