Полномочия Роспотребнадзора по нормативно-правовому регулированию: средство обеспечения защиты прав потребителей или негативный фактор, влияющий на формирование эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти?
(Туровская В. А., Туровская К. А.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2011, N 12)
ПОЛНОМОЧИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ: СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИЛИ НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ? <*>
В. А. ТУРОВСКАЯ, К. А. ТУРОВСКАЯ
——————————— <*> Turovskaya V. A., Turovskaya K. A. Powers of Rospotrebnadzor with regard to normative-law regulation: means of provision of protection of rights of consumers or negative factor in fluencing formation of efficient system and structure of federal agencies of executive power.
Туровская В. А., аспирант ТОГУ (г. Хабаровск).
Туровская К. А., аспирант ТОГУ (г. Хабаровск).
Статья рассматривает отрицательные и положительные стороны наделения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека функцией по нормативно-правовому регулированию.
Ключевые слова: Роспотребнадзор, федеральная служба, права потребителей.
The paper deals with negative and positive aspects of vesting normative and legal regulation authority to the federal service on supervising in the sphere of consumer protection rights and individual well-being.
Key words: Rospotrebnadzor, federal service, rights of consumers.
Для того чтобы такой федеральный орган исполнительной власти, как федеральная служба, эффективно реализовывал свои полномочия (включая полномочия Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей), необходимо четко обозначить функциональное назначение федеральной службы, что является ее особенностью. В настоящее время формулировка ряда норм Указа Президента РФ N 314 (далее — Указ N 314) <1> вызывает некоторые замечания. К одним из них относится наличие возможности наделения Президентом Российской Федерации или Правительством полномочиями по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности такого органа, как федеральная служба. Так, согласно пп. «в» п. 4 Указа N 314 федеральная служба «не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а Федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг». Авторы считают нецелесообразным наличие возможности наделения федеральной службы данными полномочиями, поскольку для нормативно-правового регулирования в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности созданы иные федеральные органы исполнительной власти, а именно федеральные министерства <2>. Также наделение федеральной службы функцией по нормативно-правовому регулированию может негативно повлиять на формирование эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в целях чего был принят Указ N 314. ——————————— <1> Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», п. 12. <2> Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», пп. «а» п. 3.
Учитывая вышеизложенное, специфику федеральных служб, находящихся в ведении Президента Российской Федерации, а также служб, находящихся в ведении и Президента Российской Федерации, и соответствующего министерства Российской Федерации, а также учитывая специфику отраслей, в которых они осуществляют свою деятельность, требующих особого механизма регулирования, на взгляд авторов, было бы целесообразно: — внести изменения в Указ N 314. Исключить пп. «в» п. 4, добавить п. 4.1 в следующей редакции: «Федеральная служба, находящаяся в ведении федерального министерства, не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, а Федеральная служба по надзору и контролю — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг»; — изложить п. 7 положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <3> в следующей редакции: «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг»; ——————————— <3> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изм. от 15 июня 2010 г.).
— исключить раздел V Регламента Роспотребнадзора «Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности» <4>. ——————————— <4> См.: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 декабря 2005 г. N 803 «Об утверждении Регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (в ред. Приказа Роспотребнадзора от 10.08.2010 N 305).
Однако для эффективной реализации своих функций необходимо закрепить за федеральными службами, находящимися в ведении федерального министерства, обязанность по разработке проектов нормативных правовых актов, которыми регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля и (или) надзора, в установленной сфере деятельности. В этих целях авторами предлагается: — дополнить Указ N 314 п. 4.2 в следующей редакции: «Федеральная служба, находящаяся в ведении федерального министерства, обязана разрабатывать, согласовывать проекты нормативных правовых актов, которыми регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля и (или) надзора, в установленной сфере деятельности, которые подлежат направлению в соответствующее министерство Российской Федерации, в ведении которого находится федеральная служба для их согласования и принятия»; — дополнить Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <5> п. 7.1 в следующей редакции: «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обязана разрабатывать, согласовывать проекты нормативных правовых актов, которыми регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля и (или) надзора, в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, которые подлежат направлению в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации для их согласования и принятия». ——————————— <5> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изм. от 15 июня 2010 г.).
Таким образом, для формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти необходимо более точно определить функциональную специализацию федеральных служб, включая Роспотребнадзор, не допуская дублирования ими государственных функций других федеральных органов исполнительной власти.
——————————————————————