Правовые гарантии инновационных методов выработки государственной политики
(Устинович Е. С.) («Конституционное и муниципальное право», 2009, N 6)
ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ВЫРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Е. С. УСТИНОВИЧ
Устинович Е. С., проректор по науке Курского института государственной и муниципальной службы, доцент, кандидат политических наук.
В настоящей статье идет речь о необходимости дальнейшего развития правовых гарантий современных инновационных методов реализации функций по выработке государственной политики федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, одним из которых является информационная деятельность.
The article deals with the necessity of further development of legal guarantees of contemporary innovation methods of realization of functions of elaboration of state policy by federal agencies of executive power of the Russian Federation; informational activity is one of the said methods <*>. ——————————— <*> Ustinovich E. S. Legal guarantees of innovation methods of eleboration of state policy.
Функции по выработке государственной политики в той или иной сфере ведения осуществляются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти должны были в короткий срок решить задачу изменения своей структуры и системы государственного управления <1> и начать постепенное внедрение в свою функциональную деятельность методов административного менеджмента — элементов сервисного государства (New Public Management — теория нового государственного управления). Сегодня предоставление услуг гражданам, обществу и бизнесу быстро, качественно и удобно требует от федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации использования новых методов и принципов своей работы, в том числе основанных на применении информационно-коммуникационных технологий. Таким инновационным методом сегодня становится информационная деятельность, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти по ряду направлений. За годы своего становления и административных преобразований федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации смогли создать необходимые условия для осуществления своей информационной деятельности на системной основе. Сегодня для этого утверждения имеются все основания, выражающиеся в наличии в федеральных органах исполнительной власти необходимой информационной инфраструктуры, ресурсов, системных взаимосвязей. Фактически информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти становится постепенно их самостоятельной функцией. Сегодня это особый, специфический вид профессиональной деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленный на решение задач информационного обеспечения собственной функциональной деятельности, а также деятельности по информированию граждан, общества о своей работе и ее результатах и информационное обслуживание граждан и организаций (предоставление государственных информационных услуг и государственных услуг, в том числе через Интернет). ——————————— <1> Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945; 2004. N 21. Ст. 2023.
От информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в условиях поступательного движения российского общества к информационному обществу ожидается как минимум решение следующих задач: 1) переход на новый, ориентированный на предоставление широкого спектра государственных услуг гражданам стиль деятельности государственных учреждений и продвижение этих услуг и информации на базе эффективного использования преимуществ, предоставляемых научно-техническим прогрессом; 2) улучшение характера взаимоотношений между гражданами и властью, разрушение давно сложившегося стереотипа негативного или как минимум безразличного отношения общества к власти; 3) улучшение качества информационного взаимодействия между самими органами власти, что позволит также в конечном счете расширить возможности реализации информационных прав российских граждан. Основной источник информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти, ее ресурс — информация. По оценке многих современных практиков и ученых информация сегодня рассматривается в качестве особого общественного ресурса и национального богатства <2> и выступает как средство развития гражданского общества и государства <3>. Современный период развития государства и общества отличается от предыдущих возникновением новых инструментов управления информацией. Важнейшая и ключевая технология информационной эпохи — Интернет сегодня видоизменяет способ нашей коммуникации друг с другом, жизнь оказывается в сильной зависимости от Интернета, и основные виды экономической, общественной, политической и культурной деятельности в масштабах всей планеты в настоящее время структурируются посредством Интернета и вокруг него <4>. Ожидается, что Интернет станет идеальным инструментом будущей демократии <5>. Потому, во-первых, внедрение информационных технологий в деятельность федеральных органов исполнительной власти способствует рационализации и поиску наиболее эффективных форм и методов его деятельности <6>. Во-вторых, информационные технологии также несут с собой для российских граждан и российского общества новые, невиданные ранее возможности по поиску, получению и распространению интересующих сведений, способствующих повышению уровня их как профессиональной компетенции, так и общей культуры. Но, что особенно важно, уже вряд ли вызывает сомнение то обстоятельство, что информационные технологии и, прежде всего Интернет, способны расширить возможности реализации информационных прав и свобод российских граждан, с одной стороны, и стимулировать стремление федеральных органов исполнительной власти к открытости, гласности и прозрачности своей деятельности. В свою очередь, это может послужить толчком к более глубоким демократическим преобразованиям и усилению доверия российских граждан и общества в целом к институтам власти, что актуально для России как достаточно молодого демократического государства. ——————————— <2> См. об этом: Кряжков В. А. Информационные связи советской представительной системы в условиях демократизации общества (правовые и организационные проблемы): Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Свердловск, 1998; Копылов В. А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 13. <3> См.: Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. В. С. Комаровского. М.: Издательство РАГС, 2001. С. 408. <4> Кастельс Мануэль. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева; Под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. С. 17, 15. <5> Там же. С. 183. <6> См.: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б. Н. Топорнина. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.
Информационное развитие российского общества на современном этапе базируется на объективно растущих потребностях граждан в информации, в том числе и о деятельности органов государственной власти. Поэтому постоянное, объективное и актуальное предоставление гражданам информации о своей деятельности со стороны федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в первую очередь на официальных ведомственных сайтах в доступном режиме, развитие системы предоставления государственных услуг со стороны министерств и ведомств через глобальную компьютерную сеть Интернет еще раз подтверждают и укрепляют приоритет интересов и прав человека, что составляет первооснову системы отношений в обществе и является главным ориентиром государственной политики. Использование новых информационных технологий в государственном управлении помогает расширять прямые и обратные связи между государством и формирующимся в России гражданским обществом, активизировать участие различных групп и слоев населения в управлении страной, ее регионами, местными сообществами, поднимает на более высокий уровень сбор, обработку и анализ информации о состоянии дел как в целом, так и по отдельным направлениям развития российского государства и общества. На основе этого становятся более совершенными процесс принятия решений и контроль за их исполнением. Однако для эффективности этих процессов становится важным формирование необходимой нормативной правовой базы. Конституционные гарантии осуществления федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации своей информационной деятельности закреплены в Основном Законе нашей страны через информационные права человека и гражданина, право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы власти, право на доступ к информации о деятельности органов публичной власти и др. Правовое регулирование отдельных направлений информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти содержится в Законе РФ «О средствах массовой информации», в Федеральных законах «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных» и др. Правовые гарантии осуществления федеральными органами исполнительной власти собственной информационной деятельности распределены во всему спектру информационного законодательства. На наш взгляд, данная информационная деятельность требует отдельного внимания в рамках правового закрепления самого этого института, что будет способствовать социальной эффективности всей системы государственного управления и придаст их деятельности более социальную направленность. Как показывает практика, сегодня возникают все новые информационные отношения, институты, требующие своего правового закрепления и регулирования. Возникает необходимость в своего рода правовом стимулировании развития информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти, так как этого требуют современные реалии — переход на новую модель государственного управления, что предполагает среди прочего и развитие системы государственного информационного обслуживания, постоянного информирования граждан и общества о своей работе и ее результатах. В этой связи для эффективности информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти как инструмента такого взаимодействия необходимо создание правовой основы. Функция отчета перед обществом и сервисное государство — вот те основания, которые требуют правового регулирования, кроме оптимизации функциональной деятельности соответствующих органов. Можно вполне обоснованно утверждать, что сегодня имеются необходимые правовые гарантии реализации собственной информационной деятельности федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации. Однако требуются разработка и принятие рамочного Федерального закона «Об информационной деятельности». Как отмечает Ж.-Л. Бержель, право вынуждено непрестанно приспосабливаться к ситуации, чтобы сохранять свою эффективность перед лицом социальных преобразований <7>. ——————————— <7> Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В. И. Даниленко; Пер. с фр. М.: Издательский дом «NOTA BENE», 2000. С. 195.
——————————————————————