Международные спортивные организации как субъекты олимпийского права

(Алексеев С. В.) («Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 4)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ОЛИМПИЙСКОГО ПРАВА

С. В. АЛЕКСЕЕВ

Алексеев Сергей Викторович, председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

Важнейшей группой субъектов олимпийского права (ОП) являются международные спортивные организации. Существует большое множество международных спортивных организаций, и их число постоянно растет. Совокупность международных спортивных организаций можно рассматривать как своеобразную систему. Она играет роль институциональной (организационной) основы международных отношений в международном олимпийском движении. Международные спортивные организации — это всемирные и региональные неправительственные международные организации по физической культуре, физическому воспитанию и спорту <1>. ——————————— <1> См.: Энциклопедический словарь юного спортсмена. М., 1979. С. 241.

Международное олимпийское движение организуется и проводится многочисленными международными спортивными организациями, которые можно разделить на следующие основные группы: 1) общего характера; 2) по отдельным видам спорта <2>; ——————————— <2> Эта группа МСО была рассмотрена в предыдущем номере журнала «Спорт: экономика, право, управление».

3) по отраслям знаний и деятельности; 4) по определенной принадлежности. Деятельность МСО общего характера не ограничена какой-либо одной областью физической культуры и спорта. К ним относятся, например, Международный олимпийский комитет, Международный совет по спортивной науке, физическому воспитанию и спорту (СИЕПСС), Генеральная ассоциация национальных олимпийских комитетов (ГАНОК), Генеральная ассоциация международных спортивных федераций (ГАИСФ), Международная федерация физического воспитания (ФИЕП), Международная олимпийская академия (МОА) и др. Ядром современной международной спортивной системы является Международный олимпийский комитет (МОК) — высший руководящий орган олимпийского движения, образованный 23 июня 1894 г. на I Олимпийском конгрессе в Париже по инициативе Пьера де Кубертена. С точки зрения юридического статуса МОК является международной неправительственной организацией, созданной не для извлечения прибыли, в форме ассоциации со статусом юридического лица, признанной Швейцарским федеральным советом. МОК учрежден в качестве ассоциации частного права Швейцарии согласно ст. 60 Швейцарского гражданского кодекса. МОК — постоянно действующая организация, которую следует рассматривать в качестве негосударственной общественной организации, ведущей международную деятельность и, следовательно, являющейся участником международных отношений. Штаб-квартира МОК с 1915 г. размещается в Лозанне (Швейцария). Хотя в момент создания предполагалось, что у МОК не будет постоянного места расположения, и оно должно было меняться в зависимости от города, принимающего Олимпиаду, но перипетии Первой мировой войны вынудили выбрать постоянное место пребывания этой организации. Там же располагаются олимпийский музей и библиотека. Миссией МОК является руководство олимпийским движением в соответствии с Олимпийской хартией. Согласно этой Хартии МОК, являясь высшей властью олимпийского движения, призван поощрять координацию, организацию и развитие видов спорта и проведение спортивных соревнований, сотрудничество с общественными организациями и компетентными органами государственной власти, для того чтобы поставить спорт на службу человечеству, обеспечить регулярное празднование Олимпийских игр, руководить борьбой против допинга, поощрять развитие спорта для всех, укреплять дружбу между народами и т. д. <3>. ——————————— <3> См.: Bournazel E. C. I.O. / Dir. F. Alaphilippe, J.-P. Karaqillo. Dictionnaire juridique du sport. P., 1990. P. 100.

МОК ответственен за организацию Олимпийских игр, являясь владельцем (proprietaire) этого мероприятия. Комитет поручает тому или иному городу мира проведение Олимпийских игр, имеет в исключительной собственности символ, флаг, девиз, эмблему, гимн, а также олимпийский огонь. МОК принимает решения о признании НОК и международных спортивных федераций. В 2004 г. МОК было признано 202 НОК, которые объединились в 5 континентальных ассоциаций, 7 международных федераций по зимним видам спорта и 28 — по летним. Решения МОК, принятые на основе положений Олимпийской хартии, являются окончательными. Любой спорный вопрос, касающийся их применения или объяснения, может решаться исключительно Исполкомом МОК и в некоторых случаях Спортивным арбитражным судом (TAS). В любом случае МОК является, по сути дела, последней инстанцией при решении всех вопросов, касающихся проведения Олимпийских игр <4>. Вместе с тем компетенция МОК гораздо шире: он почти превратился сегодня в организацию, управляющую мировым спортом. ——————————— <4> См.: Bournazel E. Jeux olympiques / Ed. dir. F. Alaphilippe, J.-P. Karaqillo. Op. cit. (Note 12). P. 221 — 223.

МОК имеет в составе своих членов действующих спортсменов, президентов или высших должностных руководителей МСФ и НОК. Общее число членов МОК — 115 человек. МОК пополняет ряды и избирает своих членов из числа лиц, которых он считает квалифицированными в соответствии с требованиями Олимпийской хартии. Любой гражданин своей страны в возрасте 18 лет и старше может быть избран членом МОК при условии, что его кандидатура представлена в соответствии с нижеследующим правилом 1; он отвечает условиям, изложенным в правилах 1 и 2; его кандидатура рассмотрена Комиссией по номинациям; избрание его предложено сессии Исполкомом МОК. Члены МОК избираются сроком на восемь лет. Процедура избрания членов МОК состоит в следующем. 1. Представление кандидатур для выбора члена МОК. Право предложить на выборы в члены МОК определенное число кандидатур имеют следующие должностные лица или организации: — члены МОК: каждый член МОК имеет право предложить на выборы в члены МОК одну или несколько кандидатур; — Комиссия спортсменов МОК: имеет право предложить на выборы в члены МОК одну или несколько кандидатур; — международные федерации олимпийских видов спорта: Ассоциация международных федераций летних олимпийских видов спорта (АСОИФ), Ассоциация международных федераций зимних олимпийских видов спорта (АИОВФ) и все международные федерации — члены АСОИФ и АИОВФ имеют право представить на выборы в члены МОК по одной или две кандидатуры; — национальные олимпийские комитеты: Генеральная ассоциация национальных олимпийских комитетов (ГАНОК), Ассоциация национальных олимпийских комитетов Африки (АНОКА), Ассоциация европейских национальных олимпийских комитетов (АЕНОК), Олимпийский совет Азии (ОСА), Панамериканская спортивная организация (ПАСО), Национальные олимпийские комитеты Океании (ОНОК), совместно с любым НОК, признанным МОК, имеют право представить на выборы в члены МОК по одной кандидатуре или более. Для допуска к выборам имена всех кандидатов должны быть представлены в письменном виде президенту МОК. Кроме того, они должны в каждом случае отвечать требованиям, указанным в нижеследующем правиле 2. 2. Условия, подлежащие выполнению при представлении кандидатур. Все должностные лица или организации, отмеченные в вышеуказанном правиле 1, представляющие на выборы в члены МОК одну кандидатуру или более, в соответствии с нижеследующими положениями 2.1, 2.2 или 2.3 должны четко указать по каждому кандидату, представляется ли он в качестве действующего спортсмена, как указано в положении 2.1, или выполняет функции в одной из организаций, перечисленных в положениях 2.2 или 2.3. 2.1. Если кандидат предлагается в качестве действующего спортсмена, он должен быть спортсменом — членом Спортивной комиссии МОК. Такой спортсмен должен быть избран или назначен в Спортивную комиссию МОК до начала проведения летних или зимних Олимпийских игр, следующих за играми, в которых он участвовал последний раз. При представлении нескольких кандидатур Спортивная комиссия МОК должна соблюсти условие, при котором должно быть равенство кандидатов как от летних, так и от зимних видов спорта. Общее количество членов, избираемых в МОК на основе выдвинутых в соответствии с данным положением кандидатур, не должно быть более 15 одновременно. 2.2. Если предлагаемый кандидат исполняет функции в международной ассоциации АСОИФ или АИОВФ либо во входящей в одну из них федерации, он должен быть президентом или занимать пост в исполкоме или руководстве АСОИФ или АИОВФ либо одной из международных федераций, входящей в соответствующую ассоциацию. Общее количество членов, избираемых на основе выдвинутых в соответствии с данным положением кандидатур, не должно превышать 15 одновременно. 2.3. Если предлагаемый кандидат занимает пост во всемирной или континентальной ассоциации НОК либо любом НОК, признанном МОК, он должен занимать пост президента ГАНОК, АНОКА, АЕНОК, ОСА, ПАСО, ОНОК или соответствующего НОК либо быть в исполкоме или в руководстве одной из этих организаций. От страны может быть избран не более чем один член от представленных из названных организаций кандидатур. Общее количество таких членов, избранных в МОК на основе представленных указанным образом кандидатур, не должно быть более 15 одновременно. 2.4. Предложение по любой другой, не упомянутой в положениях 2.1 — 2.3 кандидатуре должно касаться человека, который является уроженцем страны, в которой он проживает, или центр его интересов находится в этой стране и в ней находится НОК, признанный МОК. От страны может быть избран не более чем один кандидат. Общее количество членов, избранных таким образом, не должно превышать 70 человек. Для рассмотрения кандидатур, выдвинутых на выборы в члены МОК, и представления Исполкому МОК письменного отчета по каждой кандидатуре действует Комиссия по номинациям. Последняя учреждается в составе семи членов, три из которых избираются Комиссией МОК по этике, три на сессии МОК и один — Спортивной комиссией МОК. Члены Комиссии по номинациям избираются сроком на четыре года и могут переизбираться. Комиссия МОК по номинациям является самоорганизованной структурой. Она назначает председателя, секретаря. Последний может быть избран не из членов комиссии. Рассмотрение кандидатур Комиссией по номинациям осуществляется в соответствии со следующими положениями. 1. По получении кандидатуры президент МОК направляет ее председателю Комиссии по номинациям, который немедленно дает указание вскрыть конверт. Любой конверт, полученный председателем Комиссии по номинациям, должен быть открыт и изучен не позднее чем за три месяца до даты открытия новой сессии МОК, с тем чтобы исполком мог предложить кандидатуру на рассмотрение предстоящей сессии заблаговременно. 2. По получении кандидатуры, поступившей от президента МОК, председатель Комитета по номинациям немедленно информирует об этом членов комиссии и советуется с ними. Комиссия по номинациям собирает о кандидате все необходимые данные, в частности о его профессиональном уровне, материальном положении, карьере и спортивной деятельности. Комиссия может попросить кандидата представить от определенных лиц поручительства, пригласить кандидата на собеседование. 3. Комиссия проверяет происхождение и, если необходимо, статус и репутацию кандидата как действующего спортсмена или должностного лица. 4. Когда Комиссия по номинациям сочтет, что располагает всей необходимой информацией, она представляет письменный отчет исполкому. В отчете отражаются причины, позволяющие сделать вывод, обладает или нет кандидат качествами, необходимыми для избрания в члены МОК. При этом, если кандидат является действующим спортсменом в соответствии с вышеуказанным положением 2.1 или если кандидат занимает пост в одной из организаций, упомянутых в положениях 2.2 и 2.3, Комиссия по номинациям отмечает это в своем отчете. Процедура рассмотрения кандидатур Исполкомом МОК. Последний полномочен представлять кандидатуры на рассмотрение сессии. На своем заседании Исполком МОК, получив отчет Комитета по номинациям и изучив его содержание, решает, представлять или нет кандидата на выборы в члены МОК. Исполком при необходимости может заслушать кандидата (кандидатов). Вынося вопрос на решение сессии, исполком не позднее чем за 30 дней до ее проведения составляет письменное предложение, прилагая к нему отчет Комитета по номинациям. Исполком отмечает происхождение каждого кандидата и, если требуется, сообщает, является ли данный кандидат действующим спортсменом в соответствии с вышеуказанным положением 2.1 или он занимает определенный пост в одной из вышеназванных организаций, указанных в положениях 2.2 и 2.3. Исполком может представить несколько кандидатур для выборов одного члена. Процедура рассмотрения кандидатуры, предложенной из действующих спортсменов в соответствии с вышеуказанным положением 2.1, может быть ускорена. В таких случаях последний срок ее представления по мере необходимости может быть продлен для избрания в члены МОК спортсменов, недавно избранных в состав Спортивной комиссии МОК. Только сессия МОК компетентна избирать любого члена МОК. Все кандидатуры для выборов в члены МОК, предложенные Исполкомом МОК, представляются для голосования на сессию. Голосование тайное, решение определяется большинством голосов. Председатель Комиссии по номинациям может сообщить сессии мнение данной комиссии. Процедура переизбрания членов МОК, имеющих право на переизбрание сроком на восемь лет, осуществляется в соответствии с положениями, изложенными выше. Она может быть ускорена и упрощена. МОК принимает своих новых членов во время церемонии, на которой они дают согласие исполнять свои обязанности, приняв следующую клятву: «Удостаиваясь чести быть членом Международного олимпийского комитета и представлять его и осознавая свои обязанности в данном качестве, я готов служить олимпийскому движению в полную меру своих возможностей, соблюдать и требовать уважения всех положений Олимпийской хартии и решений МОК, которые я принимаю безоговорочно, оставаясь свободным как от всякого политического или коммерческого влияния, так и от всех соображений расового или религиозного характера; бороться против любых форм дискриминации и защищать при любых обстоятельствах интересы МОК и олимпийского движения». Члены МОК являются его представителями. Они не могут принимать от правительственных организаций или иных юридических и частных лиц никаких поручений, которые бы их связывали или препятствовали свободе их действий в качестве членов МОК, в том числе лишали независимости при голосовании. Члены МОК не несут личной ответственности за любые долги и обязательства МОК. Каждый член МОК имеет следующие обязанности: 1) участвовать в сессиях МОК; 2) участвовать в работе комиссий МОК, в состав которых он назначен; 3) помогать в развитии олимпийского движения; 4) следить на местах за реализацией программ МОК, включая программу «Олимпийская солидарность»; 5) информировать президента МОК, по меньшей мере раз в год, о ходе развития олимпийского движения и его потребностях; 6) безотлагательно сообщать президенту МОК обо всех событиях, которые могли бы препятствовать выполнению Олимпийской хартии или отразиться на нормальном функционировании и развитии олимпийского движения; 7) соблюдать при любых обстоятельствах Кодекс спортивной этики; 8) осуществлять отдельные задания, поручаемые ему президентом и при необходимости представительством МОК в любой стране, территории или организации. Олимпийской хартией предусмотрены также такие должности, как почетный пожизненный президент, почетные члены и заслуженные члены МОК. По предложению Исполкома МОК может избрать в качестве почетного пожизненного президента члена МОК, который внес неоценимый вклад на посту президента МОК. Почетный пожизненный президент приглашается на Олимпийские игры, олимпийские конгрессы <5>, сессии МОК и заседания Исполкома МОК, где ему зарезервировано место рядом с действующим президентом МОК. Почетный пожизненный президент имеет право предлагать свои советы. Пост почетного пожизненного президента не наделяет его правом голоса. ——————————— <5> МОК проводит конгрессы, созываемые раз в восемь лет по решению МОК.

Любой член МОК, уходящий в отставку после 10 лет службы в МОК и имеющий перед ним исключительные заслуги, может по представлению Исполкома МОК быть избран в качестве почетного члена МОК. Почетные члены приглашаются посетить Олимпийские игры, олимпийские конгрессы и сессии МОК, где каждому из них зарезервировано место. Они могут по просьбе президента МОК предлагать свои советы. Права голоса почетные члены МОК не имеют. По предложению Исполкома МОК может избрать в качестве заслуженного члена выдающуюся личность за пределами МОК, которая оказывала ему исключительные услуги. Заслуженные члены приглашаются посетить Олимпийские игры и олимпийские конгрессы, где каждому из них зарезервировано место. Президент МОК может также пригласить их принять участие в иных мероприятиях или заседаниях МОК. Любой член МОК может прекратить свое членство в любое время, подав президенту МОК письменное заявление об отставке. В лишении членства участвует Исполком МОК. Перед тем как предпринимать практические шаги в отношении отставки, Исполком может прибегнуть к заслушиванию выходящего в отставку члена. Любой член МОК теряет свое членство без дальнейших формальностей, если он не переизбран сессией МОК в соответствии с вышеописанной процедурой на новый срок. Член МОК должен уйти в отставку не позднее конца календарного года, в котором ему исполнится 70 лет. Членства лишается член МОК, избранный в качестве кандидата как действующий спортсмен, в соответствии с указанным положением 2.1, незамедлительно, если он больше не является членом Спортивной комиссии МОК. Членства лишается член МОК, избранный в качестве кандидата от одной из организаций, указанных в вышеизложенных положениях 2.2 и 2.3, тотчас же, как только перестает исполнять в ней свои должностные функции. Член МОК, избранный в качестве кандидата в соответствии с указанным положением 2.4, лишается членства, если он больше не проживает и не имеет интересов в стране, указанной в связи с его именем в списке членов. В таких случаях потеря статуса члена МОК подтверждается решением сессии МОК. Любой член МОК считается вышедшим в отставку и, таким образом, теряет свое членство без подачи каких-либо заявлений с его стороны, если меняет свое гражданство или перемещает центр основных интересов в другую страну. Это же положение применимо в случаях, если он на протяжении двух лет не участвует в сессиях или не принимает активного участия в работе МОК, за исключением таких случаев, вызванных форс-мажорными обстоятельствами. В названных случаях потеря статуса члена МОК подтверждается решением сессии МОК. Член МОК, почетный пожизненный президент МОК, почетный член или заслуженный член может быть из него исключен решением сессии МОК, если данный член изменил клятве или если сессия МОК сочтет, что он пренебрег или сознательно предал интересы МОК или стал каким-либо образом недостойным МОК. Решение по исключению члена МОК принимается большинством в две трети присутствующих на сессии членов, по предложению Исполкома МОК. Соответствующий член МОК имеет возможность высказаться по своему делу лично, выступив на сессии МОК. До того как сессия МОК примет решение об исключении, Исполком МОК может временно лишить соответствующего члена всех или части прав, прерогатив и функций, вытекающих из его членства. Член, почетный пожизненный президент, почетный член, заслуженный член, исключенный из МОК, не может быть членом НОК, ассоциации НОК или ОКОИ. Ни при каких обстоятельствах он не может больше стать членом, почетным пожизненным президентом, почетным членом или заслуженным членом МОК. Исполком МОК постоянно обновляет список всех членов МОК, включая почетного пожизненного президента, почетных и заслуженных членов. Если в состав членов МОК выдвинута кандидатура действующего спортсмена в соответствии с изложенным выше положением 2.1 или если такого рода кандидат занимает пост в одной из организаций, перечисленных в изложенных выше положениях 2.2 и 2.3, это должно быть указано в списке. Первым членом МОК России на I Олимпийском конгрессе в Париже был избран генерал А. Д. Бутовский (1894 — 1900). Ему посчастливилось быть очевидцем Игр I Олимпиады в Афинах, после чего вышла его книга «Афины весной 1896 года», где он изложил свои впечатления об этой Олимпиаде. После генерала А. Д. Бутовского членами МОК от России были избраны: Г. И. Рибопьер (1900 — 1913); С. К. Белосельский-Белозерский (1900 — 1908); С. А. Трубецкой (1908 — 1910); Л. В. Урусов (1910 — 1933); Г. А. Дюперрон (1913 — 1917). К концу 1991 г., т. е. к тому времени, когда прекратил существование СССР, членами МОК были В. Г. Смирнов (с 1971 г.) и М. В. Грамов (с 1988 г.). Как для гражданина России МОК подтвердил полномочия лишь В. Г. Смирнова, возглавившего позже Олимпийский комитет России (ОКР). Что касается М. В. Грамова, то его полномочия МОК не подтвердил, и в мае 1992 г. он перестал быть его членом. Вместе с тем руководство МОК учло, что в новой стране появились новые люди, определяющие развитие событий в сфере спорта, и один из них, председатель Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму Ш. А. Тарпищев, в сентябре 1994 г. был принят в МОК. В июле 1995 г. Россия обрела третьего члена МОК — президента Международной федерации гимнастики (ФИЖ) Ю. Е. Титова. Он был избран в члены МОК как действующий президент МСФ и после потери поста в ФИЖ летом 1996 г. автоматически потерял членство в МОК. В декабре 1999 г. вместе с девятью другими членами Спортивной комиссии МОК членом МОК стал выдающийся российский пловец Александр Попов. Первый срок его полномочий истекал в сентябре 2000 г., но во время Игр XXVII Олимпиады в Сиднее (2000 г., Австралия) он был переизбран в состав Спортивной комиссии МОК и продлил свой мандат члена МОК еще на восемь лет. Среди восьми новых членов МОК из числа выдающихся спортсменов, избранных в МОК на Играх XXVII Олимпиады, — украинский прыгун с шестом С. Бубка, а также представители США, Канады, Испании, Австралии, Чехии, Германии. С учетом изложенного материала можно констатировать, что основными органами МОК являются сессия, исполком и президент <6>. ——————————— <6> В случае сомнений при определении компетенции того или другого органа МОК термин «МОК», используемый без других уточнений или дополнений, понимается как «сессия», за исключением возможных случаев передачи полномочий исполкому.

Верховный орган МОК — сессия (общее собрание членов МОК) проводится не реже одного раза в год (в олимпийском году дважды). Внеочередная сессия МОК созывается по инициативе президента или по письменному требованию не менее одной трети членов МОК. Место проведения очередной сессии определяет МОК, а внеочередной — президент. Уведомления о проведении очередной или внеочередной сессии вместе с повесткой дня рассылаются президентом как минимум за месяц до заседания. Организация сессий, включая все относящиеся к ней финансовые вопросы, осуществляется согласно инструкциям и другим документам, выработанным по этому поводу Исполкомом МОК. На сессии МОК приглашаются представители НОК, МСФ, а также средств массовой информации. В Олимпийской хартии закреплены основные положения о сессии, определены протокол, анкета для городов — кандидатов на проведение сессии (предложение присылается за три года до проведения сессии). На сессиях решаются наиболее существенные вопросы олимпийского движения: об избрании городов — организаторов Олимпийских игр, утверждении изменений и толковании Олимпийской хартии, программе Олимпийских игр, о бюджете, признании новых НОК и др. Как уже говорилось, по предложению Исполкома МОК сессия избирает членов МОК. Ее решения являются окончательными. На сессии МОК 1914 г. в Париже были утверждены флаг с пятью переплетенными кольцами и официальные языки МОК — французский, английский и немецкий; рассмотрен вопрос о взаимодействии МОК с международными федерациями. На сессии МОК 1926 г. в Лиссабоне были официально утверждены зимние Олимпийские игры. 57-я сессия МОК состоялась в 1960 г. накануне открытия Олимпиады в Риме. На этой сессии рассматривался вопрос о целесообразности проведения зимних Олимпийских игр. В своих попытках сократить программу Олимпийских игр МОК встретил сопротивление международных федераций и НОК большинства стран. НОК СССР предложил реорганизовать МОК. 83-я сессия проходила в Москве 15 июля 1980 г. В ходе сессии на пост президента МОК был избран Хуан Антонио Самаранч. Лорд Килланин пожизненно назначен почетным президентом МОК. На 85-й сессии (27 — 29 мая 1982 г., Рим) принято решение о создании нового Олимпийского музея. Начала свою работу комиссия по созданию музея и центра МОК, в который кроме музея вошла и библиотека. В октябре 1985 г. в Лиссабоне исполком МОК принял решение о замене правила 26 Олимпийской хартии Кодексом атлета, который, по существу, открывал дорогу профессиональным спортсменам на Олимпийские игры. В октябре 1986 г. в Лозанне на 91-й сессии МОК ее комиссия с согласия международных спортивных федераций предложила допустить профессионалов на Олимпийские игры в четырех видах спорта: хоккее, футболе, легкой атлетике, конном спорте. На этой сессии МОК было также принято решение чередовать каждые два года зимние и летние Олимпийские игры. Летние игры стали проходить каждые четыре года. Это была идея Самаранча. 104-я сессия МОК (1995 г., Будапешт) объявила о признании международных федераций корфбола, нетбола, Союза международных альпинистских ассоциаций. Были также признаны еще пять международных организаций: международные федерации массового и школьного спорта, Международная спортивная федерация католического образования, Всемирная федерация по игре в бридж и Международный полицейский спортивный союз. В соответствии с правилом 29 Олимпийской хартии МОК предоставил двухлетнее предварительное признание федерациям спортивных танцев, регби и серфинга. В Мехико (Мексика) в 2002 г. прошла 114-я сессия МОК. Президент МОК Жак Рогге предложил исключить три вида спорта из программы Олимпийских игр — современное пятиборье, бейсбол, софтбол. Однако 117 членов МОК решительно выступили против этого предложения <7>. ——————————— <7> См.: Штейнбах В. Век олимпийский: В 2 кн. М., 2002. Кн. 1. С. 110, 132.

Сессия может передавать полномочия исполкому. В период между сессиями руководство олимпийским движением осуществляет Исполком МОК. Исполком состоит из президента, четырех вице-президентов и десяти дополнительных членов. Все члены исполкома избираются на сессиях тайным голосованием большинством поданных за них голосов. Срок мандатов вице-президентов <8> и десяти дополнительных членов исполкома установлен в четыре года. ——————————— <8> О правовом статусе президента МОК как члена МОК речь пойдет далее.

Мандат членов исполкома вступает в силу по окончании сессии, на которой они были избраны, однако с момента своего избрания до вступления мандата в силу они могут участвовать на заседаниях исполкома в качестве консультантов. Действие мандата истекает по окончании последней очередной сессии, состоявшейся в течение года, в котором оканчиваются их полномочия. Вице-президент может быть повторно избран на этот пост только после минимального перерыва в четыре года. Более того, в течение четырех лет после окончания его полномочий он не может быть избран в состав исполкома, если только его не изберут президентом. Ни один дополнительный член исполкома не может быть вновь избран в состав исполкома в течение четырех лет после окончания их мандата, если только он не будет избран вице-президентом или президентом. При возникновении вакансии на пост вице-президента до истечения четырехлетнего срока на следующей сессии МОК избирает нового вице-президента, который находится на этом посту лишь до конца срока действия мандата своего предшественника. Затем он сразу может быть избран в исполкоме на любой пост. В случае досрочного открытия вакансии в исполкоме на пост дополнительного члена на следующей сессии МОК избирает нового члена исполкома, который завершает мандат своего предшественника. Затем он сразу может быть переизбран в исполкоме на любой пост. Исполком управляет делами МОК. В частности, он выполняет следующие функции: 1) следит за соблюдением Олимпийской хартии; 2) вводит в действие все документы, необходимые для надлежащей реализации Олимпийской хартии и организации Олимпийских игр, в той форме, которую сочтет наиболее подходящей (постановления, положения, инструкции, директивы, нормы, основные направления и пр.); 3) представляет сессии доклады по любым предлагаемым изменениям правил олимпийского движения и их официальных разъяснений; 4) утверждает внутреннюю структуру (организацию) МОК и все правила внутреннего распорядка, касающиеся его организации и деятельности; 5) по предложению президента назначает генерального директора и генерального секретаря и увольняет их. Решения об их должностном продвижении, заработках и наказаниях принимает президент; 6) принимает на себя конечную ответственность за административную работу МОК; 7) отвечает за распоряжение финансами МОК и подготавливает ежегодный финансовый отчет; 8) представляет сессии МОК фамилии лиц, которых рекомендует для избрания в МОК; 9) готовит повестки дня сессий МОК; 10) следит за процедурой принятия и отбора кандидатур городов для организации и проведения Олимпийских игр; 11) определяет и назначает знаки отличия МОК; 12) хранит архивы МОК; 13) выполняет любые другие обязанности, поручаемые ему сессией. Исполком собирается по инициативе президента или по требованию большинства его членов. Президент избирается из числа членов МОК тайным голосованием на восьмилетний период и может избираться повторно на последующие четырехлетние периоды. Кандидатуры выдвигаются за три месяца до даты открытия сессии, во время которой должны состояться выборы. Выборы президента проводятся на сессии, проводимой в течение второго года Олимпиады, за исключением следующих случаев. Если президент не может выполнять свои обязанности, его заменяет старший по должности вице-президент до момента избрания нового президента на следующей сессии МОК. Он завершает срок полномочий прежнего президента, а затем может быть сразу переизбран президентом на восьмилетний срок. Первым президентом МОК стал греческий поэт Д. Викалес, генеральным секретарем — Пьер де Кубертен. С 1886 по 1925 г. МОК возглавлял Пьер де Кубертен. С 1915 по 1919 г. Кубертен, оставивший свой пост президента МОК, назначил временно исполняющим обязанности президента барона де Блоне. В 1920 г. Кубертен вернулся на пост президента МОК. После Пьера де Кубертена президентами МОК были Анри де Байе Латур (с 1925 по 1942 г.); Юханнес Зигфрид Эдстрем (с 1942 по 1952 г.); Эйвери Брендедж (с 1952 по 1972 г.); Майкл Моррис Килланин (с 1972 по 1980 г.); Хуан Антонио Самаранч (с 1980 по 2001 г.). С 2001 г., как уже отмечалось ранее, МОК возглавляет Жак Рогге. Президент председательствует на всех мероприятиях МОК и является его постоянным представителем. Президент создает постоянные комиссии или комиссии, созываемые по мере необходимости, и рабочие группы там, где это необходимо, определяет круг их обязанностей и назначает их членов. Президент также принимает решение о роспуске комиссий и групп, когда сочтет, что они свою миссию выполнили. Никакие заседания комиссий и рабочих групп не могут проводиться без предварительного согласия президента МОК. Президент является по должности членом всех комиссий и рабочих групп и имеет приоритет, когда присутствует на их заседаниях. В МОК действуют комиссии по этике, культуре, новым источникам финансирования, медицине, допуску, олимпийскому движению, олимпийской солидарности, программе Игр, изучению и оценке подготовки к Олимпийским играм, оценке условий приема и размещения участников Олимпийских игр, средствам массовой информации (прессе, радио и телевидению), антидопинговому контролю, спорту для всех, юридическим вопросам, Международной олимпийской академии, филателии и др. Создается Спортивная комиссия, большинство членов которой должны быть избранными спортсменами — участниками Олимпийских игр. Избрание должно проводиться по случаю летних и зимних Олимпийских игр в соответствии с установками, принятыми Исполкомом МОК по согласованию со Спортивной комиссией, и на основании их взаимодействия с МСФ и НОК в течение года до проведения Олимпийских игр, на которых должно состояться избрание членов комиссии. Наряду с МОК к числу МСО общего характера относятся еще несколько международных организаций. Международный совет по спортивной науке, физическому воспитанию и спорту (СИЕПСС). Создан в 1958 г. в Париже. Является одной из авторитетнейших международных организаций, занимающейся развитием и распространением знаний в области спортивной науки, физического воспитания и спорта <9> и их практическим применением в контексте культуры и образования. Совет ставит своими основными целями координацию деятельности международных правительственных и неправительственных и национальных организаций в области спортивной науки, физического воспитания и спорта; развитие в мире научно-методических основ физического воспитания и спорта. ——————————— <9> Первоначальные соображения о том, что СИЕПСС будет международным объединением исключительно в области массовой физической культуры, не были претворены в жизнь, поскольку он сейчас функционирует как подведомственная МОК организация.

История СИЕПСС следующая. В 1911 г. была создана международная организация — Международный институт по физическому воспитанию. Однако с началом Первой мировой войны она свое существование прекратила. В 1923 г. на Брюссельском конгрессе была создана Международная федерация физического воспитания и гимнастики (ФИЖЕ). В 1953 г. в работе конгресса ФИЖЕ в Стамбуле кроме европейских стран участвовали американские организации ритмической гимнастики, учреждения, занимающиеся лечебной физической культурой, специалисты из Центральной и Южной Америки, Азии, Африки. После этого организация стала называться Международной федерацией физического воспитания (ФИЕП). С 1958 г. и по настоящее время она функционирует как Международный совет по спортивной науке, физическому воспитанию и спорту (СИЕПСС). Устав этого Совета предусматривает членство международных организаций, регламентирующих деятельность в сфере физической культуры и спорта, правительственных и общественных национальных руководящих организаций по физической культуре и спорту; научно-исследовательских и учебных учреждений и физических лиц (ученых, международных и национальных деятелей), функционирующих в данной сфере. В настоящее время СИЕПСС насчитывает в своем составе свыше 200 членов, представляющих международные и национальные спортивные организации, научные и учебные заведения и отдельных деятелей из 60 стран мира. В 1961 г. в члены СИЕПСС был принят Научно-методический совет Центрального совета спортивных обществ и организаций СССР, а в 1968 г. — Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Советские представители довольно активно работали в СИЕПСС. В частности, в рамках этой организации в 1974 г. в Москве и в 1980 г. в Тбилиси были проведены два международных спортивных конгресса. Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму вступил в члены СИЕПСС в 1993 г. по категории А. Наши представители занимали руководящие посты в Исполкоме СИЕПСС и Директоратах Центральной и Восточной Европы. Членами СИЕПСС в настоящее время являются также Федерация легкой атлетики России (с 1987 г.), Московское городское физкультурно-спортивное общество (МГФСО) — с 1996 г. и Российская государственная академия физической культуры (РГАФК) — с 1997 г. В деятельности СИЕПСС активное участие принимают представители Беларуси <10>. ——————————— <10> См.: Спортивная энциклопедия Беларуси / Ред. кол. Ю. Л. Сиваков и др. Мн., 2005. С. 277.

СИЕПСС выполняет преимущественно координационно-информационные функции. Генеральная ассамблея — высший орган СИЕПСС — в октябре 1964 г. приняла Европейский манифест о спорте, определивший мировую гуманистическую и социальную политику в сфере физической культуры и спорта, в том числе физического воспитания молодежи. СИЕПСС сотрудничает с МОК, ЮНЕСКО и ВОЗ. Занимается издательской деятельностью, присуждает ежегодную премию в области спортивной науки, которая вручается от имени президента МОК. СИЕПСС осуществляет свою деятельность через комитеты и рабочие группы, имеющие статус международных организаций, в частности по спортивной информации, спорту и отдыху, спортивной науке, медицине, социологии, психологии, биомеханике, педагогике и др. Одной из форм деятельности этой международной организации является проведение научных конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров с целью активизации теоретических исследований и содействия развитию физического воспитания и спорта, их пропаганды. Предметом обсуждения на этих конгрессах являются проблемы олимпизма и спорта высших достижений, философии, истории и практики олимпийского движения, физического воспитания различных групп населения и др. Особое значение эта деятельность имеет для стран, впервые присоединившихся к олимпийскому движению, в частности стран африканского континента. В 1975 г. была проведена II Европейская конференция по спорту под девизом «Спорт в жизни людей и народов», а в 1976 г. состоялась I Международная конференция министров спорта и руководящих работников, ответственных за развитие физической культуры и спорта и воспитание молодежи. На ней были обсуждены такие проблемы, как воспитание молодежи посредством спорта, пути и средства укрепления международного сотрудничества, сохранение и приумножение духовного и физического потенциала людей. Научные конгрессы стали традиционной частью всех Олимпийских игр. Например, как уже упоминалось, в период Олимпиады-80 в Тбилиси проводился Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе», участниками которого стали 900 ученых, в том числе 400 из-за рубежа — представители 50 стран мира. СИЕПСС патронировал международный форум «Молодежь — наука — олимпизм», проводившийся в рамках Первых Всемирных юношеских игр в Москве 14 — 18 июля 1998 г. Международное сотрудничество в области физической культуры и спорта в различных формах под эгидой СИЕПСС проводится практически ежегодно. Генеральная ассоциация национальных олимпийских комитетов (ГАНОК). Создана в 1968 г. в Мехико. Штаб-квартира в Риме. До 1975 г. эта организация называлась Постоянной генеральной ассоциацией национальных олимпийских комитетов (ПГАНОК). Генеральная ассоциация объединяет свыше 200 НОК. Заседания ГАНОК проходят раз в два года. Официальные языки — английский, испанский, русский, французский. Сотрудничает с МОК, Генеральной ассоциацией международных спортивных федераций (ГАИСФ) и рядом других МСО. Цели ГАНОК в содействии дальнейшему развитию олимпийского движения, внесении в МОК предложений по совершенствованию олимпийского движения, тесном взаимодействии с МОК в других направлениях деятельности. Генеральная ассоциация международных спортивных федераций (ГАИСФ). Основана в 1967 г. в Лозанне (Швейцария) по инициативе президента Международной любительской федерации борьбы Роже Кулона. Первоначально называлась Генеральной ассоциацией международных федераций (АГФИ). В 1977 г. АГФИ была преобразована в ГАИСФ. Штаб-квартира в Монте-Карло (Монако). В эту крупнейшую организацию входят свыше 75 международных организаций, как олимпийские, так и неолимпийские федерации. Высший орган ГАИСФ — ежегодная генеральная ассамблея. Исполнительный орган — совет. Официальные языки — английский и французский. ГАИСФ сотрудничает с МОК, ГАНОК и другими международными спортивными организациями. Международная федерация физического воспитания (ФИЕП). Основана в 1923 г. Руководящие органы ФИЕП — Генеральная ассамблея (собирается раз в четыре года), международный совет, исполком, международные секции, национальные представительные органы. Официальные языки — французский и английский. Федерация объединяет коллективных, индивидуальных и почетных членов. Коллективными членами могут быть различные спортивные учреждения, в том числе школы, институты физического воспитания и спорта, специализированные НИИ, спортивные ассоциации и т. д. Международная олимпийская академия (МОА). Основана в 1961 г. в Олимпии (Греция) как специализированное учреждение по изучению и пропаганде идей олимпийского движения. МОА ежегодно организует двухнедельные сессии, в программе которых лекции и семинары по общетеоретическим, философским, идеологическим, историческим, педагогическим, методическим и другим проблемам олимпийского движения. НОК различных стран направляют известных ученых, тренеров, преподавателей, аспирантов и студентов для участия в сессиях МОА. С 1978 г. МОА проводит конкурсы на лучшие научно-исследовательские работы по проблемам олимпийского движения. Наша страна участвует в работе Международной олимпийской академии и ее сессий с 1973 г., но Советская олимпийская академия (СОА) была создана по рекомендации Международного олимпийского комитета лишь в 1987 г. В России образованы и работают девять региональных олимпийских академий (Смоленская олимпийская академия, Олимпийская академия Поволжья, Уральская олимпийская академия и др.). Координирует их деятельность Центральная олимпийская академия (ЦОА). Эти академии начиная с 1990 г. проводят ежегодные всероссийские научно-практические конференции «Олимпийское движение и социальные процессы». ЦОА ежегодно устраивает сессии-конкурсы по олимпийской тематике среди студентов и молодых ученых, на которых лучшие доклады отбираются для представления на Международной сессии МОА в Олимпии <11>. ——————————— <11> См.: Олимпийский учебник: Учеб. пособие / В. С. Родиченко и др. М., 1999.

МСО по отраслям знаний и деятельности, имеющим опосредованное отношение к олимпийскому движению. Примерами таких организаций являются Международная ассоциация спортивной прессы (АИПС), Международная ассоциация спортсооружений и сооружений для досуга (ИАКС), Международная ассоциация высших школ физического образования (АИЕСЕП), Международная федерация спортивной медицины (ФИМС), Международная ассоциация олимпийских медицинских работников (ИАОМО), Международное общество психологии спорта (ИССП), Европейская федерация психологии спорта и физической деятельности (ФЕПСАК) и др. Рассмотрим некоторые из них. Международная ассоциация спортивной прессы (АИПС). Создана в 1924 г. Объединяет национальные федерации спортивных журналистов. Получила признание МОК. Советские журналисты вступили в нее в 1956 г. Высший орган АИПС — конгресс. Созывается один раз в четыре года во время Олимпийских игр. Кроме конгрессов один раз в год проходят генеральные ассамблеи, которые рассматривают текущие вопросы. В период между конгрессами и генеральными ассамблеями руководство деятельностью Ассоциации осуществляется исполкомом АИПС, избираемым на конгрессе. Официальные языки — английский, немецкий и французский. По инициативе Международной ассоциации спортивной прессы с 1995 г. отмечается Международный день спортивного журналиста. Международная федерация спортивной медицины (ФИМС). Создана в 1928 г., получила признание МОК. Советские медики вступили в Федерацию в 1952 г. Ее верховным органом является Генеральная ассамблея, созываемая один раз в четыре года. Текущей деятельностью ФИМС руководит исполнительный комитет. Официальные языки Федерации — английский, испанский, итальянский и французский. Один раз в два года проводятся международные научные конгрессы спортивной медицины. В 1958 г. в Москве состоялся XII Юбилейный конгресс. Международная ассоциация олимпийских медицинских работников (ИАОМО) создана в 1968 г. СССР вступил в ассоциацию в 1972 г. Международное общество психологии спорта (ИССП). Создано в 1964 г. Психологи из Советского Союза вступили в эту организацию в 1971 г. ИССП имеет пять ключевых направлений деятельности: физическая активность, проявляемая в игре, спортивных соревнованиях, физических упражнениях, детский и юношеский спорт; эмоции и страсти в физической культуре и спорте; тренер, команда и спортивные соревнования; пути повышения физической активности для здоровья и благополучия, «спорт для всех». В 2004 г. в Копенгагене (Дания) проходил XI Европейский конгресс по спортивной психологии <12>. ——————————— <12> См.: Романина Е. XI Европейский конгресс по психологии спорта // Спортивный психолог. 2004. N 1. С. 96 — 97.

Европейская федерация психологии спорта и физической деятельности (ФЕПСАК). Основана на первой Генеральной ассамблее, проходившей в рамках второго Европейского конгресса по вопросам психологии спорта 4 июня 1969 г. в Виттеле (Франция) как континентальная организация. ФЕПСАК является членом ИССП, проводит свои конгрессы каждые четыре года, координирует действия спортивных психологов в Европе. Членами Руководящего совета ФЕПСАК являются психологи России: А. В. Родионов, А. А. Лалаян, Г. Д. Горбунов и др. <13>. ——————————— <13> См.: Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях: Словарь-справочник / Сост. Е. Н. Сурков. М., 1996. С. 394 — 395.

МСО по их определенной принадлежности объединяют спортсменов по какой-либо принадлежности: профессиональной — Международная федерация университетского спорта (ФИСУ), Международный совет военного спорта (СИЗМ), Международный спортивный союз железнодорожников (УСИК), Международный рабочий спортивный комитет (КСИТ) и др.; религиозной — Международная ассоциация молодых христиан, Международный католический союз физического воспитания и спорта и др. Рассмотрим некоторые из них. Международная федерация университетского спорта (ФИСУ). Основана в 1949 г. в г. Мерано (Италия). Объединяет свыше 100 стран. Члены ФИСУ — национальные студенческие спортивные организации всех континентов. Федерация студенческого спорта СССР стала членом ФИСУ в 1959 г. ФИСУ является членом Генеральной ассоциации международных спортивных федераций. Высший орган — генеральная ассамблея, собирается один раз в два года. Между ассамблеями ее деятельность осуществляет исполнительный комитет. Официальные языки — английский, французский и русский; рабочие языки — английский и французский. С 1960 г. проводятся летние универсиады — в нечетные годы и зимние — в четные. Международный совет военного спорта (СИЗМ). Образован в 1948 г. в Ницце (Франция) по инициативе пяти стран: Бельгии, Дании, Люксембурга, Нидерландов и Франции. Объединяет спортивные организации более 100 стран. Верховный орган — Генеральная ассамблея, проводимая ежегодно. В период между ассамблеями работает исполком. Официальные языки — французский и английский. В целом с учетом сказанного можно сделать следующие выводы. 1. Представительство России в руководящих органах МОД не соответствует вкладу нашей страны в развитие международного олимпийского и спортивного движения. 2. Государственная политика в сфере спорта должна учитывать реалии МОД, его общественный характер, структуру, систему взаимосвязей, принцип выборности руководящих органов и способствовать увеличению возможностей представителей России влиять на положение дел в МОД, принятие решений его руководящими органами. 3. Необходимы взаимосогласованные действия всех физкультурно-спортивных и других организаций страны для сохранения существующего представительства России в МОК, МСФ, АНОК и др., а также для его количественного и качественного роста. В противном случае трудно защищать интересы российских атлетов, решать такие важные для развития олимпийского и спортивного движения в стране задачи, как, например, получение права на проведение Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы.

——————————————————————