Право о спортивном тренере

(Каменков В. С.) («Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 4)

ПРАВО О СПОРТИВНОМ ТРЕНЕРЕ

В. С. КАМЕНКОВ

Каменков В. С., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, председатель ОО «Белорусский союз юристов», председатель ОО «Белорусская федерация баскетбола», партнер Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России в Республике Беларусь.

Всякое государство, рассматривающее спорт как основу здоровья и процветания нации, не может равнодушно относиться и к спортивным тренерам. Тем не менее дефицит тренерских кадров наблюдается во многих видах спорта, в том числе и в Беларуси, не исключая отечественного баскетбола. Предпосылок для этого имеется немало. В предлагаемом материале будут освещены только некоторые из проблем, нуждающихся в более совершенном правовом регулировании. Об актуальности обсуждаемой темы можно судить по тем противоположным точкам зрения, которые складываются у юристов по отношению к тренерам и спортсменам, скажем, в России. «Сложилось несколько направлений в дискуссии о том, нормами какой отрасли права регулировать труд спортсменов и тренеров: 1) приоритет трудового права. Труд спортсмена должен регулироваться только трудовым правом, как это было указано в Федеральном законе от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ; 2) приоритет гражданского права. Отношения профессиональных спортсменов со спортивными клубами необходимо регулировать только нормами гражданского права. Представители этого направления ссылаются на опыт англосаксонской системы права и утверждают, что ни один институт трудового права не может адекватно работать в профессиональном спорте; 3) компромиссная позиция, допускающая регулирование труда спортсменов альтернативно либо трудовым договором, либо гражданско-правовым договором. Некоторые юристы отдают приоритет гражданскому праву, считают, что в данном случае это будет более удачно для профессионального спорта высших достижений, и оставляют для остальных спортсменов возможность заключить трудовые договоры. Другие отмечают, что спортивную деятельность спортсменов в преимущественно индивидуальных видах спорта (теннис, легкая атлетика, плавание и т. д.) не стоит регулировать трудовым правом» <1>. ——————————— <1> Шевченко О. А. Проблемы правового регулирования труда спортивных тренеров // Спорт: экономика, право, управление. 2008. N 3.

В отношении спортивных тренеров также нет полной ясности об их правовом статусе в действующем законодательстве Беларуси. Правда, о тренерах можно найти правовые нормы в различных законах и кодексах, вплоть до Уголовного кодекса Республики Беларусь <2>, который предусматривает ответственность за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 253). ——————————— <2> Кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. N 275-З (в ред. от 15.07.2009) «Уголовный кодекс Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. N 76, 2/50.

А специфика правоотношений, которые складываются между спортсменом и тренером, также свидетельствует о необходимости более подробного анализа правового положения тренеров. Тем более что в действующем белорусском Законе о спорте <3> тренерам посвящены две-три нормы самого общего характера. Однако намек на трудовые правоотношения в них имеется. «Государственные органы создают необходимые условия для спортсменов, тренеров, которые достигли высоких спортивных результатов или содействуют повышению международного авторитета Республики Беларусь, формируют из этих спортсменов и тренеров национальные и сборные команды Республики Беларусь…» (ст. 31). «Отношения, возникающие в профессиональном спорте между спортсменами, тренерами, судьями, иными гражданами, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта… регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства. Для работы по совместительству спортсменам и тренерам, занимающимся профессиональным спортом, требуется согласие нанимателя по месту основной работы» (ст. 32). ——————————— <3> Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. N 2445-XII (в ред. от 20.12.2007) «О физической культуре и спорте» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 135, 2/1000.

Попытаемся разобраться, кто же такой тренер, через правовую и функциональную призму, каков его статус, права и обязанности. Следовало бы сформулировать и иную целевую задачу: какие максимальные (оптимальные, минимальные) требования можно и нужно предъявить к тренеру в комплексе с условиями (максимальными, оптимальными, минимальными), которые ему нужно обеспечить, чтобы получить результаты (минимальные, оптимальные, максимальные)? Наше стремление найти легальное определение понятия «тренер» в отечественном законодательстве не дало позитивных результатов. Найти можно только две примерные дефиниции. В Инструкции Министерства спорта и туризма мы отыщем определения только двух узких категорий тренеров: — личного тренера спортсмена: «…личные тренеры спортсменов — тренеры, непосредственно работающие со спортсменами не менее одного года на момент участия в международных спортивных соревнованиях, а также тренеры по смежным видам подготовки (в видах спорта, относящихся к первой группе в соответствии с законодательством)» (пп. 9.2) <4>, а также ——————————— <4> Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10 января 2008 г. N 1 (в ред. от 24.12.2009) «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи призов победителям и участникам спортивных соревнований, а также выплаты вознаграждений тренерам, принимавшим участие в их подготовке» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. N 56, 8/18122 (пп. 9.2).

— тренера, обеспечивающего подготовку спортсмена на ранних этапах: «…тренеры-преподаватели специализированных учебно-спортивных учреждений, учителя по спорту средних школ — училищ олимпийского резерва, тренеры иных организаций физической культуры и спорта, проработавшие со спортсменами не менее двух лет…» <5>. ——————————— <5> Там же. Подпункт 9.3.

Но и эти определения не отвечают на главные вопросы: какие требования предъявляются к кандидатам в тренеры, каковы функции у тренеров, какие у них права, обязанности, ответственность и т. п.? Посмотрим на самое близкое российское законодательство. «…тренер — физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов» <6>. ——————————— <6> Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ (в ред. от 25.11.2009, с изм. от 17.12.2009) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.11.2007) // Собрание законодательства РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

Тоже не исчерпывающие ответы, но кое-что есть. В то же время спортивная тренировка определяется как «спортивная тренировка — основная форма подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов» <7>. ——————————— <7> Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. N 17 «Об утверждении Положения о Государственном физкультурно-оздоровительном комплексе Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. N 183, 8/19140.

Даже если механически объединить два этих понятия, то можно вывести приемлемое определение и самого тренера. Спортивный тренер — физическое лицо, имеющее соответствующее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и педагогического процесса, построенного на системе упражнений и направленного на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов. Но этого недостаточно для построения нормальных отношений в системе: тренер — спортсмен — результат — зритель — общество. Поэтому необходимо заняться комплексным анализом правовых норм о тренерах, которые имеются в различных нормативных правовых актах национального законодательства и международного права. Так, в квалификационных справочниках Министерства труда и социальной защиты обнаружим в отношении главных и государственных тренеров следующее. Обе эти категории работников относятся к числу руководителей. Должностные обязанности главного тренера. Обеспечивает руководство, подготовку и участие сборной национальной команды, сборной команды ведомства, добровольного спортивного общества, команд мастеров по игровым видам спорта, по виду спорта в межгосударственных, международных, республиканских соревнованиях. Формирует составы команд. Совместно с тренерами команд, другими специалистами разрабатывает комплексные программы, текущие планы подготовки команд и обеспечивает их выполнение. Контролирует формирование и выполнение индивидуальных планов подготовки спортсменов, анализирует итоги выступления спортсменов. Руководит работой тренеров, других специалистов команд, включая комплексные научные группы. Осуществляет контроль за расходованием средств и несет ответственность за правильность их использования. В соответствии с утвержденными планами и современными научно-методическими требованиями организует и проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу с командами, психологическую подготовку спортсменов. Вносит в установленном порядке предложения о поощрении спортсменов и тренеров. Главный тренер должен знать: нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность отрасли «физическая культура и спорт»; современные методы управления учебно-тренировочным процессом; основы педагогики, психологии, физиологии и гигиены спорта; основы трудового законодательства, финансово-хозяйственной деятельности; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности. Квалификационные требования. В сборных национальных командах высшее профессиональное (физкультурное) образование и стаж работы по специальности в спортивных организациях не менее 5 лет. В сборных командах ведомств, в добровольных спортивных обществах, в командах мастеров по игровым видам спорта высшее профессиональное (физкультурное) образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет. Должностные обязанности государственного тренера. Осуществляет руководство развитием вида (группы видов) спорта в республике, ведомстве, добровольном спортивном обществе, организационно-методическое руководство сборной национальной командой, сборной командой ведомства, добровольного спортивного общества. Разрабатывает целевые программы развития вида спорта и обеспечивает их выполнение. Участвует в разработке календарного плана республиканских и международных соревнований, учебно-тренировочных сборов, в формировании состава сборной национальной команды, сборной команды ведомства, добровольного спортивного общества. Организует разработку нормативных документов, регулирующих развитие вида спорта, внедрение в практику достижений спортивной науки, техники и медицины, материально-техническое обеспечение вида спорта, подготовку и повышение квалификации тренерских кадров и других специалистов. Руководит и непосредственно участвует в разработке прогнозов и долгосрочных программ, планов, мероприятий, проектов, законов, инструктивных и методических документов. Государственный тренер должен знать: нормативные правовые акты, определяющие основные направления развития социально-экономической сферы, отрасли «физическая культура и спорт» и перспективы развития своего вида спорта; основы трудового законодательства и финансово-хозяйственной деятельности; основы педагогики, психологии, физиологии и гигиены спорта; отечественный и зарубежный опыт по решению соответствующих проблем и задач по виду спорта; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности. Квалификационные требования. В сборных национальных командах высшее профессиональное (физкультурное) образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет. В сборных командах ведомств, добровольных спортивных обществ высшее профессиональное (физкультурное) образование и стаж работы по специальности не менее 8 лет. Должностные обязанности тренера. Осуществляет отбор перспективных спортсменов в команду. Обеспечивает физическую, техническую, тактическую и морально-волевую подготовку спортсменов. Принимает участие в проведении учебно-тренировочных сборов команды. Разрабатывает индивидуальные планы подготовки спортсменов (команды) согласно утвержденным спортивным мероприятиям. Участвует в разработке комплексной программы подготовки спортсменов команды к соревнованиям по своему направлению в работе. Ведет учет спортивных результатов спортсменов. Тренер должен знать: нормативные правовые акты, определяющие направления развития физической культуры и спорта; основы педагогики, психологии, физиологии и гигиены спорта; методы планирования учебно-тренировочного процесса; современные методы учебно-тренировочной работы со спортсменами; методы корректировки индивидуальных планов спортсменов; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности. Квалификационные требования. В сборных национальных командах высшее профессиональное (физкультурное) образование и стаж работы по специальности не менее 4 лет. В сборных командах ведомств и добровольных спортивных обществ высшее профессиональное (физкультурное) образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет. В командах мастеров по игровым видам спорта высшее профессиональное (физкультурное) образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет. Должностные обязанности тренера по спорту. Осуществляет набор в спортивную секцию, группу физкультурно-оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физической культурой, спортом, туризмом и не имеющих медицинских противопоказаний. Ведет с ними учебно-тренировочную работу. Обеспечивает повышение физической, технической и спортивной подготовленности занимающихся, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса. Готовит занимающихся к участию в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, осуществляет подготовку спортсменов массовых разрядов и судей по спорту. Разрабатывает готовые и текущие планы для подготовки занимающихся, ведет систематический учет, анализ и обобщение достигнутых результатов. Использует в своей работе наиболее эффективные методы спортивной подготовки и оздоровления занимающихся. Осуществляет пропаганду физической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни, работает в тесном контакте со специалистами по врачебному контролю, организует медицинское наблюдение за занимающимися. Ведет учетно-отчетную документацию, дневник самоконтроля. Повышает свою квалификацию, участвует в работе совещаний, семинаров по проблемам физического воспитания населения. Выполняет правила техники безопасности и правила эксплуатации спортсооружения. Тренер по спорту должен знать: методику физического воспитания, обучения, физической подготовки и спортивной тренировки; основы педагогики и возрастной психологии; принципы и порядок разработки учебной и планирующей документации; формы и методы педагогической работы; нормативные документы, регламентирующие деятельность физкультурно-спортивной организации; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности. Квалификационные требования. Тренер по спорту высшей квалификационной категории: высшее физкультурное образование и стаж работы в должности тренера по спорту I квалификационной категории не менее 2 лет. Тренер по спорту I квалификационной категории: высшее или среднее специальное физкультурное образование и стаж работы в должности тренера по спорту II квалификационной категории не менее 2 лет. Тренер по спорту II квалификационной категории: высшее или среднее специальное физкультурное образование и стаж работы в должности тренера по спорту не менее 2 лет. Тренер по спорту: высшее или среднее специальное физкультурное образование без предъявления требований к стажу работы. Квалификационные категории тренеру по спорту присваиваются в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством спорта и туризма Республики Беларусь. Высшая квалификационная категория присваивается тренеру по спорту при организации учебно-тренировочного процесса с детьми. Должностные обязанности тренера — преподавателя по спорту (детско-юношеской спортивной школы, детско-юношеской спортивно-технической школы, специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва, специализированной детско-юношеской спортивно-технической школы, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центра олимпийской подготовки). Осуществляет набор в учебно-спортивное учреждение лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний, ведет с ними учебно-тренировочную и воспитательную работу, проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования детей и подростков. Обеспечивает повышение физической, теоретической, морально-волевой, технической, тактической, психологической и спортивной подготовленности занимающихся, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса. Совершенствует спортивное мастерство, готовит к соревновательной деятельности занимающихся. Содействует исключению случаев применения спортсменами различных видов допинга. Разрабатывает перспективные, годовые и текущие планы подготовки, ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов и содержание своей работы с занимающимися. Использует в своей работе наиболее эффективные методы спортивной подготовки и оздоровления занимающихся. Несет персональную ответственность за состоянием подготовленности и уровень спортивных достижений занимающихся. Систематически повышает свою квалификацию по вопросам тренировки. Старший тренер — преподаватель по спорту назначается для руководства тренерско-преподавательским составом спортивной школы или отделения по виду спорта, для подготовки отдельных спортсменов и команд школы (по возрасту, полу, виду программы). Старший тренер-преподаватель проводит семинары тренеров, оказывает методическую и практическую помощь тренерам-преподавателям, осуществляет контроль за выполнением норм и правил, обеспечивающих безопасность проведения занятий, правильное комплектование и повышение спортивного мастерства занимающихся, организацию и планирование учебно-тренировочного процесса, проведение и прием контрольных испытаний, прохождение занимающимися медицинского обследования, обеспечивает работу по отбору перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования занимающихся. Тренер — преподаватель по спорту должен знать: нормативные документы, регламентирующие деятельность учебно-спортивного учреждения и подготовку спортсменов-учащихся; принципы дидактики, основы педагогики и возрастной психологии; общие и частные технологии преподавания, принципы методического обеспечения учебного предмета; принципы и порядок разработки учебно-планирующей документации; методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы; принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников; основы планирования и педагогического контроля, методы отбора, обучения, воспитания и спортивной тренировки; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности. Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное физкультурное образование без предъявления требований к стажу работы. Примечание. Квалификационные категории тренерам-преподавателям (учителям) по спорту учебно-спортивных учреждений устанавливаются на срок до 5 лет с последующей переаттестацией в соответствии с Положением о квалификационных категориях тренеров-преподавателей (учителей) по спорту и инструкторов-методистов специализированных учебно-спортивных учреждений и порядке их присвоения, утверждаемым Министерством спорта и туризма Республики Беларусь на каждый олимпийский цикл <8>. ——————————— <8> Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. N 84 (в ред. от 15.12.2009) «Об утверждении квалификационных справочников» // Бюллетень Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. 2010. N 1.

Все перечисленные требования к квалификации и знаниям тренеров нуждаются еще в конкретизации применительно к конкретным видам спорта и конкретным должностям. Однако и этого, на наш взгляд, недостаточно, если иметь целью не только выбор наиболее квалифицированных тренеров из имеющихся, но и подготовку высококвалифицированных тренеров. Необходимо разработать государственный образовательный стандарт по профессии «тренер» в целом и по профессии «тренер по игровым видам спорта», «тренер по баскетболу» и т. д. Он должен представлять собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии «тренер» всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Республики Беларусь, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии и государственную аккредитацию. В таком стандарте должны найти отражение область применения профессии, требования к образовательным учреждениям, рекомендуемый перечень возможных сочетаний данной профессии и схожих профессий, характеристику профессиональной деятельности выпускников, требования к структуре и результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (что должен знать и уметь выпускник). И российский Трудовой кодекс <9> (ТК РФ) предусматривает, что тренер — это работник, чья трудовая функция состоит в проведении со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов. ——————————— <9> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (в ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2010) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

ТК РФ (ст. 20) установил, что в качестве работодателей спортсменов и тренеров могут выступать: 1) юридические лица (организации); 2) физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 3) в случаях, предусмотренных федеральными законами, — иные субъекты, наделенные правом заключать трудовые договоры (в соответствии со ст. 55 ГК РФ <10> иными субъектами могут быть представительства и филиалы). ——————————— <10> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (в ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не вправе выступать работодателями в отношении спортсменов и тренеров. ТК РФ установлено также, что особенности регулирования труда тренеров (как и спортсменов) устанавливаются также: — трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; — коллективными договорами, соглашениями; — локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями. Причем при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, необходимо соблюдение определенных требований. Общие требования, предусмотренные ст. 8 ТК РФ: — принятие локальных нормативных актов в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями; — учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями (имеются в виду иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ, например, для проведения коллективных переговоров, заключения или изменения коллективного договора); — согласование с представительным органом работников, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями; — недопущение ухудшения положения работников по сравнению с положениями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями. Специальные требования, предусмотренные ст. 348.1 ТК РФ: — учет норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями; — учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В большинстве видов спорта разработаны подобные локальные нормативные акты, где предусмотрены особенности регулирования статуса спортивного тренера. Так, например: — статус игрока в Российской федерации баскетбола, утвержденный Исполкомом РФБ 26 июля 2008 г.; — Дисциплинарный регламент Российского футбольного союза, утвержденный Исполкомом РФС 5 апреля 2006 г. (начальник команды или главный тренер имеют право подать протест после окончания матча и обязаны немедленно сообщить об этом главному судье и инспектору матча. Подача протеста (краткое его изложение) отражается в протоколе матча <11>); ——————————— <11> Дисциплинарный регламент РФС // Спорт: экономика, право, управление. 2006. N 1.

— Регламент РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов, утвержденный Исполкомом Российского футбольного союза 18 декабря 2006 г.; — Положение о допуске спортсменов к Чемпионату РФ по гандболу и о переходах спортсменов из одного клуба (команды) в другой клуб (команду), утвержденное конференцией Союза гандболистов России 16 июня 2006 г.; — Положение по статусу и переходам хоккеистов, утвержденное Исполкомом ФХР 28 мая 2007 г., и др. Имеется также значимый массив регламентного спортивного права, которым определяются права и обязанности спортсмена и тренера. Речь идет об актах, принимаемых международными спортивными организациями (МОК, ФИБА и т. д.), белорусскими спортивными федерациями, иными организаторами спортивных соревнований. Необходимо законодательно закрепить (упорядочить) право и объемы каждого из указанных субъектов регулировать отношения в спорте вообще и по отношению к тренерам в частности. Статья 2 национального Закона о спорте полного ответа на поставленные вопросы не дает, но и не отрицает возможности такого регулирования: «Законодательство Республики Беларусь о физической культуре и спорте основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь. Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора». Модельный закон о профессиональном спорте также содержит специфику в ответе на вопрос, что собой должен представлять профессиональный тренер. «Профессиональный тренер — физическое лицо, прошедшее специальную подготовку и имеющее соответствующее подтверждение на право работать на основании трудового или гражданско-правового договора, исполнение которого предусматривает проведение с профессиональными спортсменами спортивных учебно-тренировочных занятий, обучение их безопасным и эффективным приемам и методам тренировок для достижения спортивного результата, разработку перспективных, текущих и индивидуальных планов подготовки профессионального спортсмена и контроль за их исполнением» (ст. 1) <12>. ——————————— <12> Постановление Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств N 28-8 «О Модельном законе «О профессиональном спорте» (принято в г. Санкт-Петербурге 31.05.2007) // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи СНГ. 2007. N 40.

В приведенной дефиниции имеются требования, предъявляемые к лицу, именуемому профессиональным тренером (специальная подготовка и соответствующее подтверждение), и его профессиональные функции (проведение спортивных учебно-тренировочных занятий, обучение безопасным и эффективным приемам и методам тренировок, разработка планов подготовки спортсмена и контроль за их исполнением). На наш взгляд, к компетенции национальных спортивных федераций необходимо отнести, в частности, в отношении тренеров разработку и утверждение по согласованию с Министерством спорта и туризма нормативов, квалификационных и иных условий и требований по допуску к участию в соревнованиях, организуемых и проводимых спортивной федерацией по виду (видам) спорта тренеров-лидеров. Примером является Модельный закон о паралимпийском спорте <13>. ——————————— <13> Модельный закон о паралимпийском спорте (принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением N 31-13 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. 2009. N 43. С. 294 — 335.

И это только отдельные проблемы, которые находятся на поверхности и нуждаются в правовом регулировании. А сколько их имеется в смысле организационном (например, составление отчетов за каждый игровой сезон и одновременное планирование на следующие сезоны с учетом переходящих возрастов спортсменов с финансовым обоснованием), психологическом, тренировочно-профессиональном, селекционном и т. д. Все перечисленные и иные пласты отношений, касающиеся спортивных тренеров, нуждаются в современном осмыслении и регулировании. Есть надежда, что и сами тренеры, и юристы, работающие в спорте, не останутся равнодушными и откликнутся на данный материал.

——————————————————————