Право на психическое здоровье как личное неимущественное право физических лиц

(Стефанчук Р. А.) («Медицинское право», 2006, N 1)

ПРАВО НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ЛИЧНОЕ НЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Р. А. СТЕФАНЧУК

Стефанчук Р. А., кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Хмельницкого университета управления и права, Украина.

Конституция Украины, провозгласив (ст. 3) человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность высшими социальными ценностями, обязала государство гарантировать ему возможность полной и своевременной реализации и эффективной правовой защиты соответствующих прав и охраняемых законом интересов. Особую роль в системе указанных общественных ценностей занимает психическое здоровье человека. Актуальность указанной темы определяется прежде всего тем, что существующие на сегодня научные исследования, которые проводятся в сфере правового обеспечения психического здоровья, преимущественно касаются лишь права на физическое (соматическое) здоровье и гарантий его осуществления. Однако, исходя из того что человек является не только биологическим организмом, но и социальным существом, наделенным тонкой психической организацией, именно эта сфера должна стать объектом повышенного научного интереса, в том числе и с точки зрения правовых исследований. Ведь только такой подход обеспечит полноту и пропорциональность научных исследований и будет содействовать более глубокому и гармоническому научному исследованию лица как субъекта соответствующего общественного отношения, предоставит возможность исследовать его сущность, обеспечит реализацию его внутренней духовной сферы с целью удовлетворения собственных потребностей и интересов. В Украине этот вопрос становится все более и более актуальным, чему способствует стабильно высокое число обращений пациентов за оказанием психиатрической помощи в психиатрических учреждениях, что подтверждается соответствующими статистическими данными. Кроме того, особенно остро стоит и правовая проблема, которая влияет на актуальность провозглашенного исследования. Во-первых, в Украине следует констатировать недостаточность и несовершенство правовой базы по данному вопросу. Ведь принятый за весь период существования Украины Закон Украины «О психиатрической помощи» <*> и немногочисленный ряд приказов Министерства здравоохранения Украины (далее — МЗУ) не могут комплексно решать все вопросы, касающиеся регулирования и защиты общественного отношения, связанного с психическим здоровьем физических лиц. В свою очередь, внутренние разногласия данного Закона с иными нормативно-правовыми актами также создают ряд проблем относительно единого и единообразного решения обозначенных вопросов и порождают множество коллизий и несогласованностей. ——————————— <*> О психиатрической помощи: Закон Украины от 22 февраля 2000 г. // ОВУ. 2000. N 12. Ст. 444.

Поэтому целью данного исследования является анализ права на психическое здоровье как личного неимущественного права физического лица и юридических гарантий его осуществления. Отдельные аспекты данного вопроса рассматривались в специализированной психиатрической литературе Л. Айзенбергом, О. Григорьяц, Б. Гудом, Р. Дежарле, В. Демчуком, А. Ейджер, А. Кляйнманом, Н. Татаркиной и другими учеными. Но все эти исследования касались преимущественно определения природы и механизмов поддержания, нарушения и восстановления психического здоровья с точки зрения медицины и психиатрии, то есть проблем обследования состояния психического здоровья лиц, профилактики и диагностики психических расстройств, лечения, надзора, ухода и медико-социальной реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами. В современной юридической литературе проблемами психического здоровья и его правового обеспечения занимались Ю. Белоусов, Н. Болотина, С. Бородин, И. Гурович, О. Датий, А. Дмитриев, Л. Коган, В. Колесник, В. Котов, Л. Красавчикова, М. Малеина, Н. Полежаева, С. Полубинская, А. Савицкая, А. Тихомиров, И. Шахриманьян. Однако подавляющее большинство указанных исследований касалось большей частью защиты имущественных прав психически больного, осуществления судейско-психиатрической экспертизы или же защиты права на психическое здоровье в контексте общего права на здоровье. И поэтому наше исследование будет посвящено вопросам гражданско-правового регулирования и охраны права на психическое здоровье. Для определения права на психическое здоровье следует прежде всего определиться с понятием «психического здоровья» как личного неимущественного блага, относительно которого возникают соответствующие правоотношения. Не прибегая к детальному анализу существующих дефиниций, считаем, что под понятием «психическое здоровье» следует понимать психическое состояние организма, которое характеризуется совокупностью установок, качеств и функциональных способностей, которые разрешают лицу адаптироваться к среде <*>. Предложить более универсальное определение психического здоровья едва ли возможно, поскольку практически нереально свести воедино существующие взгляды на этот вопрос, которые сложились в разнообразных социальных группах. Поэтому исходить логичнее именно с основного социального назначения психического здоровья как определенного блага физического лица, которым следует признать обеспечение социальной адаптации человека. ——————————— <*> http://krugosvet. ru/articles/39/1003901/1003901a1.htm.

Однако предметом нашего исследования является право на психическое здоровье, а не само благо, поэтому особое внимание следует сконцентрировать на юридической характеристике данного права, его содержании и объеме, а также на гарантиях его осуществления и защиты. Анализируя право на психическое здоровье, следует отметить, что на сегодня ни один нормативный акт в Украине не содержит указания на то, что физическое лицо наделено таким правом. Речь идет лишь о праве на оказание психиатрической помощи. Так, в п. 6 ст. 284 ГК Украины <*> указано, что «оказание физическому лицу психиатрической помощи осуществляется в соответствии с законом». В свою очередь, специализированный в этой сфере Закон Украины «О психиатрической помощи» также идет путем закрепления у физических лиц лишь права на психиатрическую помощь. По нашему убеждению, анализ действующего законодательства разрешает нам сделать вывод о том, что физические лица наделены полномочиями не только негативного содержания (то есть требовать от остальных не нарушать их право, а также предоставить им помощь в случае нарушения их личного неимущественного блага). Физические лица наделены целым рядом позитивных полномочий данного права, например осуществлять профилактику собственного психического здоровья, что убедительно свидетельствует о наличии в его содержании как негативных, так и позитивных полномочий. Поэтому мы убеждены, что законодательно речь должна идти не о праве на психическую помощь, а о более широком субъективном праве — праве на психическое здоровье, включающем в себя наряду с негативными и ряд позитивных полномочий. ——————————— <*> Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 г. // ОВУ. 2003. N 11. Ст. 461.

Поддерживая популярное в российской цивилистике мнение о триаде полномочий владельца личного неимущественного права, высказанное профессором М. Малеиной, мы считаем, что право на психическое здоровье как видовая разновидность более общего права на здоровье человека должно включать в себя следующие полномочия: полномочие благообладания и полномочие благоиспользования. Содержание полномочия по благообладанию психическим здоровьем, по нашему мнению, означает, что каждое физическое лицо наделено психическим здоровьем в том или ином состоянии. При этом довольно важным является введение со стороны законодателя презумпции психического здоровья, которая предусмотрена в ст. 3 Закона Украины «О психиатрической помощи». Однако, анализируя текст данной статьи, следует отметить, что законодатель в некоторой мере некорректно определил указанную презумпцию. Прежде всего это связано с общетеоретическим пониманием презумпции, под которой следует понимать вывод о наличии каких-нибудь положений, фактов, прав субъекта на основании доказанности иных положений, фактов, прав субъектов <*>. Презумпция может быть опровергнута на условиях и в порядке, которые предусмотрены законом. Однако неужели факт наличия у лица психического здоровья может быть кем-то опровергнут? Неужели лицо может не обладать психическим здоровьем? Неужели наличие у лица легкого психического расстройства, например невроза, свидетельствует о том, что у него исчезло психическое здоровье? Конечно же нет! Ведь психическое здоровье является личным неимущественным благом, которое неотделимо от личности носителя. И потому если физическое лицо имеет психическое расстройство, то это означает, что изменяется (как правило, понижается) состояние психического здоровья, однако оно отнюдь не исчезает, потому что в противном случае это означало бы биологическую смерть физического лица. Поэтому здесь корректнее вести речь о презумпции отсутствия у физического лица психических заболеваний, нежели о презумпции психического здоровья. ——————————— <*> Юридический словарь / Гл. ред. В. И. Кудрявцев. Т. 2. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1956. С. 222.

Следующим полномочием права на психическое здоровье является благоиспользование психического здоровья во всех сферах общественной жизни. Так, используя свое состояние психического здоровья, лицо может осуществлять свою гражданскую правоспособность и дееспособность. При этом возможность пользоваться своим психическим здоровьем носит ограниченный характер. Так, если физическое лицо имеет уровень психического здоровья, недостаточный для того, чтобы осознавать значение своих действий и руководить ими, то и полномочие относительно пользования психическим здоровьем может быть ограничено, как и весь объем дееспособности. Практически наиболее важным аспектом полномочия благоиспользования психического здоровья в контексте осуществления права на психическое здоровье является возможность физического лица осуществлять действия, направленные на изменение состояния его психического здоровья. В пределах указанного полномочия лицо может: 1) обращаться за оказанием психиатрической помощи; 2) обращаться за предоставлением психиатрической услуги; 3) отказаться от предоставления психиатрической услуги; 4) требовать прекращения предоставления ему психиатрической услуги; 5) принять участие в медицинском (психиатрическом) эксперименте. Понятием «психиатрическая помощь» в законодательстве Украины охватывается комплекс специальных мероприятий, направленных на обследование состояния психического здоровья лиц на основаниях и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, профилактику, диагностику психических расстройств, лечение, надзор, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. При этом психиатрическая помощь оказывается на основании принципов законности, гуманности, соблюдения прав человека и гражданина, добровольности, доступности и соответственно современному уровню научных знаний, необходимости и достаточности мероприятий лечения с минимальными социально-правовыми ограничениями. Однако, несмотря на позицию украинского законодателя, мы считаем, что между понятиями «психиатрическая помощь» и «психиатрические услуги» должны иметься существенные отличия. В зависимости от того, является ли это сферой частного или публичного интереса, мы должны четко разделять, что если речь идет о комплексе специализированных психиатрических мероприятий, направленных на оздоровление и лечение пациентов в состоянии, которое на момент его оказания угрожает жизни, здоровью и трудоспособности, и осуществляемых профессионально подготовленными работниками, имеющими на это право в соответствии с законодательством, то это психиатрическая помощь. Под «психиатрическими услугами» следует понимать весь ряд иных полномочий, оказываемых психоневрологическими, наркологическими или иными специализированными учреждениями, центрами, отделениями и т. п. всех форм собственности, деятельность которых связана с оказанием психиатрической помощи. К ним, в частности, следует относить, например, анонимное лечение алкогольной и наркотической зависимости, проведение амбулаторных психиатрических экспертиз в гражданских делах и т. п. Важность этого деления состоит прежде всего в том, что психиатрическая помощь оказывается лицам, страдающим психическими расстройствами, безвозмездно в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения (ст. 5 Закона Украины «О психиатрической помощи»). Психиатрическая помощь может оказываться лицам в двух формах: — амбулаторная психиатрическая помощь, то есть психиатрическая помощь, включающая в себя обследование состояния психического здоровья лиц на основаниях и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, профилактику, диагностику психических расстройств, лечение, надзор, уход, медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами, в амбулаторных условиях; — стационарная психиатрическая помощь — психиатрическая помощь, включающая в себя обследование состояния психического здоровья лиц на основаниях и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, диагностику психических разладов, лечение, надзор, уход, медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами, и оказывается в стационарных условиях свыше 24 часов подряд. Однако, для того чтобы любое субъективное право было реальной возможностью, действующее законодательство должно предусматривать ряд юридических гарантий. Такие гарантии следует разделять на те, которые обеспечивают право на психическое здоровье психически здоровых лиц, и те, которые обеспечивают право на психическое здоровье лиц, страдающих психическими расстройствами. К основным гарантиям осуществления и защиты права на психическое здоровье лиц, которые не имеют психических расстройств, следует относить: 1) соблюдение конфиденциальности сведений о состоянии психического здоровья. Данная гарантия включает в себя: а) запрет медицинским работникам, иным специалистам и лицам, которым в связи с обучением или выполнением профессиональных, служебных, общественных или иных обязанностей стало известно о состоянии психического здоровья и прочие сведения о частной жизни лица, без согласия самого лица или его законного представителя разглашать данные сведения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом; б) запрет требовать сведения о состоянии психического здоровья лица, за исключением случаев, прямо установленных законом; в) сохранение документов, содержащих сведения о состоянии психического здоровья лица, с соблюдением условий, гарантирующих конфиденциальность этих сведений; г) изъятие оригиналов документов, содержащих сведения о состоянии психического здоровья лица, и их копирование только в случаях, установленных законом; 2) надлежащий психиатрический осмотр, который проводится с целью установления наличия или отсутствия у лица психического расстройства, потребности в оказании ему психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи и порядок ее оказания: а) по осознанному согласию лица, его законного представителя; б) без осознанного согласия указанных лиц, в случаях, если полученные сведения дают достаточные основания к обоснованному предположению о наличии у лица тяжелого психического разлада, вследствие чего оно: — совершает или проявляет реальные намерения совершить действия, представляющие собой непосредственную опасность для него или окружающих, — несостоятельность самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности на уровне, обеспечивающем его жизнедеятельность, — нанесет значительный ущерб своему здоровью в связи с ухудшением психического состояния в случае неоказания ему психиатрической помощи; в) в обязательном порядке перед принятием на работу и периодически в процессе деятельности с целью установления пригодности лица к выполнению отдельных видов деятельности (работ, профессий, служб) с особыми требованиями к состоянию его психического здоровья. При этом в любом случае запрещается определять состояние психического здоровья лица и устанавливать диагноз психических разладов без психиатрического осмотра лица, кроме случаев проведения судейско-психиатрической экспертизы посмертно. Безусловно, что законодатель выделяет и целый ряд иных гарантий права на психическое здоровье, однако они носят более общий характер. При этом следует заметить, что, как правило, все указанные гарантии распространяют свою силу и на лиц, страдающих психическими расстройствами. Однако законодатель выделяет и целый ряд иных специальных гарантий осуществления права на психическое здоровье именно для лиц, страдающих психическими расстройствами. При этом следует иметь в виду, что объем и содержание этих гарантий зависят от того, страдает лицо обычным психическим расстройством или же его заболевание можно квалифицировать как тяжелое психическое расстройство. Под психическим расстройством следует понимать расстройства психической деятельности, признанные такими в соответствии с действующей в Украине Международной статистической классификацией болезней, травм и причин смерти (МКБ-10). К ним, в частности, относят легкий депрессивный эпизод (F32.0), социальные фобии (F40.1), расстройства адаптации (F43.2) и т. п. В свою очередь, тяжелое психическое расстройство является расстройством психической деятельности (затмение сознания, нарушение восприятия, мышления, воли, эмоций, интеллекта или памяти), лишающим лицо способности адекватно осознавать окружающую действительность, свое психическое состояние и поведение. Поэтому к гарантиям права на психическое здоровье физического лица, страдающего психическими расстройствами, следует относить: 1) надлежащее диагностирование лица, имеющего психические расстройства. В частности, диагноз психического разлада устанавливается соответственно общепризнанным международным стандартам диагностики и Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти, принятых МЗУ для применения в Украине. При этом диагноз психического разлада не может базироваться на несогласии лица с существующими в обществе политическими, моральными, правовыми, религиозными, культурными ценностями или на любых других основаниях, непосредственно не связанных с состоянием его психического здоровья. Методы диагностики, лечения и лечебные средства, разрешенные МЗУ, применяются лишь в диагностических и лечебных целях, в соответствии с характером психических расстройств и не могут назначаться для наказания лица, страдающего психическим расстройством, или в интересах других лиц. А что касается методов диагностики, лечения и лечебных средств, составляющих повышенный риск для здоровья лица, которому оказывается психиатрическая помощь, то их применение возможно лишь по назначению и под контролем комиссии врачей-психиатров, а также по осознанному согласию лица или его законного представителя; 2) применение при оказании психиатрической помощи наименее ограниченных условий, которые обеспечивают безопасность лица и других лиц, при соблюдении прав и законных интересов лица, которому оказывается психиатрическая помощь. Мероприятия физического ограничения и (или) изоляции лица, страдающего психическим расстройством, при оказании ему психиатрической помощи применяются по назначению и под постоянным контролем врача-психиатра или иного медицинского работника, на которого собственником психиатрического учреждения или уполномоченным им органом возложены обязанности по оказанию психиатрической помощи, и применяются лишь в тех случаях, формах и в то время, если всеми иными законными мероприятиями невозможно предотвратить действия лица, представляющие собой непосредственную опасность для него или других лиц; 3) соблюдение конфиденциальности сведений об оказании (или неоказании) лицу психиатрической помощи. Данная гарантия включает в себя: а) запрет медицинским работникам, иным специалистам, принимающим участие в оказании психиатрической помощи, и лицам, которым в связи с обучением или выполнением профессиональных, служебных, общественных или других обязанностей стало известно о наличии у лица психического разлада, а также о фактах обращения за психиатрической помощью, без согласия самого лица или его законного представителя разглашать данные сведения, кроме случаев, прямо установленных законом; б) ограниченная возможность распространения информации о состоянии психического здоровья лица, страдающего психическим расстройством, даже в случаях, если есть осознанное согласие лица или его законного представителя на распространение указанных сведений о состоянии психического здоровья этого лица и оказании ему психиатрической помощи. В этом случае сведения могут передаваться другим лицам лишь в интересах лица, страдающего психическим расстройством, для проведения обследования и лечения или защиты его прав и законных интересов, для осуществления научных исследований, публикаций в научной литературе, использования в учебном процессе; в) запрет требовать сведения об оказании лицу психиатрической помощи, за исключением случаев, прямо установленных законом; г) сохранение документов, содержащих сведения об оказании лицу психиатрической помощи, с соблюдением условий, гарантирующих конфиденциальность этих сведений; д) изъятие оригиналов документов, содержащих сведения об оказании лицу психиатрической помощи, и их копирование лишь в случаях, установленных законом; е) запрет без согласия лица или без согласия его законного представителя и врача-психиатра, оказывающего психиатрическую помощь, публично демонстрировать указанное лицо, фотографировать его или вести киносъемку, видеозапись, звукозапись и прослушивание собеседования лица с медицинскими работниками или другими специалистами при оказании ему психиатрической помощи; ж) запрет указывать в листке нетрудоспособности, который выдается лицу, страдающему психическим расстройством, диагноз психического разлада без согласия этого лица. В случае его несогласия в нем указывается лишь причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина). При этом считаем целесообразным возвратиться к практике, которая когда-то существовала, что в случае несогласия лица на бланке листка о временной нетрудоспособности ставилась печать не психиатрического, а общего учреждения; 4) оказание амбулаторной психиатрической помощи или госпитализации в психиатрическое учреждение. По общему правилу эти гарантии права на психическое здоровье воплощаются лишь по осознанному согласию лица; 5) информированность лица, которому оказывается психиатрическая помощь. Это означает, что врач-психиатр обязан информировать лицо, которому оказывается психиатрическая помощь, с учетом его психического состояния, в доступной форме о состоянии его психического здоровья, о прогнозе возможного развития заболевания, о применении методов диагностики и лечения, об альтернативных методах лечения, возможном риске и побочных эффектах, условиях, порядке и продолжительности оказания психиатрической помощи, о его правах и предусмотренных законодательством возможных ограничениях этих прав при оказании психиатрической помощи. В случаях, если полная информация о состоянии психического здоровья лица может нанести ущерб его здоровью или привести к непосредственной опасности для других лиц, врач-психиатр или комиссия врачей-психиатров могут такую информацию ограничить; 6) возможность выбора по собственному желанию альтернативного психиатрического обзора и привлечения к участию в работе комиссии врачей-психиатров по вопросам оказания психиатрической помощи любого специалиста, который принимает участие в оказании психиатрической помощи, по согласованию с ним. Остальные гарантии осуществления права на психическое здоровье не носят специфического характера и большей частью связаны с общими гарантиями защиты иных субъективных прав лица, например получение информации о своих правах, связанных с оказанием психиатрической помощи, получение психиатрической и социальной помощи в условиях, отвечающих требованиям санитарного законодательства; удержание в психиатрическом учреждении лишь на протяжении срока, необходимого для обследования и лечения; безопасность оказания психиатрической помощи; возмещение причиненного им вреда или вреда их имуществу вследствие незаконного помещения в психиатрическое учреждение или психоневрологическое учреждение для социальной защиты или специального обучения или вследствие необеспечения безопасных условий оказания психиатрической помощи или разглашения конфиденциальных сведений о состоянии психического здоровья и оказания психиатрической помощи и т. п. В отдельных случаях лица, страдающие тяжелыми психическими расстройствами, имеют определенные ограничения указанных выше гарантий. К таким ограничениям следует относить: 1) возможность отойти от конфиденциальности информации о состоянии психического здоровья физического лица, а также сведений об оказании (или неоказании) лицу психиатрической помощи в случае, если данные сведения необходимы для организации оказания психиатрической помощи лицу, страдающему тяжелым психическим расстройством; 2) возможность оказания амбулаторной психиатрической помощи без осознанного согласия лица или без согласия его законного представителя в случае обнаружения у него тяжелого психического расстройства, вследствие чего оно нанесет значительный ущерб своему здоровью в связи с ухудшением психического состояния в случае неоказания ему психиатрической помощи; 3) возможность госпитализации в психиатрическое учреждение без его осознанного согласия или без согласия его законного представителя, если его обследование или лечение возможно только в стационарных условиях, и при установлении у лица тяжелого психического расстройства, вследствие чего оно: совершает или проявляет реальные намерения совершить действия, представляющие собой непосредственную опасность для него или окружающих, или неспособность самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности на уровне, обеспечивающем ему жизнедеятельность. Итак, учитывая все вышеуказанное, следует отметить, что правовое закрепление права на психическое здоровье в Украине, а также гарантии его реализации и защиты требуют существенных новаций. Возможно, отдельные идеи будут полезны и для усовершенствования действующего законодательства РФ, Беларуси и других стран СНГ. Ведь современное состояние правовой регламентации данных отношений не выделяет право на психическое здоровье в отдельную правовую категорию ни в одной из указанных правовых систем. Кроме этого, юридические гарантии данного права являются нечеткими и несистематизированными. В связи с этим предлагаем четко признать за лицами право на психическое здоровье, а также закрепить три равные гарантии этого права: для всех физических лиц, для лиц, которые имеют психические разлады, и для лиц, которые имеют тяжелые психические разлады. Считаем, что такая градация даст возможность своевременно и в полном объеме реализовать и эффективно защитить право на психическое здоровье физических лиц.

Литература:

1. Бабаян Е. А., Коркина М. В., Котов В. П., Серебрякова З. Н., Розова М. С. Психиатрическая помощь // Большая медицинская энциклопедия: В 30 т. / АМН СССР / Гл. ред. Б. В. Петровский. Т. 21. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 300. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к законодательству Российской Федерации в области психиатрии: Комментарий к Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и УК РФ (в части, касающейся лиц с психическими расстройствами) (под ред. Т. Б. Дмитриевой) включен в информационный банк согласно публикации — Спарк, 2002 (издание второе, исправленное и дополненное). —————————————————————— 2. Бородин С. В., Гурович И. Я., Коган Л. И., Котов В. П., Полубинская С. В. Комментарий к законодательству Российской Федерации в области психиатрии: Комментарий к Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и УК РФ (в части, касающейся лиц с психическими расстройствами) / Т. Б. Дмитриева (ред.). М.: Спарк, 1997. 363 с. 3. Григорьянц Е. И. Психическое здоровье личности: Текст лекции. СПб.: СПбЛТА, 2001. 20 с. 4. Дежарле Р., Айзенберг Л., Гуд Б., Кляйнман А., Эйджер А. Охрана психического здоровья в мире: Проблемы и приоритеты в развивающихся странах / А. Барков (пер.). К.: Сфера, 2001. 563 с. 5. Закон о психиатрической помощи: десять основных принципов / Ассоциация психиатров Украины. К.: Сфера, 1997. 24 с. 6. Права лиц, страдающих психическими расстройствами / Глав. ред. Н. И. Полежаева. М., 1997. 176 с. 7. Психическое здоровье населения Украины (Основная анкета). К., 2002. 300 с. 8. Стефанчук Р. О., Зелiнський А. М. Право на здоровя як особисте немайнове право фiзичних осiб // Вiсник Хмельницького iнституту регiонального управлiння та права. 2003. N 2(6). С. 40 — 45.

——————————————————————