Здоровье минус, отпуск плюс

(Карпова О.)

(«Бизнес-адвокат», 2005, N 11)

ЗДОРОВЬЕ МИНУС, ОТПУСК ПЛЮС

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОТПУСКАХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ РАБОТНИКАМ,

ЗАНЯТЫМ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ (ОПАСНЫМИ) УСЛОВИЯМИ ТРУДА

О. КАРПОВА

Ольга Карпова, юрист ОО «Сутяжник».

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Одним из прав работников, подлежащих безусловной защите, выступает право на сохранение здоровья. Именно для защиты данного права, думается, и предусмотрен Трудовым кодексом институт дополнительных отпусков.

Согласно ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Полагаем, что дополнительный отпуск предусматривался законодателем как институт компенсационного характера. Он призван компенсировать факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье работника, занятого на вредном производстве. Здесь действует своего рода бартер: здоровье — дополнительный отдых. Но замечу, что продолжительность дополнительного отпуска в соответствии с трудовым законодательством не ставится в зависимость от степени утраты здоровья. Иначе говоря, ТК РФ не предусматривает предоставление дополнительного отпуска пропорционально количеству времени, проведенного работником в условиях, вредных для здоровья. Само по себе нахождение работника во вредных условиях ведет к возникновению у него права на дополнительный отпуск.

Но помимо ТК РФ еще действует Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20 (с изм. от 15 апреля 2004 г.; далее — Инструкция), которой предусмотрено, что в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства. И что самое интересное, эту Инструкцию никто не отменял.

В соответствии с правилами применения нормативных актов должен применяться ТК РФ, который имеет приоритет по отношению к Инструкции, поскольку является законодательным нормативным актом и принят после введения в действие Инструкции. Таким образом, применяться будут ТК РФ и положения Инструкции, не противоречащие Кодексу.

Если абз. 1 п. 12 Инструкции ограничивает круг лиц, имеющих право на дополнительный отпуск, а ТК РФ, наоборот, его расширяет, то абз. 1 п. 12 Инструкции применяться не должен, в силу противоречия ТК РФ.

Но что самое интересное — попытки доказать в суде неприменимость Инструкции вследствие ее недействительности не увенчались успехом. Высшая судебная инстанция РФ сказала свое четкое «нет» нашей с вами логике.

И все же юристы не оставляют надежды о признании Инструкции недействительной, поскольку права работников продолжают нарушаться.

——————————————————————