Право на занятие физической культурой как элемент правового статуса личности
(Егоричев А. Н.) («Конституционное и муниципальное право», 2007, N 1)
ПРАВО НА ЗАНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ
А. Н. ЕГОРИЧЕВ
Егоричев А. Н., соискатель кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Физическая культура удовлетворяет вполне естественные потребности человека (например, потребность в сохранении жизни, в отдыхе, движении, физическом развитии и др.). Поэтому можно говорить о том, что право на занятие физической культурой является естественно-правовым элементом и соответственно на сегодняшний день вполне может выступать частью правового статуса личности, то есть иметь закрепление в законодательстве различных стран, а также в международном праве. Например, в Конституциях таких государств, как Россия, Бразилия, Греция и т. д. <1>, данное право уже содержится. В Конституции Российской Федерации право личности на занятие физической культурой предполагается ч. 2 ст. 41, где говорится о поощрении со стороны государства деятельности, которая способствует укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. Статья 5 Конституции Бразилии гарантирует своим гражданам занятия спортом. В ч. 9 ст. 16 Конституции Греции говорится, что спорт находится под защитой и верховным надзором государства, а согласно ч. 2 той же статьи физическое воспитание греков является важнейшей задачей государства. ——————————— <1> Национальное законодательство о физической культуре и спорте. Хрестоматия. Т. I. М., 2002.
В этой связи возникает вполне резонный вопрос: чем же должно являться в правовом статусе личности такое явление, как физическая культура, — правом или свободой? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть названные понятия с научной точки зрения. Под свободой понимают сложное социальное явление, имеющее множество форм выражения. Каждая из ее граней имеет свои специфические особенности, но всем им присуще то общее, что характеризует их как единое целое. Быть свободным — это не только иметь возможность проявлять свою личную активность, действовать сознательно, но также поступать в соответствии со своей волей. Сознание и воля индивида, проявляемые в его активной деятельности, — два важнейших компонента, из которых слагается свобода личности <2>. ——————————— <2> Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 41.
В отличие от свободы под правами человека понимают субъективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях, международно-правовых актах и законах <3>. ——————————— <3> Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. проф. В. С. Нерсесянца. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 231.
Закрепление того или иного субъективного права в законодательстве должно означать реальную возможность индивида свободно пользоваться определенным благом в границах и в порядке, обозначенных в законе: возможность совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других, включая государство; возможность обратиться к государству с требованием защиты или восстановления нарушенного права. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое бы соответствовало эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Говоря о различиях между свободой и правом, некоторые ученые вполне обоснованно полагают, что свободу как фактическое состояние нельзя отрывать от юридических прав и обязанностей и вместе с тем не следует отождествлять с ними. Юридические права — это лишь одна, но не единственная форма проявления свободы личности. Последняя теснейшим образом связана с правами и обязанностями граждан, правом в целом как одной из форм общественного сознания, но она не менее близко соприкасается и с другими формами общественного сознания: моралью, философией, наукой, религией и пр. <4> ——————————— <4> Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 39.
Физическая культура как социальное явление по особенностям своих отношений в большей степени определяется как свобода. Например, можно сказать «свобода в занятии физической культурой», где имеется возможность проявлять свою личную активность, действовать сознательно. Целесообразно разделять потребности людей, которые создают такое социальное явление, как физическая культура. Первой является потребность в занятиях физическими упражнениями, которые в большей степени связаны с индивидуальными занятиями физической культурой, например, восстановительная физическая культура (физическая рекреация) или утренние занятия физическими упражнениями. Данная деятельность не требует строгого законодательного регулирования для личности. Вторая потребность связана с антагонизмом в обществе, с желанием каждого человека быть первым, лучшим. Это, в свою очередь, затрагивает аналогичные потребности других членов общества. В данном случае в качестве регулятора подобных отношений призвано играть позитивное право. На примере законодательства Российской Федерации основными направлениями, связанными с реализацией права на занятие физической культурой, являются: обеспечение населения необходимым количеством спортивных сооружений; порядок доступа к пользованию данными сооружениями, учитывающий возможности различных категорий населения; обеспечение и стимулирование создания учреждений дополнительного образования спортивной направленности; стимулирование проведения спортивных соревнований. Самым насущным вопросом для человека, решившего заняться физической культурой, является наличие спортивных сооружений, а также возможность беспрепятственного доступа к ним или же доступа на приемлемых условиях. Например, согласно Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. (далее — Программа), в Российской Федерации к 2015 г. запланирован ввод в эксплуатацию 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами, 733 стадионов-площадок и 1000 спортивных центров <5>. ——————————— <5> СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 304.
Следующим вопросом, логично вытекающим из предыдущего, является проблема доступа в спортивные сооружения, а именно: возможность оплатить услуги данных заведений. Следует отметить, что на федеральном уровне этот вопрос недостаточно урегулирован <6>, но находит должное законодательное закрепление на региональном уровне. Например, Законом Москвы «О физической культуре и спорте» предусмотрено, что детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам, инвалидам физкультурно-спортивные услуги предоставляются бесплатно; детям дошкольного и школьного возраста, а также участникам Великой Отечественной войны и жителям Москвы, приравненным к ним по льготам, — на льготных условиях за счет средств городского бюджета. При этом льготные условия предоставления услуг заключаются в частичном или полном освобождении от их оплаты <7>. ——————————— <6> Только Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7, предусмотрено в качестве одной из задач положение, предусматривающее общедоступность занятий физической культурой для различных категорий граждан, в том числе на основе разработки и применения механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан, детьми, учащимися (обучающимися, воспитанниками и студентами), пенсионерами, инвалидами (разд. II). <7> Тверская, 13. 1996. 1 — 7 авг.
Следуя особенности права личности на занятие физической культурой, которая заключается в его двойственности (физическая культура, где нет тесной связи со спортом, и сам спорт), возникает вопрос: каким образом граждане могут реализовывать право на занятие спортом (которое является составной частью права на занятие физической культурой) и что в данном случае должно предпринимать государство? Первым аспектом в этом отношении является развитие детско-юношеского спорта. Он является составной частью физической культуры и представляет собой многогранную деятельность в целях физического воспитания и развития спорта среди детей и юношества, подготовки спортсменов и специалистов для спорта, организации и проведения спортивных мероприятий среди детей и юношества, иную деятельность, направленную на формирование физически и духовно здорового подрастающего поколения и подготовку полноценного спортивного резерва. Спортивные школы и клубы осуществляют работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие. На сегодняшний день в Российской Федерации развитие детско-юношеского спорта целиком и полностью зависит от качества подготовки в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва и школах высшего спортивного мастерства. Основные направления работы данных образовательных учреждений таковы. Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) занимаются привлечением к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России. Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СДЮШОР) и школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ) играют роль в развитии спорта высших достижений, подготовке профессиональных квалифицированных спортсменов, формировании резерва сборных команд страны. Вместе с этим существуют также детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП), которые были сформированы в 90-е годы на базе детско-юношеских спортивных школ. Целью деятельности таких клубов является привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств. Итоговым вопросом, на наш взгляд, относительно реализации права личности на занятие физической культурой является возможность проведения соревнований на различном уровне. В Российской Федерации все соревнования подразделяются на два вида: а) официальные; б) неофициальные. Чемпионаты, первенства, розыгрыши кубков и другие мероприятия, включая международные спортивные соревнования, проводимые на территории Российской Федерации (имеется в виду федерального масштаба), если они предусмотрены Единым календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, считаются официальными. Отметим, что Единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры на каждый год один раз в год (например, Приказ Росспорта от 11 января 2006 г. N 4 «Об утверждении Единого календарного плана всероссийских и международных спортивных мероприятий на 2006 год и Порядка финансирования спортивных мероприятий на 2006 год» <8>). ——————————— <3> Единый календарный план всероссийских и международных спортивных мероприятий на 2006 год. М., 2006.
Аналогичным способом в субъектах Российской Федерации соответствующие органы власти утверждают свои региональные календарные планы спортивных мероприятий. Подобное существует и на муниципальном уровне, например в районах Москвы. Признание соответствующими органами в области физической культуры спортивного мероприятия предполагает финансовую поддержку со стороны соответствующего бюджета, а также организационную поддержку в проведении. Таким образом, федерации по видам спорта различного уровня принимают решение о проведении спортивного мероприятия, а государство со стороны соответствующих органов, если считает обоснованным такое проведение, оказывает содействие федерациям по определенным вида спорта. Все остальные спортивные мероприятия разного уровня не являются официальными и не получают должного внимания со стороны государства. Проведение таких мероприятий стало возможным в связи с изменением социально-экономических отношений в последние годы в стране, вследствие которых граждане либо организации могут себе позволить финансировать определенные мероприятия. Спонсоры учреждают свои призовые фонды, определяют призы и поощрения спортсменам. Таким образом, рассмотренное нами право на занятие физической культурой является полноценным элементом правового статуса личности. Это подтверждается тем, что четко определяются субъекты при реализации данного права, а также конкретные права и обязанности сторон, а именно: права граждан и обязанности государства, связанные с осуществлением их права на занятие физической культурой.
——————————————————————