Роль и значение физической культуры и спорта в становлении гражданского общества, развитии государственности

(Иванов И. И.) («Спорт: экономика, право, управление», 2007, N 1)

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

И. И. ИВАНОВ

Иванов И. И., юрисконсульт Государственного учреждения «Дирекция спортивных и зрелищных мероприятий».

Одной из главных задач государства является удовлетворение общих человеческих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физической культурой и спортом. Высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни — не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высшие проявления человеческих качеств. Будущее любой страны определяется физическим и духовным здоровьем членов общества. Понимание этого должно привести к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества. Активное использование физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения должно стать залогом сильного и здорового государства. Предметом настоящего исследования является деятельность государства в сфере физической культуры и спорта на различных этапах его развития. В нашем государстве назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи (включающих неприятие вредных привычек), высокого уровня гражданственности и патриотизма. Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом. Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, болезни сердца, диабета, ожирения и т. д.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании и т. д.). Помимо этого, общемировой тенденцией является колоссальный рост интереса к спорту высших достижений. Данная тенденция отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского. Спорт на всех его уровнях — универсальный механизм для самореализации человека, для его самовыражения и развития. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение сегодня — одно из самых мощных и массовых международных движений. Олимпийское спортивное сообщество включает более 200 стран мира. Целью настоящего исследования являются выявление и анализ проблем в деятельности государства в сфере физической культуры и спорта и способы их решения. В соответствии с общемировой тенденцией и в нашей стране вопросы развития физической культуры и спорта становятся ключевым направлением социальной политики и одной из основных функций государства. В условиях рыночной экономики, развития демократического общества и принятия Россией общечеловеческих ценностей и идеалов к сфере физической культуры и спорта предъявляются новые требования. Эта сфера призвана обеспечить комплексное решение проблем развития человека и должна быть направлена: — на сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей; — на воспитание подрастающего поколения, способного противостоять негативным явлениям (таким, как наркомания, пьянство, табакокурение, асоциальное поведение и т. д.); — на консолидацию общества, укрепление единства и сплоченности нации; — на развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность; — на воспроизводство здорового населения; — на подготовку к производственной деятельности и воинской службе; — на формирование у людей способности адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкам; — на проведение досуговой деятельности в многообразных формах, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения; — на удовлетворение потребности в массовых спортивных зрелищах; — на создание мощной спортивной индустрии, входящей в качестве составного элемента в экономическую систему новой России; — на более эффективную социальную и физическую реабилитацию инвалидов; — на сохранение лидирующих позиций российских спортсменов в международном спортивном движении и ускорение процессов интеграции России в общемировую систему; — на создание новой идеологии освещения в средствах массовой информации (особенно на телевидении) вопросов физической культуры, спорта и здорового образа жизни. В целях реализации новых социальных требований к сфере физической культуры и спорта необходимо осуществить комплекс первоочередных мер по улучшению физкультурно-спортивной работы и формированию здорового образа жизни населения. В этом заключается приоритетная задача государства. В настоящее время правовая и нормативная базы в области физической культуры и спорта в нашей стране не позволяют осуществить права каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» не соответствует реалиям. Практика применения действующего Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» показала, что его основные положения в значительной степени ориентированы на ушедшую в прошлое идеологию правового регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта, когда эта область общественной жизни, материальную базу которой составляла государственная собственность, рассматривалась в качестве массового общественного движения, где функции общественных и государственных учреждений тесно переплетались. Действующий Закон, по существу, не содержит положений, ориентирующих отрасль на развитие рыночных механизмов. Необходима законодательная проработка следующих вопросов: — борьба против использования спортсменами допинга, наркотиков; обеспечение безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающее возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных проявлений, оказывающих негативное влияние на личность и общество; — решение проблемы массового оттока российских спортсменов и специалистов за пределы Российской Федерации, особенно молодых спортсменов; — решение проблем детской ранней спортивной специализации, участия детей в спортивных соревнованиях, стимулирующих форсирование спортивной подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка; — решение проблемы государственной поддержки общественных физкультурно-спортивных объединений, используя для этого мировой опыт; — решение вопросов, связанных со спонсорской деятельностью, привлечением в спорт внебюджетных источников путем внесения поправок в соответствующие законы Российской Федерации. Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере потребности развития как спорта высших достижений, так и спорта для всех, а для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия. Серьезная проблема для сферы физической культуры и спорта — отток за рубеж квалифицированных специалистов, тренеров и спортсменов. Это обусловлено, с одной стороны, высоким уровнем подготовленности наших специалистов, тренеров и спортсменов, востребованностью их на мировом уровне, а с другой — отсутствием условий для полноценной работы в нашей стране. За последние годы в несколько десятков раз снижены объемы отечественного производства спортивных товаров. Все это является следствием недостаточного и малоэффективного использования физической культуры и спорта как мощного оздоровительного и воспитательного средства, что, в свою очередь, обусловлено слабостью законодательной базы в этой области. Что же это такое — физическая культура и спорт? Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт — это область человеческой деятельности, направленная на развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организацию общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактику заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическую и психоэмоциональную рекреацию и реабилитацию, зрелище, коммуникацию и т. д. Прежде всего необходимо раскрыть понятие физической культуры и спорта. Физическая культура — это составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях развития физических и интеллектуальных способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, адаптации к изменяющимся условиям существования посредством физического воспитания, физической подготовки, физического развития и спортивной деятельности <1>. ——————————— <1> Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» N 80-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2206.

Спорт — это социально-культурная сфера деятельности человека и общества, сложившаяся в форме специальной практики подготовки человека к соревнованиям и соревновательной деятельности с целью достижения спортивных результатов. Указанная деятельность обеспечивается учебно-тренировочным и воспитательным процессом, а также комплексом экономических, социальных, информационно-образовательных, научно-методических, медицинских, материально-технических и других условий <2>. ——————————— <2> См.: Там же.

При рассмотрении вопроса о физической культуре и спорте как функции государства необходимо отметить, что развитие физической культуры и спорта имеет большое значение для государства как в рамках самого государства, так и за его пределами, то есть на международном уровне, арене. Физическая культура и спорт выполняют множество функций — и культурную, и воспитательную, и социальную, и экономическую, и даже в какой-то мере политическую (объединяет людей и государства в рамках Олимпийских, Параолимпийских игр, чемпионатов мира и Европы). Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Забота о развитии физической культуры и спорта — важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации. Их основу составляют прежде всего добрая воля самого субъекта, морально-психологический настрой личности, коллектива и общества. В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости. Развитие спортивной инфраструктуры дает приток новых рабочих мест, а развитие спорта способствует созданию зрелищной индустрии, имеющей большое экономическое значение. Спорт высших достижений, олимпийский спорт являются мощным импульсом международного сотрудничества, формирования привлекательного образа страны на международной арене. Победы российских спортсменов способствуют росту патриотизма, гражданственности, укреплению морального духа населения и гордости за страну, область, город, коллектив. Поэтому физическая культура и спорт могут быть рассмотрены как функция государства, одна из социальных функций, которая объединяет в себе множество направлений и потенциал, широкое поле деятельности для дальнейшего развития государства в целом. Физическая культура представляет собой отрасль человеческой жизнедеятельности, наделенную целым комплексом государственных функций. Физическая культура и спорт, с одной стороны, являются одной из социальных функций государства, в рамках которой она, эта отрасль, развивается и осуществляет свою деятельность. С другой стороны, физическая культура и спорт носят наднациональный характер и от их развития зависят здоровье, культура, безопасность нации и многое другое, таким образом, как раз и проявляется их полифункциональность. Поэтому я считаю, что необходимо выделить физическую культуру и спорт как отдельную функцию государства и рассматривать ее наряду с другими функциями. Значение и роль физической культуры и спорта в развитии государства трудно переоценить. Исходя из всего вышесказанного, можно попытаться сформулировать понятие физической культуры и спорта как функции государства. Физическая культура и спорт как функция государства — это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей в области физической культуры и спорта, обусловленных общесоциальной сущностью и социальным назначением государства. При рассмотрении физической культуры и спорта как функции государства считаю необходимым подчеркнуть, что функции государства, а не различные функции различных ветвей власти обеспечивает государственный аппарат в целом, в комплексе, в системе. Но при этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. Поэтому следует различать функции государства, функции государственной власти и функции государственных органов <3>. Государственный аппарат — это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата <4>. Государственный орган — это элемент, составляющий часть государственного аппарата, наделенный компетенцией, необходимой для осуществления функций. Для функциональной характеристики государственного органа используется понятие компетенции, которое означает взятый в единстве круг и объем полномочий и обязанностей, принадлежащих этому государственному органу, а также предмет его ведения. В области физической культуры и спорта осуществление таких функций возложено на федеральные органы исполнительной власти в РФ (Федеральное агентство по физической культуре и спорту), на органы исполнительной власти субъектов РФ (например, Комитет физической культуры и спорта г. Москвы (Москомспорт)) в области физической культуры и спорта, на муниципальные органы в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации. Физическая культура и спорт как функция государства — это деятельность государства в области физической культуры и спорта, взятых в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией. Для того чтобы данная функция государства нормально развивалась и функционировала, необходим государственный контроль. ——————————— <3> Венгеров А. Б. Теория государства и права. М.: Юристъ, 1996. С. 158. <4> См.: Там же.

Таким образом, физическая культура и спорт являются очень важной сферой человеческой жизнедеятельности, развитие и функционирование которой зависит от стратегии, выбранной государством в этой области, и осуществления ее государственных функций.

——————————————————————