Правовые вопросы формирования резерва медицинского имущества службы медицины катастроф
(Мельникова О. А.)
(«Медицинское право», 2013, N 5)
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА
МЕДИЦИНСКОГО ИМУЩЕСТВА СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
О. А. МЕЛЬНИКОВА
Мельникова Ольга Александровна, доцент кафедры «Управление и экономика фармации» ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Минздрава РФ».
Создание резервов медицинского имущества требует регламентирования правовых вопросов, связанных с работой с ними. В данной статье предлагается проект порядка формирования, хранения, использования областного резерва медицинского имущества службы медицины катастроф для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межрегионального характера.
Ключевые слова: резерв медицинского имущества, порядок хранения, использования резерва, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межрегионального характера.
Legal issues of formation of the reserve of medical property of the medical catastrophe service
O. A. Mel’nikova
Creation of reserves of medical property demands a regulation of the legal questions connected with work with them. In given clause the project of the order of formation, storage, use of a regional reserve of medical property of service of medicine of accidents is developed for liquidation of consequences of extreme situations of regional and inter-regional character.
Key words: a reserve of medical property, the order of storage, use of a reserve, liquidation of consequences of extreme situations of regional and inter-regional character.
Медицина катастроф — это область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи пострадавшему населению в условиях чрезвычайной ситуации, оказание специализированной скорой (санитарно-авиационной) медицинской помощи, медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Разные задачи, реализуемые специалистами медицины катастроф, приводят к необходимости использования разных технологий лекарственного обеспечения в разных режимах деятельности.
Для лекарственного обеспечения в условиях чрезвычайной ситуации важными являются вопросы формирования, хранения и использования резервов медицинского имущества. В настоящее время резервы созданы во многих центрах медицины катастроф, однако нормативные документы, касающиеся работы с ними, отсутствуют.
В связи с этим актуальными становятся исследования, направленные на создание нормативных документов, регламентирующих деятельность резервов медицинского имущества.
В данной статье мы предлагаем проект порядка работы резерва медицинского имущества службы медицины катастроф субъекта РФ.
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАСТНОГО
РЕЗЕРВА МЕДИЦИНСКОГО ИМУЩЕСТВА СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РАССЧИТАННОГО НА 500
ПОСТРАДАВШИХ И ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
1. Общие положения.
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2000 N 380 (ред. от 29.07.2002) «Об утверждении Положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Порядок определяет основные принципы формирования, хранения и использования резерва медицинского имущества для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.2. Областной резерв медицинского имущества службы медицины катастроф субъекта Российской Федерации (далее — резерв) предназначен для оказания медицинской помощи 500 пораженным при ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межрегионального характера в течение 3 суток. Резерв создается заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
1.3. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:
закупка — форма организованного приобретения медицинского имущества у производителей (поставщиков) для закладки на длительное хранение в резерв на взаимовыгодных договорных условиях;
поставка — форма организованных договорных отношений между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) медицинского имущества, готового для использования;
приемка медицинского имущества в резерв — проверка соответствия качества, количества и комплектности медицинского имущества его характеристикам и техническим условиям;
закладка медицинского имущества в резерв — принятие ценностей для хранения в резерве;
ответственное хранение — хранение заложенного в резерв медицинского имущества у получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этим имуществом до принятия в установленном порядке решения о выпуске его из резерва;
выпуск — это реализация или безвозмездная передача медицинского имущества резерва определенному получателю;
освежение — выпуск медицинского имущества из резерва, в связи с истечением установленного срока хранения, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых ценностей до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке в резерв равного количества аналогичных ценностей;
замена — выпуск медицинского имущества с целью его замещения на аналогичное более современное медицинское имущество, модели медицинской техники, виды изделий медицинского назначения для поддержания запасов в готовности к применению для оказания медицинской помощи пораженным на более высоком уровне;
заимствование — выпуск медицинского имущества из резерва на определенных условиях с последующим возвратом в резерв равного количества аналогичного медицинского имущества;
истребование — это право держателя или хранителя резерва требовать у его основателя финансирования мероприятий, связанных с закупкой, приемкой, хранением, выпуском медицинского имущества резерва;
изъятие — это выпуск медицинского имущества из резерва без права освежения или замены с целью окончательного исключения данной позиции;
срок хранения — период, в течение которого медицинское имущество, хранящееся в условиях, предусмотренных документацией, отвечает требованиям по качеству.
1.4. Резерв является важным составным элементом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и предназначается для экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайной ситуации в целях обеспечения медицинских технологий специалистов центра медицины катастроф при оказании пострадавшему населению:
— первичной медико-санитарной помощи;
— специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
— скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, —
в следующих формах:
1) экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая — медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
1.5. Порядок формирования, размещения, хранения, замены и освежения медицинского имущества резерва определяется исходя из прогноза характера чрезвычайной ситуации и количества пораженных (по Плану медико-санитарного обеспечения населения субъекта Российской Федерации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций), потребности выполняемых службой медицины катастроф лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
1.6. Медицинское имущество, находящееся в резерве, является собственностью субъекта Российской Федерации и находится на ответственном хранении в центре медицины катастроф субъекта Российской Федерации до истечения срока хранения в резерве. После вывода имущества из резерва права на его использование закрепляются за центром медицины катастроф субъекта Российской Федерации.
В случае если медицинские технологии специалистов медицины катастроф не позволяют использовать выведенную номенклатуру и объем имущества, допускается его распределение и передача по учреждениям здравоохранения субъекта Российской Федерации.
1.7. На центр медицины катастроф субъекта Российской Федерации возлагается:
— выполнение мероприятий по планированию потребности, истребованию медицинского имущества или запросу финансирования для его заготовки в размерах, установленных планами накопления, и содержания в готовности к использованию;
— определение размеров складских помещений под резерв;
— закуп, приемка, распределение медицинского имущества по предназначению и объектам хранения;
— хранение материальных ценностей согласно утвержденной номенклатуре;
— освежение, замена, контроль за накоплением, порядком содержания резерва, обеспечение его сохранности и обоснованности использования денежных средств на эти цели.
1.8. Министерство здравоохранения (или иной орган власти) субъекта РФ является ответственным за:
— выполнение мероприятий по выделению финансирования, необходимого для содержания резерва, согласно планам его накопления;
— контроль за распределением, использованием, содержанием, обеспечением сохранности медицинского имущества резерва, за рациональным расходованием выделенных денежных средств.
2. Порядок создания областного резерва медицинского имущества службы медицины катастроф субъекта РФ.
2.1. Номенклатура медицинского имущества, необходимого для оказания медицинской помощи в режиме ЧС, создается с учетом:
— видов, характера, особенностей, повторяемости, продолжительности периода возникновения возможных ЧС;
— продолжительности периода жизнеобеспечения, в течение которого должно осуществляться устойчивое снабжение пострадавшего населения;
— величины медико-санитарных потерь;
— природных, экономических, экологических и иных особенностей субъекта РФ;
— видов медицинской деятельности, выполняемых специалистами центра медицины катастроф при проведении лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
— потребности в запасах в соответствии с нормативными документами и планами Всероссийской службы медицины катастроф;
— анализа статистических данных, с учетом экспертной оценки специалистов службы;
— методов фармако-эпидемиологического и фармако-экономического анализа.
2.2. Номенклатура резерва должна включать:
— при вероятности химического и биологического заражения — средства индивидуальной защиты, антибактериальные средства, иммунобиологические препараты, антидоты, дезинфицирующие средства;
— при вероятности радиационного загрязнения — радиопротекторы, препараты для предотвращения поражения щитовидной железы, иммуностимулирующие препараты;
— при вероятности возникновения техногенных катастроф — лекарственные средства и изделия медицинского назначения, предназначенные для оказания медицинской помощи при травматических повреждениях.
2.3. При расчетах потребности и составлении номенклатуры медицинского имущества необходимо предусмотреть возможность оказания медицинской помощи детям дошкольного и школьного возраст.
2.4. Номенклатура средств индивидуальной защиты должна включать средства для эвакуируемого из очага поражения населения, а также средства индивидуальной защиты для работы медицинского и фармацевтического персонала в очаге;
2.5. Номенклатура резерва медицинского имущества, расчет потребности в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения для обеспечения развертывания формирований, укомплектования бригад разрабатывается специалистами центра медицины катастроф субъекта РФ. Предложения по формированию, уточнению, пересмотру номенклатуры резерва, объемов их накопления представляются в орган власти субъекта РФ.
2.6. Номенклатура резерва должна предусматривать следующие группы медицинского имущества для оказания медицинской помощи при травматических повреждениях, отравлениях, инфекционных и радиационных поражениях:
— лекарственные препараты;
— иммунобиологические препараты;
— препараты крови и кровезаменители;
— перевязочные средства;
— изделия медицинского назначения;
— дезинфицирующие средства;
— средства индивидуальной защиты;
— медицинские инструменты;
— медицинскую технику;
— комплекты и укладки медицинского имущества;
2.7. Накопление медицинского имущества в резерве осуществляется в соответствии с планами закладки медицинского имущества в резерв, ежегодно разрабатываемыми специалистами центра медицины катастроф и согласованными с отделом мобилизационной подготовки и организации медицинской помощи при чрезвычайной ситуации органа власти субъекта РФ. Планы разрабатываются на календарный год на основании данных номенклатуры медицинского имущества о фактическом наличии в резерве, потребности его освежения, формировании норм, комплектов и укладок в планируемом году.
2.8. Накопление резерва осуществляется исходя из структуры и особенностей фармацевтического рынка субъекта РФ, в связи с чем в первоочередном порядке в резерв закладывается имущество с большим сроком хранения, а также имущество, не производимое на территории субъекта РФ.
2.9. Допускается накопление медицинского имущества на базе других организаций, в специально оборудованных помещениях, расположенных на территории субъекта РФ, на основании заключенных договоров ответственного хранения между организацией-хранителем и органом власти субъекта РФ.
2.10. Организации, пункты и объекты хранения резерва утверждаются органом власти субъекта РФ на основании процедуры предварительного отбора поставщиков, проведенной согласно действующему законодательству и по представлению центра медицины катастроф субъекта РФ.
3. Организация закупок и поставок медицинского имущества.
3.1. Размещение заказов на закупку медицинского имущества основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
3.2. Государственным заказчиком на поставку медицинского имущества в резерв является орган власти субъекта РФ, который может передавать выполнение части своих функций по размещению заказов на закупки и поставки медицинского имущества центру медицины катастроф субъекта РФ в пределах выделенных полномочий.
3.3. Орган власти субъекта РФ (по согласованию центром медицины катастроф):
— размещает заказы на закупки и поставки медицинского имущества в резерв;
— проводит процедуру предварительного отбора поставщиков, способных без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа в возможно короткий срок осуществить поставки товаров в резерв в условиях чрезвычайной ситуации;
— при заключении государственных контрактов (договоров) на поставки медицинского имущества в областной резерв или прием их на ответственное хранение рассматривает и согласовывает с поставщиками и получателями номенклатуру, объем, качество, цену, сроки поставки и хранения продукции;
— заключает с хозяйствующими субъектами государственные контракты (договоры) на поставку медицинского имущества и обеспечивает расчеты с поставщиками и получателями этой продукции в соответствии с заключенными контрактами (договорами);
— обеспечивает целевое использование средств, выделяемых для формирования областного резерва;
— формирует предложения к проекту областного бюджета на следующий год по структуре расходов областного резерва.
3.4. Закупка в областной резерв тех видов медицинского имущества, потребность в которых удовлетворяется производителями субъекта РФ, не производится. За счет средств областного бюджета резерв формируется на базе данных производителей на основе договоров ответственного хранения. Размещение заказа на поставку продукции в резерв происходит на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм поставщиков по предварительному согласованию.
3.5. Финансирование расходов по закупкам и поставкам медицинского имущества резерва осуществляется за счет средств бюджета субъекта. Для формирования резерва могут использоваться средства из других источников, определяемых законодательными актами и постановлениями субъекта РФ.
Средства, полученные от реализации медицинского имущества из резерва, подлежат возврату в областной бюджет и направляются на финансирование закупок и поставок медицинского имущества в резерв.
4. Порядок поставки и организация приемки медицинского имущества.
4.1. Поставка, срок поставки и условия оплаты медицинского имущества осуществляются на основании результатов размещения заказов на закупку и заключения контрактов (договоров). Поставка осуществляется путем отгрузки продукции в резерв.
4.2. Количество, наименования, характеристики и цена медицинского имущества указываются в спецификации, которая является неотъемлемой частью заключенного контракта (договора).
4.3. Медицинское имущество должно соответствовать действующим стандартам, предъявляемым к данному виду товаров. Сроки и условия гарантии качества поставленного медицинского имущества определяются его производителем, а остаточный срок годности должен составлять не менее 75 — 80% от общего срока годности медицинского имущества.
4.4. Приемка товара по качеству, количеству и цене осуществляется заказчиком в соответствии с действующими нормативами.
Приемка продукции, поставляемой без тары, в открытой таре, а также приемка по весу брутто и количеству мест продукции, поставляемой в таре, производится:
а) на складе получателя — при доставке продукции поставщиком;
б) на складе поставщика — при вывозе продукции получателем;
в) в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе органа транспорта — при доставке и выдаче продукции органом железнодорожного, водного, воздушного или автомобильного транспорта.
При доставке поставщиком продукции в таре на склад-резерв последний, кроме проверки веса брутто и количества мест, может потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте.
4.5. Качество поставляемого поставщиком товара должно соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым к качеству товара, действующим на территории Российской Федерации. Товары должны быть упакованы, маркированы и содержать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
4.6. Приемка медицинского имущества на соответствие качества и количества требованиям контракта (договора) оформляется актом сдачи-приемки медицинского имущества. При поставке поставщик должен подтвердить качество декларациями о соответствии, сертификатами качества, регистрационным удостоверением. Товар считается переданным после подписания заказчиком и поставщиком акта сдачи-приемки товара.
Поставщик отвечает за качество поставляемого товара при транспортировке его до заказчика. Поставщик несет ответственность за все потери и повреждения, связанные с неправильной транспортировкой поставляемого товара.
4.7. Ответственность за приемку и качество поступивших материальных ценностей возлагается на материально ответственных лиц.
5. Организация хранения резерва.
5.1. Главной задачей хранения резерва является обеспечение его количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечение постоянной готовности к быстрой выдаче при угрозе ЧС. Порядок размещения медицинского имущества в складских помещениях должен обеспечивать быстроту операций по их приемке, выдаче, освежению и проведению инвентаризации.
5.2. Медицинское имущество областного резерва для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межрегионального характера размещается на базе центра медицины катастроф субъекта РФ, или у ответственных хранителей в специально оборудованных помещениях для хранения, обеспечивающих готовность к своевременной выдаче медицинского имущества в случае ЧС.
5.3. Список организаций, имеющих право на хранение медицинского имущества на основании заключенных договоров, утверждается органом власти субъекта РФ с помощью проведения процедуры предварительного отбора поставщиков.
5.4. Организация, хранящая медицинское имущество на договорной основе, является ответственным хранителем и осуществляет хранение заложенных в резерв материальных ценностей без права пользования этими ценностями до принятия решения об их выпуске из резерва.
5.5. Руководители объектов, на базе которых хранятся резервы на основе договоров ответственного хранения, несут ответственность за их сохранность.
Помещения для хранения медицинского имущества резерва должны обеспечивать:
— оптимальные условия (температура, влажность и т. п.) для хранения медицинского имущества, быть оборудованными достаточным количеством стеллажей, шкафов, подтоварников;
— соответствие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, пожарной безопасности;
— возможность правильной и рациональной укладки медицинского имущества, быстрой разгрузки и погрузки медицинского имущества в условиях ЧС;
— возможность использования средств технической охраны.
5.6. На складе-резерве необходимо предусмотреть следующие участки и зоны для хранения:
участок приемки фармацевтической продукции, представляющий собой отдельное помещение, функционально предназначенное для приемки медицинского имущества по комплектности и качеству, проверки сопроводительной документации, распределения грузов по местам, после предварительного комплектования, пакетирования грузов для дальнейшей процедуры освежения;
карантинная зона, предназначенная для размещения медицинского имущества, не удовлетворяющего качественным характеристикам (в поврежденной упаковке, не имеющее документов, подтверждающих качество, не отвечающие номенклатуре заказа и т. п.);
участок экспедиции, представляющий отдельное помещение, предназначенное для учета отправляемых на освежение грузов, их временного складирования, составления сопроводительной документации;
участки хранения медицинского имущества, занимающие собой самую большую площадь из всех вышеперечисленных участков и позволяющие обеспечивать сохранность медикаментов, целостность вторичной упаковки, контроль за сроками годности, соблюдение условий хранения;
участок консервации и переконсервации имущества — представляющий собой площадь, функционально предназначенную для проведения действий по долгосрочному сохранению объектов путем уменьшения риска повреждения имущества в результате воздействия природных и биологических факторов.
5.7. Сроки хранения медицинского имущества зависят от группы медицинского имущества:
Таблица 1
Сроки годности хранения медицинского имущества в резерве
Общий Срок хранения в резерве
срок
годности
1. Лекарственные средства,
иммунобиологические препараты,
изделия медицинского назначения,
дезинфицирующие средства, средства
индивидуальной защиты и другое
имущество, которому установлен срок
годности:
6 месяцев 4 месяца
1 год 7 месяцев
2 года 12 месяцев
3 года 24 месяца
4 года 36 месяцев
5 лет 48 месяцев
6 лет 60 месяцев
7 лет 72 месяца
2. Медицинские хирургические
инструменты, медицинская техника
определяется
производителем —
изготовителем на
основании соответствующих
стандартов и технических
условий, а в случае
отсутствия в них этих
данных — по срокам
хранения аналогичных
материалов, но не более
10 лет
5.8. Общие требования к помещениям для хранения лекарственных средств, хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств, особенности хранения отдельных групп лекарственных средств должны соответствовать Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (с изм.) «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».
5.9. Общие требования к хранению изделий медицинского назначения должны соответствовать Приказу МЗ РФ от 13.11.1996 N 377 (с изм.) «Об утверждении Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения».
5.10. Условия транспортирования и хранения иммунобиологических препаратов на складе-резерве определяются действующими нормативно-техническими актами в области санитарно-эпидемиологического законодательства, постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ.
5.11. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры хранятся согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148 (с изм.) «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
5.12. Естественная убыль лекарственных средств, образующаяся во время хранения, списывается в пределах размеров, установленных предельными нормами естественной убыли, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.01.2007 N 2 «Об утверждении норм естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения».
6. Организация выпуска медицинского имущества из резерва.
6.1. Выпуск медицинского имущества из резерва может осуществляться:
— для использования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— в связи с их освежением и заменой;
— в порядке временного заимствования.
6.2. Распорядителем резерва в условиях ЧС является орган власти субъекта РФ в лице министра здравоохранения субъекта РФ либо лица, исполняющего его обязанности.
Распорядителем резерва в условиях повседневной деятельности является центр медицины катастроф субъекта РФ, осуществляющий выпуск по согласованию с органом власти субъекта РФ.
6.3. Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации медицинское имущество резерва может использоваться в целях:
— оказания скорой и скорой специализированной медицинской помощи специалистами медицины катастроф в очаге поражения на догоспитальном этапе;
— оказания медицинской помощи медицинским персоналом учреждения здравоохранения на госпитальном этапе;
— развертывания и медицинского снабжения мобильного медицинского комплекса;
— других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением медицинских технологий специалистов медицины катастроф при оказании помощи пострадавшему населению.
6.4. Выпуск медицинского имущества из резерва для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации осуществляется на основании решения комиссии по чрезвычайной ситуации органа власти субъекта РФ.
Медицинское имущество резерва может быть использовано для оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС, находящимся на базе учреждений здравоохранения субъекта РФ. Для этого администрация муниципального образования в ведении, которого находится учреждение здравоохранения, направляет запрос в орган власти субъекта РФ. Каждое решение о выпуске из резерва и передаче на баланс в учреждение здравоохранения субъекта сопровождается приказом органа власти субъекта РФ.
6.5. Восполнение медицинского имущества, израсходованного при ликвидации чрезвычайной ситуации, осуществляется за счет выделения финансовых средств организации держателю резерва, если иной порядок восполнения не установлен распоряжением при их выпуске.
6.6. Выпуск из резерва медицинского имущества в связи с освежением и заменой в условиях повседневной деятельности может производиться:
6.6.1. Выпуском из резерва медицинского имущества, подлежащего освежению в соответствии с планом освежения, разрабатываемым ежегодно центром медицины катастроф субъекта РФ.
Допускается использование специалистами центра медицины катастроф субъекта РФ выпущенного медицинского имущества в текущей деятельности после информирования органа власти субъекта РФ.
6.6.2. В том случае, если медицинское имущество, подлежащее освежению, не может быть использовано специалистами центра медицины катастроф, в условиях повседневной деятельности оно может быть передано в государственные учреждения здравоохранения субъекта на безвозмездной основе, после предварительного с ними согласования по распоряжению органа власти субъекта РФ.
6.6.3. Освежение или замена медицинского имущества в условиях повседневной деятельности производится без разрыва во времени между выпуском, подлежащего освежению медицинского имущества и закладкой нового имущества в пределах финансирования, выделенного органом власти субъекта РФ. Освежение резерва проводит комиссия с одновременным составлением актов закладки и изъятия. Максимальный разрыв во времени между изъятием и вложением не должен превышать 1 месяца.
6.6.4. Если освежение или замена медицинского имущества в условиях повседневной деятельности проводится по договору ответственного хранения, то освежение или замена медицинского имущества проводится организацией самостоятельно без привлечения дополнительных бюджетных средств, в рамках выделенных ассигнований на условиях, предусмотренных договором ответственного хранения.
6.7. Из резерва медицинского имущества возможен выпуск в порядке заимствования.
6.7.1. Выпуск в порядке заимствования осуществляется на основании решения (приказа) органа власти субъекта РФ, в котором определяются получатели, сроки и условия выпуска медицинского имущества, порядок и сроки возврата.
6.7.2. При выдаче медицинского имущества в порядке заимствования заемщик представляет гарантийное обязательство по возврату медицинского имущества резерва в точно установленный срок.
6.8. При осуществлении освежения медицинского имущества из резерва возможна его реализация, после его переоценки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1996 N 786 «О порядке оценки выпускаемых из мобилизационного резерва и неприкосновенного запаса лекарственных средств и медицинского имущества», на основании заключения специально создаваемой комиссии из числа специалистов органа власти субъекта РФ, специалистов центра медицины катастроф.
6.9. В случае невозможности освежения медицинского имущества оно хранится в областном резерве до истечения установленных сроков годности, после чего изымается из запасов, списывается и утилизируется на предприятии, имеющем лицензию на уничтожение.
7. Финансирование резервов.
7.1. Финансирование расходов по созданию, хранению, выпуску и восполнению резерва осуществляется за счет областного бюджета органа власти субъекта РФ.
7.2. Финансирование резерва происходит из бюджета субъекта РФ, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайной ситуации, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Финансирование резерва предусматривает плановое и целевое выделение финансовых средств на приобретение медицинского имущества.
7.3. Объем финансовых средств, необходимых для приобретения медицинского имущества резерва, определяется с учетом возможного изменения индекса цен на продукцию, а также расходов, связанных с формированием, размещением, хранением и восполнением резерва.
7.4. Допускается вместо приобретения и хранения отдельных видов медицинского имущества (дезинфицирующих средств, инфузионных растворов, иммунобиологических препаратов и др.) заключение договоров на поставку с предприятиями, имеющими эти ценности в постоянном наличии или обращении.
7.5. Все средства, полученные от выпуска, освежения, заимствования, реализации и других операций с медицинским имуществом резерва, не подлежат налогообложению и используются исключительно для содержания и формирования резерва.
8. Использование медицинского имущества.
1. Областной резерв медицинского имущества на 500 пораженных используется только для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межрегионального характера.
2. Использование резерва медицинского имущества в условиях ЧС разрешается по указанию министра здравоохранения субъекта РФ с последующим оформлением приказа на выпуск медицинского имущества. Номенклатура используемого для этих целей медицинского имущества определяется размерами санитарных потерь и объемами оказываемой помощи. Изъятое из резерва имущество восстанавливается за счет бюджетных средств, выделяемых органом власти субъекта в рамках финансирования.
Расход лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники из резерва в условиях повседневной деятельности разрешается только в порядке выпуска.
3. Медицинское имущество, изъятое из резерва в условиях ЧС:
3.1. Используется медицинскими формированиями центра медицины катастроф субъекта РФ при ликвидации последствий ЧС;
3.2. Передается с баланса центра медицины катастроф субъекта РФ на баланс учреждений здравоохранения, находящихся в зоне ЧС и нуждающихся в улучшении материально-технического обеспечения. В режиме ЧС передача осуществляется по гарантийному письму с последующим изданием приказа и оформлением документов на передачу. Медицинское имущество, изъятое из резерва и переданное на баланс учреждения здравоохранения, используется как для оказания помощи пострадавшим на госпитальной базе, так и для укомплектования медицинских формирований службы данного учреждения.
4. Медицинское имущество, выпущенное из резерва в условиях повседневной деятельности:
4.1. Используется отделениями плановой и экстренной консультативной медицинской помощи центра медицины катастроф субъекта РФ при оказании специализированной скорой санитарно-авиационной медицинской помощи и медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
4.2. Используется учреждениями здравоохранения субъекта РФ, на баланс которых передано данное имущество.
5. В случае принятия решения органом государственной власти субъекта РФ о необходимости закупки медицинского имущества непосредственно в условиях ЧС поставки имущества происходят в адрес центра медицины катастроф субъекта РФ, который по распоряжению органа власти распределяет медицинское имущество по учреждениям здравоохранения и формированиям службы медицины катастроф.
6. Все операции по изменению количества медицинского имущества осуществляются с использованием документов первичного бухгалтерского учета.
7. Контроль за использованием областного резерва медицинского имущества на 500 пораженных для ликвидации последствий регионального и межрегионального характера возлагается на орган власти субъекта Российской Федерации.
——————————————————————