Медико-правовые аспекты работы с наркотическими средствами и психотропными веществами в центре медицины катастроф
(Мельникова О. А.)
(«Медицинское право», 2009, N 1)
МЕДИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ
С НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ПСИХОТРОПНЫМИ
ВЕЩЕСТВАМИ В ЦЕНТРЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
О. А. МЕЛЬНИКОВА
Мельникова О. А., кандидат химических наук, доцент, ОГУЗ «Территориальный центр медицины катастроф» Свердловской области.
Обсуждаются вопросы, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в территориальных центрах медицины катастроф: порядок учета, хранения и использования наркотических средств и психотропных веществ. Данная статья может быть полезна работникам центров медицины катастроф и иным специалистам.
В настоящее время во многих территориальных округах функционируют центры медицины катастроф. Центр медицины катастроф представляет собой лечебно-профилактическое учреждение особого типа, функциями которого является оказание скорой и скорой специализированной медицинской помощи (санитарно-авиационной) в условиях повседневной деятельности и в условиях чрезвычайной ситуации. Естественно, что оказание медицинской помощи невозможно без наркотических средств и психотропных веществ. Однако в настоящее время в законодательстве отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы работы с данной группой лекарственных средств непосредственно для центра медицины катастроф.
В связи с этим целью настоящей статьи было освещение вопросов работы с наркотическими средствами и психотропными веществами в центре медицины катастроф, упущенных в настоящем законодательстве.
Работа с наркотическими средствами и психотропными веществами в центре медицины катастроф происходит в нескольких режимах:
1. Режим повседневной деятельности.
2. Режим чрезвычайной ситуации.
Соответственно и наркотические средства, и психотропные вещества будут использоваться для решения этих двух задач.
Цепочку движения наркотических средств и психотропных веществ в центре медицины катастроф можно представить на схеме:
Государственное Аптека готовых Отделения центра,
унитарное > лекарственных > осуществляющие
предприятие < форм центра скорую и скорую
«Фармация» медицины специализированную
катастроф медицинскую помощь
населению (нарко —
/ \ тические средства
V V и психотропные
вещества сформиро —
Отдел запасов апте — Филиалы Трассовая ваны в укладки)
ки (склад-резерв) центра служба
Из схемы видно, что наркотические средства и психотропные вещества попадают от фирмы-поставщика («Фармация») в аптеку готовых лекарственных форм, а затем часть из них в отдел запасов аптеки — склад-резерв (для обеспечения работы в чрезвычайной ситуации), а другая часть — в отделения центра, оказывающие плановую и экстренную консультативную помощь (в условиях повседневной деятельности), филиалы и трассовую службу.
Для осуществления деятельности с наркотическими средствами и психотропными веществами по этой цепочке необходимо предусмотреть следующие моменты, в настоящее время отсутствующие в законодательстве.
1. Вопросы лицензирования работы с наркотическими средствами и психотропными веществами.
В действующем законодательстве существуют несколько видов деятельности, применимых к работе центра медицины катастроф (приобретение, хранение, отпуск, использование, уничтожение). Однако вид деятельности, связанный с освежением (заменой лекарственных средств с истекающим сроком годности на лекарственные средства с хорошим сроком годности), для данной группы лекарственных средств отсутствует.
2. Требования к технической укрепленности, оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации.
Требования к технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации для хранения основного запаса наркотических средств и психотропных веществ даны в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 1997 г. N 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ». Однако в данном Приказе отсутствуют требования к технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации для оперативно-диспетчерского отдела, где происходит хранение укладок с наркотическими средствами и психотропными веществами, полученных из аптеки. На взгляд автора, нецелесообразно вводить укрепленность в диспетчерской, аналогичную комнате хранения основного запаса, поскольку укладки хранятся в комнате непродолжительное время (происходит выдача в работу).
3. Расчетные нормативы, необходимые для планирования годового количества наркотических средств и психотропных веществ.
В настоящее время упомянутым выше Приказом предусмотрены нормативы в потреблении наркотических средств и психотропных веществ для различных отделений лечебно-профилактического учреждения. Однако нормативы для центра медицины катастроф в настоящее время отсутствуют. При разработке нормативов следует учесть, что работа специалистов центра медицины катастроф протекает в двух режимах. Для работы в чрезвычайной ситуации количество наркотических средств и психотропных веществ рассчитывается исходя из стандартов лечения и возможных санитарных потерь. Для работы в условиях повседневной деятельности — из данных о проведенных операциях.
4. Порядок работы с наркотическими средствами и психотропными веществами.
Порядок работы с данными лекарственными средствами в центре медицины катастроф отличается от работы в лечебно-профилактических учреждениях. Особенность связана с выездным характером работы бригад скорой и скорой специализированной помощи, что выражается в формировании укладок с наркотическими средствами и психотропными веществами. Соответственно, в цепочке передачи наркотических средств и психотропных веществ из аптеки к главной медицинской сестре и до врача возникает еще один этап передачи — оперативно-диспетчерский отдел (со своим журналом передачи укладок, не утвержденным в данный момент законодательством). Предлагаем свою форму (см. табл. 1).
Таблица 1
Форма журнала учета укладок наркотических средств
и психотропных веществ в оперативно-диспетчерской службе
Наименование наркотического средства, психотропного вещества в соответствии с Перечнем Постановления РФ от 30 июня 1998 г. N 681 _____________________________________________________________________________
Фирменное название (синоним), под которым получено наркотическое средство, психотропное вещество _____________________________________________
Дозировка ______________________________________________________________
Дата/ Ф. И.О. Ф. И.О. N Наименование Под — Расход Подпись
время вы — получив — укл. медикамента пись приняв —
давшего шего врача шего
укладку укладку укладку
промедол морфин фентанил
При ведении журнала регистрации операций с наркотическими средствами и психотропными веществами в аптеке необходимо введение колонки «Отпущено на освежение». Поскольку освежение нельзя считать использованием, и, стало быть, включать в отчет об использовании наркотических средств и психотропных веществ не целесообразно.
5. Порядок работы с наркотическими средствами и психотропными веществами на трассовой службе.
Трассовая служба центра медицины катастроф состоит из трассовых пунктов, расположенных на территории Свердловской области. Функцией трассовой службы является оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Естественно, что оказание данной помощи невозможно без наркотических средств и психотропных веществ. Однако нигде в законодательстве нет указаний об организации лекарственного обеспечения, в том числе оборота с наркотическими средствами и психотропными веществами на трассовом пункте (техническая укрепленность, оснащение средствами охранно-пожарной сигнализации, порядок ведения документации).
6. Порядок работы с наркотическими средствами в условиях чрезвычайной ситуации.
Порядок работы с наркотическими средствами и психотропными веществами в условиях чрезвычайной ситуации также в настоящее время не регламентирован. Непонятно, каким образом осуществлять перевозку резерва наркотических средств и психотропных веществ к месту трагедии. Если заключать договор со специализированной организацией, имеющей лицензию, то можно просто не успеть к месту чрезвычайной ситуации.
7. Порядок выпуска и освежения наркотических средств и психотропных веществ из резерва.
Вопрос выпуска наркотических средств и психотропных веществ и их освежения остается открытым. В законодательстве не прописаны организации, имеющие право принимать на свой баланс данную группу лекарственных средств с истекающим сроком годности, не указано, каким образом осуществлять проведение документации с точки зрения бухгалтерского учета.
——————————————————————