Теории идеального государства: практическое применение теоретических разработок при построении современных государств

(Каранина Н. С.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2010, N 1)

ТЕОРИИ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПРИ ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

Н. С. КАРАНИНА

Каранина Н. С., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории государства и права Кировского института (филиала) Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, помощник судьи Второго арбитражного апелляционного суда (г. Киров).

С древних времен с началом совершенствования форм совместного общежития и появлением государства люди стали задумываться о наиболее рациональном, правильном построении общества и вместе с ним государства. Оптимальная модель государства рассматривалась как идеал, к которому люди должны стремиться. Идеальное рождалось в теоретической деятельности и оседало в мышлении как всеобщее <1>. ——————————— <1> См.: Манджиев Т. Б. Право как всеобщая форма бытия идеального в обществе // Правоведение. 1997. N 3. С. 34 — 41.

Под идеальным государством понималось то, в котором каждый его член чувствует себя частью данного общества (государства) и имеет возможность реализовать свои собственные устремления, интересы, не причиняя при этом ущерба интересам другого (других). Большинство авторов считали идеальным «государство для всех». Первые яркие рассуждения об идеальном государстве содержатся в трудах древнегреческого мыслителя Платона — диалогах «Законы», «Государство», «Политик». Платон считал, что идеальное государство должно осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами, должно руководить духовной деятельностью и творчеством <2>. ——————————— <2> См.: Лейст О. Э. История политических и правовых учений: Учебник. М.: Юридическая литература, 1997. С. 132.

Другой древнегреческий философ Аристотель идеальным государством считал «политию» — смешанную форму государства, возникающую из сочетания олигархии и демократии. Аристотель писал: «Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью…» <3>. ——————————— <3> Там же. С. 134 — 135.

Впоследствии, начиная с III в. н. э., появляются идеи божественного происхождения и сути государства. Идеальным в рамках теократических доктрин является такое государство, которое соответствует божественной воле (идеи непосредственной и опосредованной власти бога на земле). В XVI — XVII вв. наибольшую значимость приобретает идея, согласно которой деятельность государства «для всех» должна быть строго подчинена закону; только на основе закона (права) государство будет соблюдать интересы всего общества. Данные концепции заложили основы теории правового государства, каковым его понимаем в настоящее время. Таким образом, на сегодняшний день подход к пониманию идеального государства в целом остается прежним; трансформировались, расширились представления о способах его построения. В современной литературе встречаются различные описания идеального государства: идеальное государство представляет собой надлежащее бытие всеобщего правопорядка и вытекающей из него ответственной свободы, мера совершенства которого зависит от меры устойчивости правопорядка и реализованной созидательной свободы в нем <4>; идеальным является государственный строй, в котором может осуществляться примирение различных конституционных начал (свобода, закон, общее благо и власть) <5>; идеальное государство должно обеспечивать процветание и благо общества <6>. ——————————— <4> Осипян Б. А. Критерии правомерности типов и форм государств // История государства и права. 2007. N 18. С. 33. <5> Чичерин Б. Н. Курс государственной науки: Общее государственное право. М., 1894. Ч. 1. С. 161. <6> Белов В. А. Автомобиль как объект права собственности гражданина. Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 14 июля 1998 г.; подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 1998.

Анализ научных течений последнего времени позволяет выделить следующие теории идеального государства: государство мудрейших, религиозное государство, правовое, национальное и социальное государства, государство всеобщего благоденствия и др.

Государство мудрейших

На сегодняшний день данная теория четко не оформлена. Подобные рассуждения более характеризуют ранние периоды научной мысли. Так, государством у Платона руководят немногие — правителями могут стать только лица, способные хорошо управлять государством в силу природных задатков и вследствие долголетней предварительной подготовки. В идеальном, «подлинном» государстве политик единолично осуществляет власть, «руководствуясь знанием» <7>. ——————————— <7> Лейст О. Э. Указ. соч. С. 135.

Однако и в современной литературе зачастую встречаются высказывания о необходимости сильной власти при условии, что у ее руля будет стоять мудрый правитель <8>. ——————————— <8> См., напр.: Ильин И. А. Наши задачи: Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М., 1993. С. 408; Адилова Л. И. Влияние массовой культуры на восприятие образа власти: Сборник докладов по итогам Международной научно-практической конференции «Евразийский диалог: исторические связи и перспективы» (Москва, 30 сентября — 1 октября 2005 г.). М., 2006. С. 216.

Можно также сказать, что эта концепция отчасти получила свое закрепление в нормативных правовых актах современных государств, в том числе России, так как для занятия поста главы государства кандидат должен отвечать ряду квалификационных критериев.

Религиозное государство

Объяснение государства как феномена, имеющего божественное происхождение и сущность, имеет давнюю историю и очень широкую политическую географию. Еще на заре государственности ее утверждению в значительной мере способствовало то, что роль и ценность государства, конкретных носителей власти обосновывалась их особой связью с богами <9>. ——————————— <9> Пацация М. Ш. Теория государства и права: Учеб. пособие. М.: МГИУ, 1999. С. 184 — 188.

Теологические концепции государства весьма многообразны. Хотя ведущее место занимают главные, так называемые мировые, религии: христианство, ислам, буддизм. В рамках каждого из этих религиозных направлений есть свои авторитетные мыслители, формулирующие наиболее признанные концепции соответствующего идеального «теистического» (от греч. theos — бог) государства. В той или иной мере эти теории реализуются в общественно-политической практике. Одной из первых теорий происхождения государства была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский — XIII в.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен и др.). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли; в то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т. е. это в конечном счете вопрос веры. Идеал государства в рамках религиозного миропредставления — это союз верующих людей (одной веры), любящих Бога и соблюдающих каноны священных писаний. Теория исламского государства также принадлежит к числу теологических концепций объяснения природы, социального назначения и функционирования государства. Понятие государства в рамках исламской концепции связано с идеей халифата, признаваемого идеальной формой социальной организации мусульманской общины. Согласно данной идее в руках правителя должны быть сосредоточены наиболее важные рычаги власти, одновременно при принятии решений правитель должен учитывать мнение наиболее авторитетных и влиятельных членов мусульманской общины; целью всей организации власти (халифата) признается выражение интересов всех своих единоверцев, их защита. Такая организация власти (соединение властей) признается идеальной в мусульманском мире. Отношение к демократическим выборам и в современном исламе скорее отрицательное, нежели положительное. Весьма симптоматично заявление короля Саудовской Аравии Фахда о том, что «распространенная в мире модель демократии не подходит для нас в этом регионе. У нас есть ислам, являющийся самодостаточной системой и совершенной религией. Свободные выборы не входят в сферу мусульманской религии, сторонники которых не могут жить в нашей стране» <10>. ——————————— <10> Там же.

Христианские теологи признают, что мироощущение современного человека, а также сформированная Священным писанием концепция правового по своей сути государства ближе всего стоят к демократии <11>. В то же время Библия ничего не говорит об идеальной форме государства, ибо форма суть «внешнее», а «внешних судит Бог» (1 Кор. 5, 13), и все «власти века сего преходящи» (1 Кор. 2, 6). Вечен лишь Господь, Он и есть «глава всякого начальства и власти» (Кол. 2, 10), Он волен давать власть и волен ее отнимать (Кол. 2, 15). ——————————— <11> См.: Хеффнер Й. Христианское социальное учение. М.: Духовная библиотека, 2001. С. 250 — 251.

Новый Завет не уделяет государству столь пристального внимания, но имеющиеся упоминания о нем несут положительную смысловую нагрузку и отличаются исключительной лояльностью <12>. ——————————— <12> См.: Сорокина Ю. В., Малиновская Н. В. Интерпретация христианской доктрины и право западноевропейских государств // История государства и права. 2008. N 11. С. 52 — 54.

К теологической можно отнести и древнеиудейскую политико-правовую теорию построения государства <13>. ——————————— <13> См.: Калинина Е. В. Генезис и трансформация древнеиудейского представления об оптимальной форме правления: от теократии к монархии // История государства и права. 2008. N 9. С. 15.

Правовое государство

Теория правового государства с исторической точки зрения представляет собой, скорее, феномен европейской культуры, окончательно оформленный лишь во второй половине XX столетия. Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений <14>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <14> См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 61.

Правовое государство понимается как демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей <15>. ——————————— <15> См.: Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007. С. 374.

Правовое государство — это также определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, для развития общества в целом <16>. ——————————— <16> См.: Абдуллаев М. И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004. С. 45.

Теоретическая модель правового государства в отличие от моделей государств с другими преобладающими политико-правовыми признаками имеет качественно иные взаимосвязи с обществом и личностью, их многочисленными и разнообразными коллективами, иной характер регулятивной и арбитражной роли в обществе <17>. ——————————— <17> См.: Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А. С. Пиголкина. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2003. С. 184.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что правовое государство — это модель такого идеального государства, в котором совместное общежитие людей подчинено правопорядку и в котором одновременно реализуются свободы каждого члена общества без ущерба интересам других. Средством построения такого государства выступает право, объективированное в законах, справедливое по своему содержанию и исполняемое как всеми членами общества, так и государством. Право выступает единственным эффективным инструментом связывания государственной власти (произвола) без ущемления чьих-либо интересов.

Демократическое государство

Демократическое государство образуется свободными гражданами страны, подчиняется волеизъявлению большинства и обеспечивает общественную безопасность в рамках закона всем гражданам <18>. ——————————— <18> См.: Степанов В. Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства // Государство и право. 2004. N 5. С. 93 — 96.

Демократическое государство в своей конституции закрепляет принцип приоритета естественных прав личности, объявляет перечень основных прав и свобод человека и гражданина и устанавливает систему юридических гарантий этих прав. Такое государство предполагает для выявления и согласования общественного мнения различных социальных слоев населения всеобщие выборы представительных органов и плюралистическую политическую систему. Демократическое государство полноценно функционирует при наличии в стране политического плюрализма, партий парламентского типа, рассчитанных не на захват власти вооруженным путем, а строящих свою политику на демократической борьбе в процессе выборов в представительные органы и в отстаивании своих позиций в самих этих представительных учреждениях, а через них и в оперативно-управленческой деятельности администрации. В демократическом государстве все равны перед законом и поэтому подлежат равной ответственности за нарушение законности. В современных демократических государствах совершенствуется механизм охраны, защиты прав человека.

Национальное государство

Корни доктрины национального государства уходят в эпоху буржуазных революций XVIII — XIX столетий, завершившихся образованием ряда западноевропейских государств, формирование которых было освящено провозглашенным в этот период «принципом национальности». В XIX в. «принцип национальности» отстаивали многие общественные деятели и мыслители — П. Манчини, Ж. Ренан и др. Эта идея имела своих сторонников и в России. Русский ученый А. Градовский, в частности, писал: «Каждая народность имеет право образовать особую политическую единицу, т. е. государство» <19>. ——————————— <19> Пацация М. Ш. Указ. соч. С. 177 — 183.

В XX столетии основой доктрины и практики формирования национального государства стал принцип «права наций (народов) на самоопределение». Данное право (вплоть до образования собственного национального государства) находит закрепление в Уставе ООН (п. 2 ст. 1, ст. 55). В современной теории государства и права национальное государство понимают как форму самоопределения и организации той или иной нации на определенной суверенной территории, выражающую волю этой нации. В идеале такое государство предполагает, что все его граждане имеют общий язык, культуру и ценности, а также что все они являются частью единого общества, с его институтами и его нормами. Названное «единство» способствует построению целостного, устойчивого к внешним воздействиям государства. Большинство современных государств включает многие элементы национального государства.

Социальное государство

Социальное, или социально ориентированное, государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности <20>. ——————————— <20> См.: Гончаров П. К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Политология». 2000. N 2. С. 51.

В основе социального государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ, что можно рассматривать как создание равных стартовых возможностей (вернее, выравнивание этих возможностей) <21>. ——————————— <21> См.: Пиголкин А. С. Указ. соч. С. 32.

Социальным следует называть то государство, одним из приоритетных направлений деятельности которого является создание условий для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области. Социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности <22>. ——————————— <22> См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Норма-Инфра-М, 1998. С. 118 — 119.

В то же время существуют и иные подходы к вопросу о сущности социального государства. Так, некоторые авторы считают, что социальное государство аналогично «государству всеобщего благоденствия» <23>, другие усматривают сходство социального государства с «трудовым государством», основанным на труде, благоприятствующим трудовому человеку, третьи говорят о «взмешивающем государстве» (transfer state, churning state), называя его идеальным типом государства <24>, и т. д. ——————————— <23> Торлопов В. А. Политико-социологические основы создания и развития социального государства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 8. <24> См.: Buchanan J. The Political Economy of the Welfare State. Stokholm, 1988. P. 7. Цит. по: Чиркин В. Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. 2008. N 12. С. 52.

Тем не менее в основе разрозненных взглядов на социальное государство как идеальную организацию общества находится всесторонняя забота о человеке; человек является высшей ценностью; социальное государство соединено с понятием достойной жизни и свободным развитием личности; социальное государство должно обеспечивать основные нужды человека (инфраструктуру, прожиточный минимум, образование, здравоохранение и др.). Итак, это основные концепции идеального государства. Во всех теоретических подходах идеальное государство с точки зрения его сущности представляет собой такое построение государства, при котором будут сбалансированы интересы всего общества. Однако в различных концепциях средства достижения, способы построения идеального государства сильно отличаются друг от друга. К таким средствам можно отнести: выбор мудрейшего правителя, особую роль права, перераспределение доходов в обществе с целью снятия социальной напряженности, создание государства на базе единой нации и проч. Взятые в отрыве, эти средства могут не дать того результата, к которому в идеале стремятся авторы концепций о государстве. Однако для построения идеального государства, т. е. государства, которое будет отвечать интересам и потребностям всех проживающих в нем граждан, стабильного и единого государства, следует использовать весь арсенал средств. Так, в современном обществе и государстве такими средствами будут: предъявление строгих требований (личных, профессиональных и т. п.) к кандидатам на должность главы государства, на должности в высших органах государственной власти; связывание деятельности государства посредством права; наиболее полная и последовательная реализация прав и свобод человека; защита социально незащищенных членов общества; связывание общества едиными ценностями — национальными, культурными, религиозными. Изложенное позволяет сделать вывод о возможности практического применения теоретических разработок построения идеального государства и в условиях формирования современных государств. Более глубокие и комплексные разработки в выбранном нами направлении могут дать весьма существенные плоды. Конечно, стоит оговориться, с философской точки зрения достижение идеального состояния — утопия; однако идеал — это цель, к которой надо стремиться. В частности, цели эволюции российской государственности де-юре определены в Конституции РФ: Российская Федерация — демократическое правовое государство (ст. 1), Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8), Российская Федерация — светское государство (ст. 14) и т. д. Следовательно, остается только избрать наиболее правильные и эффективные средства достижения этих целей.

——————————————————————