Политико-правовые гарантии реализации прав человека в социальной сфере

(Наймушина Л. П.) («Социальное и пенсионное право», 2009, N 3)

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Л. П. НАЙМУШИНА

Наймушина Л. П., Институт (филиал) МГЮА в г. Кирове.

Под политико-правовыми гарантиями реализации прав человека следует понимать механизм обеспечения прав человека, специально созданный государством для более эффективного осуществления прав либо для устранения препятствий, возникающих на пути реализации прав. Наряду с экономикой социальная сфера жизни общества является базовой и включает образование, здравоохранение, санаторно-курортную область, культуру, спорт, физкультуру. Структурный состав социальной сферы показывает, что она призвана способствовать улучшению здоровья, повышению квалификации, совершенствованию способностей и тем самым улучшению своего положения в сфере производства и обществе в целом. Именно через социальную сферу можно обеспечить целенаправленное воздействие на процесс физического и духовного развития человека. Велика ее роль и в повышении качества жизни, обеспечении социальной справедливости и социальной защиты в реальной экономике. Развитие отраслей социальной сферы регулируется федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами и нормативными актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами муниципальных образований. На законодательство в современной России возрастающее влияние оказывают международно-правовые акты по правам человека. Следуя Конституции, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. С учетом Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ цель государственного присутствия в социальной сфере представляется как достижение социального равновесия, политика которого направлена на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей. В Конституции РФ закреплены гарантии охраны труда, здоровья людей, минимальный размер оплаты труда, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб, установления государственных пенсий, пособий. Всеобщая декларация прав человека указывает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Сущность права на социальное обеспечение состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным способности трудиться, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. В социальной деятельности государства большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, защиты здоровья граждан в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а также учреждений культуры. Важнейшим направлением улучшения государственного управления социальными процессами, преодоления кризиса социальной сферы и осуществления социальных реформ является построение системы государственных минимальных социальных стандартов. Под ГМСС понимается установленный законом РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. В систему ГМСС включаются стандарты медицинских технологий, устанавливающие гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, требований к качеству лечения и профилактике заболеваний. На основе ГМСС и федеральных социальных норм и нормативов субъекты РФ должны разрабатывать и законодательно устанавливать региональные социальные нормы и нормативы, которые учитывали бы территориальные особенности и финансовые возможности. Федеральная система социальной стандартизации должна включать местные социальные нормы и нормативы, утверждаемые нормативными актами муниципальных образований. Отрасли социальной сферы тесно связаны с деятельностью других отраслей общественного производства, в том числе и производственной сферы, поставляющей социальной сфере свою разнообразную продукцию. С другой стороны, отрасли социальной сферы, предоставляя населению разнообразные услуги, оказывают реальное воздействие на потенциал рабочей силы, трудоспособность, образовательный и культурный уровень, где ключевая роль в подготовке интеллектуального потенциала отводится системе образования. Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. В документе оговариваются условия полного осуществления права на образование: обязательное и бесплатное начальное образование для всех; общедоступность среднего, профессионально-технического и доступность высшего образования на основе способностей каждого; родители имеют право в выборе вида образования для своих малолетних детей. Международно-правовые нормы устанавливают приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, увеличение уважения к правам и основным свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами <1>. ——————————— <1> См.: Всеобщая декларация прав человека. Международное право в избранных документах. М., 1957. Т. 1.

Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения Конституции РФ, которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Принципы государственной политики Российской Федерации и государственные гарантии реализация права граждан на образование определены специальными правовыми актами — Законом от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В соответствии с Законом РФ «Об образовании» система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образования и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования <2>. Министерство образования и науки осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в образовательной, научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной защите обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. ——————————— <2> См.: Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 30. Ст. 1797; Собрание законодательства РФ. 2005. N 30. Ст. 3103.

В наше время наука стала важнейшей производительной силой в обществе. Фундаментальные научные исследования направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в реализацию важнейших социальных задач, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов, укрепление обороноспособности государства, безопасности общества, личности и государства, упрочение взаимосвязей науки и образования <3>. ——————————— <3> Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Основными направлениями реформирования здравоохранения провозглашаются: переход от бюджетного к бюджетно-страховому финансированию, обеспечение многообразных форм собственности при приоритетном развитии государственной и муниципальной систем здравоохранения; разработка федеральных и территориальных программ здравоохранения, государственный контроль за качеством, ценами на продукцию медицинской и фармацевтической промышленности; развитие рынка платных медицинских услуг при обеспечении населения бесплатной медицинской помощью в социально гарантированных объемах. Граждане имеют право на получение достоверной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» <4> органы местного самоуправления обязаны принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования водных объектов, если они представляют опасность для здоровья населения. Они в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, в местах постоянного или временного пребывания человека. ——————————— <4> Собрание законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; 2007. N 1. Ст. 29.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, включая вопросы организации медицинской профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики населения, занятости и безработицы, трудовой миграции, государственной гражданской и альтернативной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей. Важной составляющей правового статуса личности во Всеобщей декларации прав человека является право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Конституция Российской Федерации предоставляет каждому гражданину гарантированное право на участие в культурной жизни, пользования учреждениями культуры и доступа к культурным ценностям. Приоритетные направления политики в сфере культуры определены Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре», Федеральными законами от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в РФ», от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ». К главным целям относятся: предоставление гражданам возможностей творческого развития и доступа к культурным ценностям, создание условий для сохранения культуры всех народов, проживающих в РФ, развитие творческого потенциала и охрана историко-культурного наследия. Основная направленность Федерального закона от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» <5> — обеспечение реального равноправия различных этнических общностей в последовательной реализации прав и свобод человека, связанных с его национальной принадлежностью. Национально-культурная автономия является формой национально-культурного самоопределения, представляющей общественное объединение граждан, которые относят себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования национальной культуры. ——————————— <5> Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2965; 2005. N 49. Ст. 5124.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» <6> под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных, принимаемых органами государственной власти мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их от разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия. Сегодня в реестр Министерства культуры внесены 84 тысячи памятников культуры, 24 тысячи имеют федеральное значение, а 60 тысяч — региональное. ——————————— <6> Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2519; 2007. N 1. Ст. 21.

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» <7> определяет музейный фонд как совокупность постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и музейных коллекций. Музейный предмет — это культурная ценность, особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление. Музейная коллекция представляет совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, могут находиться в муниципальной собственности. Министерство культуры и массовых коммуникаций действует в тесном сотрудничестве с общественными объединениями творческой интеллигенции — союзами художников, писателей, журналистов. Союзы выполняют некоторые управленческие функции, предоставленные им государством. Пределы такого управления определяются их уставами, зарегистрированными в органах государства. ——————————— <7> Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2591; 2004. N 35. Ст. 3607.

Информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельностью является библиотечное дело. Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле» <8> определены следующие задачи этой деятельности: создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Библиотека — это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Учредители библиотек финансируют ее деятельность и осуществляют контроль над этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначают на должность руководителя библиотеки. Учредители библиотек не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных уставом. ——————————— <8> Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 2; 2004. N 35. Ст. 3607.

Таким образом, культурные права — это права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности, свободу творчества и культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями). Признание прав и свобод непосредственно действующими означает, что человек может осуществлять свои права и свободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией РФ и международно-правовыми нормами. Обеспечение прав является важнейшим условием достижения стабильности и устойчивости развития государственных отношений, а в конечном счете — жизнедеятельности каждого человека.

——————————————————————