Институт права на охрану здоровья в системе социальной защиты граждан РФ

(Вронская М. В.) («Социальное и пенсионное право», 2009, N 2)

ИНСТИТУТ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН РФ

М. В. ВРОНСКАЯ

Вронская М. В., преподаватель Таганрогского института управления и экономики.

Исторически доказано, что появление социальных прав, требующих от государства прямых действий для их реализации, обусловило необходимость построения социального государства, подразумевающего, что минимальные условия существования гарантированы всем гражданам. К сожалению, следует констатировать: сегодня в России наиболее злободневным вопросом является социальное развитие и социальная безопасность общества и гражданина. На этом фоне значительно возрастает роль института социальной защиты, который обеспечивает гражданам гарантии их социальной защищенности. Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста. Одним из юридических инструментариев обеспечения социальной защищенности граждан является система социальных гарантий в РФ. Основу для развития социальных гарантий населения заложила Конституция РФ 1993 г. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб. К сожалению, базового определения системы социальных гарантий — основного института социальной защиты граждан — ни с научной, ни с законодательной точки зрения не сформулировано, в свете чего следует концептуализировать его, опираясь на определения составляющих его элементов. Так как действующая система социальных гарантий граждан в РФ представлена достаточно обширным перечнем, который можно охарактеризовать не иначе как фрагментарным, хаотичным, несистематизированным, то определение системы социальных гарантий видится следующее: система социальных гарантий — это совокупность специальных средств и условий, при помощи которых реализуются, охраняются и защищаются социальные права граждан. Под условиями понимается создание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами и для исполнения обязанностей, а под средствами — политико-правовые технологии органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, самих граждан в борьбе за надлежащее осуществление основных прав и свобод. Одной из гарантий социальной защиты выступает право на охрану здоровья, реализуемое посредством института обязательного медицинского страхования. Система обязательного медицинского страхования направлена на обеспечение социальной справедливости и гарантирования каждому гражданину (вне зависимости от материального благосостояния) возможности реализации права на охрану здоровья. Следует отметить, что с момента своего возникновения и до настоящего времени институт обязательного медицинского страхования является объектом критики и дискуссии политиков, юристов, ученых и простых граждан. Обязательное медицинское страхование (далее — ОМС) — один из наиболее важных элементов в системе социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного социального страхования, обеспечивающая всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Тем не менее одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС. Сегодня тариф страхового взноса, 3,6% от фонда оплаты труда, не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть — это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждаются в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей за неработающее население особо остро стоит именно в связи с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально значимые виды медицинской помощи <1>. ——————————— <1> Гехт И. А. О некоторых проблемах внедрения медицинского страхования // Здравоохранение РФ. 2006. N 4. С. 38.

Платежи за неработающее население из средств выделенного бюджета здравоохранения ведут к дефициту профилактических средств охраны здоровья. Сегодня становится реальной угроза разрыва связи между лечебной и профилактической медициной. В России возникает такая ситуация, когда система здравоохранения заинтересована в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями. Внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования. Это объясняется главным образом несовершенством нормативно-правовой базы. Результаты сборов страховых взносов и наличие задолженности по уплате страховых взносов фондам обязательного медицинского страхования показывают необходимость значительной работы по совершенствованию методов сбора страховых взносов <2>. ——————————— <2> Маршалова А. С., Улавнова Н. К. Проблемы эффективности использования фондов обязательного медицинского страхования // Регион. 2006. N 2. С. 107 — 118.

Сложившаяся в России ситуация, когда система здравоохранения не получает необходимого количества финансовых ресурсов, отчасти обусловлена отсутствием жесткого государственного контроля. Особой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования как юридических, так и физических лиц. Не менее важно решение проблемы достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита внедряемая модель ОМС неоправданно дорогостоящая. Необходимо введение в России в законодательном порядке единой организационно-финансовой модели ОМС на всех территориях, что будет способствовать улучшению функционирования всей системы ОМС в целом и облегчит взаимодействие внутри системы между ее субъектами. При этом принципиален вопрос включения в систему социальной защиты населения страховых медицинских организаций. Для современной России чрезвычайно важно обеспечить права застрахованных в системе медицинского страхования в части получения медицинских услуг необходимого объема и качества. Кроме разработки нормативной базы, обеспечивающей права застрахованных, необходимо определить конкретные механизмы компенсации причиненного ущерба пострадавшим. Решение нормативно-правовых вопросов относительно источников уплаты страховых взносов и выплаты средств при наложении штрафов сделает финансовые санкции к лечебному учреждению или к конкретному медицинскому работнику важным фактором улучшения качества медицинской помощи. К сожалению, все вышеназванные проблемы обязательного государственного медицинского страхования не обошли стороной Ростовскую область. На момент введения в 1993 г. на территории Ростовской области системы обязательного медицинского страхования имело место следующее: 1. Медицинских страховых компаний в области было девять, имели лицензию на обязательное медицинское страхование только три. 2. Система стандартов медицинской помощи не была разработана, имелись отдельные стандарты для ЛПУ в г. Ростове н/Д и в некоторых областных учреждениях. 3. В лечебных учреждениях отсутствовали лицензии и сертификаты, лицензионная комиссия была создана в области и приступила к работе в конце декабря 1993 г., но аккредитационной комиссии не было. 4. Не было ассоциации медицинских работников и ассоциации страховых компаний Ростовского областного фонда медицинского страхования. Тем не менее уже сегодня в Ростовской области создана двухканальная система финансирования здравоохранения. Она базируется на принципиально новом механизме движения финансовых средств за пациентом: теперь медицинская помощь оплачивается в зависимости от качества и объема работы лечебных учреждений при контроле за целевым использованием этих средств. Филиалами фонда эффективно проводится работа по контролю за своевременностью и полнотой перечисления средств. Решением Законодательного Собрания г. Ростова от 22.03.2006 N 84 утвержден бюджет Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования, предусматривающий поступление платежей на неработающее население в 2006 г. 495,0 млрд. руб., однако администрациями городов и районов области утверждены платежи в сумме 401,1 млрд. руб., не обеспечивающие финансового покрытия областной программы ОМС.

Таблица 1

Соотношение финансовой потребности и утвержденных сумм в ряде территорий Ростовской области (в млн. руб.) <3>

——————————— <3> Социологические исследования РОСНО в 2006 г.

Наименование Потребность Утверждено % территории в бюджетных финансового средствах покрытия

Ростов-на — 168753,2 8500,0 50,4 Дону

Азов 13304,8 10000,0 75,2

Волгодонск 50701,1 10000,0 31,6

Донецк 10438,6 6142,1 58,8

Каменск — 15670,1 11000,0 70,2 Шахтинск

Новочеркасск 29398,6 24512,7 83,4

Шахты 33138,4 27930 84,3

Таганрог 5276,9 3814,2 72,3

Заветинский 2222,2 1261,9 56,8 р-н

Каменский 4781,7 3152,4 65,9 р-н

Мартынов — 1721,7 850,0 49,4 ский р-н

К сожалению, платежи на обязательное медицинское страхование за неработающее население, утвержденные в соответствующих бюджетах, в ряде территорий перечислялись несвоевременно и не в полном объеме. Результаты сборов страховых взносов и наличие задолженности по уплате страховых взносов фондам обязательного медицинского страхования показывают необходимость значительной работы по совершенствованию методов сбора страховых взносов. Таким образом, в настоящее время, несмотря на некоторые положительные шаги, система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации представляет собой явно неэффективный финансовый инструмент обеспечения государственных гарантий охраны здоровья граждан. Система ОМС в современном виде не способна удовлетворить потребности личности, общества и государства в медицинской помощи. За последний год в ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в стране созданы объективные предпосылки и необходимые условия для осуществления радикальной модернизации системы ОМС, целью которой должно стать адекватное удовлетворение потребностей личности и общества в услугах здравоохранения и потребностей государства в росте производительных сил, обороноспособности и безопасности, при соблюдении принципов солидарной ответственности, социальной справедливости. В связи с вышеизложенным, а также при анализе мнений экспертов в области страховой медицины <4> представляется необходимым создание эффективного финансового инструмента, обеспечивающего конституционные гарантии охраны здоровья граждан Российской Федерации, а именно: ——————————— <4> Самошкин А. Обязательное медицинское страхование. Пути модернизации // URL: http://www. kreml. org.

1. Определение и дифференциация категорий застрахованного населения — потребителей услуг здравоохранения и лекарственного обеспечения. 2. Конкретизация юридических гарантий качества медицинской помощи. 3. Постепенное формирование экономических условий, способствующих повышению качества медицинской помощи. 3. Методическое совершенствование медико-экономической экспертизы. 4. Определение категорий рисков текущих финансовых расходов, необходимых для адекватного удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и иных бюджетных источников. 5. Необходимо изменение действующей структуры системы ОМС. От четкой организации и эффективности деятельности государственных органов по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования в значительной мере зависит решение основной его задачи — реальное обеспечение гарантий и повышение уровня качества медицинской помощи и охраны здоровья населения России в условиях глубоких экономических и социально-политических преобразований в стране. В заключение хотелось бы отметить, что о своевременности и важности совершенствования системы обязательного медицинского страхования как важнейшей социальной гарантии граждан в РФ было заявлено Президентом Д. Медведевым в первом ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации <5>. ——————————— <5> Текст Послания Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ // URL: www. Newslab. ru.

——————————————————————