Некоторые проблемы политико-правового регулирования в сфере противодействия преступности
(Тонков Е. Е., Масалытина С. В.) («Юридический мир», 2008, N 12)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Е. Е. ТОНКОВ, С. В. МАСАЛЫТИНА
Тонков Е. Е., доктор юридических наук, доктор педагогических наук, профессор.
Масалытина С. В., аспирантка кафедры теории и истории государства и права (Белгородский государственный университет).
Особое значение для оптимизации политико-правовых средств, особенно их согласования и взаимодействия, имеет механизм политико-правового регулирования, который определяется нами как система взаимодействующих политических и правовых средств перевода нормативности законодательства в режим упорядоченности общественных отношений. Применительно к системе управления в сфере противодействия преступности речь идет о совокупности и правовых средств, и политических организационных мер, связанных с обеспечением эффективного воздействия управомоченных органов и лиц на сознание и поведение участников социальных связей в целях реализации соответствующей функции государства. Механизм политико-правового регулирования здесь выстраивается структурно. Принято в первую очередь видеть вертикальную структуру механизма политико-правового регулирования в наборе определенных элементов (политических и правовых средств). В первую очередь к ним относится нормативная основа МППР. Различные нормы, определяющие поведение людей в политической жизни (их участие в процессах выдвижения требований, превращение требований в решения и непосредственная реализация принятых решений), составляют нормативно-регулятивную сферу в структуре политического блока МППР. Установление связей между институтами политической системы, координацию их действий осуществляет в данной структуре информационно-коммуникативная сфера. Одновременно это политические и правовые отношения в полном наборе элементов состава. Одной из важнейших остается проблема взаимодействия политических институтов, которая обусловлена тем, что система всегда представляет собой нечто большее, чем совокупность ее компонентов. Познание любого политического или правового явления должно исходить из того, что это явление лишь составной компонент системы, определяющий свойства, особенности, характер регулируемого процесса. Система противодействия преступности отличается специфическими связями и отношениями между функционирующими элементами. Взаимозависимость и функциональность элементов позволяют регулировать и управлять социальными процессами. Механизм политико-правового регулирования — динамический институт правовой системы. Свойство динамизма ему придают политические и правовые формы государственной деятельности. Так, к нормативной основе постоянно подключается правотворчество как фактор обновления законодательства. В имеющихся работах можно встретить различные трактовки рассматриваемого вопроса. Например, правотворчество рассматривается как форма государственной деятельности, направленной на установление, изменение или отмену правовых норм, связывая правотворческий процесс с процессуальной деятельностью различных органов государственной власти или местного самоуправления <1>. Можно также прочитать, что это порядок, технология создания нормативного правового акта, включающая в себя ряд последовательных стадий, итогом которых является нормативный правовой акт <2>. ——————————— <1> Борисов А. С. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. С. 26. <2> Бессонов А. А. Процессуальные нормы российского права: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 20.
Не возражая по существу использования деятельностного подхода к описанию правотворческого процесса, вместе с тем не следует упускать из виду и подготовительную стадию (процесс формирования права), когда выявляется необходимость правового регулирования определенных общественных отношений и организуется непосредственно правотворческий процесс. М. Н. Марченко в связи с этим в качестве синонима правотворчества удачно, на наш взгляд, употребляет термин «правообразование» <3>. ——————————— <3> Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001. С. 661.
К правоотношениям в случаях возникновения спора о праве, совершения правонарушения, необходимости определить новый правовой статус лица подключается правоприменительная деятельность. Акты применения норм права восполняют недостающую энергию норм права в преодолении препятствий, встречающихся на пути правореализации. Вместе с тем не следует забывать, что в процессе деятельности механизма политико-правового регулирования действия субъектов права согласуются с методами правового регулирования, посредством которых элементы механизма приобретают заданное направление.
——————————————————————