Субъекты микрофинансовой деятельности в Российской Федерации

(Чирков А. В.) («Безопасность бизнеса», 2011, N 4)

СУБЪЕКТЫ МИКРОФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

А. В. ЧИРКОВ

——————————— <*> Chirkov A. V. Subjects of micro-financial activity in the Russian Federation.

Чирков Алексей Владимирович, МГЮА им. О. Е. Кутафина.

Данная статья посвящена субъектам микрофинансовой деятельности в Российской Федерации. Автор выделяет ряд направлений по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: микрофинансовая деятельность, субъекты, участники, совершенствование.

The present article is devoted to the subjects of micro-financial activity in the Russian Federation. The author points out a number of trends with regard to improvement of legislation.

Key words: micro-financial activity, subjects, participants, improvement.

Среди основных задач, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., выделено и повышение доступности финансовых ресурсов как для населения, так и для малого и среднего бизнеса. Одним из наиболее удачных путей решения данной проблемы, исходя из зарубежного опыта, можно признать развитие рынка микрофинансовых услуг. Шагом вперед в этом направлении стало принятие ФЗ N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», вступившего в силу 4 января 2011 г. (далее — ФЗ «О МФД и МФО»). Он решил едва ли не самую большую проблему — определил нормативно-правовое поле, регламентирующее отношения субъектов микрофинансового рынка и само понятие МФД. Так, в подп. 1 п. 1 ст. 2 данного Закона микрофинансовая деятельность определяется как «деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование <1>)». ——————————— <1> Законодатель, видимо, намеренно отказался от широкого понимания микрофинансирования (существующего в некоторых западноевропейских странах) как комплекса розничных услуг, включающих кредитование, сбережение, страхование, лизинг, денежные переводы и платежи (концепция базового финансового обеспечения LISTeC — leasing, insurance, savings, transfers and crediting).

Возникает два закономерных вопроса. Первый — о целевой аудитории микрофинансирования (кто заинтересован в получении микрозаймов <2> ?), второй — о самих микрофинансовых организациях (кто из ныне существующих юридических лиц может выдавать микрозаймы?). ——————————— <2> Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ «О МФД и МФО», микрозаем, предоставляемый заимодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей.

В условиях российской действительности основными потребителями микрофинансовых услуг видятся физические лица (в основном малообеспеченное и сельское население), в т. ч. индивидуальные предприниматели, а также микро-, малые и средние предприятия <3> — т. е. те участники рынка, для которых ввиду отсутствия кредитной истории, достаточного и ликвидного залогового обеспечения кредитов и иных факторов сильно ограничен доступ к традиционным банковским услугам. Особый успех МФО возможен среди сельского населения (27% от общего числа населения РФ) и в республиках СКФО <4>. Это объясняется, во-первых, крайне низким присутствием банковского сектора в этой местности, а в СКФО еще и возможностью организации в виде МФО т. н. исламских банков (кредитных организаций, работающих по религиозно-этическим и правовым предписаниям ислама). В настоящее время их деятельность в виде классических денежно-кредитных институтов затруднена из-за некоторых противоречий между нормами шариата и российского банковского законодательства. ——————————— <3> Здесь и далее применяются критерии ст. 4 ФЗ N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». <4>. Необходимость развития микрофинансирования особо подчеркнута в гл. 9 Стратегии развития СКФО до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. N 1485-р.

Наиболее интересным представляется ответ на второй вопрос. De facto организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, существовали и до принятия ФЗ «О МФД и МФО» (например, в форме кредитных и сельскохозяйственных кооперативов). Минэкономразвития определяло микрофинансовую деятельность как «деятельность некоммерческих организаций, созданных для целей обеспечения доступа малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, посредством предоставления займов (кредитов) субъектам малого и среднего предпринимательства» <5>. ——————————— <5> Пункт 11.9.1 приложения N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 16 февраля 2010 г. N 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства».

Законодатель, однако, скорректировал подход к пониманию участников рынка МФД. В новом видении важно отметить ряд моментов. Во-первых, признается возможность коммерческой организации иметь статус МФО. Правда, при перечислении организационно-правовых форм МФО в нарушение традиционного алфавитного порядка на первое место ставится фонд, а хозяйственные общества и товарищества занимают последнее место, что наводит на мысль о взглядах законодателя на МФД как не на предпринимательскую. С одной стороны, это можно объяснить стремлением подчеркнуть социальную, а не коммерческую сущность микрофинансирования, но, с другой стороны, это несколько противоречит наметившейся тенденции ограничения предпринимательской деятельности НКО <6>. Во-вторых, существенным является оставление открытым перечня организаций, осуществляющих микрофинансирование (п. 3 ст. 3). Этим могут заниматься как организации, включенные в реестр МФО (закрытый перечень их организационно-правовых форм — см. схему 1), так и иные юридические лица, например, кредитные кооперативы, ломбарды, банки. При этом их деятельность будет регулироваться Гражданским кодексом и специальными законами. Это, с одной стороны, позволяет сохранить МФД существующих организаций, не получивших статус МФО, в правовом поле, но, с другой стороны, затрудняет контроль и регулирование МФД. ——————————— <6> Пункт 1.5 Концепции развития гражданского законодательства РФ, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009.

Схема 1. Микрофинансовые организации <7>

——————————— <7> Согласно ч. 2 п. 1 ст. 2 ФЗ «О МФД и МФО».

Микрофинансовые организации

Коммерческие Некоммерческие организации организации

Акционерные Фонд общества Автономная Общества с некоммерческая ограниченной организация ответственностью Учреждение (за Товарищества исключением бюджетного учреждения) Некоммерческое партнерство

Таким образом, получение статуса МФО не является необходимым для осуществления микрофинансирования, ведь МФД не входит в число лицензируемых видов деятельности, а необходимая правоспособность у ЮЛ (у НКО только в случае включения в устав предусмотренных законом положений) имеется с момента регистрации. Однако приобретение статуса МФО (происходит со дня включения сведений о ЮЛ в реестр МФО) влечет ряд юридически значимых изменений для организации и ее деятельности. Во-первых, ЮЛ теряет общую и приобретает специальную (целевую) правоспособность. Например, оно не вправе быть участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (членов, участников, акционеров), а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами. Полный перечень особенностей правоспособности МФО перечислен в ст. 9 и ст. 12 ФЗ «О МФД и МФО». Во-вторых, МФО получает ряд привилегий, в числе которых не только налоговые <8> и административные (возможность участия в специальных государственных программах и получения грантов), но и, что представляется наиболее интересным, гражданско-правовые преференции. Это прежде всего право страховать возникающие в ее деятельности риски, в т. ч. риск ответственности за нарушение договора (ст. 13 ФЗ «О МФД и МФО»). Вид нарушения, страхование которого возможно, в Законе не определен (при буквальном толковании — вообще любое нарушение), что открывает возможность для злоупотреблений. Второй привилегией (только для МФО в форме АО и ООО) является снижение размера сделки, подпадающей под определение крупной <9>, с 25% балансовой стоимости активов до 10%, что может послужить стимулом к включению в реестр для недобросовестных МФО и не согласуется с общими тенденциями развития гражданского законодательства <10>. ——————————— <8> Операции по предоставлению займов физическим и юридическим лицам освобождаются от НДС на основании подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. В Письме Минфина России от 03.06.2009 N 03-07-07/49 указывается, что от НДС освобождается как сама услуга по предоставлению займа в денежной форме, так и проценты, получаемые заимодавцем. <9> Из п. 3. ст. 12 ФЗ «О МФД и МФО» следует, что это сделки, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности микрофинансовой организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на десять и более процентов балансовой стоимости активов микрофинансовой организации. <10> Пункт 5.2.1 Концепции развития гражданского законодательства РФ, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009.

Можно предположить, что подобные льготы, особенно при отсутствии надлежащего контроля за МФО, могут не лучшим образом сказаться на устойчивости гражданского оборота и дать возможность для злоупотреблений. Из вышесказанного можно сделать вывод о достаточно существенных особенностях деятельности ЮЛ после приобретения статуса МФО, отличающих его от других организаций, занимающихся микрофинансированием. Таким образом, рассмотрев перечень участников микрофинансового рынка и особенности их деятельности, можно выделить ряд направлений по совершенствованию ФЗ «О МФД и МФО»: 1) более четкое определение ЮЛ, осуществляющих МФД. Представляется необходимым если и не отдавать микрофинансирование на откуп исключительно МФО, то по крайне мере привести в Законе закрытый перечень ЮЛ, осуществляющих эту деятельность; 2) избавление от существующего перекоса ЮЛ, осуществляющих МФД, в сторону НКО. Это будет соответствовать общему духу развития гражданского законодательства и облегчит работу самих МФО; 3) ограничение привилегий, по крайне мере исключение снижения размера сделки, подпадающей под определение крупной, для АО и ООО, что позволит избежать злоупотреблений со стороны недобросовестных МФО; 4) и наконец, расширение — разумеется, в долгосрочной перспективе — самого понятия микрофинансирования до его западноевропейского понимания как целого комплекса услуг, а не только микрозаймов. Это будет способствовать экономическому развитию России и повышению уровня жизни населения, что является конечной целью социальной составляющей микрофинансирования.

——————————————————————