Микроденьги для малого бизнеса

(Калиновский Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 8)

МИКРОДЕНЬГИ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Ю. КАЛИНОВСКИЙ

Юрий Калиновский, практикующий юрист.

Слышала, что в прошлом году принят Закон о предоставлении микрозаймов. Кто может воспользоваться этой услугой? Есть ли льготы для предприятий малого бизнеса?

Е. Ларина, г. Ростов-на-Дону

Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» принят в целях развития микрофинансовых организаций, ориентированных на удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах малых предприятий и микропредприятий.

Суть принятого Закона легко увязать в одном предложении: регулирование отношений, связанных с осуществлением микрофинансовыми организациями микрофинансовой деятельности, выражающейся в предоставлении микрозаймов. Таким образом, реализация Закона должна помочь развитию малого и среднего бизнеса не только с точки зрения получения оборотных денег, но и с позиции стимула для становления микрофинансовых организаций. Для понимания возможности использования новых инструментов в предпринимательской деятельности необходимо определиться с понятиями.

Под микрозаймом понимается заем, предоставляемый заимодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей 1 млн. руб. (ст. 2 Закона N 151-ФЗ). Микрофинансовой организацией может быть юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества (ст. 2 Закона N 151-ФЗ). Как видно из определения, юридическое лицо, прежде чем стать микрофинансовой организацией, должно быть создано в одной из перечисленных организационно-правовых форм и пройти государственную регистрацию в установленном порядке (п. 3 ст. 5 Закона N 151-ФЗ).

Юридическое лицо приобретает статус микрофинансовой организации после внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций. (п. 1 ст. 5 Закона N 151-ФЗ). Таким образом, в стране появляется еще один государственный реестр.

Для включения в реестр микрофинансовых организаций необходимо выполнить ряд условий.

1. В учредительных документах указать микрофинансовую деятельность как вид деятельности. Применительно к некоммерческим организациям Закон прямо указывает на обязательность такого положения. Кроме того, там же должно быть указание о том, что доходы, полученные некоммерческой организацией от микрофинансовой деятельности, необходимо направлять на осуществление микрофинансовой деятельности и ее обеспечение, в том числе на погашение полученных микрофинансовой организацией кредитов и (или) займов и процентов по ним, на иные социальные цели либо благотворительные, культурные, образовательные или научные цели (п. 5 ст. 5 Закона N 151-ФЗ). Можно предположить, что аналогичные требования будут предъявляться и к документам коммерческих организаций.

2. Оплатить госпошлину в размере 1000 руб. (ст. 1 Федерального закона от 05.07.2010 N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).

3. Подать заявление установленного образца, приложив к нему необходимый пакет документов (п. 4 ст. 5 Закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ).

В результате регистрации в реестре юридическое лицо получает свидетельство установленной формы о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Обратите внимание! С момента государственной регистрации в реестре организация получает право использовать в своем наименовании словосочетание «микрофинансовая организация» (п. 9 ст. 5 Закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ). И еще. Микрофинансовые организации в случае внесения изменений в учредительные документы помимо внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц обязаны в течение 30 дней с даты регистрации информировать о таких изменениях уполномоченный орган.

Порядок исключения юридического лица из государственного реестра микрофинансовых организаций отличается от других реестров своей простотой и носит уведомительный характер. Так, для исключения «по собственному желанию» организации достаточно подать соответствующее заявление с приложением свидетельства о внесении сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций. Датой исключения организации из государственного реестра считается дата представления в уполномоченный орган заявления.

Микрофинансовая деятельность в отличие от банковской не подлежит лицензированию, и на первый взгляд для ее начала не требуется больших усилий. Однако обращает на себя внимание п. 3 ст. 14 Закона, согласно которому уполномоченный орган в рамках осуществления функций по государственному регулированию деятельности микрофинансовых организаций осуществляет взаимодействие с саморегулируемыми организациями микрофинансовых организаций. По опыту деятельности СРО в иных сферах членство в таких организациях может стать серьезным барьером для развития рассматриваемого вида предпринимательской деятельности как разновидности малого предпринимательства.

При заключении договора микрозайма, как уже было указано, сумма предоставляемого микрозайма по договору не должна превышать 1 млн. руб. (ст. 2 Закона N 151-ФЗ). Если между заемщиком и микрофинансовой организацией заключено несколько договоров микрозайма, то совокупный размер обязательств по таким договорам также не должен превышать 1 млн. руб. (п. 8 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).

Помимо федерального закона основным обязательным документом, регулирующим порядок и условия предоставления микрозаймов, являются правила предоставления микрозаймов, утверждаемые органом управления микрофинансовой организации. Правила должны быть доступны всем лицам для ознакомления (ст. 8 Закона N 151-ФЗ), и в соответствии с Законом их следует размещать не только в местах, доступных для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного, но и в Интернете (ст. 8 Закона N 151-ФЗ). Как видим, дополнительным условием для осуществления микрофинансовой деятельности является наличие странички в Интернете.

Исходя из указанных условий заключения договора микрозайма его можно отнести к разновидности публичных договоров. Напомним, что публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (ст. 426 ГК РФ).

Лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма в микрофинансовую организацию, вправе получить полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, включая информацию о всех платежах, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма (п. 1 ст. 10 Закона N 151-ФЗ). Эта информация, а также условия договора микрозайма должны быть предоставлены обратившемуся лицу до получения микрозайма (п. 2 ст. 9 Закона N 151-ФЗ).

Пожалуй, единственной явной привилегией для субъектов малого предпринимательства (индивидуальных предпринимателей), описанной в Законе, является возможность полного или частичного досрочного возврата микрозайма без применения штрафных санкций со стороны заимодавца. Условием реализации этого права является направление за 10 календарных дней до даты погашения письменного уведомления в адрес микрофинансовой организации (ч. 6 ст. 12 Закона N 151-ФЗ). Ограничения, налагаемые Законом на микрофинансовую организацию в части одностороннего изменения процентной ставки и (или) порядка ее определения по договорам микрозайма, комиссионного вознаграждения и сроков действия этих договоров, безусловно, будут способствовать стабильности и предсказуемости отношений (ч. 5 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).

В свою очередь, микрофинансовая организация вправе:

— запрашивать у лица, подавшего заявку на предоставление микрозайма, документы и сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по договору микрозайма, в порядке и на условиях, которые установлены правилами предоставления микрозаймов;

— мотивированно отказаться от заключения договора микрозайма;

— осуществлять иную деятельность, в том числе выдавать иные займы и оказывать иные услуги в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами;

— привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах (п. 1 ст. 9 Закона N 151-ФЗ). Микрофинансовая организация может предоставлять целевые займы, предусмотрев в договоре право осуществления контроля за целевым использованием микрозайма (п. 4 ст. 8 Закона N 151-ФЗ).

В связи с появлением новых отношений и вида деятельности Законом предусмотрен механизм осуществления государственного контроля через уполномоченный орган. Это и получение необходимой информации, и проведение проверок, и дача указаний, обязательных для исполнения микрофинансовыми организациями. Кроме того, в КоАП РФ внесены изменения, согласно которым уполномоченный орган (в лице руководителя, его заместителей, руководители и заместители структурных подразделений) вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере микрофинансовой деятельности (ст. 23.75 КоАП РФ).

Очевидно, что принятый Федеральный закон по своему смыслу направлен на расширение рынка услуг, связанных с предоставлением займов, кредитов, на поддержание и стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Однако усилия в микрофинансовой сфере могут не оправдать ожидания, если они не будут подкреплены доступными процентными ставками по займам и дополнительными стимулами, при которых занятие микрофинансовой деятельностью станет по-настоящему привлекательным для организаций.

——————————————————————