Правовое положение субподрядчика и основания его гражданско-правовой ответственности при строительстве
(Ершов О. Г.)
(«Право и экономика», 2012, N 1)
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБПОДРЯДЧИКА И ОСНОВАНИЯ
ЕГО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
О. Г. ЕРШОВ
Ершов Олег Геннадьевич, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России. Кандидат юридических наук. Специалист в области частного права. В настоящее время занимается исследованием проблем правового регулирования отношений в строительстве.
Родился 15 октября 1977 г. в г. Омске.
Автор более 130 научных работ по проблемам правового регулирования отношений в строительстве.
В статье рассматривается необходимость участия субподрядчика в саморегулируемой организации, действующей в сфере строительства. Выделяются основания договорной и внедоговорной ответственности. Объектом анализа стали основания ответственности за ненадлежащее качество выполненной субподрядчиком работы, делается вывод о влиянии организации строительства на правовое положение субподрядчика.
Ключевые слова: строительство; договор строительного подряда; субподрядчик; заказчик; генеральный подрядчик.
Legal status of a subcontractor and ground for his civil liability in construction
O. G. Ershov
The article studies the necessity of participation of the subcontractor of a self-regulated organization operating in the sphere of construction. The grounds for contractual and extra-contractual liability are allocated. The research is confined to grounds of liability for inadequate quality of work performed by a subcontractor. The author makes conclusions on the influence of the construction organization on the legal status of the subcontractor.
Key words: building; contract of hiring work in construction; subcontractor; customer; general contractor.
В настоящее время так же, как и ранее, в условиях плановой экономики, широкое применение получила система генерального подряда при строительстве крупных объектов производственного и непроизводственного назначения. Суть этой системы заключается в том, что подрядчик обладает правом привлечения для исполнения своих обязательств перед заказчиком других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить работу лично (п. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее — ГК РФ)). Вместе с тем следует обратить внимание, что действующее гражданское законодательство развернутых норм об участии субподрядчика в процессе строительства не содержит.
Отсутствие в этой части каких-либо положений в § 3, 4 гл. 37 ГК РФ, которые посвящены строительному подряду и подряду на проектные и изыскательские работы, а также незакрепление специальных норм в иных нормативных актах по строительству компенсируются общими нормами о подряде в соответствии с п. 2 ст. 702 ГК РФ. Однако законодатель здесь обращает внимание лишь на некоторые вопросы ответственности генерального подрядчика перед заказчиком и субподрядчиком как лица, которое выполняет координационные функции при строительстве.
При отсутствии развернутого нормативного регулирования отношений субподряда в этой сфере такой подход нуждается в изменении, поскольку могут возникнуть проблемы, не позволяющие судам в случае возникновения спора вынести верное решение.
Обратим внимание в качестве иллюстрации выдвинутого тезиса лишь на две проблемы. Суть первой проблемы правоприменения заключается в том, что действующее законодательство не позволяет точно дать оценку правового положения субподрядчика при выполнении им строительных работ. Речь идет о том, что сравнительно недавно введен институт саморегулирования строительной отрасли, который заменил неэффективное лицензирование и усилил развивающиеся частноправовые начала регулирования отношений в строительстве. Хозяйствующие субъекты самостоятельно должны определить правила игры, учитывая интересы профессионального сообщества и третьих лиц, для которых предназначена строительная продукция. Реализация координирующей функции всех участников строительства происходит здесь через создание и функционирование саморегулируемых организаций.
Глава 6.1 Градостроительного кодекса РФ [2] предусматривает создание саморегулируемых организаций, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации либо осуществляющих строительство. Совершенно очевидно, что привлечение субподрядчиков возможно для выполнения любых видов работ в процессе подготовки, организации и ведения самого строительства, включая работы по получению данных инженерных изысканий и разработку материалов проектной документации. В связи с этим при отсутствии прямого нормативного закрепления остается открытым вопрос о том, должен ли субподрядчик быть членом саморегулируемой организации и иметь выданное такой организацией свидетельство о допуске к работам. Определенного рода препятствия в поиске решения здесь могут создавать положения п. 3 ст. 706 ГК РФ, в соответствии с которым генеральный подрядчик несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства субподрядчиком на основании п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ. Соответственно, зачем предъявлять к субподрядчику повышенные требования, связанные с участием в саморегулируемой организации и получением допуска к работам, если он напрямую не связан с заказчиком и потребителями строительной продукции. Отсюда — вторая проблема. Она может быть связана с основанием гражданско-правовой ответственности субподрядчика при выполнении строительных работ. Если за действия субподрядчика несет ответственность генеральный подрядчик, то означает ли это, что при отсутствии прямого нормативного регулирования отношений субподрядчик вообще не может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности?
Последовательная оценка поставленных проблем предполагает обращение к анализу позитивного законодательства и решению следующих задач. Во-первых, необходимо выяснить, возможно ли ведение строительных работ без обязательного участия в саморегулируемой организации, а также, какое значение имеет выдаваемый такой организацией допуск к работам. Во-вторых, за какие правонарушения субподрядчик может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности. Вначале обратим внимание на то, что заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, которые они заключили с генеральным подрядчиком, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 706 ГК РФ). Это означает, что в законе закреплена диспозитивная норма, и хозяйствующие субъекты вправе закрепить иные правила поведения. Поэтому если в этой части допускается предъявление взаимных требований заказчика и субподрядчика, выдвинутое ранее предположение об отсутствии необходимости предъявления повышенных требований к субподрядчику в части участия в саморегулируемой организации должно признаваться несостоятельным.
Участие субподрядчика в саморегулируемой организации определяется положениями ст. ст. 55.6, 55.8 Градостроительного кодекса РФ. В члены саморегулируемой организации могут быть приняты организации или индивидуальный предприниматель, которые соответствуют требованиям к выдаче свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Работы, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, дают право на их выполнение, если будет получен обязательно допуск, выданный саморегулируемой организацией. Нетрудно заметить, что решение вопроса о необходимом участии субподрядчика в саморегулируемой организации и получении допуска зависит от того, какого рода работы будут выполнены. Если выполняются работы, связанные с безопасностью объекта, это предопределяет и обязательное участие. Если предстоит выполнять работы, которые не связаны с безопасностью объектов капитального строительства, участие субподрядчика в саморегулируемой организации носит факультативный характер и зависит от его усмотрения.
В основе решения вопроса о необходимости участия субподрядчика в саморегулируемой организации и, соответственно, определении его правового положения как участника строительства лежат процессы организации строительного производства, которые зависят от хозяйственных возможностей генерального подрядчика по выполнению объемов работ. Именно генеральный подрядчик осуществляет планирование выполнения отдельных этапов строительства в рамках установленных сроком договора строительного подряда, определяет фронт работ, оценивает наличие в штате специалистов, способных к выполнению работы. Самостоятельно определяет, какие виды работ должны быть выполнены субподрядчиками. Именно от хозяйственных возможностей генерального подрядчика зависит, выполнит он в полном объеме работы, связанные с безопасностью объектов капитального строительства, или, напротив, какую-то часть таких работ будет выполнять субподрядчик. Только при выполнении субподрядчиком работ, связанных с безопасностью строительства, он обязан быть членом саморегулируемой организации и иметь соответствующий допуск.
С правовым положением субподрядчика при строительстве может быть связан вопрос об основаниях его гражданско-правовой ответственности. Несмотря на то что генеральный подрядчик, заключая договор субподряда, выполняет роль заказчика, поскольку субподрядчик ему сдает результат работ и получает оплату, договорную ответственность субподрядчика перед первоначальным заказчиком всего объекта строительства полностью исключать нельзя. В соответствии со ст. 403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо. Субподрядчика следует рассматривать как третье лицо, исполняющее обязательство генерального подрядчика как должника перед заказчиком всего объекта строительства. С совокупностью диспозитивных положений п. 3 ст. 706 ГК РФ, дающими право заказчику и субподрядчику предъявлять взаимные требования, можно сделать вывод о том, что субподрядчик также может быть привлечен к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Если речь идет об основаниях гражданско-правовой ответственности субподрядчика при строительстве, необходимо выяснить, какой юридический факт лежит в основе применения имущественных санкций. Совершенно очевидно, что субподрядчик может нарушить исполнение договора и тогда можно рассматривать основания договорной гражданско-правовой ответственности, либо субподрядчик в процессе выполнения работы нарушает абсолютные субъективные права и причиняет вред, что позволяет уже оценивать основания его внедоговорной ответственности. При этом внедоговорная ответственность наступает в соответствии со ст. 1079 ГК РФ, поскольку субподрядчик также осуществляет строительство, которое отнесено законодателем к источнику повышенной опасности.
Интерес могут представлять основания договорной ответственности субподрядчика, поскольку здесь при отсутствии прямого нормативного регулирования должны применяться по аналогии нормы общих положений о подряде, строительном подряде и подряде на проектные и изыскательские работы.
Полагаем, с учетом того, что на субподрядчике лежит обязанность выполнения части работ, основания его договорной ответственности следующие:
нарушение сроков выполнения работ, которые предусмотрены договором субподряда;
несохранность переданного генеральным подрядчиком материала, оборудования и другого имущества, необходимого для выполнения работы (ст. 714 ГК РФ);
обнаружившаяся невозможность использования предоставленного генеральным подрядчиком материала или оборудования без ухудшения качества выполненных работ (п. 2 ст. 745 ГК РФ);
ненадлежащее качество выполненной работы (ст. ст. 745, 761 ГК РФ).
Особенность состоит в том, что если первые три основания договорной ответственности особых проблем не вызывают, то последнее нуждается в более обстоятельном анализе. Согласно ст. 754 ГК РФ ответственность возлагается за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия. При реконструкции объекта также возлагается ответственность за снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности строения или его части.
Отступления субподрядчиком от обязательных требований, возможно, будут допущены либо по указанию генерального подрядчика, поскольку он, выступая в роли заказчика, может осуществлять контроль и надзор за выполнением работ и давать обязательные указания (ст. 748 ГК РФ), либо по вине самого субподрядчика. В первом случае субподрядчик обязан немедленно приостановить работу, если возникнут возможные неблагоприятные последствия выполнения указаний, в противном случае он не сможет при предъявлении к нему требований по качеству ссылаться на эти обстоятельства (ст. 716 ГК РФ).
Во втором случае на субподрядчика не может быть возложена безусловная ответственность за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, включая производственную мощность предприятия, а при реконструкции — ответственность за снижение технических параметров строения или его части. Показатели объекта строительства, которые указаны в технической документации, определяются только совокупностью всего объема выполненных работ. Субподрядчик выполняет лишь часть работ по указанию генерального подрядчика. Производственная мощность предприятия есть показатель эффективности капитальных вложений, на который влияют место расположения объекта строительства, правильность расчетов и иные факторы, не связанные с организацией строительства, на которые субподрядчик влиять не может. Влияние субподрядчика здесь лишь опосредованно, через качество результата отдельного вида работы, который принимает генеральный подрядчик. Учитывая, что субподрядчик выполняет часть работ, такое же опосредованное влияние может усматриваться и при реконструкции объекта в случае снижения или потери прочности, устойчивости, надежности строения или его части.
Следовательно, привлечение субподрядчика к ответственности за ненадлежащее качество возможно только тогда, когда установлена причинная связь между действиями по исполнению договора субподряда и возникшей в результате этого невозможности достижения проектной мощности предприятия, снижении технических параметров строения при реконструкции. Очевидно, это требует проведения строительно-технической экспертизы и выяснения вопроса о том, какие работы субподрядчика или генерального подрядчика привели к ненадлежащему результату. Приемка результата выполненной субподрядчиком работы со стороны генерального подрядчика не должна оказывать здесь какого-либо влияния. Особенность состоит в том, что указанные виды приемки работы отличаются по своему назначению.
Принятие работы в виде построенного объекта в целом является обязательным условием возникновения вещного права на строение. Принятие результата работ, выполненных субподрядчиком, характеризует и оказывает влияние на надлежащее исполнение обязательства генерального подрядчика, и вопрос о возникновении вещного права здесь не ставится. Поэтому субподрядчик также принимает участие в создании законченной вещи в виде строения, выполняя часть работы, и по отношению к заказчику всего объекта строительства у него тоже, как отмечалось ранее, могут возникать обязанности. Учитывая, что результат работы субподрядчика неотделим от результата работы генерального подрядчика, здесь также целесообразно поставить вопрос об их солидарной ответственности по отношению к заказчику, поскольку проведение строительно-технической экспертизы и выяснение того, какие работы привели к снижению качества всего объекта строительства, в ряде случаев может представлять сложность. При отсутствии прямого нормативного регулирования субподрядных отношений этот вопрос может оговариваться при заключении договора строительного подряда и субподряда, его решение зависит от организации строительства. Особенно это важно, когда субподрядчик будет выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объекта.
Таким образом, некоторый анализ правового положения субподрядчика и оснований его гражданско-правовой ответственности при строительстве позволяет сделать следующие выводы.
Первое. Правовое положение субподрядчика зависит от условий организации строительства, которые определяются генеральным подрядчиком исходя из хозяйственных возможностей. Если субподрядчику поручается выполнение работ, которые непосредственно связаны с безопасностью объектов капитального строительства, он обязан быть членом саморегулируемой организации и иметь допуск к работам. В противном случае, если субподрядчик выполняет работы, не связанные с безопасностью объектов капитального строительства, его участие в саморегулируемой организации носит необязательный характер.
Второе. Основания ответственности субподрядчика связаны с нарушением абсолютного права или относительного права. В первом случае на субподрядчика может быть возложена ответственность за причинение внедоговорного вреда, во втором — за ненадлежащее исполнение договорного обязательства субподряда, выразившееся в нарушении сроков выполнения работы, несохранности полученных от генерального подрядчика материалов (оборудования) или обнаружившейся невозможности их использования, ненадлежащем качестве выполненной работы. При отсутствии прямого нормативного регулирования хозяйствующие субъекты применяют нормы по аналогии, что не учитывает в полной мере характер субподрядных отношений в строительстве.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.
——————————————————————