Продиктовано практикой

(Пьянкова А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 17)

ПРОДИКТОВАНО ПРАКТИКОЙ

А. ПЬЯНКОВА

Анастасия Пьянкова, юрист, г. Пермь.

На сайте ВАС РФ 7 февраля 2012 года был опубликован проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Совершенствование обязательственного и договорного права по данному проекту направлено прежде всего на учет накопившейся судебной практики и практики договорной работы. Рассмотрим основные положения данного проекта в сфере обязательств и договоров.

Исполнение обязательства

Указом Президента РФ от 18.07.2008 N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» дан старт работе комиссии по модернизации ГК РФ. Немало нужных норм внесено в главу об исполнении обязательств ГК РФ. Причем в ходе анализа разработчики проекта нашли много де-факто общих положений об исполнении обязательств в разделах о конкретных обязательствах из договоров.

Так, установлено, что расходы по исполнению обязательства по общему правилу должен нести должник (такая норма содержится в ст. 568 ГК РФ применительно к договору мены), а использовавшиеся лишь применительно к договору поставки (ст. 522 ГК РФ) правила о погашении требований по однородным обязательствам распространены теперь на все виды обязательств. Подраздел дополнен ранее неизвестным понятием — «обусловленное исполнение договорного обязательства». Под ним понимается исполнение обязанностей, а равно осуществление, изменение и прекращение определенных прав по договорному обязательству, обусловленное совершением (несовершением) одной из сторон обязательства определенных действий или наступлением иных обстоятельств, предусмотренных договором, в том числе полностью зависящих от воли одной из сторон.

Глава о перемене лиц в обязательстве дополнена разделом о переходе прав на основании закона. В частности, это может иметь место в результате универсального правопреемства в правах кредитора; по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, когда возможность такого перевода предусмотрена законом; вследствие исполнения обязательства должника его поручителем или залогодателем, не являющимся должником по этому обязательству; при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая.

Установлена также возможность передачи всего комплекса прав и обязанностей по договору. Кроме того, стала возможна уступка будущих требований.

Коренной пересмотр

Такие способы, как залог и банковская гарантия, подверглись самому существенному пересмотру. Последняя вообще перестанет существовать — вместо нее появится «независимая гарантия», которая может быть выдана не только банком, но и любой иной коммерческой организацией.

В новой редакции изложен весь § 3 главы 23 ГК РФ. В частности, введены детальные нормы о залоге обязательственных прав, появился ранее неизвестный законодательству институт залога прав по договору банковского счета и договора об управлении залогом; должника залогодателя наделили возможностью исполнить за него обязательство, обеспеченное залогом; закон дополнен весьма детальным перечнем оснований прекращения залога.

Ожидаемы изменения в ст. 333 ГК РФ. Наконец в законе нашла отражение выработанная судебной практикой (Постановление Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81) позиция о том, что суд вправе снизить неустойку лишь по заявлению должника. Кроме того, снижение договорной неустойки, подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, когда будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.

В ГК РФ регламентирован и еще один способ обеспечения исполнения обязательств — обеспечительный платеж, который давно апробирован практикой, особенно по договорам аренды. Речь идет о внесении наперед некоей суммы, засчитывающейся в счет исполнения данного обязательства в случае нарушения обеспечиваемого ей обязательства.

Заключение договоров

Введены правила, касающиеся заверений об обстоятельствах. Такие заявления довольно популярны за рубежом и нередко составляют отдельные разделы договоров. В соответствии с новыми правилами сторона, давшая другой стороне при заключении договора или после недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора или для его исполнения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию), обязана возместить другой стороне, разумно полагавшейся на соответствующие заверения, причиненные этим убытки.

Предлагается внедрить в гражданский оборот почти неизвестный российскому праву институт (имеющий большое распространение за рубежом) — преддоговорную ответственность (culpa in contrahendo).

В соответствии со ст. 434.1 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в проведении переговоров о заключении договора и не несут ответственности за то, что соглашение не достигнуто, если иное не предусмотрено законом или договором. Однако сторона, ведущая или прерывающая переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки. В статье содержится также примерный перечень признаков, которые могут свидетельствовать о недобросовестности действий. Кроме того, подлежат возмещению убытки, причиненные раскрытием конфиденциальной информации, полученной в ходе переговоров.

Требования разумности и справедливости

Договором может быть предусмотрена и иная ответственность за недобросовестное ведение переговоров.

На практике получил большое распространение такой способ защиты прав, как признание договора незаключенным. В связи с этим весьма актуально дополнение ГК РФ статьей, посвященной оспариванию заключенного договора.

Установлено, что при несогласовании предмета договора он должен быть признан судом незаключенным по заявлению стороны. Договор, при заключении которого сторонами не было достигнуто соглашение по одному из иных существенных условий (и данное условие не может быть определено по правилам, предусмотренным ГК РФ, законом или иным правовым актом), может быть признан судом незаключенным, в том числе по требованию одной из сторон договора.

При этом суду предоставлена возможность отказать в иске об оспаривании заключенного договора: если иное не предусмотрено законом или не вытекает из существа договора. При рассмотрении спора по требованию одной из сторон о признании договора незаключенным суд вправе по заявлению другой стороны признать договор заключенным и определить соответствующее существенное условие, по которому не было достигнуто соглашение сторон при его заключении с учетом необходимости обеспечить баланс интересов обеих сторон и исходя из требований разумности и справедливости.

Более того, сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору или иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если иное не предусмотрено законом.

В случае признания судом договора незаключенным к отношениям сторон, связанным с исполнением этого договора, применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон.

Модернизации подверглись нормы о договоре присоединения. Действующий п. 3 ст. 428 ГК РФ, который фактически исключает возможность применения правил о договоре присоединения к субъектам предпринимательской деятельности, исключен и заменен следующей нормой: право требовать изменения и расторжения договора присоединения возникает также в случаях, когда при заключении договора, не являющегося договором присоединения, условия договора определены одной из сторон, а другая сторона поставлена в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора. Эта норма направлена на борьбу с таким распространенным в современном обороте явлением, как неравенство переговорных возможностей.

——————————————————————