Будем знакомы: хозяйственное партнерство

(Пьянкова А.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 11)

БУДЕМ ЗНАКОМЫ: ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО

А. ПЬЯНКОВА

Анастасия Пьянкова, преподаватель, АНО «Юридический колледж при Пермском государственном университете», г. Пермь.

С 1 июля 2012 года в России появится возможность создавать хозяйственное партнерство — новую организационно-правовую форму коммерческой организации. По замыслу разработчиков законопроекта эта форма должна стать переходной между хозяйственными обществами и товариществами. Суждено ли этим замыслам сбыться — покажет время.

Законы инвестиционной привлекательности

Избранный Президент России В. В. Путин в ходе своей избирательной кампании в статье, опубликованной в газете «Ведомости» 30.01.2012 <1>, заявил: «Мы проигрываем странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности». По-видимому, этим вызван целый ряд поправок в российское законодательство, касающихся организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности. ——————————— <1> Владимир Путин. Нам нужна новая экономика // URL: http:// www. vedomosti. ru/ politics/ news/ 1488145/ o_nashih_ekonomicheskih_zadachah.

В первую очередь речь идет о Федеральном законе от 03.12.2011 N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» и Федеральном законе от 28.11.2011 N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (первый вступит в силу с 01.07.2012, а второй уже вступил — с 01.01.2012). Считается, что предпосылкой принятия данных Законов стало активное внедрение инновационных решений и продуктов на территории РФ, в частности инновационного бизнес-проекта «Сколково». К недостаткам привычных организационно-правовых форм предпринимательства — ООО, АО авторы законопроекта относят «заурегулированность» вопросов, связанных с уставным капиталом, негибкость норм о заключении различного рода корпоративных соглашений. Если инвестиционное товарищество представляет собой договор, особый вид договора простого товарищества (ч. 2 ст. 1 Закона N 335-ФЗ), то хозяйственное партнерство, по замыслу разработчиков Закона N 380-ФЗ, — новая организационно-правовая форма коммерческого юридического лица, отличная от хозяйственных товариществ и обществ. По мысли разработчиков законопроекта, хозяйственное партнерство — нечто среднее между товариществом и ООО. В статью 50 ГК РФ, содержащую закрытый перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц, также были внесены соответствующие дополнения, которые должны вступить в силу с 1 июля текущего года. В связи с этим интересно следующее. На сайте ВАС РФ 07.02.2012 опубликован проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <2>. В нем о хозяйственных партнерствах нет ни слова. ——————————— <2> URL: http://www. arbitr. ru/press-centr/news/44088.html.

Вместе с тем, какими бы ни были оценки данного закона, он принят Госдумой РФ, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом. Поэтому практикующим юристам необходимо понимать, что за фрукт эти хозяйственные партнерства и стоит ли их создавать.

Обязательства и ограничения

Хозяйственным партнерством в силу ч. 1 ст. 2 Закона N 380-ФЗ признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с указанным Законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством. Как и участники хозяйственных обществ и коммандитные товарищи в товариществах на вере, участники хозяйственных партнерств не отвечают по обязательствам партнерства и несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Если в случае отсутствия или недостаточности у партнерства имущества для удовлетворения обязательств партнерства потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, обязательства партнерства перед его кредиторами могут быть полностью или частично исполнены от имени партнерства одним участником партнерства, несколькими участниками или всеми участниками партнерства. В отличие от хозяйственных обществ партнерство, как и хозяйственное товарищество, не может быть создано одним лицом, а если в партнерстве остался один участник, оно подлежит ликвидации или преобразованию в акционерное общество. При этом максимальное число участников партнерства, как и в ООО и ЗАО, установлено 50 человек. Возможность выхода из партнерства путем отказа может быть предусмотрена соглашением об управлении партнерством. В ООО, напротив, право выхода диспозитивно установлено законом и может быть запрещено уставом. Вместе с тем выход участника из партнерства, в результате которого в партнерстве не остается ни одного участника, не допускается. Партнерство, как и общество с ограниченной ответственностью, осуществляет ведение реестра участников партнерства. При этом сведения о составе участников партнерства вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, а сведения о принадлежащих участникам партнерства долях в складочном капитале партнерства в ЕГРЮЛ не вносятся. На деятельность партнерств установлен ряд ограничений. Так, они не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Кроме того, партнерство почему-то не вправе осуществлять рекламу своей деятельности и быть учредителем (участником) других юридических лиц (за исключением союзов и ассоциаций), а реорганизация партнерства может быть осуществлена почему-то исключительно в форме преобразования в акционерное общество. Кроме того, законом предусмотрен обязательный аудит деятельности партнерства.

Складочный капитал

Минимальный размер средств партнерства, как и у хозяйственных товариществ, назван складочным капиталом. Законом N 380-ФЗ диспозитивно установлена достаточно высокая ответственность за просрочку внесения вклада в складочный капитал — неустойка в размере 10% процентов годовых с невнесенной части вклада за каждый день просрочки, а также проценты в размере действующей ставки рефинансирования (п. 1 ч. 2 ст. 10). Неисполнение такой обязанности может также быть основанием для исключения участника из партнерства во внесудебном порядке. Вклад в складочный капитал партнерства может осуществляться деньгами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами (ч. 4 ст. 10). Здесь также следует отметить нестыковку Закона с проектом ГК РФ, подготовленным авторами Концепции развития гражданского законодательства. После долгих баталий по поводу увеличения размера уставного капитала хозяйственных обществ было решено по крайней мере запретить внесение уставного капитала в иных формах, кроме денежной. Минимальный размер складочного капитала не установлен, однако Правительством РФ могут быть установлены нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности. Преимущественное право покупки доли в складочном капитале хозяйственного партнерства в отличие от хозяйственных обществ может быть отменено соглашением об управлении партнерством. Согласно Закону N 380-ФЗ участники партнерства осуществляют управление деятельностью партнерства пропорционально принадлежащим им долям в складочном капитале партнерства, если иное не предусмотрено законом и (или) соглашением об управлении партнерством.

Бежать впереди паровоза

По своей правовой природе соглашение об управлении партнерством, на наш взгляд, ближе к договору об учреждении общества или учредительному договору товарищества, так как подлежит заключению одновременно с учреждением партнерства (решение о заключении соглашения подлежит отражению в протоколе об учреждении партнерства). В уставе партнерства при этом отражается лишь минимальное число положений, а остальные вопросы управления могут быть раскрыты лишь в соглашении, которое не является учредительным документом, не подлежит государственной регистрации в инспекции ФНС, но должно быть нотариально удостоверено и подлежит хранению у нотариуса по месту нахождения партнерства. Соглашение вступает в силу для участников соглашения об управлении партнерством и третьих лиц с момента такого удостоверения. Вместе с тем в Законе N 380-ФЗ содержится положение, в соответствии с которым в отношениях с третьими лицами участники соглашения не вправе ссылаться на положения соглашения. Примечательно, что Законом N 380-ФЗ предусмотрен лишь один обязательный орган управления хозяйственным партнерством — единоличный исполнительный орган. Иные органы, порядок их образования и осуществления ими своих функций определяются соглашением об управлении партнерством. Соответственно, в Законе N 380-ФЗ отсутствуют нормы о порядке созыва и проведения общего собрания и т. п., весьма многочисленные в законах об ООО и об акционерных обществах. Несмотря на такую гибкость, Закон N 380-ФЗ содержит императивную норму (ч. 5 ст. 8) о том, что при учреждении партнерства избрание органов управления осуществляется по единогласному решению всех его учредителей. В ООО и АО избрание осуществляется большинством, не менее 3/4, голосов учредителей (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 4 ст. 9 Закона N 208-ФЗ). В целом идея создания в организационно-правовой форме коммерческой организации, переходной между хозяйственным товариществом и обществом, является, безусловно, позитивной и прогрессивной. Такие организационные формы существуют за рубежом. Таковы Limited Liability Company (LLC) в США, Limited Liability Partnership (LLP) в Великобритании, Kommanditgesellshaft auf Aktien (KGaA) в Германии. Однако представляется, что необходимость в существовании таких юридических лиц на нашем рынке еще не назрела, и законодатель, что называется, «бежит впереди паровоза», принимая подобные законы. И сами законы, как представляется, во многих моментах недостаточно продуманы. Неизвестно, будут ли они на российской почве использоваться, как планировали разработчики законопроекта, для венчурной деятельности или станут новым удобным инструментом в руках недобросовестных предпринимателей для ухода от долгов.

——————————————————————