Современные юридические модели регулирования создания и деятельности кооперативов в зарубежных странах
(Шилова Н. П.) («Актуальные проблемы российского права», 2013, N 2)
СОВРЕМЕННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООПЕРАТИВОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Н. П. ШИЛОВА
Шилова Наталья Павловна, кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).
В статье проведен сравнительно-правовой анализ кооперативного законодательства зарубежных стран в целях формулирования современных правовых моделей регулирования кооперации. Данный опыт имеет актуальное значение для России, поскольку в настоящее время происходит обновление российского законодательства о юридических лицах, в том числе и законодательства о кооперативах. Методом сравнительного правоведения сделан авторский вывод о пяти юридических моделях регулирования отношений по созданию и деятельности кооперативов в странах ЕС, СНГ, США, азиатских государствах. Раскрыты международно-правовые тенденции регулирования кооперативных отношений. Сделан вывод о необходимости применения в законодательстве России сочетания общего правового регулирования кооперации и специального правового регулирования отдельных видов кооперации.
Ключевые слова: юриспруденция, кооперация, кооператив, кооперативное товарищество, кооперативное общество, кредитный союз, источники правового регулирования кооперации, кооперативное законодательство, международно-правовое регулирование кооперации, юридические модели регулирования кооперации.
Modern legal models for regulation of formation and activities of the co-operative societies in the foreign states N. P. Shilova
Shilova Natalia Pavlovna — PhD in Law, Associate Professor of the Department of Environmental and Natural Resources Law of the Kutafin Moscow State Law University.
The article includes comparative legal analysis of the legislation of foreign states on co-operatives in order to form the modern legal model for the regulation of co-operation. This experience is topical for Russia, since currently the Russian legislation on legal entities, which includes the legislation on co-operatives, is undergoing a transformation. By the method of comparative legal studies the author comes to a conclusion on five legal models, which regulate the formation and activities of the co-operatives in the EU, the CIS and the USA, as well as some Asian states. The author discusses international legal tendencies of regulation of cooperative relations and shows the international legal tendencies for the regulation of co-operative relations. The author then comes to a conclusion on the need to for the Russian legislation to apply the combination of general legal regulation of co-operation and the special legal regimes for the regulation its particular types.
Key words: jurisprudence, co-operation, co-operative, co-operative partnership, co-operative society, credit union, sources of legal regulation of co-operation, co-operative legislation, international legal regulation, legal models for the co-operative regulation.
2012 г. признан Международным годом кооперативов <1>. Успешная деятельность кооперативов за последние десятилетия показала, что данная организационно-правовая форма объединения людей позволяет решать многие мировые проблемы. По данным ООН, кооперативы существуют во всех странах и охватывают 1 миллиард человек. Как свидетельствует сложившаяся практика, особое место среди всей мировой кооперативной системы занимают сельскохозяйственные (30%), торговые (23%), страховые (22%) и кредитные кооперативы (19%) <2>. ——————————— <1> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 64/136 от 18 декабря 2009 г. <2> По данным МКА // Доклад Генерального секретаря ООН «Кооперативы в процессе социального развития и проведения Международного дня кооперативов» (Шестьдесят шестая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 13 июля 2011 г.).
В XXI в. на кооперативы при поддержке межгосударственных и неправительственных структур возложено решение ключевых вопросов, позволяющих обеспечить устойчивое развитие общества. Одним из условий успешного функционирования кооперации в любой стране является наличие качественной правовой основы. Как свидетельствует история, становление кооперативного движения началось в странах Западной Европы по инициативе самого населения, а не являлось инициативой, насаждаемой сверху. Поэтому в разных странах первоначальное развитие получили разные виды кооперации (правда, это не помешало им в дальнейшем сформировать консолидированные кооперативные системы). Так, первые потребительские кооперативы появились в Великобритании, производственные — во Франции, а кредитные — в ФРГ. При этом долгое время отсутствовало централизованное правовое регулирование их деятельности. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что правовое регулирование кооперации в зарубежных странах носит комплексный характер и включает в себя нормы конституционного, гражданского, кооперативного, административного, банковского, налогового законодательства в зависимости от вида и сферы деятельности кооперативных организаций. В ряде зарубежных стран нормы, непосредственно регулирующие кооперацию, закреплены в конституциях (основных законах). Посредством этих норм реализованы три основные кооперативные заповеди: 1. Социальное значение кооперации. 2. Независимость кооперативов. 3. Признание государством роли кооперативов в развитии гражданского общества. Так, социальная функция кооперации прямо закреплена в ст. 45 Конституции Итальянской Республики, в которой предусматривается, что «Республика признает социальную функцию кооперации, основанной на взаимопомощи и не преследующей целей частной спекуляции…» <3>. ——————————— <3> Конституции зарубежных стран. Сборник / Сост. В. Н. Дубровин. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2008. С. 75.
Самостоятельный характер кооперации воплощен в основных законах либо через норму о невмешательстве государства в деятельность кооперативов (в частности, данный запрет содержится в ст. 5 Конституции Федеративной Республики Бразилии) <4>, либо через норму об автономности кооперативов (ст. 12 Конституции Венгерской Республики) <5>. ——————————— <4> Там же. С. 290. <5> Там же. С. 381.
Кроме того, в отдельных зарубежных странах на конституционном уровне закреплена государственная поддержка кооперации (ст. 45 Конституции Итальянской Республики, ст. 129 Конституции Испании <6>, ст. 5 Конституции Федеративной Республики Бразилии, ст. 12 Конституции Венгерской Республики, ст. 5 Конституции Китайской Республики) <7>. ——————————— <6> Там же. С. 225. <7> Там же. С. 408.
Закрепление в конституционных законах норм, направленных на развитие кооперации, на наш взгляд, позволяет обеспечить фундаментальную основу развития кооперативного сектора и свидетельствует о понимании властью особого значения кооперативов как в развитии экономических, так и социальных отношений. Анализ нормативного регулирования кооперации позволяет выделить несколько моделей правового регулирования создания и деятельности кооперативов. Первая модель — общее правовое регулирование деятельности юридических лиц всех организационно-правовых форм, включая кооперативы. Здесь в качестве источника правового регулирования выступают либо гражданские кодексы, либо некодифицированные законы, регулирующие деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм. Данная модель, в частности, находит свою практическую реализацию в ФРГ, Великобритании, Голландии, Грузии, Туркменистане. Так, в Нидерландах создание и деятельность кооперативов регулируется голландским ГК. Аналогичный подход и в Грузии. По ГК Грузии все юридические лица подразделяются на публичные и частные. Кооперативы относятся к юридическим лицам частного характера и являются коммерческими организациями. В Туркменистане правовой статус кооперативных предприятий урегулирован ГК Туркменистана и Законом Туркменистана от 15 июня 2000 г. N 28-II «О предприятиях» (ст. 27). Кооперативы создаются в форме производственных (коммерческие организации) и потребительских (некоммерческие организации). В ФРГ правовую основу функционирования кооперативных товариществ составляет Закон ФРГ «О промысловых и хозяйственных товариществах» от 01.05.1889, в Великобритании — Закон о промышленных объединениях и обществах взаимопомощи (1965) <8>. Для этих стран характерно закрепление общей дефиниции всех товариществ, в том числе и кооперативных. Так, в ФРГ под кооперативом понимается товарищество с неограниченным числом участников, целью которого является содействие получению дохода или ведения хозяйства его членов посредством совместного хозяйственного предприятия <9>. Поэтому в этой стране статус кооперативов идентичен правовому положению иных юридических лиц. Более льготный налоговый режим установлен только для сельскохозяйственных товариществ при соблюдении условия осуществления своей деятельности исключительно со своими членами. Государственная регистрация товариществ происходит в явочном порядке. Но в суд (регистрирующий орган в ФРГ) кооперативы должны представить заключение о вступлении в аудиторский союз (это обязательное условие законности существования товариществ). ——————————— <8> Доклад Генерального секретаря ООН «Статус и роль кооперативов в свете новых социально-экономических тенденций» на 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1998). <9> Кооперативы в ФРГ. Правовые аспекты. М., 1993. С. 15.
Определенные особенности имеет создание кооперативных банков. Они проходят двойную государственную регистрацию. Например, кооперативные банки ФРГ в качестве кооператива проходят государственную регистрацию путем внесения записи об их создании в реестр кооперативных предприятий, после чего они приобретают статус юридического лица. В качестве кредитного учреждения они регистрируются в федеральном ведомстве по надзору за банками. Кроме того, необходимым условием деятельности кооперативных банков является ее обязательное лицензирование. Так, Закон ФРГ «О кредитном деле» определяет первичность банковского лицензирования перед другими формальностями <10>. ——————————— <10> Медведева А. А. Организация системы сельской кредитной кооперации в России и за рубежом // Обзорная информация. М.: ВНИИТЭИагропром, 2000. С. 34 — 35.
Вторая модель — отдельное правовое регулирование кооперации (или кооперативов) без учета их вида и отраслевых особенностей. В качестве источника правового регулирования выступает кооперативный кодекс или закон о кооперации/о кооперативах/о кооперативных обществах. Данный подход можно найти в законодательстве Португалии, Финляндии, Кыргызской Республики, Израиля. В частности, основным источником кооперативного законодательства в Португалии является Кооперативный кодекс. В этой стране кооперативы признаются юридическими лицами со специальным правовым статусом. В частности, это проявляется через льготное налогообложение кооперативов <11>. Меры государственной поддержки предусмотрены и в утвержденной в 2000 г. Программе развития кооперативов. ——————————— <11> Доклад Генерального секретаря ООН «Кооперативы в процессе социального развития» на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (14 мая 2001 г.).
В Кыргызской Республике правовое положение всех кооперативов урегулировано Законом от 11 июня 2004 г. N 70 «О кооперативах». Аналогичный закон действует в Польше (2004), в Литве (1993), Республике Словения (1992), Венгрии (1992). В Финляндии статус кооперативных обществ определяет Закон «О кооперативных обществах» от 28 мая 1954 г. Подобный закон действует и в Швеции. В этих странах под кооперативным обществом понимается объединение, количество членов и капитал которого заранее не определены, создаваемое для осуществления экономической деятельности в интересах членов общества, которые обязаны пользоваться его услугами <12>. ——————————— <12> Идентичное определение кооперативного общества закреплено и в § 1 Закона «О кооперативных обществах»: кооперативное общество — это хозяйственное предприятие, работающее на основе взаимопомощи и совместной деятельности его участников с целью развития экономических интересов членов и их участия в пользовании услугами общества // Горохова К. Г. Взлет и падение кооперативного движения в Швеции // Кооперативы в индустриально развитых странах (Сборник обзоров). М., 1992. С. 224 — 230.
В Израиле кооперативные организации создаются в двух формах — мошав-овдим и кибуц. Мошав-овдим — это кооперативное объединение, создаваемое для закупочно-сбытовых, кредитных, страховых операций <13>. Сельскохозяйственные кооперативы производственного характера именуются кибуцами. ——————————— <13> Федорченко Н. Сельская кооперация Израиля // Советская потребительская кооперация. 1989. N 12. С. 47.
Таким образом, странам с общим правовым регулированием кооперативного сектора присуща универсальность правового статуса всех кооперативов вне зависимости от их вида и сферы деятельности. Третья модель — отдельное правовое регулирование различных видов кооперативов. Здесь источниками правового регулирования являются дифференцированные нормативные акты о кооперативах в зависимости от их вида и отраслевой принадлежности. Так, в Республике Молдова деятельность кооперативов урегулирована двумя законами: Закон от 25 апреля 2002 г. N 1007-XV «О производственных кооперативах» и Закон от 12 апреля 2011 г. N 73-XV «О предпринимательских кооперативах». Особенности деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов определены Законом от 25 апреля 2002 г. N 1007-XV «О производственных кооперативах», а обслуживающих производственных кооперативов в сельском хозяйстве предусматриваются в главе XV Закона от 12 апреля 2011 г. N 73-XV «О предпринимательских кооперативах». В Японии принято отдельное правовое регулирование сельскохозяйственной кооперации и потребительской кооперации. Сельскохозяйственные первичные кооперативы существуют в двух формах: многоцелевые, осуществляющие различную деятельность, в том числе и кредитование, и специализированные, деятельность которых невелика и которые, как правило, являются членами многоцелевых кооперативов либо кредитных федераций, объединяющих многоцелевые кооперативы <14>. Правовое регулирование их деятельности происходит на основании Закона Японии «О сельскохозяйственной кооперации» 1947 г. При этом под сельскохозяйственным кооперативом понимается объединение фермеров, созданное для уборки, сбыта сельскохозяйственной продукции, закупки средств производства, проведения консультаций, взаимопомощи, кредитования и страхования <15>. По данным ООН, членством в сельскохозяйственных кооперативах охвачено более 90% всех японских фермеров <16>. Потребительские кооперативы осуществляют свое функционирование на основании Закона Японии «О потребительских кооперативных объединениях» 1948 г. ——————————— <14> Дубровин О. Г. Структура сельскохозяйственной кооперации в Японии // Кооперативы в индустриально развитых странах / Сборник обзоров. М.: Финансы, 1992. С. 26 — 27; Масленников В. П. Кооперация аграрной сферы (опыт, проблемы, перспективы). М.: Университет дружбы народов, 1996. С. 26 — 27. <15> Сельскохозяйственные кооперативы в Японии // Дайджест // Экономика сельского хозяйства России. 1994. N 5. С. 32. <16> Доклад Генерального секретаря ООН «Кооперативы в процессе социального развития» на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (13 июля 2009 г.).
В США правовую основу организации Системы фермерского кредита, действующей на кооперативных началах, составляют Законы «О фермерском кредите» 1971 г.; «О сельскохозяйственном кредите» 1987 г.; «О реформе фермерской кредитной системы» 1996 г. <17>. Правовые основы деятельности кредитных союзов определяет Закон США «О кредитных союзах» 1934 г. Но основной правовой особенностью кооперативного законодательства США является то, что регулирование деятельности кооперативов осуществляется также и на уровне штатов. При этом общими правовыми признаками кооперативов по законодательству всех штатов являются: 1) самостоятельность кооперативов; 2) демократический характер; 3) управление по принципу «Один человек — один голос»; 4) распределение доходов по участию членов кооператива в его хозяйственной деятельности. ——————————— <17> Овчинников О. Г. Государственное регулирование аграрного сектора США. М., 1999. С. 51 — 54.
В Республике Таджикистан правовой статус потребительских кооперативов определяет Закон РТ «О потребительских кооперативах» от 13 марта 1992 г. В Республике Узбекистан правовые особенности сельскохозяйственных кооперативов предусмотрены в Законе от 30 апреля 1998 г. N 600-I «О сельскохозяйственном кооперативе (ширкате)». В Республике Казахстан действует несколько нормативных актов, регулирующих правовое положение кооперативов. К их числу относятся ГК Республики Казахстан, Закон от 8 мая 2001 г. N 197-II «О потребительском кооперативе», Закон от 5 мая 1995 г. N 2486 «О производственном кооперативе», Закон от 8 апреля 2003 г. N 404 «О сельском потребительском кооперативе водопользователей». Правовой статус сельскохозяйственных кооперативов урегулирован Законом от 25 декабря 2000 г. N 133-II «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)». В Ирландии применяется специальное законодательство о кредитной кооперации — Закон «О кредитных союзах» 1997 г. и Стандартные правила для кредитных союзов, утвержденные Ирландской лигой кредитных союзов. Кроме того, если кредитные союзы были созданы до вступления в юридическую силу Закона 1997 г., их статус определяет Закон «О промышленных организациях и товариществах на вере» 1893 г. <18>. ——————————— <18> Кредитные союзы. Теория и практика. Опыт Ирландии / Под ред. А. В. Овсянниковой. М., 2000. 232 с.
Четвертый подход — общее правовое регулирование кооперации (закон о кооперации) в сочетании со специальным правовым регулированием отдельных видов кооперативов. Данный подход наиболее четко реализован в отдельных странах ЕС (Франция, Испания, Италия), а также в Украине. Из этой группы стран Закон «О кооперации» впервые был принят в 1947 г. во Франции. Он закрепляет основные положения и кооперативные принципы. В частности, предусматривается понятие кооператива. Под ним понимается ассоциация или объединение, осуществляющее хозяйственную деятельность и функционирующее на основе соглашения, по которому два или несколько лиц условились объединить свои ресурсы с целью раздела прибыли и пользования экономией, которая могла бы быть следствием этого объединения. Особенности создания и деятельности отдельных видов кооперативов урегулированы отдельными нормативными актами. Так, правовое положение сельскохозяйственных кооперативов предусматривается в более чем десяти специальных законах, систематизированных в Аграрном кодексе Франции <19>. Отдельное правовое регулирование предусмотрено и для банковских кооперативов — Закон Франции «О банковских кооперативах» от 17 мая 1982 г. <20>. ——————————— <19> Павлова Э. И. Государственное регулирование сельского хозяйства Франции (организационно-правовые аспекты). М., 1988. С. 40 — 41. <20> Клинова М. В. Кооперативы в социальной экономике Франции и Европейского сообщества // Кооперативы в индустриально развитых странах. Сборник обзоров. М., 1992. С. 117.
В конце 90-х гг. XX в. французское кооперативное законодательство претерпело изменения — были разработаны законодательные меры по упрочению финансового положения кооперативов. В частности, новеллы коснулись формирования кооперативных фондов <21>. ——————————— <21> Во Франции кооперативы могут формировать несколько имущественных фондов. В частности, резервный и неделимый фонды. В резервный фонд ежегодно направляется не менее 1/10 чистой прибыли кооператива. Неделимый фонд формируется за счет прибыли, получаемой от операций кооператива с лицами, не являющимися его членами.
В законодательстве Италии кооператив определяется как организационно-правовая форма юридических лиц, обладающая определенной спецификой. Правовой статус кооперативных организаций, помимо Конституции Итальянской Республики, составляют различные законы. В Испании правовое регулирование деятельности кооперативов осуществляется как централизованно, так и законодательством отдельных автономий. На общегосударственном уровне действует Закон Испании «О кооперативах» от 16 июля 1999 г. Правовой статус кооператива определяется с двух позиций: как общества и как предпринимательской организации <22>. При этом «осуществление предпринимательской деятельности кооператива регулируется особым законодательством и основывается на собственных принципах и ценностях…» <23>. Особенности отдельных видов кооперативов предусматриваются в отдельных нормативных актах. В частности, статус кредитных кооперативов урегулирован Законом Испании «О кредитных кооперативах». ——————————— <22> Быстров Г. Е. Актуальные проблемы развития законодательства о кооперации в России и зарубежных странах // Аграрное и земельное право. 2010. N 6(66). С. 7. <23> Чернов К. В. Организация и деятельность сельскохозяйственных кооперативов Испании: правовые проблемы: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 22.
Отдельным источником правового регулирования испанской кооперации являются кооперативные законы автономий. Как отмечает К. В. Чернов, Органический закон от 23 декабря 1992 г. разделил все автономии Испании на четыре группы: 1) автономии, имеющие исключительную компетенцию по вопросам кооперации; 2) автономии, обладающие отдельными полномочиями в сфере кооперации; 3) автономии, которые получат данную компетенцию в будущем; 4) автономии, у которых нет полномочий в области кооперации <24>. Поэтому отдельные кооперативные законы приняты только в автономиях первой группы. В частности, это Закон Андалусии «О кооперативных обществах» от 31 марта 1995 г., Закон Каталонии «О кооперативах» от 5 июля 2002 г., Кооперативный закон Валенсии от 24 марта 2003 г., Закон Наварры «О кооперативах» от 2 июля 1996 г., Закон Басков «О кооперативах» от 24 июня 1993 г., с изменениями от 1 августа 2000 г. <25>. Данные нормативные правовые акты определяют региональные особенности кооперативов, включая меры государственной поддержки. ——————————— <24> Там же. С. 90. <25> Наибольшую мировую известность получила так называемая мондрагонская модель кооперации, сложившаяся в Стране Басков. В частности, Мондрагонская федерация объединяет 180 кооперативных предприятий с 93 тыс. работников. Общий оборот всех фирм превысил 15 млрд. евро, прибыль — 71 млн. евро; сумма активов — 33 млрд. евро // Емельянов С. Специфика современного управления кооперативами за рубежом.
В Украине все юридические лица классифицируются на предпринимательские и непредпринимательские общества. Производственные кооперативы признаются предпринимательскими обществами (ст. 84 Гражданского кодекса Украины), а потребительские и иные кооперативы — непредпринимательскими обществами (ст. 86 ГК Украины). В общем виде правовой статус производственных кооперативов урегулирован ст. 163 — 166 ГК Украины. Особенности правового статуса отдельных видов непредпринимательских обществ устанавливаются законом (ст. 85 ГК Украины). Более подробно правовое положение кооперативов урегулировано Законом Украины «О кооперации», принятым Верховной Радой Украины 10 июля 2003 г. <26>. В Законе Украины «О кооперации» предусматриваются понятия кооперации и кооператива, классификация кооперативов, принципы кооперации, порядок создания и деятельности, формирование имущества, управление, ответственность кооперативов. ——————————— <26> Ведомости Верховной Рады Украины. 2003. N 12. Ст. 156.
Кроме того, в Украине определены специальные правовые основы создания и деятельности производственных и обслуживающих кооперативов в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственные производственные кооперативы являются одним из субъектов аграрного предпринимательства в этой стране. В частности, в настоящее время действует чуть больше тысячи сельскохозяйственных производственных кооперативов <27>, что составляет 12% всех товаропроизводителей в сельском хозяйстве. Особенности правового положения сельскохозяйственных кооперативов обозначены в Законе Украины от 17 июля 1997 г. «О сельскохозяйственной кооперации» <28>. На наш взгляд, сам факт принятия специального закона о сельскохозяйственной кооперации — позитивное правовое явление, отвечающее сложившимся международно-правовым тенденциям развития кооперации. Тем более что содержание данного нормативного акта позволяет сделать вывод о том, что по сравнению со многими законами о сельскохозяйственной кооперации, принятыми в странах СНГ, в том числе и в РФ, данный правовой акт наиболее юридически точно отражает сущность сельскохозяйственных кооперативов (это и дефиниция сельскохозяйственного кооператива, классификация сельскохозяйственных кооперативов, принципы деятельности и др.). ——————————— <27> Саблук П. Развитие сельского хозяйства Украины на современном этапе // Международный сельскохозяйственный журнал. 2007. N 1. С. 36. <28> Ведомости Верховной Рады Украины. 1997. N 39. Ст. 261.
Следовательно, для данной юридической модели характерна множественность источников правового регулирования кооперации. Пятая модель — отсутствие централизованного правового регулирования кооперации (или кооперативов). Данный подход воспринят в Дании, Бельгии. В этих странах деятельность кооперативов урегулирована локальными актами самих кооперативов. Таким образом, можно наблюдать неоднозначность правовых подходов к регулированию кооперативных отношений. В любом случае должен быть специальный нормативный акт о кооперативах, отличающий их от юридических лиц иных организационно-правовых форм. Эта позиция четко прослеживается и в международно-правовых актах, посвященных вопросам кооперации. Если деятельность кооперативов будет урегулирована нормативными актами, распространяющими свое действие на все юридические лица без отражения кооперативной специфики, то может возникнуть довольно опасная ситуация — превращение кооперативов в структуру, принадлежащую не их членам, а инвесторам <29>. В этом случае кооперативы утратят свою самостоятельность, перестанут выполнять социальные функции. ——————————— <29> Доклад Генерального секретаря ООН «Кооперативы в процессе социального развития» на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (13 июля 2009 г.).
На международном уровне дискуссионным также является вопрос: правовое регулирование кооперации должно осуществляться путем принятия только общего закона о кооперации или сочетанием общего кооперативного закона со специальными актами об отдельных видах кооперативов? Достоинства первой позиции обобщил Г. Хаген. В частности, он отмечает, что единый закон обеспечивает автономность кооперативов, уменьшает бюрократические барьеры, формирует единство кооперативного движения <30>. Однако в настоящее время в странах с давними кооперативными традициями все чаще высказывается мнение о дифференцированном правовом регулировании различных видов кооперативов (или в виде специального раздела общего закона, или в виде отдельных законов). Думается, наиболее оптимальным вариантом является сочетание общего закона о кооперации со специальным правовым регулированием отдельных видов кооперативов, так как именно данная юридическая модель регулирования кооперации позволяет сформировать комплексную правовую основу развития кооперативного сектора экономики и обеспечить соответствующие правовые условия. В кооперативных законах, помимо общих положений, присущих всем юридическим лицам (создание, регистрация, учредительные документы, имущество, управление, ответственность), необходимо также закрепить кооперативные принципы, автономный характер деятельности, социальную функцию кооперации. ——————————— <30> Hagen H. Guidelines for Cooperative Legislation. Geneva: International Labour Office, 2005. P. 15.
Изучение зарубежного кооперативного законодательства является довольно актуальным вопросом для России. Сегодня Российская Федерация находится в условиях модернизации гражданского законодательства, в том числе и законодательства о юридических лицах. Все чаще цивилисты высказывают мнение об унификации ряда федеральных правовых норм. Предполагается, что ряд федеральных законов, регулирующих создание и деятельность российских кооперативов <31>, будут объединены в два Федеральных закона — о производственных кооперативах и о потребительских кооперативах. Ряд ученых высказывают предложение о принятии единого Федерального закона о кооперации <32>. ——————————— <31> В частности, это Федеральный закон «О производственных кооперативах» // СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321; Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» от 19.07.1992 N 3085-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 30. Ст. 1788 и др. <32> Быстров Г. Е. Актуальные проблемы развития законодательства о кооперации в России и зарубежных странах // Аграрное и земельное право. 2010. N 6(66). С. 11.
На наш взгляд, источниками правового регулирования российской кооперации должны стать и общий закон о кооперации, и специальные законы об отдельных видах кооперативов (в частности, сельскохозяйственных). При их разработке необходим учет международных кооперативных принципов, а также опыта зарубежных стран, что позволит отечественным товаропроизводителям интегрироваться в международное экономическое пространство, в том числе и в ВТО.
Библиография:
1. Быстров Г. Е. Актуальные проблемы развития законодательства о кооперации в России и зарубежных странах // Аграрное и земельное право. 2010. N 6(66). С. 4 — 12. 2. Горохова К. Г. Взлет и падение кооперативного движения в Швеции // Кооперативы в индустриально развитых странах: Сборник обзоров. М., 1992. С. 220 — 232. 3. Дубровин О. Г. Структура сельскохозяйственной кооперации в Японии // Кооперативы в индустриально развитых странах: Сборник обзоров. М.: Финансы, 1992. С. 26 — 27. 4. Емельянов С. Специфика современного управления кооперативами за рубежом // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www. creditcoop. ru/ (дата обращения: 30.09.2012). 5. Конституции зарубежных стран. Сборник / Сост. В. Н. Дубровин. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2008. 448 с. 6. Кооперативы в ФРГ. Правовые аспекты. М., 1993. 30 с. 7. Кредитные союзы. Теория и практика. Опыт Ирландии / Под ред. А. В. Овсянниковой. М., 2000. 232 с. 8. Клинова М. В. Кооперативы в социальной экономике Франции и Европейского сообщества // Кооперативы в индустриально развитых странах: Сборник обзоров. М., 1992. С. 117 — 119. 9. Медведева А. А. Организация системы сельской кредитной кооперации в России и за рубежом // Обзорная информация. М.: ВНИИТЭИагропром, 2000. 82 с. 10. Масленников В. П. Кооперация аграрной сферы (опыт, проблемы, перспективы). М.: Университет дружбы народов, 1996. 187 с. 11. Овчинников О. Г. Государственное регулирование аграрного сектора США. М., 1999. 663 с. 12. Павлова Э. И. Государственное регулирование сельского хозяйства Франции (организационно-правовые аспекты). М., 1988. 174 с. 13. Сельскохозяйственные кооперативы в Японии // Дайджест // Экономика сельского хозяйства России. 1994. N 5. С. 32 — 33. 14. Саблук П. Развитие сельского хозяйства Украины на современном этапе // Международный сельскохозяйственный журнал. 2007. N 1. С. 33 — 39. 15. Федорченко Н. Сельская кооперация Израиля // Советская потребительская кооперация. 1989. N 12. С. 46 — 48. 16. Чернов К. В. Организация и деятельность сельскохозяйственных кооперативов Испании: правовые проблемы: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. 275 с. 17. Hagen H. Guidelines for Cooperative Legislation. Geneva: International Labour Office, 2005. 94 p.
References (transliteration):
1. Bystrov G. E. Aktual’nye problemy razvitiya zakonodatel’stva o kooperatsii v Rossii i zarubezhnykh stranakh // Agrarnoe i zemel’noe pravo. 2010. N 6(66). S. 4 — 12. 2. Gorokhova K. G. Vzlet i padenie kooperativnogo dvizheniya v Shvetsii // Kooperativy v industrial’no razvitykh stranakh: Sbornik obzorov. M., 1992. S. 220 — 232. 3. Dubrovin O. G. Struktura sel’skokhozyaystvennoy kooperatsii v Yaponii // Kooperativy v industrial’no razvitykh stranakh: Sbornik obzorov. M.: Finansy, 1992. S. 26 — 27. 4. Emel’yanov S. Spetsifika sovremennogo upravleniya kooperativami za rubezhom // Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa: http://www. creditcoop. ru/ (data obrashcheniya: 30.09.2012). 5. Konstitutsii zarubezhnykh stran: Sbornik / Sost. V. N. Dubrovin. M.: Izd-vo «Yurlitinform», 2008. 448 s. 6. Kooperativy v FRG. Pravovye aspekty. M., 1993. 30 s. 7. Kreditnye soyuzy. Teoriya i praktika. Opyt Irlandii / Pod red. A. V. Ovsyannikovoy. M., 2000. 232 s. 8. Klinova M. V. Kooperativy v sotsial’noy ekonomike Frantsii i Evropeyskogo soobshchestva // Kooperativy v industrial’no razvitykh stranakh: Sbornik obzorov. M., 1992. S. 117 — 119. 9. Medvedeva A. A. Organizatsiya sistemy sel’skoy kreditnoy kooperatsii v Rossii i za rubezhom // Obzornaya informatsiya. M.: VNIITEIagroprom, 2000. 82 s. 10. Maslennikov V. P. Kooperatsiya agrarnoy sfery (opyt, problemy, perspektivy). M.: Universitet druzhby narodov, 1996. 187 s. 11. Ovchinnikov O. G. Gosudarstvennoe regulirovanie agrarnogo sektora SShA. M., 1999. 663 s. 12. Pavlova E. I. Gosudarstvennoe regulirovanie sel’skogo khozyaystva Frantsii (organizatsionno-pravovye aspekty). M., 1988. 174 s. 13. Sel’skokhozyaystvennye kooperativy v Yaponii // Daydzhest // Ekonomika sel’skogo khozyaystva Rossii. 1994. N 5. S. 32 — 33. 14. Sabluk P. Razvitie sel’skogo khozyaystva Ukrainy na sovremennom etape // Mezhdunarodnyy sel’skokhozyaystvennyy zhurnal. 2007. N 1. S. 33 — 39. 15. Fedorchenko N. Sel’skaya kooperatsiya Izrailya // Sovetskaya potrebitel’skaya kooperatsiya. 1989. N 12. S. 46 — 48. 16. Chernov K. V. Organizatsiya i deyatel’nost’ sel’skokhozyaystvennykh kooperativov Ispanii: pravovye problemy: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2006. 275 s. 17. Hagen H. Guidelines for Cooperative Legislation. Geneva: International Labour Office, 2005. 94 p.
——————————————————————