Реформирование института кооператива в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации»

(Быстров Г. Е.)

(«Законодательство и экономика», 2012, N 9)

РЕФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА КООПЕРАТИВА

В ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Г. Е. БЫСТРОВ

Кооперация развивается как форма экономической демократии, социальный сектор рыночной экономики и рассматривается как ассоциация лиц, объединившихся для создания демократической хозяйственной организации, основанной на принципах равенства, с единственной целью — оказание услуг своим членам. В статье доктора юридических наук, профессора кафедры аграрного и земельного права РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, академика РАЕН, президента Национальной ассоциации аграрного, природоресурсного и экологического права, вице-президента Европейского Комитета аграрного права Г. Е. Быстрова определены основные пути совершенствования кооперативного законодательства России, которое призвано учитывать не только отечественный, но и зарубежный опыт развития кооперации, основанный на принципах идентичности кооперативов, сформулированных Международным кооперативным альянсом.

В Государственной Думе РФ, на международных и российских научных форумах и в юридической литературе продолжаются дискуссии о трех вариантах поправок к Гражданскому кодексу РФ, подготовленных Советом по гражданскому законодательству, Международным финансовым центром, ГПУ Президента РФ. Речь идет о совершенствовании кооперативного законодательства, учитывающего отечественный и зарубежный опыт развития кооперации и основанного на принципах идентичности кооперативов, сформулированных Международным кооперативным альянсом.

Кооперативы получили широкое распространение во всех областях социальной и экономической жизни, сформировав столько типов, сколько у людей возникает экономических потребностей либо интересов. В Рекомендации МОТ 2002 г. «О содействии развитию кооперации» закрепляется принципиально важное положение: «Признается, что кооперативы действуют во всех секторах экономики. Настоящая Рекомендация относится ко всем видам кооперативов». Тем самым Рекомендация призывает к устранению каких-либо ограничений сфер деятельности кооперативов и подчеркивает их универсальность. Отнесение же Рекомендации ко всем видам и формам кооперативов подтверждает их идентичность.

Современное зарубежное законодательство поддерживает традиционный взгляд на кооператив как на бесприбыльную организацию, закрепляет всемирно признанные принципы и ценности и рассматривает кооператив как совместную форму экономической деятельности, осуществляемую для удовлетворения материальных, социальных и культурных и иных потребностей членов общества за счет результатов его деятельности.

В противоположность предприятиям чисто капиталистического типа, основанным на безграничности либерализма, с одной стороны, и хозяйствами марксистского коллективного типа, в которых труд никогда не учитывался в праве собственности, рисках и обязательствах предприятия — с другой, кооперативы во всем мире, в том числе в России, возникали и развивались в качестве объединения хозяйственной деятельности людей на основе безусловного признания свободы личности от государства, частной собственности и инициативы. Преимущества этой особой организационно-правовой формы предпринимательства состоят в том, что она позволяет каждому члену кооператива реализовать свое право на участие в предпринимательской деятельности, т. е. не только право на участие в распределении прибыли и управлении, но и право на справедливую долю в собственности или на имущество юридического лица.

Как особая форма хозяйствования кооператив позволяет распределять между своими членами по принципу справедливости риски, ответственность, права и выгоды от совместной деятельности, возлагает на пайщиков обязанность использовать услуги своего кооператива и обеспечивать капитал, возлагает на кооператив обязанность предоставлять услуги своим членам преимущественно, но не обязательно.

Вынесенный на обсуждение Государственной Думы проект Федерального закона от 27 апреля 2012 г. о внесении изменений в ГК РФ сохраняет старые подходы к понятию кооператива, закрепленные в статьях 107 и 116 ГК РФ, и не позволяет закрепить правовое устройство кооперативной системы как самостоятельного сектора экономики. В проекте Закона повторяется ничем не обоснованная классификация кооперативов на коммерческие (производственные) и некоммерческие (потребительские), данная в ГК РФ. В действительности кооперативы не следует относить к коммерческим либо некоммерческим организациям, поскольку такое определение цели производственных кооперативов, как извлечение прибыли, противоречит общепринятому в мире его понятию как бесприбыльной организации, для которой извлечение прибыли не самоцель, а средство для наиболее полного удовлетворения материальных и иных потребностей членов, в первую очередь в обеспечении их рабочими местами и соответствующим вознаграждением за труд.

Данная организационно-правовая форма, предназначенная для кооперативов, получивших широкое распространение во всех областях социальной и экономической жизни народов, нашла свое отражение в Декларации о кооперативной идентичности, принятой XXXI Конгрессом Международного кооперативного альянса (МКА). В соответствии с Декларацией кооператив вне зависимости от вида и формы — одно характерное социальное явление.

В проекте Закона от 27 апреля 2012 г. не воспринимаются многие новации из практики МКА, рассматривающего кооперативное законодательство как способ установления справедливости в решении социально-экономических проблем в странах с переходной рыночной экономикой. В сбалансированном обществе должны существовать сильный государственный и частный секторы, сильные кооперативы, общества взаимопомощи, неправительственные организации. Именно в этом контексте правительства должны формировать политику и определять рамки, которые соответствовали бы характеру и функциям кооперативов.

В докладе Генерального Секретаря ООН относительно места и роли кооперативов с учетом новых социально-экономических тенденций, опубликованном в августе 1996 г. и представленном на рассмотрение XXXXXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН, выделен специальный раздел «Кооперативы и развитие предпринимательской деятельности». Особое внимание обращается на то, что «предпринимательская деятельность частного сектора, организованного на кооперативной основе, делает значительный вклад в создание различных экономических благ. Кооперативы являются альтернативной формой организации экономики в интересах одновременно и производителей и потребителей».

Потребности частного оборота земли в современной России требуют создания достаточно развитого законодательства, подкрепления статуса кооперативов соответствующими корпоративными нормами, системой национальных, региональных и международных стандартов кооперативного движения. В рамках единого закона о кооперативах должны быть закреплены понятие кооператива, функционирующего на основе общепризнанных принципов, роль, место и значение кооперативов в социально-экономической стратегии Российского государства, принципы кооперации, классификация и особенности создания и функционирования кооперативов, формы взаимодействия государства и кооперативов, способы и методы поддержки государством различных видов кооперативов.

Нормами статей 107 и 116 ГК в ред. проекта Закона о внесении изменений в ГК РФ предлагается регулирование деятельности всех кооперативов в России осуществлять двумя отдельными законами: о производственных и потребительских кооперативах. В действительности совершенствование кооперативного законодательства возможно не только по линии объединения многочисленных специальных законов о статусе кооперативов в два закона. Исследования МОТ подтверждают: в большинстве европейских стран (Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Австрия, Италия, Швейцария и других государств), начиная с 1960-х гг., правовое регулирование кооперативов осуществляется единым законом. Все большее число стран принимает общее кооперативное законодательство, распространяющееся на все виды кооперативов, за исключением кредитных, для которых принято особое законодательство. В ряде государств поддерживается существование самостоятельной отрасли кооперативного законодательства (Бразилия, Венгрия, Германия, Индия) (на федеральном уровне и уровне штатов), Иордания, Испания, Кения, Кот-д’Ивуар, Мексика и Таиланд.

Существуют, конечно, и иные формы кодификации кооперативного законодательства. В ряде стран действуют законы, регулирующие правовое положение отдельных видов кооперативов в различных секторах экономики (Румыния, Уругвай, Япония и др.). Самостоятельные разделы в общих законах содержатся в таких странах, как Швейцария (Гражданский кодекс), Бельгия, Гвинея (Торговый кодекс), Франция (Аграрный кодекс). В некоторых странах (Дания, Китай, Норвегия и в некоторых штатах США) отсутствует специальное кооперативное законодательство.

В большинстве индустриально развитых стран совершенствование кооперативного законодательства направлено на создание условий для стабильного функционирования и развития социального сектора экономики. Россия достигла значительных результатов в закреплении политических прав и свобод человека. Разработаны квалифицированные юридические конструкции, обеспечивающие деятельность коммерческих организаций. В то же время остаются незащищенными и уязвимыми многие социально-экономические права. Все это требует с учетом зарубежного правового опыта принятия не только общего федерального закона о кооперативах, но и внесения изменений в ГК РФ. Принятие такого федерального закона вполне соответствует тенденциям развития отечественного кооперативного законодательства, исторически предрасположенного к единому правовому акту в этой сфере.

Одним из совершенных образцов кодификационных работ по кооперативному законодательству XX в. является Положение о кооперативных товариществах и их союзах от 20 марта 1917 г. Российской Республики, где кооператив выделен в качестве субъекта гражданского и крестьянского права. Ценность категории кооперативов состоит в том, что они характеризуются как товарищества, отличающиеся от коммерческих предприятий и гражданских обществ: они строят свою деятельность на бесприбыльных началах, на началах взаимопомощи и поддержки своих членов. В кооперативе объединяется не капитал, а совместный труд тех, кто на добровольной основе соединяет свои усилия для достижения общих задач или удовлетворения общих интересов путем личного трудового участия и объединения усилий всех партнеров или членов кооператива.

Важнейшим источником гражданского и кооперативного права советского периода был единый союзный Закон от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР», объединявший нормы всех видов, типов и форм кооперативов в Советском Союзе. Под кооперативом понималась организация граждан, добровольно объединившихся на основе членства для совместного ведения хозяйственной деятельности на базе принадлежащего ему права собственности, арендованного или предоставленного в бесплатное пользование имущества, самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, материальной заинтересованности членов кооператива и наиболее полного сочетания их интересов с интересами коллектива и общества. Данное определение, несомненно, носило прогрессивный характер, так как кооператив в отличие от государственного предприятия выступал единственно возможной формой свободного предпринимательства. Принципиально важно и то, что в отличие от действующего ГК РФ, выделяющего коммерческие и некоммерческие кооперативы, Закон о кооперации 1988 г. не рассматривал получение прибыли в качестве основной задачи деятельности кооперативов. Прежнему законодательству не было известно деление кооперативов на коммерческие и некоммерческие организации. Однако в статье 20 Закона 1988 г. содержалась следующая норма: кооператив по своей природе является самоокупаемым предприятием, и убыточная работа несовместима с его сущностью.

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу разработал проект Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации» и в июле 2007 г. направил его в Государственную Думу. Предметом регулирования законопроекта являются организационно-правовые, социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания, функционирования, прекращения действия кооперативов и их объединений, а также отношения с другими хозяйствующими субъектами и государством.

Кодификация законодательства о кооперации должна быть направлена на решение таких задач, как уменьшение числа принимаемых законодательных актов посредством их укрупнения, обеспечение правового регулирования всех отношений в сфере кооперации, унификация правового режима при регулировании однородных отношений, сознательная нейтрализация возможных неблагоприятных случайностей в правовом обеспечении деятельности кооперативов, достижение задачи систематического конструирования кооперативного законодательства, вытеснение правового усмотрения в деятельности кооперативов. В проект данного закона в соответствии с решениями МКА интегрированы важные для эффективной кооперативной практики такие принципы, как добровольность членства, демократический характер управления, распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива, ограничение дивидендов по дополнительным паям членов кооператива и паям ассоциированных членов кооператива, образование, повышение квалификации и информация, сотрудничество между кооперативами, забота об обществе. Кооперативы основаны на следующих ценностях: взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость и солидарность.

Кооперативы являются инструментом достижения цели поддержки и удовлетворения прав и потребностей своих членов. Поэтому их не следует относить к некоммерческим или коммерческим организациям. Они занимают самостоятельное место в системе юридических лиц. Хозяйственные (предпринимательские) функции выполняют коммерческие организации, общественные организации преследуют нематериальные цели. Деление кооперативов в российском законодательстве на производственные коммерческие и потребительские (некоммерческие) не отвечает интересам единого правового обеспечения кооперативных отношений.

Проект Закона о кооперации включает в себя общие положения, относящиеся ко всем видам кооперативов и их объединений, действующих и вновь создаваемых в разных отраслях экономики. В проект должны быть включены также специальные положения, посвященные особенностям правового положения отдельных видов кооперативов. Принятие представленного законопроекта не исключает совершенствование действующего законодательства о кооперации, устанавливающего особенности создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов (производственных, перерабатывающих, обслуживающих сельхозпроизводителей).

Проект Закона о кооперации, разработанный Комитетом по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Совета Федерации, вполне соответствует современному мировому опыту кооперативного движения, учитывает исторический опыт становления и развития отечественного кооперативного законодательства и может быть принят за основу при разработке единого общего закона о кооперации в России. Принятие этого Закона станет реальной основой дальнейшего развития экономики, будет стимулировать развитие кооперативной формы собственности, способствовать росту занятости населения, улучшению социальной ситуации, в первую очередь на селе и в малых городах.

Библиография

Быстров Г. Е. Кооперативное законодательство России и государств ЕС. Berlin: Lambert Academic Publishing, 2012.

Быстров Г. Е. Правовые проблемы земельной и аграрной реформ в зарубежных странах: теория, практика, итоги, перспективы. Минск, 2001.

Быстров Г. Е. Совершенствование кооперативного законодательства: международный и российский правовой опыт. Проблемы совершенствования гражданского законодательства: Материал IV Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся (Москва, 28 октября 2009 г.) // Научные труды Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Войцеховский С. К вопросу об экономических принципах кооперации и юридическом определении кооператива. М., 1918.

Генкин Д. М. Краткий курс кооперативного права. М., 1929.

Германское кооперативное законодательство / Пер. с нем. Н. П. Гибнера. М., 1912.

Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2003. Т. 1.

Жид Ш. Кооперация / Пер. с франц. М. А. Шапиро; под ред. В. Ф. Тотомианца. СПб., 1909.

Кооперативный закон и примерные уставы общества потребителей и союза потребительных обществ. 2-е изд. М., 1917.

Лурье Г. И. Кооперативное законодательство. 2-е изд., перераб. М., 1930.

Магазинер Я. М. Советское хозяйственное право. Л., 1928.

Поволоцкий Л. И. Основные начала кооперативного права СССР. 2-е изд. Л., 1927.

Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других стран СНГ, государствах Балтии. Тезисы докладов Международного конгресса. Минск, 9 — 10 сентября 1999 г. / Отв. ред. Г. Е. Быстров, Н. В. Сторожев. Минск, 1999.

Правовое регулирование аграрных отношений, земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, других странах СНГ и государствах ЕС: состояние, проблемы, пути совершенствования / Отв. ред. Г. Е. Быстров. М., 2009. Т. 2.

Проблемы правового регулирования аграрных отношений и развития аграрно-продовольственных рынков в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Г. Е. Быстров. Казань: Таглимат, 2006.

Чурилова Т. Н, Шилова Н. П. Правовое регулирование отношений в сельскохозяйственных обслуживающих кооперативах Украины и России. Вологда, 2011.

Federico de Casro y Bravo. Compendio de Derecho Civil. Madrid, 1964.

Gierke. Die Genossenschaftstheorie und die deutsche Rechtsprechung. Berlin, 1887.

Munkner H. Nueve lecciones de Derecho Cooperative Fundacion F. Ebert. Marburgo, 2001.

Pfutze. Die landwirtschaftiichen Produktiv und Abzatzgenossenschaften in Frankreich. Tubingen, 1903.

——————————————————————