Залог железнодорожного состава

(Буркова А. Ю.)

(«Законодательство и экономика», 2008, N 5)

ЗАЛОГ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА

А. Ю. БУРКОВА

Буркова А. Ю., кандидат юридических наук.

Определение железнодорожного состава

Определение железнодорожного состава содержится в статье 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в соответствии с которой «железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав».

Как следует из этой статьи, железнодорожный состав близок к категории «транспортные средства».

Транспортные средства могут быть как движимым, так и недвижимым имуществом.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ «к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество».

Согласно статье 5 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» к недвижимому имуществу относятся:

— земельные участки;

— предприятия, а также здания, сооружения и иное недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности;

— жилые дома, квартиры и части жилых домов и квартир, состоящие из одной или нескольких изолированных комнат;

— дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения;

— воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Как видно из этих положений, железнодорожный состав не относится к недвижимости. Таким образом, можно сделать вывод, что железнодорожный состав является движимым имуществом, хотя и со специфическими особенностями.

Договор залога железнодорожного состава

Согласно статье 432 ГК РФ «договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение».

Существенные условия договора залога определены в статье 339 ГК РФ: «в договоре о залоге должны быть указаны предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В нем должно также содержаться указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество».

Таким образом, для того, чтобы договор залога железнодорожного состава был заключен, в нем должны быть указаны следующие условия:

— описание железнодорожного состава (марка, характеристики состава, номера вагонов, станция приписки и т. д.);

— оценка стоимости железнодорожного состава;

— место его нахождения (учитывая, что железнодорожный состав скорее всего будет постоянно находится в движении, не совсем понятно, как определять такое местонахождение);

— существо, размер и срок исполнения основного обязательства.

При этом последнее условие обязательно, только если залог осуществляется от третьего лица. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» «в случаях, когда залогодателем является должник в основном обязательстве, условия о существе, размере и сроках исполнения обязательства, обеспеченного залогом, следует признавать согласованными, если в договоре залога имеется отсылка к договору, регулирующему основное обязательство и содержащему соответствующие условия».

Стоит также до заключения залога железнодорожного состава получить соответствующие документы из ОАО «РЖД», подтверждающие информацию о существовании вагонов и их допуске к движению по железнодорожным путям общего пользования.

Оформление залога железнодорожного состава

В соответствии со статьей 339 ГК РФ договор о залоге должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность.

Гражданский кодекс РФ не содержит какие-либо иные специфичные требования к залогу железнодорожного состава. Однако в соответствии со статьей 40 Закона о залоге «договор о залоге гражданских воздушных, морских и речных судов, железнодорожного подвижного состава и космических объектов должен быть нотариально удостоверен.

Залог транспортных средств подлежит регистрации в реестрах, которые ведутся государственными организациями, осуществляющими регистрацию гражданских воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств».

Рассмотрим теперь вопросы о необходимости регистрации договора залога железнодорожного состава и его нотариального удостоверения.

Вопрос о необходимости нотариального удостоверения договора залога железнодорожного состава неоднозначен. В пользу необходимости нотариального удостоверения договора говорит прямое указание статьи 40 Закона о залоге. При этом необходимо отметить, что 19 июля 2007 г. в Закон о залоге были внесены изменения, приводящие Закон в соответствие с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»: слова «подвижного состава железных дорог» были заменены словами «железнодорожного подвижного состава». Такие изменения могут быть интерпретированы как подтверждение законодателем, что соответствующие положения Закона о залоге действуют и должны соблюдаться.

С другой стороны, есть достаточно доводов, что нотариальное удостоверение договора залога железнодорожного состава не требуется.

Согласно статье 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» «впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик и иные акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», Постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» и от 3 марта 1993 г. «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации», применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой Кодекса».

Это положение может быть истолковано следующим образом: раз Гражданский кодекс РФ не содержит требование о необходимости нотариального удостоверения договора залога железнодорожного состава, то положения Договора о залоге, требующие этого, не должны применяться.

В пользу этого довода говорит и Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: «При разрешении споров, связанных с залогом движимого имущества или прав на имущество, следует учитывать, что такой договор залога подлежит нотариальному удостоверению лишь в случаях, когда обеспечиваемый залогом договор в соответствии с пунктом 2 статьи 163 должен быть заключен в нотариальной форме (пункт 2 статьи 339)».

Кроме вышеуказанных положений в решении по делу N А40-35927/03-57-305 Арбитражный суд г. Москвы сделал следующий вывод: «Договор о кредитной линии от 27 декабря 2001 г. N 0317-01/Л-100, в обеспечение которого предоставлялся залог вагонов, не был и не должен был быть нотариально удостоверен, следовательно, с учетом пункта 2 ст. 339 ГК РФ, действующей на момент совершения оспариваемой сделки, договор залога не требовал обязательного нотариального удостоверения (п. 44 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8). Пункт 1 ст. 40 Закона РФ от 29 мая 1992 г. «О залоге», на который ссылается истец, применению не подлежит, поскольку указанный Закон вступил в действие до введения в действие части 1 ГК РФ. Между тем в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 октября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» Закон «О залоге» подлежит применению постольку, поскольку он не противоречит части первой ГК РФ».

Таким образом, на настоящий момент существует неопределенность в отношении необходимости нотариального удостоверения договора залога железнодорожного состава.

Последствия несоблюдения нотариальной формы сделки установлены в статье 165 ГК РФ. В соответствии с этой статьей такая сделка считается ничтожной.

Как указано выше, статья 40 Закона о залоге также говорит о необходимости регистрации залога транспортных средств в реестрах, которые ведутся государственными организациями, осуществляющими регистрацию соответствующих транспортных средств. Однако на настоящий момент отсутствуют какие-либо нормативные акты о необходимости регистрации залога железнодорожного состава. В связи с этим регистрация залога железнодорожного состава не требуется.

Удовлетворение требований из заложенного имущества

В связи с тем что железнодорожный состав является движимым имуществом, в соответствии со статьей 349 ГК РФ в договоре залога может быть предусмотрено, что требования залогодержателя удовлетворяются за счет заложенного движимого имущества вне судебной процедуры.

Однако в связи с тем, что заложенные вагоны находятся постоянно в движении, кредитор должен заранее закладывать в свое возмещение суммы по поиску этих вагонов на территории России и за ее пределами.

Согласно статье 350 ГК РФ реализация (продажа) заложенного имущества, на которое обращено взыскание, производится путем продажи с публичных торгов.

——————————————————————