Некоторые проблемные вопросы определения юридической природы запроса в железнодорожно-инфраструктурных отношениях оказания услуг в сфере транспорта общего пользования

(Ткаченко Е. В.) («Транспортное право», 2012, N 4)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ЗАПРОСА В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНО-ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Е. В. ТКАЧЕНКО

Ткаченко Е. В., старший преподаватель кафедры «Гражданско-правовые дисциплины» Сибирского государственного университета путей сообщения, г. Новосибирск.

Железнодорожный транспорт — это стратегический небезопасный объект. Пропускная способность владельца инфраструктуры, который предоставляет транспортную инфраструктурную услугу по договору об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, может быть ограничена, поэтому направление перед заключением данного договора перевозчиком запроса является необходимым условием. Целью подачи запроса является предоставление владельцем инфраструктуры перевозчику железнодорожно-инфраструктурной услуги. Раньше железнодорожно-инфраструктурный процесс в транспортном законодательстве никак не регулировался. Сейчас до заключения договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования требуется подача запроса. По своей правовой природе запрос как юридический факт следует признать односторонней сделкой. Для такого утверждения необходимо рассмотреть процедуру подачи и принятия запроса и проанализировать его содержание, т. е. выяснить условия возникновения, какие обязательства перевозчика и владельца инфраструктуры он содержит. Порядок подачи и принятия запроса на предоставление железнодорожно-инфраструктурной услуги урегулирован Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 (далее — Правила) <1>. Здесь можно выделить несколько этапов: 1) предварительный этап; 2) подача запроса перевозчиком владельцу инфраструктуры; 3) рассмотрение поданного запроса владельцем инфраструктуры; 4) принятие запроса к исполнению. Исследование этих этапов позволяет сделать следующие выводы. Подача запроса и его принятие оформляют сделку между перевозчиком и владельцем инфраструктуры. Эта сделка совершается в простой письменной форме (приложение N 2 и приложение N 3), установленной Правилами. Заполнение перевозчиком приложения N 2 или приложения N 3 на предварительном этапе с выполнением требований правил приема запросов свидетельствует о выражении его воли на совершение данной сделки. Сделка считается совершенной с момента принятия владельцем инфраструктуры запроса к исполнению, которое удостоверяется подписью уполномоченного представителя владельца инфраструктуры и печатью на бланке запроса. Действия владельца инфраструктуры при принятии запроса сводятся к оценке правильности соблюдения перевозчиком условий оформления и подачи запроса и объективной возможности предоставления железнодорожно-инфраструктурной услуги. ——————————— <1> Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 47. Ст. 4552.

Принятие запроса к исполнению может быть расценено как этап процедуры оформления односторонней сделки. В этом случае запрос представляет собой сделку, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны — перевозчика. Запрос представляет модель исполнения железнодорожно-инфраструктурного обязательства, выступает организующим началом всего инфраструктурного процесса, служит одной из предпосылок возникновения транспортного инфраструктурного обязательства. С. С. Алексеев отмечает, что, как только гражданско-правовой договор заключен, односторонние сделки, связанные с его заключением и потому имеющие относительно самостоятельное значение, оказываются поглощенными договором <2>. ——————————— <2> Алексеев С. С. Односторонние сделки в механизме гражданско-правового регулирования // Антология уральской цивилистики. 1925 — 1989: Сб. ст. М.: Статус, 2001. С. 64.

Из анализа вышесказанного видно, что запрос необходимо отнести к организационным предпосылкам для заключения железнодорожно-инфраструктурного договора оказания услуг в сфере транспорта общего пользования. Направление запроса следует считать основанием, правопорождающим юридическим фактом, влекущим возникновение преддоговорного правоотношения между владельцем инфраструктуры и перевозчиком. Перевозчик, направляющий запрос, наделяется соответствующими правами и обязанностями, а возникновение этого преддоговорного правоотношения при наличии у владельца инфраструктуры свободной пропускной способности влечет за собой заключение железнодорожно-инфраструктурного договора. Запрос включает положения отдельных условий договора. Только в запросе содержатся не все существенные условия железнодорожно-инфраструктурного договора оказания услуг в сфере транспорта общего пользования. В нем не оговариваются условия об объеме перевозок, стоимости оказываемых услуг, об ответственности сторон по обязательствам, вытекающим из договора перевозки железнодорожным транспортом. Исходя из сказанного направление запроса необходимо с целью выяснения условий будущего договора, его приемлемости для контрагентов. Тем более заключению договора, особенно при значительности его суммы, должно предшествовать направление письменных материалов. Подача этих документов удобна с практической стороны, т. к. они содержат различную информацию в отношении условий намечаемого договора. Они как бы представляют стадии переговоров о заключении в будущем соответствующего договора. Тем самым направление запроса создает «юридическую оболочку», моделирование для заключения железнодорожно-инфраструктурного договора оказания услуг в сфере транспорта общего пользования. Юридическое значение запроса также состоит в том, что при возникновении спора по поводу толкования условий договора суд, устанавливая истинную волю сторон, может прибегнуть к исследованию предшествующих договору переговоров, которые имели место в преддоговорный период взаимоотношения сторон. Направляя запрос на осуществление перевозок грузов, владелец инфраструктуры и перевозчик должны согласовать в нем следующие положения: 1) наименование станций отправления и назначения поезда; 2) дату и время предъявления состава поезда и его отправления; 3) вид, вес поезда; 4) наименование станции отцепки или приценки групп вагонов (для групповых и сборных поездов); 5) особые условия перевозки (ограничение скорости, наличие негабаритных и опасных грузов). В запросе на осуществление перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, кроме номера, категории поезда, станций отправления и назначения, дат и времени отправления и прибытия поезда, станции переприцепки вагонов, особых условий перевозки, также должны быть согласованы положения о владельце подвижного состава, виде сообщения, количестве вагонов, маршруте следования, станции дополнительной экипировки. При этом следует заметить, что в запросе нет сведений об инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, кроме предоставления возможности отдельно указать, какой вид услуги оказывается, а достаточно положений касается договора перевозки, хотя подается запрос для заключения железнодорожно-инфраструктурного договора. Это дает основание думать, что подвижной состав — главная вещь, а технологический комплекс, представляющий инфраструктуру, — его принадлежность. Целесообразно дополнить запрос тем, что по договору предоставляются для эксплуатации железнодорожные пути общего пользования, т. е. учитывается определенное расстояние от станции отправления до станции назначения с целью движения поездов. Также в примерных формах запросов отсутствует общий перечень услуг, предоставляемых владельцем инфраструктуры. Исходя из этого необходимо предусмотреть подачу запроса: 1) о предоставлении ресурса инфраструктуры; 2) на пропуск поездных формирований перевозчика по инфраструктуре его владельца; 3) об оказании услуг инфраструктуры по ее видам. При утверждении данных видов услуг необходимо четко описать признаки ограниченной пропускной способности инфраструктуры в отношении предварительного распределения ресурсов инфраструктуры между перевозчиками (например, «отсутствует свободная пропускная способность инфраструктуры на момент поступления запроса от перевозчика») и в отношении согласования отдельного запроса на перевозку (например, «ввиду эксплуатации на данный момент всех локомотивов, принадлежащих владельцу инфраструктуры на сети железных дорог, отказано перевозчику в предоставлении услуг локомотивной тяги»). Делая вывод, стоит отметить, что запрос является односторонней сделкой, правопорождающим юридическим фактом, влекущим возникновение преддоговорного правоотношения между перевозчиком и владельцем инфраструктуры. Его следует признать организационной предпосылкой, направленной на заключение железнодорожно-инфраструктурного договора оказания услуг в сфере транспорта общего пользования.

——————————————————————