Энергия по расчету

(Каширин А., Балабуев И.)

(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 34)

ЭНЕРГИЯ ПО РАСЧЕТУ

А. КАШИРИН, И. БАЛАБУЕВ

Алексей Каширин, газета «ЭЖ-Юрист».

Иван Балабуев, газета «ЭЖ-Юрист».

Порядок определения размера платы за потребленные тепло или электричество иногда ставит компании в тупик. Методик расчета стоимости энергоресурсов довольно много, поэтому запутаться в них не составит труда. Ошибка компании или энергоснабжающей организации может привести к судебному спору, а это, как известно, долго и дорого. Разобраться в тонкостях энергоснабжения помогут рекомендации НКС ФАС ВВО и ФАС ПО «О практике применения гражданского законодательства», написанные по итогам работы совместного заседания НКС ФАС ВВО и ФАС ПО, которое состоялось 25.03.2009.

Приборы учета тепловой энергии потребителя в 2007 году введены в эксплуатацию в установленном законом порядке с оформлением акта (приложение N 4 к Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго России от 12.09.95 N Вк-4936). Перед очередным отопительным сезоном (2008 — 2009 года) акт проверки готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации не составлялся. Следует ли учитывать показания данных приборов либо надлежит применять расчетный метод?

Статья 544 ГК РФ предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п. 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, зарегистрированных в Минюсте России 25.09.95 за N 954, перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя (приложение N 5).

Если перед очередным отопительным сезоном акт проверки готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации не составлялся, потребитель имеет право ссылаться на их показания только при условии недоказанности энергоснабжающей организацией неисправности данных приборов либо нарушения режима и условий работы счетчиков.

Вправе ли теплоснабжающая компания применять в расчетах с товариществом собственников жилья тариф на тепловую энергию, утвержденный региональной службой по тарифам, а не городским округом на нужды отопления жилищного фонда? При этом в ряде случаев истцы считают, что они не оказывают коммунальную услугу, а поставляют ресурс, который ответчик преобразует в коммунальную услугу.

Из толкования норм ст. ст. 135 (п. 1), 137 (подп. 1 и 4 п. 1) ЖК РФ следует, что в рамках складывающихся с ресурсоснабжающей организацией правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ.

Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами — членами ТСЖ.

В связи с этим при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, которые утверждены для населения.

Исходя из п. 3 и п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, в случае когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

В отношениях с теплоснабжающей организацией ТСЖ принимает на себя обязательство по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах; теплоснабжающая организация не предоставляет коммунальные услуги гражданам, а как ресурсоснабжающая организация продает ресурс — тепловую энергию — ТСЖ. Причем местом исполнения обязательства по поставке ресурса является граница балансовой принадлежности, а не конкретные квартиры в каждом отдельно взятом многоквартирном доме.

Имеет ли значение при разрешении споров о взыскании стоимости отпущенной энергии в многоквартирные жилые дома, в какой организационно-правовой форме выступает в гражданском обороте управляющая организация (ТСЖ, ЖСК, ООО или ЗАО)?

Организационно-правовая форма управляющей организации в отношениях с ресурсоснабжающими организациями не должна приниматься во внимание и влиять на применяемые к ним тарифы.

В соответствии со ст. 165 ЖК РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм. Создание управляющей организации в какой бы то ни было форме преследует в качестве одной из целей наделение ее полномочиями выступать от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме в отношениях с ресурсоснабжающими организациями.

Вправе ли суд самостоятельно уменьшить тариф на электрическую энергию, установленный региональной службой по тарифам, на составляющую оплаты услуг по транспортировке энергии в случае, если энергетические сети потребителя непосредственно присоединены к энергоисточнику?

Статья 424 ГК РФ определяет, что при исполнении договора в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Федеральный закон от 14.04.95 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» определил, что расчеты за электрическую энергию осуществляются по тарифам, которые представляют собой систему ценовых ставок, установленных государственными органами.

На основании ст. 6 названного Закона в компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов входит установление тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность установления судом цен на электрическую энергию, а равно скидок и надбавок к тарифам путем рассмотрения соответствующих требований в суде.

Выход из подобной ситуации видится в оспаривании заинтересованным лицом нормативно-правового акта региональной службы по тарифам в части недифференцирования существующего тарифа либо в его обращении в административном порядке в Федеральную службу по тарифам, которая обладает полномочиями по отмене решения регионального тарифного органа.

Кто должен нести расходы по оплате энергии в случае, если по договору аренды нежилого помещения арендатор обязался нести расходы по оплате коммунальных услуг и заключить соответствующие договоры с энергоснабжающими организациями, однако не исполнил данную обязанность?

Договор энергоснабжения заключается при наличии у потребителя энергопринимающего устройства, которое отвечает установленным техническим требованиям и присоединено к сетям энергоснабжающей организации (п. 2 ст. 539 ГК РФ).

Как правило, арендатор нежилого помещения не является владельцем тепло — и энергосетей, и у него отсутствует соответствующее оборудование для получения энергии, тепла, воды.

При неисполнении арендатором принятого согласно договору аренды обязательства по оплате коммунальных услуг посредством заключения самостоятельного договора с энергоснабжающей организацией счета на оплату фактически поставленной в сданное в аренду помещение энергии будут направляться поставщиком коммунальных услуг непосредственно собственнику помещения. Данный собственник и должен будет их оплачивать в силу ст. 210 ГК РФ. При этом собственник недвижимого имущества (арендодатель) вправе на основании договора аренды отнести соответствующие расходы на арендатора.

Каким образом определяется количество потребленной управляющей компанией тепловой энергии при отсутствии приборов учета: на основании нормативных данных или Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госкомстроя России от 06.05.2000 N 105?

Согласно положениям жилищного законодательства при отсутствии приборов учета подлежат применению нормативы потребления, определенные органом местного самоуправления. Однако по нормативам возможно определять количество потребленной энергии именно гражданами, а не управляющей организацией. При этом необходимо учитывать, что договорные отношения теплоснабжающая организация имеет с управляющей организацией, а не с гражданами. Кроме того, нормативы не могут подтверждать расходы по теплоснабжению мест общего пользования.

Отметим, что в данном случае необходимо руководствоваться положениями договора теплоснабжения. Если договором предусмотрено применение Методики до установки приборов учета, то она и подлежит применению.

Применимы ли к отношениям между энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307?

Данные Правила были приняты Правительством РФ в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ.

Они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают права и обязанности, ответственность, а также порядок:

— контроля качества предоставления данных услуг;

— определения размера платы за них с использованием прибора учета и при его отсутствии;

— перерасчета размера платы за отдельные виды услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении;

— изменения размера платы за них при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Между тем согласно п. 8 данных Правил условия договора энергоснабжения, заключаемого с энергоснабжающей организацией с целью обеспечения гражданина коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам.

Следовательно, к отношениям между энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг возможно применение Правил для регулирования непосредственно отношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, а также в случаях, предусмотренных указанными Правилами.

***

Полную версию рекомендаций читайте на нашем интернет-портале: www. gazeta-yurist. ru.

——————————————————————