Электронное судопроизводство
(Каширин А.)
(«ЭЖ-Юрист», 2007, N 21)
ЭЛЕКТРОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
А. КАШИРИН
Алексей Каширин, руководитель отдела судебной практики «ЭЖ-Юрист».
С развитием так называемого электронного правосудия у судей арбитражных судов возникло немало вопросов, касающихся публикации судебных актов. Чтобы сформировать единый подход к опубликованию подобной информации в ВАС РФ, был разработан документ, разъясняющий арбитражным судам, как им следует поступать при публиковании судебных актов в СМИ, в том числе в Интернете и электронных базах данных.
Несмотря на утверждение, что суды технически не готовы к публикации судебных актов, большое количество судов уже это делают. Возникают два немаловажных вопроса. Какие сведения в судебных актах необходимо публиковать, а какие нет? Каковы основания для публикации судебных актов?
Статьей 11 АПК РФ установлена гласность судебного решения. Однако специальными Законами «О государственной тайне» и «О коммерческой тайне» предусматриваются ограничения на распространение сведений, содержащих ту или иную тайну. Проект информационного письма Президиума ВАС РФ «О некоторых вопросах публикации судебных актов арбитражных судов и материалов арбитражных дел» (опубликован на сайте ВАС РФ) разъясняет порядок опубликования судебных актов с учетом положений этих законов. На днях специалисты в области арбитражного процесса обсудили проект на Президиуме ВАС РФ. Замечаний по проекту у ученых и судей было немало.
Необходимо отделить вопросы, касающиеся государственной тайны, от вопросов, касающихся коммерческой, считает доктор юрид. наук, профессор, член Научно-консультативного совета ВАС РФ Т. Е. Абова. «Все, что связано с государственной тайной, публиковать не надо совсем», — считает ученый. — Дела, касающиеся государственной тайны, рассматриваются в закрытом заседании, а все, что закрыто, публиковать не следует».
Опубликование судебного акта, с изъятием части акта или материалов дела, составляющих коммерческую тайну, Т. Е. Абова считает также неприемлемым. С ней согласен судья ВАС РФ А. И. Бабкин: «Это может привести к некоторым отрицательным последствиям — либо часть тайны все-таки выскользнет наружу, либо получится документ, который будет абсолютно непонятен». Высказывалось также мнение, что опубликованный с изъятиями судебный акт может заинтересовать лиц, которые проявляют нездоровый интерес к государственной или коммерческой тайне. Представляется, что судебные акты без изъятий внимание бы не привлекли.
Кроме того, существуют процессуальные проблемы, которые порождает проект. В нем говорится о ходатайстве лиц, участвующих в деле, которое они могут подать суду для того, чтобы не допустить опубликования сведений, относящихся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, содержащейся в акте арбитражного суда или материалах дела (п. 3 проекта).
«Непонятно, когда подается это ходатайство — до вынесения судебного решения или после?» — удивлена помощник заместителя Председателя ВАС РФ А. В. Ерш. «Допустим, суд отказал в удовлетворении этого ходатайства. Такое определение обжалуется? Правила об этом необходимо закрепить в арбитражном законе», — считает она.
«Коммерческая, государственная тайна, служебная информация не должны придаваться гласности. Но правовые позиции суда по конкретному делу не могут быть засекречены», — сказал в заключение заседания Президиума ВАС РФ Председатель ВАС РФ А. А. Иванов.
Разработчикам проекта необходимо правильно найти эту грань — подумать над вариантами изменений в АПК РФ, в частности ст. 11, и подготовить новый вариант информационного письма с учетом состоявшегося обсуждения.
——————————————————————