Обеспечение интересов собственников помещений в многоквартирных домах при реализации государственной политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности
(Рыжов А. Б.) («Административное право», 2011, N 1)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
А. Б. РЫЖОВ
Александр Борисович Рыжов, руководитель аппарата комитета по жилищной политике и градостроительству Законодательного Собрания Нижегородской области.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока службы путем организации надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение соответствующих мероприятий. Согласно статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. На обеспечение выполнения упомянутых требований направлена часть 4 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Как следует из положений статьи 39 ЖК РФ и статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме относятся к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Соответствующие правоотношения в силу части 1 статьи 4 ЖК РФ регулирует жилищное законодательство. Согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Согласно части 3 статьи 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, за исключением установленных федеральным законом ограничений в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, мероприятия по энергосбережению в многоквартирном доме должны быть выгодны собственникам помещений в многоквартирном доме. На взгляд автора статьи, это означает, что указанные расходы собственников помещений в многоквартирном доме должны окупаться в разумный срок, приводить к росту рыночной стоимости помещений в многоквартирном доме. Экономические интересы собственников помещений в многоквартирном доме должны ложиться в основу планирования конкретных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в таком доме. Даже экономически неэффективные для собственников помещений в многоквартирном доме мероприятия по энергосбережению тем не менее могут отвечать общественным и государственным интересам, так как обеспечат возможность подключения новых потребителей к существующим сетям коммунальной инфраструктуры, повысят надежность функционирования систем коммунальной инфраструктуры за счет снижения нагрузки, будут способствовать обеспечению энергетической безопасности <1> страны. ——————————— <1> Энергетическая безопасность России — состояние защищенности ее топливно-энергетического комплекса, потребителей энергоресурсов и экономики в целом от неблагоприятного развития событий. См.: Занковский С. С. Энергетическая безопасность России: правовые вопросы // Энергетическое право. 2006. N 2.
Несомненно, установка приборов учета энергетических ресурсов, обеспечивая реализацию государственной политики энергосбережения и повышение эффективности функционирования рынка энергетических ресурсов, служит общественным и государственным, а при определенных условиях и частным интересам. Найти баланс между частными интересами собственников помещений в многоквартирном доме, общественными и государственными интересами, в том числе при определении состава обязательных мер энергосбережения в многоквартирных домах, призваны органы, осуществляющие правовое регулирование в данной сфере. Предусмотренное Федеральным законом определение в региональном нормативном акте перечня обязательных мер по энергосбережению в многоквартирном доме, несомненно, менее точный инструмент, чем составление индивидуального проекта реконструкции здания в целях энергосбережения. Вероятно, такое решение федерального законодателя могло быть обусловлено выбором сценарных условий, прогнозирующих существенный рост цен на энергетические ресурсы в долгосрочной перспективе. Однако, по мнению автора, индивидуальный подход к проектированию реконструкции многоквартирного дома также может при соответствующем нормативном обеспечении учитывать сценарий резкого роста цен на энергетические ресурсы. Собственники помещений в многоквартирных домах, разумеется, заинтересованы, чтобы обязательные мероприятия по энергосбережению, проводимые в этих домах, были в достаточной мере экономически выгодными. Дорогие, экономически неэффективные (при сложившихся соотношениях цен на энергетические ресурсы и цен на услуги и товары, приобретаемые для реализации мероприятий по энергосбережению) мероприятия, как отмечалось выше, могут тем не менее отвечать общественным и государственным интересам. В этой связи, по мнению автора, справедливо предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме, как и любым лицам, инвестирующим в энергосбережение, возможность продать мощность (право подключения к энергетической сети), высвобожденную за счет их вложений и усилий по энергосбережению, на вторичном рынке (подключенной) мощности. Для обеспечения интересов граждан государство должно уделять внимание регулированию, в том числе антимонопольному, на рынках приборов учета, услуг по их установке, работ и услуг по энергосбережению в многоквартирном доме, рынках соответствующих товаров и материалов, создавать благоприятные условия для развития соответствующих производств. Для успеха общегосударственной политики энергосбережения также важно, чтобы сэкономленные при энергосбережении средства не были изъяты у граждан через пропорциональное экономии увеличение цен на энергоресурсы, через невыгодные, навязанные условия договоров. Одним из способов установления тарифа на энергетические ресурсы является, упрощенно, деление объема затрат организации коммунального комплекса на объем поставленного энергоресурса. В ходе реализации гражданами мер энергосбережения при отсутствии подключений новых потребителей у организации коммунального комплекса должен сократиться объем поставленного энергоресурса. Вследствие этого при неизменном объеме затрат организации коммунального комплекса тариф должен вырасти. В целях защиты интересов граждан Правительством РФ принято Постановление от 28 августа 2009 года N 708 «Об утверждении Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги». В соответствии с пунктом 26 Методических указаний по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 23 августа 2010 года N 378, предлагаемый к утверждению предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги должен быть откорректирован в сторону уменьшения, если в результате проведения проверки выявляется его несоответствие хотя бы одному из критериев доступности. Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 28 августа 2009 года N 708 в систему критериев должны включаться в том числе следующие обязательные критерии доступности: а) доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи; б) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; в) уровень собираемости платежей за коммунальные услуги; г) доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения. Указанное Постановление было разработано до принятия Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ. Поэтому установленные им обязательные критерии позволят после реализации гражданами мер энергосбережения взимать за энергоресурс плату на ту же общую сумму, что взималась до реализации мер экономии. То есть указанная система критериев не защитит граждан. Чтобы средства, сэкономленные гражданами при реализации мер энергосбережения, не были изъяты пропорциональным увеличением тарифа, целесообразно в обязательные критерии доступности включить критерий «доля расходов на коммунальные услуги (рассчитываемых без учета результатов мер по энергосбережению) в совокупном доходе семьи». При отборе инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализуемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства, для предоставления мер государственной поддержки целесообразно включить в число критериев оценки инвестиционных проектов, отбираемых для предоставления мер государственной поддержки, снижение стоимости энергетических ресурсов для потребителей. Согласно статье 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов. Для эффективной реализации данной нормы необходимо создать правовые условия для надлежащей оценки эффективности экономической деятельности по управлению многоквартирным домом, утвердить методики оценки эффективности вложений собственников помещений в многоквартирном доме в реализацию мер энергосбережения и капитальный ремонт общего имущества и создать правовой механизм аудита такой эффективности. Это должно найти отражение в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме. В многоквартирных домах, обладающих наихудшими показателями энергетической эффективности, в том числе по причинам нарушений правил содержания многоквартирных домов управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, установка приборов учета может привести к резкому росту расходов граждан. В этой связи в указанных домах выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений, скорейшее устранение нарушений правил содержания жилищного фонда, введение адекватных мер социальной поддержки принимает особенно важное значение. В целях реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» значительным числом субъектов РФ, муниципальных образований приняты и реализуются программы установки общедомовых приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах. Следует подчеркнуть необходимость планирования в таких программах не только установки приборов учета потребления тепловой энергии, но и одновременной или предварительной реализации мер энергосбережения, в частности, установки узлов регулирования подачи теплоносителя. В ряде региональных программ установки приборов учета это обстоятельство легкомысленно игнорируется. Реализация таких программ в случае резкого роста платы граждан за отопление может привести к конфликтам с жителями многоквартирных домов. Интересам собственников помещений в многоквартирных домах могут также служить меры государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направления и формы которых определены в статье 27 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, включая содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Так, согласно Постановлению правительства Нижегородской области от 10.11.2010 N 769 «Об отборе инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализуемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства, для предоставления мер государственной поддержки» для получения соответствующих мер поддержки инвестиционный проект должен содержать определенные виды работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая работы в отношении элементов общего имущества в многоквартирном доме. Для успеха государственной политики энергосбережения необходима ее поддержка со стороны различных социальных групп, включая собственников помещений в многоквартирных домах. Поэтому необходимо внесение изменений в ряд положений федерального законодательства, разработка региональных нормативных актов, направленных на то, чтобы государственная политика энергосбережения воспринималась гражданами как полезная и выгодная для них, чтобы общество признало справедливыми распределение выгод от энергосбережения и бремени расходов на реализацию мер энергосбережения между участниками правоотношений.
——————————————————————