Кого должна оповещать энергоснабжающая организация об оснащении объектов приборами учета

(Панов А. Б.)

(«Административное право и процесс», 2013, N 8)

КОГО ДОЛЖНА ОПОВЕЩАТЬ ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБ ОСНАЩЕНИИ ОБЪЕКТОВ ПРИБОРАМИ УЧЕТА

А. Б. ПАНОВ

Панов Алексей Борисович, младший научный сотрудник Центра фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук.

Автором рассматриваются вопросы арбитражной судебной практики, возникшие в ходе рассмотрения дел по вопросам ЖКХ. В судах возник спор о том, кому энергоснабжающая организация должна направлять предложения об оснащении объектов приборами учета согласно Закону об энергоснабжении. В частности, суд решал вопрос о том, должны ли быть собственники оповещены лично или нет об оснащении приборами учета.

Ключевые слова: арбитражный суд, ЖКХ, Закон об энергосбережении, судебная практика, энергоснабжающая компания.

Whom shall the energy supply company notify regarding installation of metering devices on objects

A. B. Panov

The author deals with the arbitration court practice that emerged in the course of consideration of cases for Housing. In the courts a dispute about who should send power supplier’s offers to equip the facilities according to the Law on energy supply. In particular, the court decided the issue of whether the owners be notified in person or not concerning installation of the equipment.

Key words: arbitrazh court, housing and public utilities, Law of Energy Saving, judicial practice, energy supplying company.

Вопрос о том, кому должна была направить энергоснабжающая компания предложения об оснащении объектов, указанных в ч. 4, 5, 6 ст. 13 Закона об энергосбережении, коллективными (общедомовыми) приборами учета расхода холодного водоснабжения, был разрешен Президиумом ВАС РФ при рассмотрении дела N А81-1951/2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по надзорному производству N 2504/12.

ОАО «Уренгойгорводоканал» предоставляет услуги по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «Город Новый Уренгой».

Антимонопольным органом осуществлен контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Письмом от 22 марта 2011 г. N 346 общество сообщило антимонопольному органу о направлении 29 июня 2010 г. предложений об оснащении объектов, указанных в ч. 4, 5, 6 ст. 13 Закона об энергосбережении, коллективными (общедомовыми) приборами учета расхода холодного водоснабжения в адрес лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов, а также лицам, представляющим интересы собственников, в том числе товариществам собственников жилья и управляющим организациям.

Установив нарушение обществом требований ч. 10 ст. 13 Закона об энергосбережении, антимонопольный орган составил в отношении общества Протокол от 31 марта 2011 г. и принял Постановление от 14 апреля 2011 г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Салехардского городского суда от 15 июля 2011 г. указанное Постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (отсутствие у общества обязанности по направлению предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов в адрес каждого из собственников помещений в многоквартирных домах, поскольку такие извещения направлены в адрес товариществ собственников жилья и управляющих организаций, в связи с чем суд сделал вывод о надлежащем исполнении служебных обязанностей).

Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении требований отказали, сославшись на то, что направление предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов в адрес товариществ собственников жилья и управляющих организаций не освобождает общество от направления указанных предложений в адрес собственников помещений в многоквартирных домах.

Коллегия судей ВАС РФ указала, что ч. 6 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела об административном правонарушении) с 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с ч. 10 ст. 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2010 г. организации, указанные в ч. 9 названной статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников жилых домов, дачных домов, садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

В ходе проведения проверки антимонопольным органом установлено, что между обществом и товариществами собственников жилья, между обществом и управляющими организациями заключены договоры на поставку коммунальных ресурсов.

Поскольку общество является ресурсоснабжающей организацией и оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «Город Новый Уренгой», оно обязано соблюдать требования ч. 10 ст. 13 Закона об энергосбережении.

Из материалов дела следует, что 29 июня 2010 г. во исполнение положений ч. 10 ст. 13 Закона об энергосбережении общество направило предложения об оснащении объектов коллективными (общедомовыми) приборами учета расхода холодного водоснабжения в адрес товариществ собственников жилья и управляющих организаций, представляющих интересы собственников помещений и ответственных за содержание многоквартирных домов, в том числе осуществляющих деятельность по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов направлены в адрес лиц, которые в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, являются исполнителями коммунальных услуг и с которыми обществом заключены договоры на поставку коммунальных ресурсов.

При этом из ч. 10 ст. 13 Закона об энергосбережении следует, что лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных названным Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В ч. 9 комментируемой статьи установлено, что с 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

При этом закреплено, что указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Данное правило соответствует следующим общим положениям п. 1 ст. 421 ГК РФ о свободе договора: граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Как предусмотрено в ч. 9 комментируемой статьи, цена такого договора определяется соглашением сторон. При просрочке исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.

Согласно данной норме порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Исходя из общего предписания, данного в п. 2 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующий нормативный правовой акт должен быть разработан и принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до 1 мая 2010 г. Понятие существенных условий договора определено в п. 1 ст. 432 части первой ГК РФ: существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Там же установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В ч. 9 комментируемой статьи также установлено, что договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином — собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином — собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных ч. 5 и 6 данной статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение уплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

При этом предусмотрено следующее:

при включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Банка России, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета;

субъект РФ, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

В ч. 12 введенной комментируемым Законом ст. 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (см. ст. 37 Закона и комментарий к ней).

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи до 1 июля 2010 г. организации, указанные в ч. 9 данной статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в ч. 5 данной статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в ч. 6 данной статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в ч. 5 и 6 данной статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

В ч. 10 комментируемой статьи также установлено, что примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Исходя из общего предписания, данного в п. 2 ст. 50 комментируемого Закона, соответствующий нормативный правовой акт должен быть разработан и принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до 1 мая 2010 г.

При таких обстоятельствах обществом исполнена обязанность по направлению в установленный срок предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении. Следовательно, у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

1. Согласно ч. 9 ст. 13 Закона об энергоснабжении организация не позднее 1 июля 2010 г. обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в ч. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в ч. 6 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в ч. 5, 6 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, приборами учета используемых энергетических ресурсов.

2. По смыслу данной статьи (возможно, пробел в законодательстве) собственники должны были быть оповещены лично, поскольку в самой статье нет слов «или», «либо» и т. п.

И поскольку нормы трактуются не расширительно, а буквально, то в данном случае речь идет именно о «собственнике жилого помещения».

——————————————————————