Капитальный ремонт жилья за счет налогов ТСЖ

(Корольков А.)

(«Жилищное право», 2011, N 12)

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЖИЛЬЯ ЗА СЧЕТ НАЛОГОВ ТСЖ

А. КОРОЛЬКОВ

Корольков Александр, начальник правового отдела аппарата Общероссийского профсоюза работников физической культуры, спорта и туризма Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ (РОСПРОФСПОРТ).

9 ноября Совет Федерации проголосовал за внесение изменений в Налоговый кодекс, предусматривающих налоговые льготы для ТСЖ, ЖСК и управляющих компаний многоквартирных домов. Предполагается, что освободившиеся за счет этого средства ТСЖ и ЖСК смогут использовать на текущий и капитальный ремонт.

Согласно изменениям из налоговой базы по налогу на прибыль исключаются средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета организаций на финансирование ремонта и капитального ремонта общего имущества. Таким образом, денег на ремонт должно стать больше, а сам ремонт, соответственно, качественнее.

Напомним, что в соответствии с новым Жилищным кодексом с 1 марта 2005 года капитальный ремонт многоквартирных домов перешел на баланс собственников жилья. Каждый собственник, согласно документу, вносит определенную сумму на капремонт соответственно занимаемой его квартирой площади. Согласно статьям 289 — 290 Гражданского кодекса РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме принадлежит также и доля в праве собственности на общее имущество дома. Однако в ходе приватизации дома зачастую передавались гражданам в ветхом виде. На ремонт большинства из них требуются значительные средства, которых у собственников нет.

В этой связи сегодня владельцы квартир оплачивают, как правило, 5% этих расходов, а остальное субсидируется средствами муниципалитетов, регионов и фонда ЖКХ. Отчисления в ремонтный фонд не являются обязательным платежом и выплачиваются только в том случае, если такой фонд учреждается на общем собрании жильцов по их инициативе.

Основную часть денежных средств УК собирают не для себя и своих нужд, а для поставщиков коммунальных услуг. Большие суммы за дополнительные услуги управляющей компании платятся только в элитных комплексах, с них и уплачивается облагаемый льготами налог.

Для большинства ТСЖ, ЖСК и УК, которые не осуществляют никакой дополнительной деятельности, налоговые послабления большого эффекта не окажут.

Минэкономразвития рассматривает законопроект о введении новой обязательной строки в платежках по ЖКХ — взноса целевых средств в ремонтный фонд. Однако эти средства предполагается аккумулировать в региональных фондах капитального ремонта. ЖСК, УК и ТСЖ не будут иметь доступа к управлению ими, поэтому прибылью эти средства считаться не будут.

Следует отметить, что проект Федерального закона N 406048-5 «О внесении изменений в статью 251 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации» (о включении в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, доходов в виде средств собственников помещений многоквартирных домов, поступающих на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов) был внесен в Государственную Думу РФ Государственным Советом Республики Татарстан.

Из сопроводительных документов следует, что в Республике Татарстан средства собственников помещений многоквартирных домов, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами ТСЖ, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, выбранных собственниками помещений в многоквартирных домах, на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе на формирование резерва на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, на 2010 год планируются в размере 1644,5 млн. рублей.

Поскольку сумма налога по налогу на прибыль организаций, зачисляемая в бюджет Республики Татарстан, исчисляется по налоговой ставке 18%, то сумма максимально возможной льготы для всех ТСЖ и управляющих организаций Республики Татарстан (при условии, что все указанные организации находятся на общей системе налогообложения) составит 296 млн. рублей.

Однако в связи с тем что большинство организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, — товарищества собственников жилья и управляющие организации — применяют упрощенную схему налогообложения, указанная сумма будет значительно меньше.

Кроме того, следует учитывать, что в настоящее время отчисления на формирование в установленном статьей 324 Налогового кодекса порядке резерва на проведение капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами, не учитываются при определении налоговой базы по вышеуказанному налогу.

В то же время средства собственников помещений многоквартирных домов, направляемые на проведение капитального ремонта общего имущества и поступающие на счета управляющих организаций, выбранных такими собственниками, подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций.

Таким образом, по мнению комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, различные подходы к налогообложению указанных средств лишены экономического смысла и создают неравные условия осуществления хозяйственной деятельности.

Безусловно, указанные изменения в Налоговый кодекс не приведут к автоматическому превращению подъездов, лестничных клеток и крыш домов в идеальное состояние и, по сути, направлены лишь на приведение налогового законодательства в нормальное состояние.

——————————————————————