Элементы механизма правового регулирования жилищных отношений
(Бакирова Е. Ю.) («Гражданское право», 2012, N 4)
ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ <*>
Е. Ю. БАКИРОВА
——————————— <*> Bakirova E. Yu. Elements of the mechanism of legal regulation of housing relations.
Бакирова Елена Юрьевна, доцент кафедры гражданского права Белгородского государственного национального исследовательского университета, кандидат юридических наук, доцент.
Автор рассматривает сложившиеся в отечественной науке представления о сущности и составе механизма правового регулирования общественных отношений, на основе чего предпринимает попытку определить элементы механизма правового регулирования жилищных отношений <**>. ——————————— <**> Статья подготовлена при финансовой поддержке проекта N 6.2866.2011 «Политико-правовая модернизация российской законотворческой деятельности в жилищной сфере», выполняемого в рамках Государственного задания Минобрнауки России подведомственным вузам на выполнение НИОКР.
Ключевые слова: правовое регулирование, механизм правового регулирования, жилищные отношения.
The author considers the circumstances in Russian science conception of the nature and composition of the mechanism of legal regulation of social relations on the basis of which attempts to identify the elements of the mechanism of legal regulation of housing relations.
Key words: legal regulation, mechanism of legal regulation of housing relations.
Социальная значимость той или иной правовой категории или понятия может быть определена только через обозначение их роли и места в механизме правового регулирования соответствующих общественных отношений, что сводится к проблемам его содержания и элементов. Раскрывая содержание механизма правового регулирования, С. С. Алексеев пишет, что юридические нормы, индивидуальные государственные веления, правовые отношения и, наконец, акты психологического отношения к праву тех или иных лиц — все это характеризует единый функционально согласованный механизм правового регулирования <1>. Особенность такого подхода состоит в ярко выраженном институционализме при определении содержания механизма правового регулирования, что сводится к концентрации внимания на материально-правовых аспектах механизма и включению в его состав правоотношения как системы взаимосвязанных прав и обязанностей. При таком подходе в состав механизма правового регулирования включаются и такие элементы, как пути правового регулирования, в частности, предоставление права, возложение обязанностей, угроза применения мер принуждения <2>. Тем самым в механизме правового регулирования выделяется методологический аспект его содержания. ——————————— <1> Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 6. <2> То же. С. 22.
Механизм правового регулирования рассматривается и в качестве комплекса различных по своей юридической природе, но взаимосвязанных и взаимообусловленных юридических средств и способов, посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений <3>. К числу таких способов и средств относятся нормы права, юридические факты, субъективные права и обязанности, различные формы реализации права, меры правового воздействия на субъектов права, правосознание, режим законности. Здесь явным образом выражены идеи взаимосвязи и взаимообусловленности элементов механизма правового регулирования и выделяются предметный и методологический аспекты содержания механизма правового регулирования. Например, С. Г. Дробязко в содержании механизма правового регулирования выделяет элементы-факторы и к числу важнейших из них относит: общественные отношения и правоотношения, изучаемые сквозь призму философских и социально-экономических представлений о закономерностях развития общества; метод правового регулирования <4>. Встречается и еще более целенаправленное выделение в качестве системоформирующего элемента механизма правового регулирования методологического аспекта его содержания. ——————————— <3> Общая теория государства и права: Учеб. пособие / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; под общ. ред. проф. В. А. Кучинского. Минск, 2002. С. 532. <4> Витушко В. А. Современное состояние теории механизма правового регулирования экономических отношений // Вестн. молодеж. науч. об-ва. 2001. N 4. С. 10.
Что касается выделения познавательного аспекта в содержании механизма правового регулирования, то на первый взгляд это может показаться неудачным. Учитывая, что в составе элементов механизма правового регулирования выделяется его субъектный состав со своим психологическим отношением к правовому регулированию, а также правоохранительная система, включающая судебную власть, а весь процесс правового регулирования есть процесс волевой и творческий <5>, подключение арсенала научных методов познания процессов, происходящих в механизме правового регулирования общественных отношений, уместно. Тем более что в теории права до этого уже было отмечено: между юридическими нормами и практическим эффектом, к которому законодатель стремится, существует не непосредственная, а косвенная связь, в качестве одного из опосредствующих звеньев которой выступает поведение людей <6>. А методы познания — это одновременно и методы сознательного правоустановления и правореализации, особенно при толковании права. Правомерное поведение людей всегда обусловлено множеством факторов, в том числе факторами культурологического и научного свойства. ——————————— <5> Муромцев С. А. Избранные труды по римскому и гражданскому праву. М., 2004. С. 61, 532 и др. <6> Иоффе О. С. Юридические нормы и человеческие поступки // Актуальные вопросы советского гражданского права. М., 1964. С. 12.
Обращая внимание на методологический аспект содержания механизма правового регулирования общественных отношений, указывают на его традиционные элементы, а именно дозволения, запреты и предписания. Среди способов реализации права указываются такие, как осуществление дозволенной деятельности, воздержание от запретов, применение права, исполнение права, использование права и др. <7>. Особо выделяется метод поощрений в правоприменении <8>. Не менее интересным является и выделение в механизме правореализации, рассматриваемом как целостное образование, неразрывных связей координации и субординации <9>. Тем самым подчеркивается взаимосвязь общественных отношений и правоотношений, подчиненных различным методам регулирования. В рамках отраслевых правовых исследований такие подходы ведут к выводам о единстве и взаимодополнении механизма государственного управления и механизма самоуправления <10>. В рамках цивилистической науки в процессе правореализации особо выделяются средства охраны и способы защиты субъективных гражданских прав <11>. Это значительно расширяет содержание механизма правового регулирования. Наконец, надо заметить, что понятие механизма регулирования используется не только в юриспруденции, но и представителями других общественных наук, в том числе экономических <12>. ——————————— <7> Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 51 — 55. <8> Пронина М. Г. Обеспечение исполнения норм гражданского права. Минск, 1974. С. 35 и др. <9> Решетов Ю. С. Механизм реализации советского права. М., 1986. С. 41. <10> Курашвили Б. П. Очерк теории государственного управления. М., 1987. С. 8. <11> Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. проф. О. Н. Садиков. М., 2001. С. 558. <12> Лученок А. И. Экономический механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. Минск, 2000. С. 5.
Термин «механизм правового регулирования» отражает статику и динамику права. Но по своему содержанию механизм правового регулирования — это гораздо более емкое явление, поскольку оно включает еще такие элементы, как правоотношения, их субъектный состав, психологическое и познавательное отношение к праву, толкование права, правоохранительную систему и иные, которых нет в содержании понятия «система права». Поэтому понятие механизма правового регулирования, как уже было сказано, не заменяет собой понятия системы права. Каждое из этих понятий занимает свое место в системе правовых понятий. На нынешнем этапе развития общества и юриспруденции главным направлением раскрытия содержания механизма правового регулирования должно стать не столько расширение числа его элементов, сколько углубленное изучение этих элементов, способов и средств правового регулирования. В этой связи актуальными остаются, в частности, такие фундаментальные вопросы, как определение понятий права и правового регулирования, системы норм современного права, содержания субъективных прав и обязанностей, современной правовой методологии и др. Например, предполагается, что современное праворегулирование наиболее эффективно при сочетании права и других социальных регуляторов <13>. ——————————— <13> Венгеров А. Б. Система социальных регуляторов и эффективность общественного воспроизводства // Тр. Всесоюз. науч.-исслед. ин-та совет. законодательства. 1984. N 29. С. 38.
Отмеченное положение особенно удачно раскрывает специфику правового регулирования жилищных отношений. Весьма показательными в этом смысле можно считать нормы гражданского права (например, ст. 333 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.), а также жилищного права (см., например, ст. 98 Жилищного кодекса РСФСР 1983 г.), в которых законодатель ссылался на нарушение виновным лицом правил социалистического общежития как на основание выселения без предоставления другого жилого помещения за невозможностью совместного проживания с этим лицом в одной квартире или в одном доме. Сочетание права и других социальных регуляторов может быть внешним по отношению к праву, когда право и другие регуляторы используются как самодостаточные системы. Но такое сочетание может быть и внутренним, когда другие социальные регуляторы вплетены в право и стали правовыми с формальной точки зрения, сохраняя генетические особенности и признаки своих регулятивных систем. Так, если в приведенном нами примере сочетание правовых норм и других социальных регуляторов, в частности, правил социалистического общежития, как раз и было внешним по отношению к праву, то в ч. 2 ст. 98 действующего Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) понятие невозможности совместного проживания детей и родителей, лишенных родительских прав, уже не связано прямо с нарушением правил общежития, хотя такая привязка, несомненно, существует и является примером более тонкого подхода законодателя к регулированию жилищных отношений, а именно внутреннего характера сочетания права с другими социальными регуляторами. Особое значение в механизме правового регулирования приобретают нормы-принципы как вид норм прямого действия <14>. Регулятивное действие принципов жилищного права вытекает из смысла ст. 1 ЖК РФ, а использование таких источников права, как принципы, позволяет широко пользоваться не только аналогией закона, но и аналогией права, что закреплено основными нормативными правовыми актами практически всех отраслей права, где допустимо применение аналогии, в том числе в ст. 7 действующего ЖК РФ. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья Т. Н. Нешатаевой «Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права» включена в информационный банк согласно публикации — «Вестник ВАС РФ», N 3, 2004. —————————————————————— <14> Щенникова Л. В. Справедливость и добросовестность в гражданском праве России: (несколько вопр. теории и практики) // Государство и право. 1997. N 6. С. 119 — 121; Толстик В. А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России // Журн. рос. права. 2000. N 8. С. 67 — 77; Кононов А. Л. Об общих принципах права во французской и бельгийской судебной практике по административным делам // Государство и право. 2001. N 3. С. 82 — 87; Бахин С. В. Принципы права международной торговли // Правоведение. 2001. N 4. С. 197 — 219; Нешатаева Т. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права // Хозяйство и право. 2004. N 5. С. 121 — 129 и др.
Использование норм-принципов позволяет также применять индивидуальные оценки к конкретным правоотношениям, т. е. индивидуализировать праворегулирование, в том числе правоприменение. Поскольку правоустановление и праворегулирование являются сознательной творческой деятельностью, то важным элементом механизма правового регулирования является толкование права. Процесс толкования права на законодательном уровне в России не урегулирован, если не считать отдельных исключений, например ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации о толковании договора. Поэтому доктринальное решение основных вопросов толкования права сохраняет свое решающее значение в механизме правового регулирования общественных отношений. Так, длительное воздействие на жилищные отношения способа предписаний и запретов, самодовлеющая роль ордера на жилое помещение как единственного основания для вселения в него, формальный характер договора найма жилого помещения, явно подозрительное отношение к договору поднайма как к способу извлечения нетрудовых доходов, отношение к временным жильцам как к потенциальным «захватчикам» жилого помещения в случае его освобождения — все это привело к внутреннему отрицанию договорного характера между нанимателем и временными жильцами. Следствием такого толкования норм жилищного права является традиционно настороженный взгляд современного законодателя на временных жильцов, несмотря на демократизацию всех сфер жизни общества, в том числе жилищной сферы. Такой взгляд проявляется в ограничении времени проживания временных жильцов шестимесячным сроком, что лишено всякого здравого смысла и не поддается разумному объяснению в современных условиях, когда действие договора социального найма практически исключает возможность самоуправного завладения жилым помещением со стороны лиц, проживающих в нем в качестве временных жильцов. Исходя из этого, механизм правового регулирования жилищных отношений можно определить как взятую в единстве систему способов и правовых средств, при помощи которых обеспечиваются: баланс публичных и частных интересов субъектов жилищных правоотношений; оптимальное соотношение их императивного и диспозитивного регулирования с преимуществом (там, где это возможно) диспозитивного правового воздействия на жилищные отношения; допустимость и значимость одновременного нормативно-правового регулирования и индивидуального саморегулирования этих отношений; ограничение сферы запретов.
——————————————————————