Управление государственной собственностью субъекта РФ как функция государства (на примере Орловской области)

(Короткова О. И.)

(«Государственная власть и местное самоуправление», 2005, N 11)

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

СУБЪЕКТА РФ КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

(НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

О. И. КОРОТКОВА

Короткова О. И., заведующая правовым сектором Управления государственного имущества Администрации Орловской области, ассистент кафедры гражданского права Орловского государственного университета.

Известно, что собственность является важнейшим экономическим и политическим фактором развития общественного производства.

Количественные и качественные параметры собственности определяют место государства на рынке и способность функционирования в экономическом пространстве.

В настоящее время усиливается влияние государства на экономику, на формирование ее реального сектора. Использование государственной собственности в национальных интересах и эффективное управление ею могут позволить укрепить нашу экономику.

Так как государство действует в интересах всего общества, одной из основных его целей должно стать обеспечение сохранности определенного объема собственности.

В теории права органы государства определяют как функциональные части государственного механизма, наделенные государственно-властными полномочиями.

Так, наиболее важной сферой участия субъектов РФ в гражданском обороте являются правоотношения собственности.

В научных исследованиях государственная собственность в настоящее время рассматривается в качестве многообразных отношений, построенных по иерархическому принципу:

1) внутри органов законодательной и исполнительной власти, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением государственным имуществом, утверждением бюджета;

2) между центральными и региональными органами государственной власти и местного самоуправления;

3) между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями. Таким образом, по отношению к государственной собственности акцентируется внимание на управленческом аспекте.

Управлением государственной собственностью является административная, властная деятельность. В ее содержание включаются гражданско-правовые отношения, входящие в государственное регулирование, поскольку административная деятельность является государственным велением.

Организация управления государственной собственностью представляет собой совокупность действий государства, в которую включается: определение государственной политики в области государственной собственности; образование институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их компетенцией), учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение государственной собственностью; учет объектов государственной собственности (инвентаризация, классификация объектов, учет в реестрах объектов и сделок с ними); распределение объектов государственной собственности между субъектами; осуществление непосредственного управления в различных формах (приватизация, разграничение государственной собственности, национализация, гражданско-правовые сделки, управление пакетами акций, банкротство и пр.).

Прежде всего управление государственной собственностью субъекта РФ закрепляется в качестве одного из предметов ведения субъекта РФ. При этом законодательный орган субъекта РФ определяет порядок управления, а исполнительный орган осуществляет непосредственное управление государственной собственностью.

Законодательство субъектов РФ определяет круг отношений, регулируемых законами об управлении государственной собственностью, и круг объектов государственной собственности, называет государственные органы, уполномоченные ею управлять, описывает формы управления собственностью и общий порядок ведения ее реестров.

Рассматриваемая сфера настолько обширна, что исследователи выделяют региональное экономическое право РФ как комплексную отрасль права, которую в некоторых зарубежных странах именуют хозяйственно-административным правом.

От имени государства в данной сфере (как и некоторых других) действуют государственные органы. В этом качестве государственные органы именуются официальными представителями государства.

Важная, ключевая, роль в управлении государственной собственностью на территории субъектов РФ принадлежит органам исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации.

Построение системы органов по управлению имуществом должно базироваться на принципах:

1) самостоятельности, осуществления каждым уровнем власти (федеральным и региональным) управления собственностью;

2) взаимного учета интересов при осуществлении управления;

3) участия в управлении федеральной собственностью субъектов Федерации и наоборот;

4) делегирования полномочий органами исполнительной власти в области управления собственностью.

Полномочиями по обеспечению проведения государственной политики в сфере управления и распоряжения государственной собственностью субъекта Российской Федерации — Орловской области наделен орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области — Управление государственного имущества Администрации Орловской области.

Указанное Управление было создано в 1991 г. Этапами становления и развития этого органа послужили:

1991 г. — характеризуется как период действия приватизационных чеков, массовой приватизации, масштабно проводимой на всех уровнях государства. Комитет по управлению имуществом считался государственным органом, разрабатывающим и осуществляющим программу приватизации;

в 1992 г. полномочия, функции, права и обязанности Комитета были намного расширены, Комитет был наделен полномочиями территориального агентства государственного Комитета РФ по управлению государственным имуществом и по вопросам приватизации, распоряжения и управления объектами федеральной собственности, стал подчиняться Госкомимуществу России;

1998 г. — период подписания Соглашения между Министерством государственного имущества РФ и вышеуказанным субъектом РФ, в соответствии с которым орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ наделялся полномочиями территориального органа Министерства государственного имущества РФ и его деятельность, права и обязанности регламентировались положением;

впоследствии в ходе реорганизации Комитет был преобразован в Управление, и в 2002 г. полномочия были дополнены и конкретизированы распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности до момента их разграничения;

в результате создания на территории области территориального Управления Министерства имущественных отношений РФ и проведении реорганизации управления субъекта РФ в 2004 г. полномочия территориального Управления Министерства имущественных отношений РФ были упразднены в рамках Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В настоящее время Управление выступает в гражданском обороте от имени субъекта Российской Федерации — Орловской области в качестве представителя собственника.

В основные задачи указанного органа исполнительной государственной власти специальной компетенции входит:

участие в разработке, формировании и проведении единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений на территории данного субъекта;

обеспечение эффективного управления, распоряжения, а также рационального использования государственной собственности Орловской области;

методическое и правовое обеспечение процессов приватизации, осуществление приватизации и обеспечение системного планового подхода к приватизационному процессу в отношении государственного имущества Орловской области;

обеспечение функционирования системы учета имущества и контроля за его использованием.

Таким образом, анализируя указанные периоды, мы наблюдаем реформирование, развитие, изменение, расширение функций, полномочий органа государственной власти по управлению имуществом, различие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органа, ведомственной подчиненности и возрастающую роль органа государственной власти данной сферы.

Создание эффективной системы управления имуществом субъекта РФ предполагает сосредоточение нормотворческих, организационных и управленческих усилий органов государственной власти субъекта РФ на следующих основных направлениях:

обеспечение надлежащего (т. е. полного и своевременного) учета имущества, ведение его реестра, включающего техническое, экономическое, правовое описание соответствующих объектов учета;

обеспечение оптимальности управленческих решений по распоряжению имуществом, соблюдение взвешенного баланса социальных, фискальных и инвестиционных целей;

обеспечение надлежащего содержания и эффективного использования имущества, повышение инвестиционной привлекательности недвижимости;

обеспечение эффективного контроля за сохранностью и использованием по назначению имущества.

Управление государственным имуществом является одной из важнейших функций государства и связано с реализацией социальных, политических, макроэкономических задач и в настоящее время обеспечивает существенные доходы бюджета соответствующего уровня.

В результате проведения государственной политики должна образоваться еще более единая система управления государственным имуществом (активами), позволяющая добиться имущественного (материального) обеспечения выполнения государственных функций, оптимизации структуры имущества соответствующего уровня, рационального соотношения доходов и расходов бюджета.

Управление имуществом (активами) как элемент системы управления государственными активами и пассивами (обязательствами) позволит решать задачи развития экономики и государственного сектора, повысить устойчивость бюджетной системы, придать гибкость проводимой бюджетной политике, обеспечить эффективность инвестирования бюджетных средств и использования имущества в интересах государства.

——————————————————————