Рецензия на монографию А. Н. Халикова «Оперативно-розыскная деятельность по борьбе с коррупционными преступлениями, совершаемыми должностными лицами органов власти»
(Елинский В. И.) («Российский следователь», 2012, N 15)
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ А. Н. ХАЛИКОВА «ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИОННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ» <*>
В. И. ЕЛИНСКИЙ
——————————— <*> Халиков А. Н. Оперативно-розыскная деятельность по борьбе с коррупционными преступлениями, совершаемыми должностными лицами органов власти. М.: РИОР, 2011. 316 с.
Елинский Валерий Иванович, старший следователь-криминалист Главного управления криминалистики Следственного комитета Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.
Борьба с коррупцией в Российской Федерации на сегодняшний день является одной из важнейших задач правоохранительных органов и фактически возведена на уровень национальной программы в развитии страны. Сущностью коррупционных преступлений является корыстное использование служебных полномочий в личных интересах, вследствие чего данные преступления в большей части совершаются должностными лицами органов государственной и муниципальной власти. Соответственно, способы совершения преступлений, степень наносимого вреда, методы сокрытия преступлений и иные составляющие преступных деяний зависят от уровня властного статуса должностного лица, его личных и служебных характеристик. При этом официальная статистика далеко не всегда отражает реалии истинного бедствия, поскольку основная часть преступлений коррупционного направления остается латентной. По мнению криминологов, удельный вес учтенной коррупционной преступности в стране колеблется лишь в пределах 1 — 5%, при действительном их совершении до 7 млн. коррупционных деяний, которые ежегодно укрываются от выявления и учета <1>. ——————————— <1> Лунеев В. В. Коррупция в России // Государство и право. 2007. N 11. С. 20 — 27; Латентная преступность в Российской Федерации (2001 — 2006): Науч. изд. / Под ред. С. М. Иншакова. М., 2007.
В этой связи выявление и раскрытие коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами органов власти, составляет одну из главных сложностей в деятельности правоохранительных органов. И основная тяжесть в этом ложится на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в обязанности которых входит системное и грамотное ведение оперативной работы по обнаружению и изобличению должностных лиц, совершающих названные преступления. Отсюда тема работы А. Н. Халикова «Оперативно-розыскная деятельность по борьбе с коррупционными преступлениями, совершаемыми должностными лицами органов власти» является одной из актуальнейших как в оперативно-розыскной деятельности, так и в практике предварительного расследования. В то же время исследуемые в книге вопросы не только касаются специфики отдельных направлений оперативной работы по борьбе с должностными и коррупционными преступлениями, но в достаточной степени освещают общие вопросы теории оперативно-розыскной деятельности, уголовного процесса и криминалистики. В соответствии с избранной логикой научного изложения первая глава монографии начинается с рассмотрения общих тем, посвященных сущности и значению оперативно-розыскной деятельности в системе криминалистики и уголовного судопроизводства. Автор дает общий обзор истории развития ОРД в России, состояние оперативно-розыскной деятельности на сегодняшний день, проводя мысль, что в целом деятельность оперативно-розыскных органов отвечает реалиям борьбы с преступностью, хотя и содержит в правовом и практическом разрезе ряд недостатков. При этом автор анализирует содержание понятия борьбы с преступностью в государстве, обозначая в ней место оперативно-розыскной деятельности. Учитывая, что теория и практика оперативно-розыскной деятельности тесно соприкасается с криминалистикой, в монографии отдельный раздел посвящен вопросам соотношения оперативно-розыскной деятельности с системой криминалистики. В ней автор последовательно сравнивает отдельные разделы криминалистики (общетеоретические положения, криминалистическую технику, следственную тактику и методику расследования отдельных преступлений) с оперативно-розыскными положениями. Главный вывод, который делается автором, состоит в том, что каждый из названных разделов криминалистики тесно связан и взаимодействует с похожими разделами оперативно-розыскной деятельности (общая теория ОРД, оперативная техника, тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий, методика выявления и раскрытия отдельных преступлений). В то же время эти разделы в криминалистике и в оперативной деятельности имеют свои весьма существенные отличительные черты, что учитывается при планировании и проведении оперативно-розыскных мероприятий в соотношении со следственными действиями в процессе предварительного следствия. В параграфе, посвященном соотношению доказывания в оперативно-розыскной деятельности и в уголовном судопроизводстве, автор приводит множество мнений ученых по данному вопросу. Это работы Б. Т. Безлепкина, Н. А. Громова, Е. А. Доля, В. И. Зажицкого, С. В. Зуева, В. А. Лазаревой, Н. М. Кипниса, Ю. К. Орлова, А. В. Победкина, М. П. Полякова, С. А. Шейфера и других ученых. Автор выступает за более активное использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве, но в рамках теории уголовно-процессуального доказывания. Предлагается процессуальный порядок предоставления и получения результатов ОРД в ходе расследования уголовных дел, когда следователю должно быть представлено больше прав по их оценке и возможности возвращения данных результатов оперативно-розыскным органам. Отдельный параграф посвящен вопросам соотношения правовых основ оперативно-розыскной деятельности с уголовно-процессуальным правом. Не принижая значения действующего Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», автор выступает за радикальное его изменение или принятие нового закона либо Оперативно-розыскного кодекса. В данном разделе также анализируются мнения ведущих ученых, посвятивших свои труды теории оперативно-розыскной деятельности: В. М. Атмажитова, Ю. В. Афанасьева, В. Г. Боброва, Н. П. Водько, В. И. Елинского, Т. И. Железняка, В. Ю. Сафонова, А. А. Чувилева, А. Ю. Шумилова и других ученых. Автор указывает на недостатки законодательства, регулирующего оперативно-розыскную деятельность в сфере доказывания, а также на практическое отсутствие правового регулирования оперативно-розыскных мероприятий, результаты которых могут быть признаны в качестве доказательств во время следствия и суда. Последующие три главы посвящены непосредственно вопросам оперативно-розыскной деятельности по борьбе с коррупционными преступлениями должностных лиц. В частности, во второй главе излагаются основные направления борьбы с коррупционными преступлениями должностного характера. В первом параграфе содержится изложение целей и задач оперативно-розыскной деятельности по борьбе с системой должностной коррупции в России. Автор разделяет названный вид коррупции на политическую, экономическую и административную разновидности, показывая по каждой особенности совершения по ним криминальных деяний. Далее проводится рассмотрение специфики выявления, раскрытия, пресечения коррупционных преступлений в соответствии с задачами оперативно-розыскной деятельности. В этой же главе автором разбирается категория оперативно-розыскной характеристики коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами органов власти. Автор включает сюда элементы динамики и структуры должностной и служебно-должностной коррупции, обстановку совершения преступления, механизм и способ совершения преступлений, применение законодательных и иных правовых норм при совершении должностных и служебно-должностных преступлений, картину их внешней легальности, предмет преступного коррупционного посягательства, причиненный вред, причинную связь между причиненным вредом и действиями должностного лица, личность разрабатываемого или проверяемого лица, документальные или предметные следы совершения преступления. Несмотря на схожесть данной характеристики с криминалистической характеристикой преступлений, автор указывает на существенно больший информационный объем в оперативной деятельности и, соответственно, множество источников информации при ее формировании. Далее излагаются особенности оперативно-розыскного процесса при осуществлении борьбы с коррупционными преступлениями должностных лиц. Автор разбирает категорию оперативно-розыскной ситуации, в связи с которой разделяет оперативный процесс на стадии, начиная с подготовительного или общеразведывательного характера и завершая оперативной разработкой и представлением результатов оперативно-розыскной деятельности в органы следствия. Причем каждая из стадий подробно рассматривается с практических и теоретических подходов. С названным разделом логично предлагается параграф, посвященный особенностям проведения оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с исследуемыми преступлениями. На основании собственных и позаимствованных из других научных источников эмпирических данных автор исследует все 14 оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в Законе «Об ОРД» применительно к совершению коррупционных преступлений должностными лицами. В силу особенностей оперативно-розыскной работы в отношении отдельных категорий должностных лиц, по аналогии со ст. 447 УПК РФ, автор отдельный раздел посвящает исследованию вопросов правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в отношении должностных лиц со специальным правовым статусом. По результатам рассмотрения практически всех должностных лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ, автор делает вывод, что особенности получения разрешения на оперативно-розыскную деятельность должны относиться только к следующим должностям: Президенту РФ, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации, руководителям субъекта РФ, судьям, работникам прокуратуры и Следственного комитета РФ, а также Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и адвокатам. В отношении других лиц оперативно-розыскная деятельность должна проводиться по действующему Закону «Об ОРД» без каких-либо исключений. Далее следует глава, посвященная использованию оперативно-розыскных мер при расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях, совершаемых должностными лицами. Автор поступательно исследует вопросы, изложенные в отдельных параграфах главы — использование результатов ОРД на стадии возбуждения уголовного дела, в основной части предварительного расследования, а также особенности преодоления противодействия при коррупционно-должностных преступлениях и специфику применения оперативно-розыскных мер при обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства. В последней главе рассматриваются вопросы предупреждения коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами органов власти, оперативно-розыскными мерами. Разбираются особенности предупреждения коррупционных преступлений методами индивидуальной профилактики, общей организационной профилактики, профилактики с применением правового механизма, информативной профилактики, информативно-правовой профилактики, профилактики с использованием оперативно-розыскных мероприятий и операций, профилактики с прогнозированием преступлений. Разумеется, как и в любом научном труде, в рассматриваемой монографии имеются дискуссионные вопросы, и не все позиции автора достаточно убедительно аргументированы. Однако учитывая, что А. Н. Халиков является практическим работником — следователем по особо важным делам, представленная работа «Оперативно-розыскная деятельность по борьбе с коррупционными преступлениями, совершаемыми должностными лицами органов власти» несет в себе потенциал не только теоретической, но, в большей степени — практической значимости.
——————————————————————